СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие "Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»











Учитель начальных классов МАОУ СОШ №3

Татищева И. А.,

Высшая квалификационная категория







2020г.



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



































Методическое пособие «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС»


Данное пособие предназначено учителям начальных классов для организации проектной и исследовательской деятельности, которое является одной из самых актуальных направлений современной системы образования младших школьник в рамках реализации ФГОС НОО. Представленный материал поможет учителю грамотно организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся через внеурочную деятельность.

Научно – исследовательская деятельность, проходящая через курс «Проектная деятельность», позволяет значительно расширить горизонты познания, приобрести опыт деятельности, коммуникации, развить творческие способности, инициативу, научиться объективно, воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке.

Педагог в данной работе делится с коллегами – педагогами собственным опытом по организации, определению содержания проектной и исследовательской работы учащихся.




2020г.

Содержание



  1. Введение………………………………………………………………3

  2. Организация работы над проектом………………………………….4

  3. Литература …………………………………………………………....8



Введение

В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Для повышения качества образования на уроках в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС мной применяются проектные технологии.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность метапредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой.

Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают

увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьном и городском уровне. Защита проектов в школе проходит на научно-практической конференции, где количество участников с каждым годом становится всё больше, а уровень проектов выше.

Результатом всей этой деятельности является такой показатель как призовые места и победы в номинациях в городских интеллектуальных конкурсах:

  • «Хочу всё знать», 2016 год - 2 место;

  • «Экоколобок»:- 2013 год, победа в номинации «Лучший альбом-отчёт»;

- 2014год, победа в номинации «Юный защитник природы»;

- 2015год, победа в номинации «Театральное мастерство».

  • Культурно – образовательный проект «Люблю Россию» - победители первого этапа, диплом II степени, 2014 год;

  • Интеллектуально – творческая игра «Соболёнок» по курсу ОРК и СЭ – победители в номинации «Полиглот», 2014 год;

  • «Интеллектуальная радуга», 2017 год – 1 место в защите проекта, 1 место в интеллектуальной игре «Эрудит», 1 место в муниципальном этапе Областной игры.

2016 год, обучающиеся занимают призовые места в городских олимпиадах по русскому языку, математике, «Умниках и умницах», «Одарённые дети».

2017год, 1 места в городских олимпиадах по математике, «Умниках и умницах».

Организация работы над проектом

Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет широкие возможности для решения развивающих задач. Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.


Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

–самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

–формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.


Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп).

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3 - 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснить родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, и такая группа распадается. Задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Таким образом, освоение учащимися проектных умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Предлагаю познакомиться с проектными работами, которые были представлены на городских интеллектуальных конкурсах.

ПРОЕКТ «Вода в жизни растений», 2015г. – номинация (Приложение №1).

ПРОЕКТ «Места родные, милые места…», 2017г. – 1 место (Приложение№ 2).


Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Литература


  1. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.

  2. Савенков А. И. «Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности»//Учебник-тетрадь для учащихся средней школы.- М.: Генезис, 2005г.

  3. Савенков А.И. «Я –исследователь»//Тетрадь для учеников начальной школы.

  4. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18.

  5. Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.

  6. Огоновская И.С. «Азбука исследователя»// Екатеринбург «Сократ», 2008.

  7. Дёмочко Т.В., Межуева Ю.В., Проекты 1,2,3,4классы. Работаем по новым стандартам. Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. // Саратов: Лицей, 2016.

  8. Материалы Интернета.