Проект “Школа за здоровый образ жизни”
Цель проекта: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как важной ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Задачи:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью;
адаптация выпускников к жизни в обществе;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Нормативно правовая база проекта
В основе проекта реализуемая программа
«Профилактика употребления ПАВ и пропаганды здорового образа жизни
среди несовершеннолетних на 2019 год»
Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по направлениям
внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;
организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное время. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и психологом, совместно с медицинскими работниками разработаны модели
"Основы здоровья и здоровый образ жизни"
Теория | Практика |
I ступень образования |
Знать: определение здоровья, ЗОЖ ; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности | Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его, Овладеть: приемами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморегуляции |
II ступень образования |
Знать: об ответственности человека за свое здоровье; о здоровье как необходимом условии высокой работоспособности в любом виде деятельности; возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека; определение иммунитета, способы повышения иммунитета; о самонаблюдении, самоанализе как способах познания себя и других; о взаимосвязи самооценки и здоровья; методы самовоспитания | Уметь: использовать отдельные компоненты ЗОЖ в соответствии с индивидуальными особенностями; использовать способы повышения иммунитета Осуществлять: саморегуляцию в различных видах деятельности |
III ступень образования |
Знать: комплекс факторов, отрицательно влияющих на здоровье; о значении здоровья для реализации себя как личности в обществе, в коллективе, для семейного благополучия; об ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих; о рефлексии как способе познания себя | Уметь: составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его Пропагандировать ЗОЖ |
"Физическое здоровье"
Теория | Практика |
Двигательная активность и физическое состояние I ступень образования |
Знать: о значении физических упражнений, физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, быстрота) для здоровья человека; упражнения для развития физических качеств; простейшие способы самоконтроля физического состояния; простейшие средства профилактики умственного и физического утомления | Уметь: выполнять физические упражнения для развития физических качеств; осуществлять простейшие приемы самоконтроля физического состояния; выполнять комплекс утренней гимнастики |
II ступень образования |
Знать: определение физического здоровья; что такое физическая подготовленность и физическое развитие, уровни и факторы, влияющие на них; о значении физических качеств (силы, выносливости ) для здоровья человека; упражнения для развития силы, выносливости; что такое "работоспо собность", "утомляемость"; средства повышения работоспособности; о значении физкультуры и спорта для здоровья человека | Уметь: осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня; выполнять физические упражнения для развития физических качеств (силы, выносливости); подбирать вид спорта для самостоятельных занятий |
III ступень образования |
Знать: о значении резервных возможностей организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем) для развития здоровья человека | Уметь: оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей |
Закаливание I ступень образования |
Знать: о значении закаливания для здоровья человека; простейшие закаливающие процедуры и правила их выполнения | Уметь: выполнять простейшие закаливающие процедуры |
II ступень образования |
Знать: виды и принципы закаливания; признаки переохлаждения и перегревания; методы оценки степени закаленности | Уметь: регулировать холодовую нагрузку в процессе закаливания; выполнять различные виды закаливания и применять их в режиме дня; осуществлять самоконтроль и степень закаленности; составлять индивидуальный план закаливания |
III ступень образования |
Знать: о значении бани для здоровья человека; правила выполнения контрастных закаливающих процедур | Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу закаливания в процессе организации ЗОЖ |
Питание I ступень образования |
Знать: всё о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи | Уметь: различать "полезные" и "вредные" продукты |
II-III ступени образования |
Знать: значение основных пищевых продуктов для здоровья человека; о влиянии технологии приготовления пищи на здоровье человека | Уметь: соблюдать правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использовать способы приготовления блюд, обеспечивающие сохранность витаминов |
Физическое здоровье и окружающая среда I ступень образования |
Знать: о влиянии окружающей среды, о влиянии объектов природы на здоровье человека; об ответственности человека за здоровье природы | Уметь: в доступной форме пропагандировать знания о природе, об ответственности за здоровье природы |
II ступень образования |
Знать: об особенностях адаптации человека к различным климатическим условиям; об использовании естественных ландшафтов для оздоровления человека; об антропогенном воздействии на природу и его значении для здоровья человека; о способах сохранения здоровья и жизни в экстремальных условиях | Уметь: определять благоприятные для здоровья природные зоны |
III ступень образования |
Знать: о биологической функции химических элементов, простых и сложных веществ, содержащих эти элементы, об их влиянии на организм человека; о биологическом действии некоторых физических явлений; о способах защиты от негативного воздействия некоторых физических явлений на здоровье человека | Уметь: грамотно использовать различные вещества, применяемые в быту, не подвергая опасности свое здоровье и здоровье окружающих |
Профилактика заболеваний I ступень образования |
Знать: о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), о причинах нарушения зрения, о заболевании зубов; о наследственной предрасположенности к заболеваниям | Уметь: использовать средства профилактики наиболее распространенных заболеваний; |
II ступень образования |
Знать: о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека | Уметь: убеждать окружающих в необходимости отказа от вредных привычек |
Метапредметные
Ознакомление детей с необходимой информацией осуществляется через учебные предметы (физическую культуру, окружающий мир, природоведение, биологию, химию, географию, технологию, физику, литературу, музыку, ИЗО) и систему внеклассной воспитательной работы, что является отличительной особенностью данного проекта.
Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения
Одним из приоритетных направлений деятельности школы на протяжении последних лет было “Формирование здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий”.
Учителями школы разработаны методические рекомендации: по работе с гиперактивными детям, методические рекомендации по профилактике аддиктивных форм поведения (курение, алгоголизм, наркомания), методические рекомендации по оздоровительным техникам, разработана программы программа профилактики употреболения ПАВ и пропаганды ЗОЖ. Для всех участников образовательного процесса проводятся тренинги, семинары, лекции, консультации специалистов, врачей направленные на обучение методикам по укреплению и сохранению здоровья, проводятся внеурочные занятия.
В образовательные технологии включены оздоровительные методики, направленные на охрану и укрепление здоровья учащихся:
фитотерапия (для повышения устойчивости организма к внешним воздействиям, в том числе бактерицидным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний);
витаминизация (для повышения резистентности и общеукрепляющего воздействия);
организация рационального питания (для формирования культуры питания, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения.
Организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное время
100% обучающихся посещают спортивные кружки, секции в ДЮСШ , в учреждении дополнительного образования детей. Ежедневно занятия в школе начинаются с общешкольной зарядки, каждая 21 минута урока - физкультминутка. Ежемесячно проводятся Дни здоровья, недели здоровья. Спортивные мероприятия «Мама, папа, я спортивная семья». Дети совместно с родителями посещают плавательный бассейн.
В школе уменьшилось количество обучающихся, часто болеющих простудными заболеваниями, уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Возросла активность участия родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.