Тема проектной работы по « Основам финансовой грамотности»:
Методическая разработка внеурочного занятия
«Налоги в моей семье»
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№33 им. З. Калоева
____________ Гадаева А.В.
г. Владикавказ, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
1.1 Общая характеристика занятия | 4 |
1.2 Педагогическая и методическая характеристики занятия | 5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 10 |
Приложение 1 | 10 |
Приложение 2 | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются главным источником средств для государства. За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.
Налоги являются обязательством каждого гражданина перед государством. Каждая семья изыскивает средства для уплаты определенных налогов.
Налоговые сборы с физических лиц это расходная часть семейного бюджета, о которой не только нужно знать, но и суметь просчитать и спланировать данные расходы.
Данная разработка предназначена для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ, она имеет прикладное значение. В результате урока обучающиеся смогут на практике рассчитать налоги, изыскиваемые с физических лиц, а затем поделиться этой информацией с семьей и друзьями.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика занятия
Объект:
Место: г. Владикавказ, РСО-Алания
Название образовательной организации: МБОУ СОШ № 33
Участник проекта:
Педагог: Гадаева Анжелика Владимировна,
Учащиеся: 9 класс
Название предмета: Элективный курс «Основы финансовой грамотности»
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Тип занятия: комбинированный урок
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 39-42, 308-333.
2. Рязанова О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С.129-138.
1.2. Педагогическая и методическая характеристика занятия
Цель занятия: актуализировать знания о налогах, которые платят физические лица, развить практический навык расчета налогов, мотивируя обучающихся, передавать полученный опыт семье и друзьям.
Продолжительность занятия «Налоги в семье» - 40 минут.
В таблице 1 представлены действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся.
Таблица 1
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный | 2 минуты | Приветствуют учителя, формулируют с помощью учителя цель занятия |
Актуализация знаний | 18 минут | Смотрят видео – ролик о налогах, которые платят физические лица, для укрепления знаний по теме. |
Практическая работа | 20 минут | Решают задачи по расчету налогов с физических лиц, разделившись на группы |
Рефлексия | 5 минут | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют анкету по оценке результативности урока |
Занятие проводится в образовательном учреждении.
Организационный этап предполагает приветствие учителя, готовность учащихся к усвоению информации. Учащиеся с помощью учителя формулируют цель занятия.
Данный этап помогает активизировать внимание учащихся. Продолжительность этапа составляет 2 минуты.
Роль учителя: организатор.
Актуализация знаний проводится в форме просмотра видеоролика. Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=_fGSPmRBPa4. Учитель предлагает обучащимся по итогам просмотра видеоролика выполнить задание на повтор изученного ранее материала (Приложение 1).
Продолжительность этапа - 18 минут.
Роль учителя: наблюдатель, организатор.
Практический этап проходит в форме работы с раздаточным материалом, которые представлен в виде задач на расчет налогов с физических лиц. Учитель делит класс на группы и раздает карточки с заданиями (Приложение 2). Учитель наблюдает за тем, как ребята выполняют задания в группа, направляет их и исправляет.
Продолжительность этапа составляет 20 минут.
Роль преподавателя на данном этапе – наблюдатель, организатор.
Последний этап «рефлексия» – 5 минут. На этом этапе обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя и оценивают эффективность проведенного занятия:
1. Какие виды налогов платят в твоей семье?
2. Какая информация была для вас наиболее полезной?
3. Какие знания и навыки вы собираетесь передать семье и друзьям?
4. На какие вопросы вы хотели бы еще получить ответы?
В таблице 2 представлены типы заданий контрольно-измерительных процедур и ведущие методы обучения.
Таблица 2
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | словесный | - |
Актуализация знаний | словесный, наглядный, практический | - |
Практическая работа | практический, проблемный, наглядный | карточки с заданиями |
Рефлексия | словесный | - |
На каждом этапе занятия используются методы, соответствующие содержанию и поставленным целям:
- словесный метод предполагает вербальное убеждение и мотивацию обучающихся к активной образовательной деятельности и используется на организационном этапе, при проведении актуализаций знаний, а также в процессе рефлексии;
- наглядный метод - это способ использования в процессе обучения средств наглядности, создающих у учащихся конкретные представления о системе налогообложения РФ для физических лиц;
- практический метод основан на закреплении знаний, выработке умений и навыков, системной отработки путем решения задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе занятия учащиеся актуализировали теоретические знания о системе налогообложения РФ, о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Актуализация была проведена в форме просмотра видеоролика, что дало возможность активизировать внимание класса.
В соответствии с целью занятия обучающиеся апробировали расчеты налогов с физических лиц, на протяжении всего урока учитель подчеркивал важность транслирования данной информации за пределами щколы (в семье и с друзьями).
Для достижения цели занятия учитель выбрал следующие методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Выбор данных методов обучения обусловлен, в первую очередь, целями и задачами урока, а также возрастными и личностными особенностями учащихся.
Комбинация методов позволит педагогу сформировать у учащихся соответствующие компетенции (коммуникативные, познавательные, перцептивные, интерактивные).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С. 39-42, 308-333.
2. Рязанова О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. С.129-138.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
1.Составьте определение понятия «Налоги» из предложенного набора слов:
государством, обеспечения государства, финансового, взимаемые, с целью, обязательные, платежи.
2.Вставьте пропущенные слова:
А) Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, … и независимость государства.
Б) … - закон Российской Федерации о налогах и сборах.
В) Организации и граждане, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать налоги называются -…
Г) … в Российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.
Д) Налоги в Российской Федерации взимаются в … форме.
Приложения 2
1. Аслана родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.
Подсказка:
Транспортный налог на автомобили
Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.
Перед вами формула для расчёта транспортного налога:
Сумма налога = Налоговая ставка х Мощность двигателя х Количество месяцев владения / 12.
Мощность двигателя | Ставка налога, р. за 1 л/с | Сумма налога |
— до 100 л/с | 7 | |
— от 100 до 150 л/c | 15 | |
— от 150 до 200 л/с | 20 | |
— от 200 до 250 л/с | 45 | |
2. Пестель П.Н. работает учителем в государственной школе. Он знает, что с его заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц. Каким образом должна осуществляться уплата этого налога?
3. Годовой доход семьи Бестаевых складывается из зарплат родителей и пенсии бабушки и равен 1 млн. 120 тыс. р. Пенсия составляет 15 тыс. р. в месяц. Какую сумму подоходного налога семья Озеровых заплатит государству?
Подсказка:
Подоходный налог за год = ДОХОД*0,13
0