СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Оригами"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Оригами"»



Тема: Оригами

Цель: Узнать об основных принципах оригами и научиться делать модульное оригами

Задачи: Изучить основные принципы оригами и выполнить модульное оригами

План

  1. История возникновения и условные знаки

  2. Виды оригами

  3. Изготовление снежинки

  4. Выводы





1 История оригами и условные знаки


Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.


Бумага для оригами была изобретена в Китае, а вот первые способы складывания из неё удивительных по красоте фигурок придумали мастера из Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки.

В японском языке «Бог» и «бумага» звучат одинаково, «бумага» и «божество» - «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. К примеру, кусочки овощей и рыбы, перед принесением в дар грозным японским богам предварительно складывались жрецами храмов в специальные бумажные коробочки оригами — санбо.

Но спустя некоторое время каждый уважающий себя представитель японской аристократии должен был знать, как сделать оригами из бумаги. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.

Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик – именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба - цуру ориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан. Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы.

Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Йошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие. Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички – «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке. В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного. Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы. Разновидности оригами Поделки оригами могут быть представлены в виде как плоских, так и объемных фигурок. Под плоскими изделиями имеются в виду различные животные и предметы, которые имеют только одну лицевую сторону и не способны удерживать вертикальное положение на поверхности. В такой технике складывают и кошек, и мишек, и снеговиков и многие другие фигуры. Что касается объемного оригами, сразу же стоит отметить, что эту технику многие путают с модульной, однако это две разные вещи, и это важно знать. Говоря об объемном оригами, имеется в виду, что из одного листа бумаги путем всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение без посторонней поддержки. Вспомните хотя бы кораблики, которые могут не только стоять на столе, но и успешно плыть по ручью. Аналогичным образом можно изготавливать множество фигурок.

Многообразие фигур, которые можно сложить из бумаги, поражает воображение. В настоящее время существует определённый набор условных знаков, достаточных для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в 1954 г. известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Согнуть на себя – «долиной»

Согнуть от себя – «горой»

Несколько раз повторить одинаковые сгибы «долиной»

Несколько раз повторить одинаковые сгибы «горой»

Перевернуть

Повернуть

Складки-молнии — чередование сгибов «долина» — «гора»

Складки-молнии — чередование сгибов «гора» — «долина»

Складки-молнии — многократное чередование сгибов «долина» — «гора»

Двойные складки

Вытянуть с другой стороны (или изнутри)

Карман (предварительно выполнить сгиб «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, получая сгибы «горой»

Повториь несколько раз (число повторений зависит от количества черточек на стрелке






2 Виды оригами


Классическое оригами

В нем используется один квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Из него собирают разнообразные фигуры – это традиционные самолетики, кораблики, журавлики, лягушечки, цветочки, мордочки животных.




Простое оригами

Стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной.

Модульное оригами

Основа модульного вида оригами – заготовки или модули, которые складывают из кусочков бумаги. Модули бывают объемными и плоскими. Скрепляя их между собой, можно получить любую фигуру.




Складывание по развертке

Развертка или паттерн – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, где изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей.


Мокрое складывание

Эту технику разработала Акира Есидзава. Она использовала смоченную в воде бумагу, которую складывала и придавала моделям плавные изгибы, выразительность и некоторую жесткость.

3. Изготовление снежинки

Возьмём обычный лист бумаги форматом А4 и разделим его на 36 равных частей. Из полученных прямоугольников сложим модули по представленной схеме.


Берем 6 модулей (1-й ряд) и ставим их на короткую сторону, кармашками к центру.



Второй ряд – шесть модулей одеваем кармашками на два соседних модуля так, чтобы все элементы были замкнуты между собой в круг.



Третий ряд – надеваем 2 модуля на каждый предыдущий модуль второго ряда. На левый уголок – правый карман, на правый уголок – левый карман.

Четвёртый ряд – надеваем 12 модулей на третий ряд. Получилась заготовка в виде центра снежинки.



Формируем стрелки. На один модуль 4 ряда одеваем два модуля (слева в правый карман одного модуля, справа в левый карман другого модуля), затем на ближние края одетых модулей – 1 модуль. Все эти операции повторяем два раза. Удобнее отдельно собрать сразу шесть стрелок по указанной схему и установить уже готовые стрелки на модули 4 ряда через один.

В итоге снежинка получилась в таком виде

Теперь выполняем арки. Их гораздо удобнее изготовить отдельно, а затем закрепить в промежутках между стрелками.

Потребуемся всего 9 модулей. На правый край левого модуля одеваем левый кармашек следующего и так повторяем 3 раза. Отдельно на левый край правого модуля одеваем правый кармашек следующего и так повторяем 3 раза. Две полученный половинки сверху скрепляем воедино одним модулем. Получилась арка.

Их тоже делаем шесть штук.

Завершительный этап. Закрепляем арки между стрелками.

Так выглядит обратная сторона снежинки.

4. Выводы

При выполнении проекта я изучила основные принципы оригами и выполнила модульную снежинку. Также пришла к выводу, что занятия оригами

  • способствуют развитию пространственного мышления;

  • способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев;

  • успокаивают;

  • дают возможность полёту творческой мысли;

  • при работе в группе способствуют сплочению коллектива.



14