
Если каждый будет делать добро
в пределах своих возможностей,
возможности добра
станут безграничными.
Фазиль Искандер
Тип, вид проекта:
информационно – практический.
Срок реализации: в течение года
Цель, направление деятельности проекта:
Краткое содержание проекта
Беседы, рассуждения о доброте.
Подбор дидактического материала на данную тему.
Ознакомление детей с литературными произведениями по теме проекта.
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о доброте.
Изготовление игр и участие в них.
Привлечение детей, педагогов, родителей к участию в марафоне добрых дел.
Проведение фотовыставки “Праздник доброты”.
Организация развлечения “День доброты”.
Участники проекта: обучающиеся, педагоги, родители
Форма проведения: групповая.
Ожидаемые результаты
Формирование нравственных чувств.
Усвоение определённых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
Развитие способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению.
Актуальность
Что же такое доброта в современном мире? Все реже мы стали задумываться над эти словом, все чаще в нашем современном мире, стали преобладать материальные ценности, все реже переносятся на первый план духовная составляющая, в связи с этим, у наших детей слабо культивируется нравственное сознание.
Мы не задумываемся о том, что именно, мы, взрослые являемся теми людьми, которые формируют положительные личностные качества, такие как уважение к окружающим, дружелюбие, честность. И не надо забывать о том, что, именно мы, взрослые, своим личным примером учим и развиваем ребенка.
Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать нравственные чувства, представления о должном поведении и развивать в соответствии с этим коммуникативную деятельность.
Задачи проекта
Расширять представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека (социально - коммуникативное развитие).
Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру (социально - коммуникативное развитие).
Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки (социально-коммуникативное развитие)
Повышать уровень мотивации и готовность к сопереживанию (социально-коммуникативное развитие).
Развивать способность совершать добрые поступки (социально-коммуникативное развитие).
Познакомить детей с стихами, рассказами о доброте (художественная литература).
Способствовать расширению словаря, развитию грамматического строя речи, связной речи, произношения (речевое развитие).
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки (познавательное развитие).
Упражнять в сюжетном рисовании карандашами, конструировании из бумаги (художественное развитие).
Модель трех вопросов
1. Что мы знаем о доброте?
2. Что хотим узнать?
3. Что нужно сделать, для того, чтобы…Чтобы узнать больше о доброте, …Чтобы совершать добрые дела?
Гипотеза:
Нам будет интереснее и приятнее жить на свете, если мы все будем делать что- то хорошее. ( Доброму человеку жить веселее.).
Этапы работы над проектом
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы
Выбор формы продукта:
Какие книги можно прочитать о доброте? Кому и как можно оказать помощь? Как можно рассказать другим о хороших поступках?
Постановка цели проекта:
Цель: Развитие способности сочувствовать и помогать ближайшему окружению.
Задачи:
Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, разговора.
Развивать полноценную, социально - коммуникативную личность.
Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки поисковой деятельности.
Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают и выполняют задачу.
2. Аналитический.
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми различные ситуации, участвовали в поиске “ Кому и в чём нужно помочь?”, подобрали произведения о доброте, решали, как можно помочь малышам, подбирали игрушки для друзей.
Сбор и изучение информации:
Вечером в присутствии детей предложила родителям участие в проекте, родители согласились и выбрали различные задания (найти и прочитать детям стихи, пословицы, рассказы, сказки о доброте, продемонстрировать свои хорошие поступки, привлечь детей к выполнению добрых дел).
Деятельность детей на данном этапе:
Дети наблюдают за поиском информации и вместе с родителями обсуждают полученные знания.
Деятельность педагога:
Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями.
3. Практический
В ходе коммуникативной деятельности дети расширяют свои представления о доброте, самостоятельно участвуют в выполнении полезных добрых дел.
В процессе деятельности по социально - коммуникативному развитию, художественному развитию, познавательному и речевому развитию дети вместе с взрослыми изготовили игры: “Добрый дождик”, “Ласковое слово”, “Волшебный стул”, “ Копилка добрых дел”, разучивали стихи, пословицы, песни о доброте, слушали и обсуждали рассказы, сказки.
В экспериментальной деятельности (разыгрывание ситуаций, в которых необходимо оказать помощь) дети наблюдали за действиями друг друга и обсуждали их.
Деятельность педагога:
Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта).
Деятельность детей:
Внимательно относятся к ближайшему окружению, помогают друг другу, оценивают своё поведение, участвуют в выполнении рисунков, конструировании из бумаги поделок для малышей, разучивают стихи, играют в игры, рассказывают стихи, показывают кукольный театр малышам, изготавливают и устанавливают кормушку для птиц, помогают бумажным лебедям отправиться в тёплые края.
Содержание деятельности
Этап | Формы работы (с наименованием) |
1.1. | Поисковый этап. Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов. |
2 2.1. | Аналитический этап. Уточнение представлений детей о доброте, о добрых поступках, о том, какие добрые поступки можно ещё совершить и как об этом рассказать. |
2.2. | Привлечение родителей к сбору информации о доброте. |
2.3. | Подготовка материала для изготовления игр о доброте. |
3.1. | Практический этап. Беседы с детьми о доброте. |
3.2. | Изготовление открыток «Рецепт счастья» |
3.3. | Чтение детям стихов, рассказов о доброте. |
3.4. | Подбор, изготовление игр и участие в них: “Копилка добрых дел”, “Эстафета добрых дел”, “И я”, “Волшебный стул”, “Ласковое слово”, “Скажи наоборот”, “Мирилки” , “Что тут хорошо и что тут плохо”, “Семейка родственных слов”. |
3.5. | Составление рассказов из опыта о добрых поступках. |
3.6. | Подбор пословиц о доброте. |
3.7. | Разбор ситуаций, рассуждения. |
3.8. | Изготовление памяток для родителей “Добро дарить - себя веселить”. |
3.9. | Привлечение родителей, педагогов к участию в марафоне добрых дел. |
3.10. | Игра “Копилка добрых дел”. |
3.11. | Рисование “ Мой добрый поступок”. |
3.12. | Составление рассказа по серии картин “Спасение воробья”. |
3.13. | Изготовление и установка кормушки для птиц. |
3.14. | Акция «Подари улыбку прохожему».. |
3.15. | Акция “В гости к малышам”. |
3.16 | Акция «Подарок ветерану» |
3.17. | Марафон добрых дел. |
3.18. | Фотовыставка “Праздник доброты” |
4.1. | Презентационный этап: проведение развлечения “День доброты”. |
Практическая деятельность
Виды детской деятельности | Формы и методы организации деятельности. |
Игровая | Подвижные игры: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”. Ситуативные игры: “Что тут хорошо и что тут плохо”, “Оцени поступок”, “Что бы сделал ты..”. Словесные игры: “Семейка родственных слов”, “Доскажи словечко”, “Добрый дождик”, “Ласковое слово”, “Скажи наоборот”, “Мирилки”, “И я”, “Копилка добрых дел”. Дидактические игры: “Помоги животным вернуться в свои клетки”, |
Коммуникативная | Беседы по прочитанному, обмен мнениями, обсуждение ситуаций, советы. |
Восприятие художественной литературы | Чтение: Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”, ненецкие сказки “Айога”, “Три сына”, Осеева “Добрые слова”, стих. А. Кузнецова “Подружки”, Е.Серова “Нехорошая история”, Е.Благинина “Подарок”, сказки “Как светлячок друга искал”. «Добро и зло» Беседы по прочитанному. Разучивание стихов, пословиц. |
Изобразительная | Сюжетное рисование “Добрые поступки”. |
Конструктивная | Подарки малышам: конструирование из бумаги (оригами): “Кораблик, пароход, лягушка, самолёт”. Аппликация “Спасение лебедей”. Изготовление и установка кормушки для птиц. |
Познавательная | Беседы по прочитанному, просмотр мультфильмов “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Приключения кота Леопольда”, моделирование ситуаций. |
Музыкальная | Разучивание песен, танцев, хороводов (“Наш художник осень”, “Ёжик”, “Песня о дружбе”, “Улыбка”). |
Самообслуживание | Уход за цветами в уголке природы, пополнение атрибутов в сюжетно- ролевых играх, оказание помощи друг другу. |
4. Презентационный
На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации:
«Наши добрые дела»
Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации (разучивают стихи, пословицы, игры, готовят подарки).
Ожидаемые результаты
Формирование нравственных чувств.
Усвоение определённых норм поведения и общечеловеческих ценностей.
Развитие способности помогать и сочувствовать ближайшему окружению.
Список используемой литературы.
Интернет-ресурсы
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие - М., Педагогическое обществоРоссии,2007-176с
Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” издательский дом “Воспитание дошкольника” г.Москва, 2009г.
. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ « Сфера», Москва,2004г
Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
Журналы “Дошкольная педагогика” 2009-2010 гг
Семанака С.И. « Уроки добра»-М.,2004г.
ФесюковаЛ.Б. Беседы по картинкам ( Чувства. Эмоции. ) демонстрационный материал, Из-во ТЦ « Сфера», 2006г.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей»,Книголюб, Москва,2004г.