Широкова А.С.
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ Трубачевской ООШ
Проектная задача «Научим друг друга»
Предмет: русский язык
Класс 2
Автор УМК « Гармония» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко
Тема урока: «Учимся писать без ошибок (письмо с применением изученных орфографических правил)»
Тип урока: систематизация изученного
Цель: научатся строить предложения для решения определённой речевой задачи для создания текста; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности; письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (загадка, кулинарный рецепт), небольшие тексты повествовательного и описательного характера (рассказ, сказка); выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
выпускник получит возможность научиться: создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты;
Планируемый результат: 1) «видимый» - Книжка –малышка «Наши загадки», «Мои рецепты», «Рассказы».
2) «невидимый» –
Личностные УУД: элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД: начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения;
– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Название проектной задачи | « Научим друг друга » |
Тип задачи | Предметная задача для актуализации предыдущего опыта действия, рефлексивная, одновозрастная |
Уровень сложности | Базовый и повышенный |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1) ценностно-смысловые установки (формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств); 2) приобретение и интеграция знаний (деятельность по заданным критериям, умение переносить известные им способы действий в конкретно - практическую ситуацию; умение создать свой текст и иллюстрировать его) 3) личностный смысл учения и начальные формы рефлексии (принятие социальной роли; умение делать выводы; умение обосновать решение); 4) сотрудничество (обучение учебному сотрудничеству в малой группе); 5) самоорганизация и саморегуляция (умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом); 6) решение проблем (наблюдение, анализ создание конечного «продукта»); 7) использование ИКТ; 8) коммуникация (выбор языковых средств для выражения своих чувств). |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Составление текста по заданным критериям «Кулинарный рецепт» стр. 85, «Загадки» стр.86. |
Планируемый педагогический результат | 1) «Видимый» - сочинение текстов «Кулинарный рецепт», «Загадки», оформить тексты в книжки – малышки; создать памятки – инструкции по созданию кулинарного рецепта, загадки. 2) «Невидимый» - умение переносить известные им способы действий в конкретно - практическую ситуацию; умение работать в малой группе |
Способ и формат оценивания результатов работы | Планируемый результат: Защита конечного «продукта» класса (группы) Критерий достижения: высказано собственное мнение или приведён пример мнения другого человека (писателя, художника), аргументировано своё мнение. Планируемый результат: предметные результаты 3) Планируемый результат: презентация своей деятельности Критерий достижения: соотнесение результата своей деятельности с поставленной задачей Планируемый результат: Работа в группе Критерий достижения: принятие согласованных решений по созданию общего продукта из взаимосвязанных частей. 5) Планируемый результат: Заполнение листа продвижения, самооценки. Критерий достижения: работа по плану в соответствии с критериями оценки 6) Планируемый результат: создание конечного общего продукта из взаимосвязанных индивидуальных работ. Критерий достижения: поставленная задача решена, индивидуальные работы объединены общей темой, целью. 7) Планируемый результат: использование ИКТ в деятельности. Критерий достижения: использованы не менее двух источников информации 8) Планируемый результат: уместность выбора языковых средств в сочинении. Критерий достижения: соответствие текста жанру «описание», «повествование», «рассуждение». |
Мотивационная часть задания (замысел проектной задачи):
Цель работы: создание книжки - малышки
Комментарии: Перед созданием книжки – малышки обучающимся предлагаются самостоятельные домашние задания (в разное время, в период изучения темы «Учимся писать без ошибок») по созданию текстов по критериям, заданных в учебнике «К тайнам русского языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко: «Кулинарный рецепт» стр. 85, «Загадки» стр.86. Затем обучающимся предлагаю конкретно - практическую ситуацию, конкретно - практическую ситуацию, приближенную к реальности, нужно составить загадки, собрать кулинарные рецепты, несложные по содержание. Дети выступают в роли редакторов, писателей: сочиняет тексты загадок, собирают кулинарные рецепты, набирают тексты на компьютере в программе Word.
Методические рекомендации: Задание выполняется в несколько этапов
1 этап - Погружение в проект: обращение к обучающимся
- Ребята! У Вас сегодня гости, узнаёте? Наш школьный библиотекарь.
- Здравствуйте, дети! Сегодня начинается конкурс «Книжка - малышка», лучшие книжки-малышки поселятся на книжных полках в библиотеке?
- Поучаствуем в конкурсе? Как выглядят книжки- малышки? (нужно посмотреть, исследовать книжки –малышки, устроить выставку) Какие книжки - малышки можно сделать? (например, нарисовать, составить загадки, записать кулинарные рецепты) Обоснуй свой ответ. Каким способом можно их изготовить? Предложи свой способ и обоснуй его.
этап: Домашнее задание: подберите кулинарные рецепты, картинки с рецептами, подумайте, о чём вы составите загадки.
этап: Практическая работа
организация выставки «Книжки – малышки», коллективное обсуждение «Как выглядит книжка – малышка, какие элементы содержит»;
выполнение коллективной работы: отбор кулинарных рецептов из подобранных на основе информации учебника «К тайнам русского языка» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко: «Кулинарный рецепт» (стр. 85), «Загадки» стр.86. составленных текстов загадок. Для достижения результата использовать словари, свои наблюдения, рисунки.
выполнение индивидуальной работы
4 этап: Презентация коллективного планируемого результата: 1) выставка книжек –малышек
Инструкция по выполнению задания:
Организовать выставку книжек - малышек
Изучите рекомендации по составлению своих загадок, подберите различные кулинарные рецепты
Наметьте планируемый результат
На основе проведённого анализа наметьте план работы
Следуйте намеченному плану.
Рекомендуемое время: 3- 8 занятий
Приложение1.Лист продвижения к заданию «Книжки -малышки»
Начало работы ___________________
Конец работы ____________________
Этап работы | Состав работ на данном этапе | Отметка о выполнении (+ или -) | Результат | Примечания |
1 этап погружение в проект | Постановка проблемы, поиск пути решения проблемы | | План действий по решению проблеме, определение примерного времени, необходимого для выполнения | |
2 этап – домашнее задание | Сбор информации | | Подборка книжек – малышек, кулинарных рецептов, составление загадок, рисунки - отгадки | |
3 этап | Практическая работа (коллективное обсуждение коллективная работа, индивидуальная работа) | | Определение индивидуального и конечного коллективного «продукта», план дальнейших действий, выбор формы представления планируемого результата | |
4 этап – индивидуальная работа | Презентация планируемого результата | | Презентация собственного «продукта» Самооценка | |