МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Проект: «Школа пешеходных наук»
по ПДД с методикой преподавания
| Выполнила: Минниханова Юлия Владимировна Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах Курс 4, группа 142 Проверила: Падалко Ольга Алексеевна |
Благовещенск 2020
Тема проекта: «Школа пешеходных наук»
Актуальность проекта: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого школьного учреждения.
Среди жертв ДТП много детей младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей.
Проблема обучения детей в школе имеет свои особенности: от учителя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях; чтобы привить ребенку правила безопасного поведения в любых дорожных ситуациях.
Анализируя эту проблему, возникла мысль о создании проекта «Школа пешеходных наук», т.к. проект является очень эффективным методом взаимодействия с детьми, позволяющий школьникам быть активными субъектами образовательного процесса. Кроме этого проект реализуется в триаде: педагоги-дети-родители.
Проблема исследования: всегда ли причиной дорожно-транспортного происшествия является несоблюдение человеком правил дорожного движения?
Объект исследования: правила правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия с участием детей, учащиеся начальной школы.
Цель проекта: оздание системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся начальной школы, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
-Воспитывать чувство ответственности.
Гипотеза проекта: отношение к ПДД как к важной общественной ценности; владение навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов.
Тип проекта по основным классификационным признакам:
- по количеству участников:общеклассный;
-по охвату школьных дисциплин :матапредметный;
- по приоритетной деятельности: комбинированный.
Режим работы ( внеурочный): 2 часа в неделю
Этапы работы:
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по правилам дорожного движения.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
3. Просмотр видео материала.
4. Изготовление дидактических игр по ПДД.
5. Использование игр:
Дидактических:
«Час пик», «Угадай транспорт», «Мы - водители», «Весёлый жезл», «Законы улиц и дорог»ю
6..Подвижных: «Стоп», «Цветные автомобили», «Зажги светофор», «Передай жезл» , « Островок безопасности», « Весёлый трамвайчик»,» Красный, желтый, зелёный», « Будь внимателен», «Воробушки и кот», « Таксисты», « Малыши и взрослые»
7. Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения».
8. Домино «Дорожные знаки».
Основной этап работы:
• Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
• Решение игровых ситуаций.
• Викторины ПДД.
Игра – путешествие «Светофорик и дорога»
• Викторина «Дорожная азбука»
• Кроссворды по правилам дорожного движения»
• Проведение бесед: «Обязанности пешехода», «Твой приятель светофор», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад», «Сигналы регулировщика», «Сведенья о дорогах», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте», «Перекрёсток».
• Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
• Игровые задания («Транспорт»)
• Пополнение и обновление к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения
• Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты).
• Проверь себя (Карточки с вопросами и ответами).
Заключительный этап:
• Развлечение по ПДД на тему: «Нежданный гость»
• Посвящение в пешеходы.
• Изготовление памяток для родителей.
• Изготовление макетов дорожных знаков
Итоги проекта:
1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.
3. Изготовили макеты дорожных знаков для игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Игра-путешествие по станциям
«В гостях у Светофора»
Цели и задачи:
Проверить и закрепить знания о ПДД, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
Развивать у ребят активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: маршрутные листы, дорожные знаки, загадки, зашифрованные письма, грамоты для награждения, мультфильм «Про котёнка Женю и правила движения»
Ход занятия
Вводная часть занятия
Ведущий:
- Уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-путешествие по станциям «В гостях у Светофора».
Цель сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и умеете применять знания на практике. Главным судьёй наших соревнований будет один очень важный гость. Узнайте, кто он?
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Ответы детей: ( Светофор)
Входит педагог в костюме светофора:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я всех вас приглашаю в необычную игру-путешествие. Послушайте правила игры. Вас три команды. Команды будут называться цветами моих огней: «красная», «жёлтая», «зелёная». Каждая команда получает свой маршрутный лист нужного цвета, на котором написано, в каком порядке следовать по станциям (Приложение №1). После выполнения последнего задания маршрутки приносите мне. Победит команда, набравшая большее количество баллов за знание правил дорожного движения. Будьте внимательны: построиться вы должны в порядке следования цветов светофора. А теперь пора начинать путешествие.
(На каждой станции стоит помощник светофора с заданиями, которые оцениваются по количеству правильно выполненных заданий).
Основная часть
(Команды отправляются в путешествие)
Станция №1 «Загадкино»
На этой станции дети должны отгадать загадки о транспорте.
За правильную отгадку – 1 балл
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
Вот утюг, так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошел — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной! (Каток)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет — пять плугов тащит. (Трактор)
Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу! (Подъемный кран)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный ... (самосвал)
Станция №2 «Шифровка»
На этой станции дети получают зашифрованное письмо, которое после нескольких минут обсуждения должны правильно прочитать
Задания для станции «Шифровка»
1.«Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!»
1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.
2.«Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!»
1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.
3.«Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей».
1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.
Ключ
1. «Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!»
2. «Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!»
3. «Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей».
Станция №3 «Дорожные знаки»
На этой станции дети должны по загадке отгадать о каком знаке говорится и найти его среди предложенных дорожных знаков
Землю роет человек.
Почему проезда нет? (Дорожные работы)
– К какой группе относятся все эти знаки? (Предупреждающие)
4. Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. (Автозаправочная станция)
5. Наташа с куклою в тревоге;
Нужен им доктор им в дороге.
Не смотрите, грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой помощи)
– К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса)
6. И зайчишку и Маришку
И соседнего мальчишку
Чётко знак оповещает;
Въезд машинам запрещает. (Въезд запрещён)
7. Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – СТОП!!! Дороги – НЕТ! (Движение на велосипедах запрещено)
– К какой группе относятся эти знаки? (Запрещающие)
8. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок
Нарушать нельзя тут. (Место остановки автобуса или троллейбуса)
9. Это знак такого рода
Он на страже пешехода
Переходим дружно вместе,
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)
– К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные
Станция №4 «Вопрос-ответ»
На этой станции капитаны команд должны за 1 минуту ответить на большее количество вопросов по ПДД). Возможна помощь команды.
Задания для станции «Вопрос-ответ»
Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)
По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай)
Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)
Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход)
Дом для автомобиля. (Гараж)
Гараж для самолётов. (Ангар)
Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
Дорога для трамвая. (Рельсы)
Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
Изгиб дороги. (Поворот)
Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
Водитель самолёта. (Лётчик, пилот)
Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)
Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)
Полосатая разметка перехода. (Зебра)
Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)
Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)
Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности)
Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)
Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир)
Подземный вид общественного транспорта. (Метро)
Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)
Водитель велосипеда. (Велосипедист)
Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)
Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)
Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)
Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)
«Ноги» автомобиля. (Колёса)
«Глаза» автомобиля. (Фары)
Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал)
Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос)
Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга»)
Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)
Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход)
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?
(С 14-ти лет)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
Заключительная часть
Светофор подсчитывает результаты. В это время можно с детьми посмотреть мультфильм «Про котёнка Женю и правила движения»
По итогам путешествия командам вручаются грамоты .
Светофор:
- И в заключении мы поиграем с вами в игру
«Это я, это я, это все мои друзья».
Если вы согласны с моим изречением, то хором говорите: «Это я, это я, это все мои друзья», если не согласны – молчите.
Светофор:
- Кто из вас идет вперёд
Только там, где переход?
Дети:
- Это я, это я, это все мои друзья!
Светофор:
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети:(молчат)
Светофор:
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Дети:
- Это я, это я, это все мои друзья!
Светофор:
- Кто летит так скоро,
Что не видит светофора?
Дети: (молчат)
Светофор:
- Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?
Дети:
- Это я, это я, это все мои друзья!
Светофор:
-Чтобы жить, не зная огорченья,
Чтобы бегать, плавать и летать,
Каждый должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!
- До следующей встречи, друзья
Дидактические игры по правилам дорожного движения
«Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине.
(Троллейбус)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!
(Велосипед)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу!
(Подъёмный кран)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
(Экскаватор)
Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!
(Каток)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
(Пожарная машина)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(Поезд)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит.
(Трактор)
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный…(самосвал).
Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль).
«Играй, да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы»)
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак «Подземный переход»)
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!
(Знак «Въезд запрещён»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)
«Подумай — отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет.)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
«Мы — водители»
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.
Материалы:
1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
3. маленькая машина или автобус;
4. зелёные кружки — 30 шт.
Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.
Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо нетолько быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?
Ответы детей.
Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
Машина быстро мчится по дороге и вдруг…
Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). напоминает , что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем учитель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.
А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.
Дети считают свои зелёные кружки.
«Весёлый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Учитель : Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.
Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети: Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.
Советы родителям;
Воспитывать у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.
Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о том, что прочитали.
Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:
Ходить по тротуару следует с правой стороны;
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;
Переходить дорогу полагается только шагом;
Необходимо подчиняться сигналу светофора;
В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого ( и поручень), чтобы не упасть;
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;
Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
Играть можно только во дворе.
Проектный продукт (виеофильм, газета, дорожные знаки, презентация, сценарий игра, мероприятие, игры)
Оборудование для реализации проекта:
Компьютер, компьютерные диски, плакаты по ПДД, стенды дорожные знаки,светофоры, жезл регулировщика, карточки по ПДД)
Перспективы проекта:
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки
Создание моделей знаков дорожного движения позволит учащимся ориентироваться на местности, научит пользоваться знаками. Это снизит показатели дорожно-транспортного травматизма среди детей.
Несомненно, такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает положительные результаты, самое главное то, что родители и дети заинтересуются данной проблемой.
Проектные приращения (Знания, умения, навыки)
Владение умениями, навыками, необходимыми для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях на дороге, применяют полученные освоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, преобразовывают способы их решения в соответствии с особенностями ситуации, выбирают программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения.
Умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Свободно ориентируются в пределах ближайшей местности (дом, секции, школа), имеют знания о правилах дорожного движения.
могут на основе анализа схемы улицы, модели дорожной ситуации выбирать наиболее безопасный маршрут передвижения.
Используемые источники:
https://multiurok.ru/files/proekt-bezopasnaia-doroga-v-shkolu.html
https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-po-pd-pravila-dorozhnogo-dvizhenija-nuzhno-znat-vsem-bez-isklyuchenija.html
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9526-proekt-po-shkola-peshekhodnykh-nauk.html
https://infourok.ru/proekt-shkola-yunogo-peshehoda-1064958.html
http://www.do.tgl.ru/files/news_2018/8245.pdf