СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии в формате дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация проектной деятельности во время дистанционного обучения

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии в формате дистанционного обучения»


Проектная деятельность на уроках технологии в формате

дистанционного обучения

Добрый день, уважаемые организаторы и участники муниципального семинара. Предлагаю вашему вниманию сообщение на тему «Проектная деятельность на уроках технологии в формате дистанционного обучения»

Дистанционное обучение, которое позволяет получать ученикам  знания,  находясь дома или в любой другой точке с доступом в Интернет, стало неотъемлемой частью жизни каждого школьника, поэтому современному педагогу необходимо владеть соответствующими технологиями.

Предмет технология является практико-ориентированным, следовательно, преподавание посредством технологий удалённого обучения представляет определённые сложности. Без личного присутствия педагогу сложно проконтролировать технологию выполнения заданий, приобретённые навыки учащихся и соблюдение техники безопасности. Поэтому основная работа по выполнению заданий возлагается на самостоятельную деятельность детей, а педагог разрабатывает контент и отправляет его учащимся, а также осуществляет проверку выполненных заданий.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования приоритетным направлением дистанционного обучения необходимо отметить проектную деятельность как особую форму на уроках технология.

Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым учеником 5-8 класса ежегодно. При изучении предмета технология в 5-7 классе запланировано четыре проекта по разделам: «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» И в 8 классе «Дом будущего», «Электротехника», «Мой профессиональный выбор», «Художественные ремесла». В условиях реализации ФГОС проектная деятельность стала обязательным элементом образовательной программы обучающихся, каждый обучающийся обязан защитить итоговый индивидуальный проект в конце обучения.

Приобщение учащихся к проектной деятельности способствует развитию у них необходимых качеств творческой личности: умственной активности: смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный проект, а также публичная презентация результатов своего труда.

 «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, которое даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

         Таким образом, метод проекта предполагает:

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Учебный творческий проект самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Цель проектирования - контроль знаний и умений учащихся, содействие творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях, профориентация.

Задачи проектирования

Формирование УУД (универсальные учебные действия)

Формирование технологической грамотности, т.е. сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности;

Формирование умения мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности;

Формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Формирование навыков исследования

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы. В процессе создания изделия каждый учащийся выполняет проект или индивидуальный, или групповой имеющий практическую направленность и являющийся значимым для ученика. Творчески и самостоятельно выполненное проектное задание позволяет участвовать в научно- практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, что позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достигать положительного результата.

  Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии. При обучении в дистанционном формате такой контроль установить сложно. Поэтому я предлагаю учащимся памятки или инструкции по выполнению проектных работ, проведение индивидуальных или групповых консультаций, даю чёткие рекомендации. Таким образом, я уверена, что с процессом выполнения работы ученик справится.

В разделе технологии творческой и опытнической деятельности в программе 5 класса на первом занятии по теме “Проектная деятельность” я объясняю учащимся, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы.

Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Вместе изучаем тематику проектных заданий внутри учебной деятельности. Одни проекты рассчитаны на реализацию одного урока, например, групповой «мини-проект» в 5 классе «Воскресный завтрак», в 7 классе «Праздничный сладкий стол», В режиме дистанционного обучения возникает сложность в том, что проект приобретает индивидуальный характер. Предлагаю выполнять проект совместно с родителями в удобное для всех членов семьи время.

Другие охватывают серию уроков, например, творческий проект в 5 классе «Прихватка», «Фартук для работы на кухне», в 6 классе творческий проект «Растения в интерьере жилого дома», «Сорочка», в 7 классе творческий проект «Юбка». Трудность в реализации данных проектов возникает, когда девочки приступают к работе на швейной машинке, так как не у каждого ученика швейная машина есть дома. В таких ситуациях согласно плану индивидуальных консультаций учащиеся приглашаются в школу с соблюдением необходимых санитарно- гигиенических требований.

За рамками учебного процесса, то есть во внеурочной деятельности, тема должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Ученики, имеющие высокий творческий потенциал привлекаются к подготовке исследовательских работ для участия в школьной научно- практической конференции. Выбирают темы по своим способностям, интересам. Темы выбирают самые разнообразные : «Авторская кукла», «Картины из слоеного теста», «Мягкая игрушка», «Лоскутное одеяло», «Алмазная вышивка», «Ажурная салфетка» и другие. Темы связанные профессиональным выбором: «Особенности выбора профессии учащимися 9-11 классов», «Выбор профессии» и другие.

За период с 2018 по 2020год победителями школьной научно практической конференции стали проектные работы 3 учащихся (Сергеева Анастасия, Китаева Дарья, Горшенкова Екатерина). Призёры- 2 учащихся (Козлова Екатерина, Чичварина Софья) На региональный этап конкурса исследовательских работ «Тропою открытий им. В. И. Вернадского» прошла работа Горшенковой Екатерины «Авторская кукла». Уже на протяжении 3 лет принимаем участие в конкурсе учебно-исследовательских работ «Моя путевка в жизнь», где учащиеся представляют исследовательские работы по профориентации: "Учитель - профессия творцов будущего», «Переводчик. Много языков- одна профессия», «Мой выбор- медицина», «Учитель- профессия или образ жизни?»

Уже в 8 классе рассматриваем проектирование как неотъемлемую часть до профессиональной подготовки. На этом этапе рассматриваем и характеризуем более подробно виды проектов ( слайд ) Мы рассматриваем такие темы проекта, как «Разработка плаката по электробезопасности». Причём учащиеся сами выбирают каким будет проект: групповым (от 2 до 4 учеников), парным (2 ученика). Хотя при проектной деятельности в дистанционном формате проект приобретает индивидуальный характер. Творческие проекты «Дом будущего», «Мой профессиональный выбор», Проект по профессиональному самоопределению реализовывался в 2019-2020 учебном году на дистанционном обучении. Надо сказать, что и мне и учащимся не составило большого труда работать в дистанционном формате по данному проекту, Во время конференции в Zoom (на тот момент работали впервые) мы использовали «демонстрацию экрана» и всем была доступна работа учащегося. Девочки могли задавать вопросы, получать консультацию.

Изменяется и роль учителя в подготовке проекта, если в 5-6 классах – он контролирует значительный объем работы над проектом , то в 7-8-е классах – учитель- консультант, наставник, умело направляющий деятельность

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

Поисково-исследовательский. На данном этапе учащиеся самостоятельно определяют тему проекта, обоснование необходимости изготовления изделия. Определя­ют цель и задачи проекта, находит способы решения проблемы проекта работает   с  литературой  и  другой  информацией  по теме  проекта. Разработкой вариантов и выбором лучшего изделия. Разработкой  конструкции,  технологии  изготовления  объекта  труда.

На технологическом этапе занимаются разработкой конструкции и технологии изготовления изделия. Проводят текущий  контроль  качества  выполнения  изделия. Соблюдение  техники безопасности. Вносят   при  необходимости  изменения  в  конструкцию  и  технологию

На заключительный  этапе. Защита  проекта. Окончательный контроль готового изделия. Анализ  того, что получилось, а что нет. Самооценка Изучение  возможностей  использования  результатов  проектной  деятельности,  реального  спроса  на  рынке  товаров.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом в виде презентации. В дистанционном формате это не сложно организовать. При использовании видеоконференции на платформе Zoom с применением презентации. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обяза­телен. Он необходим для завершения работы, для анализа проде­ланного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации резуль­татов.

Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

Критерии оценивания проектной работы известны учащимся. Во время видеоконференции я называю количество баллов за работу

1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована

2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов

3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)

4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

5. Творческий подходоригинальное отношение автора к идее проекта

6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами

7. Презентация (большой интерес аудитории)

8. изделие полностью соответствует требованиям качества

Во время видеоконференции я называю количество баллов за работу, при этом стараюсь аргументировать каждый этап.

Рассматривая формат дистанционного обучения для организации работы учащихся над творческим проектом необходимо выбрать интернет-ресурс, позволяющий объединить участников.

 В условиях дистанционного обучения я использовала следующие сервисы и приёмы:

1.мессенджеры; В мессенджерах WhatsApp, Viber, Telegram и других можно организовать чаты с учащимися и родителями для совместного обсуждения вопросов, домашнего задания, критериев оценивания. Например, каждый из ребят может задать вопрос непосредственно педагогу, получить быстрый ответ, обсудить задания.

2.видеолекции и видеоконференции; Видеолекции и инструкции по выполнению задания можно самостоятельно записать ролик (это может быть какая- либо инструкция) или воспользоваться готовым из Интернета и разослать учащимся. При таком подходе выбираются записи, которые подходят по возрасту и ориентированы на имеющиеся навыки. Ученики загружают запись в удобное время и выполняют задание.

Во время видеоконференции требуется онлайн-присутствие, потому что работа выполняется в реальном времени. Для организации совместных дистанционных занятий я использовала платформу Zoom

3. использование презентации с инструкцией;

Подводя итоги можно сказать , что цель проектной деятельности в формате дистанционного обучения остается традиционной, направлена на выполнение обучающимися проектно- исследовательской работы. Меняются структура и способы организации учебной деятельности: способы доставки учебной информации, организация и управление учебным процессом. Главная задача учителя: разработка системы поддержки проектной работы на основе постоянных консультаций.

При удалённом обучении Интернет позволяет коммуницировать всем участникам образовательного процесса, где бы они ни находились, и это одно из главных преимуществ дистанционного обучения.

Спасибо за внимание!