Проект «Зимующие птицы»
Проект «Зимующие птицы» знакомит детей с видами птиц, зимующих на просторах нашей Родины.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников: 10-14 лет.
Участники: педагог, обучающиеся 3 класса.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 12 опрошенных учеников меньше половины детей узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2.Пополнить развивающую среду класса материалами и оборудованием по теме проекта.
3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Подготовительный этап
— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
— Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).![]()
Беседа«Что ты знаешь о птицах?»
Дидактические игры«Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь».
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Изготовление поделки Снегирь» и «Сова»из геометрических фигур.
Цель. Учить передавать внешний вид этих птиц.
Оформление плаката «Сделай доброе дело».
Творческая работа: Изготовление кормушки.
Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Защита проекта «Зимующие птицы»
Задачи:
поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.
Цель:закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Ожидаемый результат:
-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в классе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультфильм «Лекарство для синички», плакат «Зимующие птицы средней полосы России», поделки учеников, мнемотаблица «Синички» (Б.Поляков),картинки зимующих птиц, коврики, ножницы, клей, заготовки силуэта воробья для поделки; стихи, загадки, пословицы и поговорки о птицах.
Активизация словаря: зимующие птицы, семечки подсолнечника, падаль, труженик леса, насекомоядный, ярмишко , просо , ячмень.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас главное занятие – защита проекта. Ну а чтобы сообщить тему всем присутствующим, мы посмотрим мультфильм . Пока я не буду называть его. Но вам предстоит запомнить каких птиц вы увидите, чем они питаются и в какое время года мы можем их увидеть.
(Идёт просмотр мультфильма «Лекарство для синички»)
Учитель. Итак, давайте ответим на поставленные вопросы , которые я задала перед просмотром мультфильма. (Дети отвечают)
-Как вы думаете какая тема нашего занятия? (Зимующие птицы)
- Да, молодцы. Скажите какие птицы называются зимующими? (Ответы уч-ся, учитель вешает на доску темы урока)
-Перечислите мне, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы уч-ся, учитель вешает на доску плакат «Зимующие птицы средней полосы России)
-А знаете ли вы как поют эти птицы? Давайте вспомним. Сейчас мы устроим концерт. Итак, игра «Птичий концерт».
Поделимся на группы по 2-3 человека в каждой. Я называю птицу –и эти птички хором мне отвечают:
Воробьи-чик-чирик
Синицы- тинь-тинь
Ворона- кар-кар
Снегирь- дю-дю-дю
Дятел-тррр-тррр.
Учитель. Все встали у своих парт, проведем физкульминутку.
Учитель. Все тихо сели, продолжаем наше занятие. Сейчас поработаем с мнемотаблицей, которая помогает нам развивать внимание, память, речь. Сегодня она у нас называется «Синички». Работя над ней необходимо выучить стихотворение Бориса Полякова «Синички»
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечки принёс:
-Посмотрите-ка сюда,
Это- вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки, не боятся.
(Учитель вешает плакат с мнемотаблицей на доску и идет работа над ней).
Учитель. Послушайте внимательно загадку. О какой птице она?
Кар! Кар!Кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (ворона)
(Учитель вешает на доску мини-плакат о вороне и дети рассказывают несколько интересных фактов о ней)
Учитель. Послушаем Шатилова Антона, который приготовил стих об этой птице. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какими повадками обладает эта птица?
Окраской-серовата,
Повадкой-воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!
Учитель. Ребята, а какая ещё птица очень похожа повадками и тоже зимует с нами? (Сорока)
Двайте послушаем Матвееву Дарью, она приготовила стих про сороку.
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
Учитель. Сейчас я вам задам ещё одну загадку. Знаете ли вы эту птицу?
Тащит в дупла лип упорно
Жёлуди, орехи, зёрна,
Как заправский кладовщик
Бойкий …….. ямщик.(поползень)
(Учитель вешает на доску мини-плакат о поползне и дети рассказывают несколько интересных фактов о нем)
Учитель. Послушайте следующую загадку.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая,
И полоской шарфик. (синица)
(Учитель вешает на доску мини-плакат о синице и дети рассказывают несколько интересных фактов о ней)
Учитель. Про синицу нам расскажет Яхиен Даниил.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тили- тень,
Всё короче зимний день-
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Учитель. В ходе данного проекта мы делали поделку этой птицы из геометрических фигур. Что это за птица? (Выходят 3 ученика и рассказывают стихи про Снегиря)
Учитель. Скажите из каких фигур делали поделку снегиря? (два круга, два треугольника). А какую птицу мы ещё собирали из геометрических фигур? (Сову) Перечислите фигуры. (круг, два треугольника, четырехугольник).
Учитель. Мы изучили много зимующих птиц. И сейчас надо выполнить упражнение «Найди силуэт птицы». У вас на столах лежит лист с дидактическим материалом, на котором нарисованы контуры нескольких птиц. Найдите, какие птицы нарисованы?
Учитель. Молодцы хорошо справились с заданием. Ребята ,знаете народом сложено много пословиц и поговорок о птицах. Давайте познакомимся с некоторыми:
Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
Учитель. А сейчас загадка.
Маленький мальчишка
В сером ярмишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.(воробей).
Стих про Воробья послушаем, приготовил его Писеев Антон.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
-Киньте крошек воробью-
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень-
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
(Учитель вешает на доску мини-плакат о воробье и дети рассказывают несколько интересных фактов о нем)
Учитель. А сейчас у нас будет проходить коллективная творческая работа «Соберём стайку воробьёв».
Мы будем делать поделку воробья. Берем и расстилаем коврики для работы. Давайте вспомним правила обращения с ножницами. Берем ножницы и силуэты птицы на картоне, вырезаем его. Берем половину грецкого ореха и приклеиваем его на туловище. Птица готова. А теперь посадим птиц на дерево.(Дети прикрепляют на заранее нарисованное дерево свои работы.)
Учитель. А сейчас посмотрим на презентации как мы работали над данным проектом.
(Идет показ презентации)
Учитель. Дополни предложение
-Работая над проектом я узнал…
-Мне было интересно…
-Я буду и дальше…заботиться о птицах зимой, им помогать, подкармливать.
Используемая литература:
Зимующие птицы. Названия, описания и особенности ... - givnost.ru
https://givnost.ru/zimuyushhie-pticy-nazvaniya-opisaniya-i-osobennosti-zimuyushhix-...
2.Зимующие птицы. Картинки, стихи и вопросы к мероприятию ...
gamejulia.ru/zimuyushchie-ptitsi.html
3.Зимующие птицы - Интересные факты
www.smirnova-tatjana.ru › О животных