XXI век. Требования гуманистической направленности образования прежде всего обращены к общечеловеческим ценностям. И главной ценностью выступает личность во всем многообразии ее проявлений. Личностная ориентация является основным главенствующим направлением в современной педагогике. Развитие учащегося на данном этапе рассматривается во взаимосвязи с саморазвитием. Соответственно и технологии обучения будут опираться на самообразование и развитие, поэтому необходимо обучающимся создать такие условия обучения, чтобы активизировать процесс саморазвития личности. Необходимо рефлексивное обращение человека к своей внутренней сущности, к познанию себя, своих потребностей, способностей, жизненных целей, индивидуальных особенностей и к сознательному соотнесению их с возможностью и необходимостью реализовать себя в тех ролях, которые под воздействием социума представляют для него актуальную ценность. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Ученика сегодня невозможно заставить учиться, напугав плохой отметкой. У каждого обучающегося есть свои взгляды на изучение того или иного предмета, свой менталитет, свой субъективный опыт. Не будем забывать и о том, что в классе у каждого ребенка свои способности, свой уровень развития. Поэтому самая главная задача учителя заключается в том, чтобы найти подход к каждому ребенку, не заставлять, а мотивировать его к учебе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает методика, которая основывается на проектно-исследовательской технологии. Проектная деятельность решает конкретные задачи, которые были сформулированы государством, обществом и образовательным учреждением. Именно проектная деятельность дает возможность гармонически развить современное подрастающее поколение. Значит необходимо в школьном обучении создать такие условия, в которых можно сформировать комплексную систему проектов различных типологий и уровней. Данные проекты по различным школьным предметам дадут возможность решить задачи современного школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предусматривает обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта «по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной и т.д.). С 2014 года на уроках географии, экономики, права, обществознания я использую проектную и исследовательскую деятельность, которая является эффективным инструментом реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды. В процессе проектной деятельности обучающиеся планируют собственную работу, учатся согласовывать цели исследования или проекта с личностными и социальными мотивами, используют разнообразные виды деятельности, которые дополняют друг друга. В результате формируется потребность в поиске новых знаний в других областях. Поэтому использование исследовательской и проектной деятельности при обучении географии, обществознания, экономики, права в условиях цифровой образовательной среды является эффективным инструментом реализации ФГОС. Также при использовании данного метода пришла к выводу, что его можно использовать как в системе основного образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании, и , что самое ценное, при обучении не только одаренных детей, но и детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным поведением.
Исследовательскую деятельность начинаю всегда с интересного рассказа, завершающегося обязательным вопросом: почему? так происходит? Далее уже сами ребята формулируют для себя вопрос-исследование ( Зачем? мы делаем этот проект) и разбиваются на исследовательские группы. Таких групп может быть 1-3(в зависимости от возрастной категории). Каждая из групп формулирует гипотезу, ставит перед собой задачи( Что? нужно для этого сделать) , подбирает необходимые методы ( Как? мы можем это сделать) исследования. Результат (Что получилось?) оглашается либо одним представителем от группы, либо всеми членами группы. Обязательно проводится рефлексия, где проговариваются все этапы деятельности, а также дается анализ эффективности примененных методов. Целью данной работы является получения практически значимого результата. Учитель подходит к организации такой работы творчески. Никаких прямых инструкций не дается, обучающиеся действуют самостоятельно. Нет страха сделать что то неправильно или дать неправильный ответ. Результатом проведенной работы могут быть стенгазеты, фильмы, буклеты. Помимо исследовательского проекта можно создавать игровые проекты, информационные, творческие. Учитель, являясь руководителем проекта, помогает, дает советы, направляет деятельность обучающихся. На уроках можно реализовать мини-проекты, для конкурсов и конференций используем как краткосрочные ( срок работы над проектом – 1-3 месяца), так и долгосрочные (срок работы над проектом – более 1 года). Учитель предварительно проводит предварительную работу, объясняет, какие источники информации можно использовать ( справочники, периодические издания, наблюдения, эксперименты, экскурсии, интернет).
Ребята получают удовольствие от полученных результатов деятельности, а учитель получает высокие достижения учеников в разных направлениях . Поэтому была разработана система заданий для реализации данного вида деятельности детей на уроках . На уроках используются для 5 класса открытки-представления, в 8 классе групповые выступления, решения кроссвордов, составление кроссвордов, 9 класс – составление таблиц. Метод проектов использует самостоятельную работу обучающихся, что является особо ценным в настоящее время, ведь дети объединяются единой интересной проблемой, которую решают общими усилиями, привлекают имеющиеся знания, учатся отыскивать необходимую информацию, совместно планируют свои действия и презентуют полученные результаты.
Общение и совместная деятельность учеников в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет учащихся общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий.
Сегодня модно быть творческой личностью. Некоторые получают такой дар при рождении, а некоторым приходится потрудиться, чтобы самостоятельно добиться определенных способностей. В любой сфере жизни человек может проявить себя, показать свои творческие способности. Ведь творчество может быть везде. Но для этого надо просто не уходить от трудностей, а пытаться преодолеть их, проанализировав детально ситуацию и продумать пути решения. Вот и приходят в таких случаях умения и навыки, полученные на уроках с использованием метода проектов: нужно наметить план действий, осуществить его , оценить , удалось ли достичь поставленной цели.
В современном обучении метод проектов получил признание и используется практически в каждой школе. Ведь проектая деятельность направлена на взаимодействие педагога и учащегося, на развитие творческих способностей последнего. Во время работы над проектом обучающийся хочет получить новые знания и умения, в процессе данной деятельности происходит формирование творческого мышления. В основе процесса обучения лежит сотрудничество и продуктивное общение учащихся для решения поставленной проблемы, выделение важного, постановка целей, планирование деятельности и распределение функций и ответственности. В результате обучающийся учится мыслить критически и достигает значительных результатов. Происходит уже не просто усвоение знаний, умений и навыков , а формируются ключевые компетенции, которые обеспечивают успех практической деятельности.
За определенный промежуток времени обучающийся самостоятельно должен решить какую то значимую для него проблему. Для обучающихся 5 классов данный промежуток времени может составлять 10-15 минут. Проблема чаще представлена в поиске нужной информации. Чем старше становятся обучающиеся, тем больше времени отводится на решение проблем. Конечно же проблемы также становятся сложнее. Итоги работы могут быть представлены в разнообразном виде: от небольшого рассказа до изготовления газеты или журнала. Метод проектов является актуальным и очень эффективным. Прежде всего он не ограничивает возможности ребенка: есть возможность провести эксперимент , синтезировать полученные знания. Это развивает творческие способности., инициативу, поисковый интерес, самостоятельность. Работа над проектом, обучающиеся получают знания, которые становятся достоянием их опыта. Это повышает их самооценку, придает уверенности в своих знаниях.