СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по нравственно -эстетическому воспитанию детей в ДОУ "Роль музыки в музыкально -патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к родному краю ,к родной культуре,родной речи начинается с малого. -любви к воей семье,своему жилищю, к воему детскому саду.

Просмотр содержимого документа
«Проект по нравственно -эстетическому воспитанию детей в ДОУ "Роль музыки в музыкально -патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ

«Роль музыки в музыкально – патриотическом воспитании детей

старшего дошкольного возраста»


Проект информационно-ориентированный, творческий

Основание для разработки проекта — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155);

— рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16, где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью;

- Равчеева И. П., «Настольная книга музыкального руководителя»: Учитель, 2014. -123 с.

Авторы-составители проекта Руководитель проекта

Елькина Нина Петровна, музыкальный руководитель высшей категории.

Цель и задачи проекта;

Основная цель данного проект:

воспитать чувство патриотизма у дошкольников, любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны средствами музыки у детей 6 - 7- го года жизни.

Основные задачи:

воспитание любви и уважения к семье, окружающим людям, к родному городу, своей Родине;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

развитие интереса к многонациональной культуре народов России;

способствовать формированию положительного эмоционального отношения к ценности здоровья: собственного и окружающих людей;

формировать дисциплинированность, выдержку.

Основные принципы

Принцип научности;

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип связи теории с практикой;

Принцип активного обучения;

Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

Целевая аудитория

Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.

Сроки и этапы реализации проекта 1 год (с 15.09.2024 по 30.05.2025г.)

I этап – подготовительный

II этап – продуктивный

III этап – итоговый

Механизм реализации проекта.

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Механизм реализации проекта предусматривает системно – деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий.

Ожидаемые результаты проекта

-чувствовать характер музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

-дети вслушиваются в музыкальное произведение, сравнивают.

-оценивают. сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание,

-отличают выразительность контрастных художественных образов.

-проявляют творческое отношение к музыке,

-развивается творчество, и обогащают знания и интересы, происходит духовно - нравственное обогащение детей,

-дети с интересом рассматривают иллюстрации картин художников, объясняют настроение, сюжет.

Пояснительная записка.

Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, происшедшие в России в конце XX – в начале XXI веков, привели к резкому снижению воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Нарушилась преемственность поколений, и прежде всего, в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Современная семья серьезна озабочена образованием и развитием детей, их физическим здоровьем, проблема формирования нравственного здоровья отошла на второй план. А ведь сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем. Программы нового поколения по музыкальному воспитанию содержат только общую характеристику нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Так, в программе «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. Г. Нестеренко, Т. Г. Рубан основное направление составляет интеллектуально-творческое развитие в процессе музыкально-художественной деятельности дошкольников и отсутствуют конкретные задачи и методические рекомендации по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

Концепция проекта

Методическая направленность проекта  базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Ветлугиной, Б. Асафьева, К. Тарасовой, Р. Жуковской, С. Козловой, И. Мулько, на знание авторских методик О. Радыновой, Е. Дубровской, Л. Долгополовой, Н. Кокиной, М. Пичугиной, А. Савиной.

Обоснование значимости проекта.

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники.

Музыка является одним из богатейших средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. В. А. Сухомлинский отмечал, что «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений, проводимых в детском саду: «Песенная моя Русь», «В горнице моей светло», «Хлеб - всему голова». Они дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям, живущих в нашем городе. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, воспитываем такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Активные участники таких праздников – папы, дедушки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Такие праздники, как «День народного единства», «Мы – вместе!», посещение Вечного огня и приглашение на праздник «День Победы», «Спасибо доблестным солдатам» ветеранов надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Результатом систематической и целенаправленной работы является участие детей в творческих мероприятиях разного уровня.

Все выше приведенные данные позволили нам сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств средствами музыки у детей 6 - 7- го года жизни.

Для успешного достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:

1. Воспитание любви и уважения к семье, окружавшим людям, к родному городу, своей Родине;

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Развитие интереса к многофункциональной культуре народов России;

4. формировать дисциплинированность, выдержку.

Этапы реализации проекта.

Срок реализации проекта

Протяжённость проекта 1 год (с 15.09.2024 по 30.05.2025г.)

I этап – подготовительный

• Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства.

• Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.

• Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме.

• Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

• Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед).

• Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

II этап – продуктивный

• Восприятие музыки, исполнительство.

• Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным репертуаром.

• Разучивание песен с детьми, слушание музыки

• Рассматривание картин художников. Беседы по картинам.

• Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей.

• Проведение с детьми мероприятий о Российской Армии, о защитниках нашей Родины, ко Дню Великой Победы, День пожилого человека, День матери, Новый год, Рождество, Масленица, День космонавтики.

• Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, музыкальных игр

• Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).

• Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.

• Изготовление музыкальных подарков к празднику.

III этап – итоговый

• Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к песням патриотической направленности.

• Выступление детей перед родителями, педагогами

• Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.

• Оформление творческо-информационного проекта.

• Музыкально-спортивное развлечение к 23 февраля.

• Музыкально-театрализованная программа ко Дню Победы.

Презентация проектов в подготовительной группе.

Работа с родителями.

• Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 

• Оформление стенда «История праздника»

Состав участников проекта.

В реализации проекта принимают участие воспитатели, воспитанники и их родители подготовительной группы, МБДОУ Д/С № 18 «Золушка»

Прогнозируемые результаты деятельности и условия организации работ.

Ожидаемые результаты проекта

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

В результате проведённой работы у детей сформируются следующие ценностные ориентиры:

• Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.

• Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.

• Потребность у дошкольников слушать музыку: о России, Родине, родном крае; исполнять песни, танцы.

• Бережное отношение к природе родных мест.

• Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.

• Участие в праздниках героико-патриотической тематики.

• Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.

• Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.

• Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155).

3. Рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-ме-тодическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16).

4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010

5. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011.

6. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;

7. Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2011.- 128 с. - (Библиотека воспитателя);

8. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М.: Гном, 2011 г.

9. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М.Б.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.



6