СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный метод

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектный метод»



























Проектный метод как способ формирования УУД





















Содержание

1.Введение с. 2

2. Как заинтересовать ученика? с. 2

3. Технология обучения с.2 - 3

3. Метод учебных проектов – образовательная технология 21 века с. 4 - 5

1) Из истории проектного метода с. 5 - 6

2) Классификация методов проекта с. 6 - 9

3) Цели проектной деятельности с. 9 - 10

4) Основные требования к использованию методов проектов с. 10 -11

5) Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов с. 11 -12

6) Отличительные черты проектного метода с. 12 - 13

7) Теоретические позиции проектного обучения с. 13

8) Системы действий учителя и учащихся с. 13 – 16

9) Характеристика основных этапов проектного обучения с. 16 – 19

10) Этапы организации работы над учебными проектами с. 19-25

11) Наиболее важные педагогические приёмы, которые используются в методе проектов

с.25 – 26

12)Оценочный лист проекта с. 27

Заключение с.28 - 29

Литература с. 30













Введение


Главная проблема учителя: как повысить качество урока, как "достучаться" до каждого ребенка, "донести" до него знания

·       От чего зависит качество?

·       Когда обучение учащихся становится продуктивным?

·       Что же нужно ребенку в современном обществе?

Качество преподавания, на мой взгляд, зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Это и личность учителя, и взаимоотношения с классом, и даже, в конце концов, просто настроение учеников. Почему, например, один и тот же класс с легкостью усваивает довольно сложную тему на одном уроке, и с трудом способен понять объяснения того же учителя на другом.

 Делаем вывод: каждый учитель должен быть наблюдательным и чутко улавливать психологический настрой класса  и своевременно реагировать, выстраивая верную тактику проведения урока. Трудно это сделать? Несомненно, но необходимо.

Кроме того, грамотный учитель должен предвидеть возможные трудности при изучении темы на уроке и постараться их избежать.

Поэтому каждый педагог должен обладать познаниями в психологии и методологии. Это важные факторы успешности обучения.

Далее, обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика. И даже частично нейтрализует негативный психологический настрой детей, если таковой имеется. Причин такого негатива я уже слегка коснулась выше. Заинтересованность - еще один важный фактор качества преподавания.


Как же заинтересовать ученика?

Первое, разнообразить формы урока. Избегать рутины. И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя. Это могут быть и игровые моменты, парная и групповая работа, имеющая психологический аспект: потребность учащихся в общении, и исследовательская и практическая деятельность (потребность учащихся в самовыражении и самореализации) и т.д. и т.п.

Нельзя сбрасывать со счетов и внеклассную работу, расширяющую и углубляющую педагогическое воздействие на ученика. Положительных результатов дают и  четко разработанная система поощрения, создающая дополнительную мотивацию к обучению, а так же использование межпредметной интеграции.

И, на мой взгляд, самое важное: нужно стремиться сделать учебную деятельность на уроке осознанной, значимой для каждого ученика. Каждый ученик должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему.

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности.


Технология обучения

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов.



МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

В обращении президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева к Федеральному Собранию говорится:

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами.

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться.

Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Проект – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Проект позволяет учителю и ученику работать как партнеры.

 Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценивания деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проработать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценивания ученика и многое другое.

Конечно, проектная методика не панацея на все случаи жизни, и она далеко не нова, но все же нам, педагогам, стоит открыть эту методику для себя и взять ее на вооружение.

Каким должен быть выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в современном обществе? “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.” ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам.

Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для становления у школьников гражданской позиции, готовности к жизни в поликультурном, динамично развивающемся мире, способности адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Выпускник должен обладать определенными качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией

  • быть коммуникабельными

  • постоянно заниматься самообразование и самосовершенствованием

На развитие вышеперечисленных качеств направлено развивающее обучение, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Развивающее обучение направлено на формирование личности, его цель – развитие ученика, в частности его интеллекта. Основой этого процесса является самостоятельная познавательная деятельность. Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию различных умений и компетенций. Он направлен на:

  • формирование критического мышления

  • формирование коммуникативных навыков (в том числе работа в команде с выполнением разных социальных ролей).

Стремительно развивающиеся Интернет-технологии позволяют реализовывать метод проектов не только для группы учащихся определенного образовательного учреждения, но и для группы учащихся, объединенных интересом к проблеме, но территориально находящихся далеко друг от друга. В рамках интерактивного обучения с использованием Интернет за методом проектов большое будущее.

Из истории проектного метода

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

  • не было учителей, способных работать с проектами;

  • не было разработанной методики проектной деятельности;

  • чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

  • «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

  • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.


Теперь уже несомненно эта технология относится к технологиям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.

В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В педагогической литературе существует

несколько классификаций методов проекта.

I. Классификация А.С.Сиденко.

1. По характеру результата

  • информационный

  • исследовательский

  • обзорный

  • проекты-инсценировки.

2. По форме

  • видеофильм

  • рекламный ролик

  • телепрограмма

  • интервью с известными людьми

  • журнальный репортаж

  • рок-опера.

3. По профилю знаний

  • монопроекты

  • межпредметные проекты.

4. По числу участников

  • личностные

  • парные

  • групповые.

II. По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту).

  • Морфологические – проектирование вещей

  • Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

  • Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы

III. По характеру координации.

  • С открытой, или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

  • Со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

IV. По уровню контактов.

  • Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны.

  • Международные – эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

V. По продолжительности.

  • Краткосрочные – на нескольких уроках.

  • Средней продолжительности – 1–2 месяца.

  • Долгосрочные – до года.

VI.  Классификация проектов (по Коллингсу).

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Современная классификация учебных проектов

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

  • информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

  • творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

  • ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • тематическим областям;

  • масштабам деятельности;

  • срокам реализации;

  • количеству исполнителей;

  • важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • в определенной степени неповторимы и уникальны;

  • направлены на достижение конкретных целей;

  • ограничены во времени;

  • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;

  • краткосрочные - на 4-6 уроков;

  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • научный доклад;

  • деловая игра;

  • демонстрация видеофильма;

  • экскурсия;

  • телепередача;

  • научная конференция;

  • инсценировка;

  • театрализация;

  • игры с залом;

  • защита на Ученом Совете;

  • диалог исторических или литературных персонажей;

  • спортивная игра;

  • спектакль;

  • путешествие;

  • реклама;

  • пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.


VI. На основе материалов Е.С. Полат.

  • Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

  • Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.

  • Ролево-игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

  • Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.

  • Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

  • Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

  • Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

  • Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса.

  • Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год».

  • 1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

  • 2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

  • 3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

  • Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».


Цели проектной деятельности таковы:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

  • развитие коммуникативных, исследовательских навыков,

  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

  • развитие критического мышления.

Основные требования к использованию методов проектов:

1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.     Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.     Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • ·         определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • ·         выдвижение гипотез их решения;

  • ·         обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • ·         обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • ·         сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • ·         подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • ·         выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Таким образом, метод проектов позволяет:

1)     сделать обучение значимой деятельностью для каждого ученика, ведь ученик в данном случае не только обучаемый, но и искатель, практик, экспериментатор, он не пассивен, он активно участвует в получении, накоплении и применении знаний;

2)     интегрировать знания учащегося по различным дисциплинам, показать их взаимосвязь;

3)     развивать творческие задатки каждого ученика, поскольку ученик сам выбирает формы и методы исследования и фиксирования результатов;

4)     развивать у учащегося критическое мышление, навыки поиска ответов на вопросы и принятия решений;

5)     реализовать потребности каждого ученика в самовыражении и самореализации, а так же потребность в общении;

6)     дифференцировать процесс обучения, поскольку каждый ученик может выбрать в проекте тот уровень и тот вид деятельности, который ему более по душе или лучше получается;

7)     реализовать идеи компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.


Рассмотрим стадии реализации проекта.

  1. Представление темы проекта.

  2. Формулирование темы проекты.

  3. Планирование работы.

  4. Осуществление проекта.

  5. Представление проекта.

  6. Оценка проекта.

Выбор тематики проектов может быть различным. Обязательным является только то, что они должны быть актуальными и продиктованы временем.

Необходимо разумное и оптимальное внедрение метода проекта в учебный процесс, не вытесняя при этом другие методы и формы обучения учащихся в системе профильного обучения.


Методы, используемые в проектной деятельности.

  • Исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

  • Поисковые (мозговые атаки)

  • Научный метод (ролевые игры)

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов.

Предметная область знаний.

  • Совокупность соответствующих компетенций.

Интеллектуальные умения критического мышления.

  • Поиск информации.

  • Осмысление.

  • Анализ.

  • Синтез.

  • Применение.

  • Оценка.

Коммуникативные умения.

Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы школьных стен и учебные проекты могут применяться не только на уроке или во внеурочной деятельности, но и реализовываться с помощью сети Интернет, так называемые сетевые (дистанционные) проекты. Жизнь требует применения современных информационных технологий, использования компьютера на уроках, что является очень актуальным в наш век информационных технологий. Я работаю, используя курс “Intel - Обучение для будущего”.

Работа над проектной методикой с использованием информационных технологий очень хорошо воспринимается детьми, присутствует огромное их желание принимать участие в работе над проектами, а то, что у большинства учеников компьютеры есть дома значительно упрощает задачу учителя.

При работе над проектом учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций, занимательных опытов, сообщений, поделок и т.д. Результат работы над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности достаточно быстро, но педагогам, т.к. подготовка и планирование учебных проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета, таки в рамках смежных дисциплин и информационных технологий.

Метод проектов - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего лишь один из эффективных методов обучения и он не может решить все педагогические проблемы.


Отличительные черты проектного метода.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

 - участники проекта организуют себя на дело;

 - участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

 - участники проекта вступают в дискуссии.

Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.

Игра несет на себе функции:

- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;

- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.


СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

 


При подборе объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

  • интерес школьников к проблеме;

  • приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;

  • практическая направленность и значимость проекта;

  • творческая постановка задачи;

  • практическая осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной деятельности: возможность использования, применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей; наличие необходимых материально-технических средств; соответствие экологическим и экономическим требова­ниям; обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных ресурсов школы и окружающей среды.

Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. Этот вопрос достаточно подробно освещается в литературе. Мы предлагаем несколько вариантов рассмотрения этапов проектной деятельности учащихся. В таблице 2 приведены характеристики основных этапов проектирования, которые могут быть учтены при организации учебного процесса.

Однако творческие люди не всегда думают логически. Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует развитию способностей к реализации творческих устремлений учащихся и одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.

Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,

обработка и анализ

информации по теме проекта



- обсуждают проблему

с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели

и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты



- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует



- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия



2. Конструкторский

- поиск оптимального решения

задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской

и технологической документации



- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ

и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию



- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует



- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа



3. Технологический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор

необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

- выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию



- выполняют необходимую подготовку

и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества

обработки деталей изделия



- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами

обработки материалов;

- консультирует, советует



- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа



4. Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования



- осуществляют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта



- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументировано оценивает

работу учащихся

над проектом



- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра







Этапы организации работы над учебными проектами



 

 

 

 

 

Содержание работ

Сроки

Исполнитель

Контроль

Примечание

1.1

Вводный этап.

Установочное занятие: цели, задачи проектной

деятельности, примерная тематика и жанры

будущих проектов. Мотивирование учащихся

на проектную деятельность



 

 

 

 

1.2

Стендовая информация о проектной работе

 

 

 

 

1.3

Выдача письменных рекомендаций

будущим авторам (темы, требования,

сроки, график консультаций и прочее)



 

 

 

 

1.4

Проведение консультаций по выбору

тематики и жанров учебных проектов,

источников информации. Формулирование

основных идей и замыслов



 

 

 

 

1.5

Формирование проектных групп,

оформление заявок на осуществление

проекта, распределение задач (обязанностей)

между членами групп



 

 

 

 

1.6

Обсуждение и отбор идей будущих проектов,

составление индивидуальных планов работы

над проектами, определение способов сбора

и анализа информации



 

 

 

 

1.7

Утверждение тематики проектов

и индивидуальных планов работ.

Установление процедур и критериев

оценки проекта



 

 

 

 

2.1

Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация информационных

материалов в соответствии с идеей и

жанром работы



 

 

 

 

2.2

Индивидуальные и групповые консультации

в поиске оптимальных решений и технологий

выполнения проектных работ



 

 

 

 

2.3

Помощь в выборе путей и средств ресурсного

обеспечения проектной деятельности



 

 

 

 

2.4

Консультирование деятельности учащихся в

осуществлении целей проектных работ



 

 

 

 

2.5

Анализ и обсуждение промежуточных

результатов в целях оптимизации процесса

проектной деятельности



 

 

 

 

2.6

Помощь в организации взаимодействия

учащихся с родителями и социумом

в процессе выполнения проектов



 

 

 

 

3.1

Обобщающий этап.

Помощь в систематизации и обобщении

материалов, формулировании выводов



 

 

 

 

3.2

Репетиционно – консультационное занятие:

“предзащита” проектов



 

 

 

 

3.3

Доработка проектов с учетом замечаний

и предложений



 

 

 

 

3.4

Подготовка к публичной защите проектов:

- определение даты и места,

- выпуск распоряжения о порядке защиты и

составе аудитории (включая независимую

экспертную комиссию – НЭК),

- определение программы и сценария публичной

защиты, распределение заданий временным

творческим группам (медиа-поддержка,

подготовка аудитории, фото-видио-съёмка

и прочее),

- определение списка гостей, приглашаемых на

защиту, в том числе через анкетирование

авторов проектов, и их приглашение,

- составление аннотаций на проекты и выпуск

программы их публичной защиты,

- оформление пригласительных билетов,

подготовка аудитории,

- стендовая информация о мероприятии,

- подготовка раздаточных материалов и бланков

оценки проектных работ



 

 

 

 

3.5

Генеральная репетиция публичной

защиты проектов. Утверждение

окончательного порядка мероприятий



 

 

 

 

4.1

Заключительный этап.

Публичная защита проектов



 

 

 

 

4.2

Анализ выполненной работы,

подведение итогов



 

 

 

 

5

Итоговый этап.

Обобщение результатов.

Оформление отчетов о проделанной работе.

Архивирование материалов по

выполнению и защите проектов



 

 

 

 

Наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе проектов.

Прежде всего, педагогу необходимо продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении социально важных задач и др.

Другим важным приемом является «звездочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.

Можно предложить следующую структуру оформления проекта:

  • титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);

  • оглавление (перечень частей проекта);

  • краткая аннотация, при необходимости – Summary на иностранном языке;

  • эпиграф;

  • введение;

  • основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

  • заключение;

  • список используемых источников и литературы;

  • приложение.

Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта. Имеется опыт составления учащимися паспорта проектной работы в Макаровской ООШ Рыбинского МР, который включает следующие разделы:

  • название проекта;

  • авторы проекта, состав проектной группы;

  • научный руководитель проекта;

  • краткое описание (аннотация к проекту);

  • консультанты;

  • жанр проекта;

  • график работы (дата, содержание, ответственные);

  • оценка содержания проекта (отзыв);

  • предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;

  • оценка оформления проекта (отзыв);

  • материально-техническое обеспечение проекта;

  • оценка презентации проекта (отзыв).

Педагогу целесообразно иметь методический паспорт учебного проекта, который, например, предложен Н.Ю. Пахомовой .

  1. Адресация:

    • тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов;

    • цели: образовательные, воспитательные, развивающие;

    • задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося);

    • возраст учащихся/класс;

    • время работы над проектом;

    • режим работы.

  2. Обеспечение:

    • материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение;

    • дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы;

    • ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы;

    • специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом;

    • мотивация к работе.

  3. Предполагаемые приращения:

    • новое содержание по каждой теме;

    • новые практические приёмы;

    • обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;

    • развитие навыков самостоятельной работы (с источниками информации, инструментами, технологиями), самостоятельного принятия решений, коммуникативности (в информационном обмене, в ролевом взаимодействии), мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании), воспитание толерантности; расширение кругозора.

  4. Статус учебного проекта:

    • автор-разработчик;

    • опыт использования (апробация);

    • степень распространения.

Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее компонентов (Таблица 5).

Оценочный лист проекта


 

 

 

 

Параметры оценивания

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

1

Актуальность выбранной темы

 

 

 

2

Глубина раскрытия темы

 

 

 

3

Практическая ценность проекта

 

 

 

4

Композиционная стройность

 

 

 

5

Соответствие плану

 

 

 

6

Обоснованность выводов

 

 

 

7

Правильность и грамотность оформления

 

 

 

8

Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

9

Содержательность приложения

 

 

 

10

Выступление на защите

 

 

 

11

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

12

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

13

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

14

Итоговая оценка

 

 

 

При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов, который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы, которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные выводы.

Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели психолого-педагогические основы использования проектной деятельности в учебном процессе.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что метод проектов является дидактическим средством для повышения мотивации развития личности учащегося, универсальным средством для применения в учебном процессе; развития коммуникативных умений.

В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать минипроекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока). Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты, занимающие несколько уроков (или на занятиях кружка, факультатива) и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Итак, в курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как сущность проектной деятельности, виды данной деятельности. Мы проанализировали также структуру проектной деятельности и этапы работы над проектом. Отдельно рассмотрели вопросы использования метода проектов при обучении грамматике на уроках иностранного языка.

Таким образом, метод проектов - это личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося.

В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, а следовательно, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- сплочение детского коллектива;

- мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

- низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

- перегрузка учителей и учащихся.

На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы по содержанию проектной деятельности в общеобразовательной школе:

1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.

2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.

З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.

4. Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.





























Список литературы

  1. Наша новая школа.

  2. Полат Е.С. «Метод проектов». http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

  3. Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования». http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

  5. 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. –224 с.

  6. 2. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное пособие – 5-е издание, исправленное.- М.:Издательско – торговый дом “Русская Редакция”, 2005 г. – 368 с

  7. 3. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное пособие – 8-е издание, исправленное и доплненное. - М.:Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006 г. – 148 с.

  8. 4. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5.

  9. 5. Лобзова, Е.В. Организация проектной деятельности учащихся как способ обновления содержания образования (11 класс)/ Е.В. Лобзова // Образование в современной школе. – 2008. – № 1.

  10. 6. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66.

  11. 7. Сергеев, С.В. Проектирование обучающих сред [Текст] / С.В. Сергеев // Школьные технологии. – 2006. – № 3.

  12. 1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

  13. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

  14. 3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

  15. 4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

  16. 5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.