Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад №5
Проект для детей средней группы
«Осень»
Разработала: воспитатель
Рогачева Н. А.
Бутурлиновка, 2024 г.
Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.
Продолжительность – краткосрочный.
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
• формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
• развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
• охранять и укреплять здоровье детей;
• расширять представления детей о деревьях и кустарниках;
• развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.
Предполагаемый результат:
• расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
• пополнится словарный запас;
• дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
• сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Подготовительный этап:
определение темы, постановка цели и задач;
определение методов и приемов работы;
подбор методической и художественной литературы, дидактического материала;
подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
подбор материалов для творческого труда;
изготовление дидактических игр;
беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень золотая».
Наблюдения.
Цикл наблюдений, экологическая прогулка, экскурсия в лес.
Задачи: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.
Наблюдение за рябиной.
Задача: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Наблюдения за шиповником.
Задача: расширять знания о кустарниках, растущих в природе.
Беседы.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Задача: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.
Беседа – «Листопад».
Задача: показать детям многообразие красок золотой осени.
Беседа – «Растительный мир осенью».
Задача: расширить представление о разнообразии растительного мира.
Беседа – «Что мы знаем об осени».
Задача: расширять знания детей о временах года.
Консультация для родителей «Как одеть детей осенью на прогулку»
Речевое развитие
Творческое рассказывание по темам.
• «Мы гуляли на участке».
• «Что я видел в парке».
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
• «Опиши словами осень».
• «Осень в лесу».
• «Вспомни и назови».
• «Подбери действия».
Пальчиковые игры.
• «Паучок».
• «Капуста».
• «Дождик».
Дыхательные упражнения.
• «Сдуй листок» - развивать речевое дыхание.
• «Листопад» - выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
• «Дует ветерок» - развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц.
Загадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы.
• К. Бальмонт «Осень».
• Л. Толстой «Дуб и орешник».
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д.
Чтение дома произведений про осень.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры.
• «Прогулка в лесу».
• «Всей семьёй в парк».
• «Убираем огород».
Дидактические игры.
«Найди такой же листок» - учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
«С какой ветки эти детки?» - закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Отгадайте, что это за кустарник, дерево» - учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.
«Третий лишний» - закреплять знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.
«Что изменилось? (да или нет)» - закреплять знания детей о приметах осени.
«Чудесный мешочек» - упражнять в умении определять на ощупь фрукты и овощи.
Игры – драматизации.
• «Репка».
• «Под грибом».
Настольно-печатные игры.
• «Времена года».
• «Деревья и кустарники».
• «Ягоды – фрукты»
Труд.
• Уборка опавшей листвы на участке.
• Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).
• Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
• Сбор семян цветов.
Беседы по ОБЖ.
• «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
• «Как вести себя в лесу».
Консультация «Берегите природу» - обогащать родителей знаниями экологического направления.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация.
«Осеннее дерево»
«Колосок» - из природного материала.
Рисование.
• «Ветка рябины»
• «Осень золотая» – рисование полусухой кистью.
Лепка.
• «Овощи», «Грибочки», «Фрукты»
Хороводные игры.
• «Что нам осень принесла».
• «Огородная - хороводная».
Досуги и развлечения.
• «Час загадки».
• «Осенний праздник».
• Просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы. Осенние месяцы».
• Физкультурное развлечение «На лесной полянке».
• Физкультурное развлечение «Осенняя пора».
Беседы.
• «Как одеваться осенью».
• «Если хочешь быть здоров».
Подвижные игры.
«Листопад» - согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги» - упражнять в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок, лети ко мне» - развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Поймай листок» - развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Физкультминутки.
• «Клён», «Листопад», «Грибы».
Совместная работа родителей и детей:
• выставка поделок «Осенняя фантазия»;
• выставка рисунков «Осень золото роняет».
Результаты проектной деятельности:
• у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
• узнали о пользе деревьев и кустарников;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Заключительный этап.
Изготовление стенгазеты