СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании. По мнению экспертов, Всемирной организации здравоохранения, проблема наркомании приобрела драматический характер. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, но наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании и наркопреступности»
Номинация.
Профилактика наркомании в образовательной среде.
Тема. «Профилактика наркомании
в образовательной среде»
Автор: Иванова Екатерина Геннадьевна
ученица 10 класса
МКОУ Шипицинская СОШ
Венгеровского
района
Новосибирской области
Научный руководитель:
Дорофеева Вера Георгиевна
учитель географии
МКОУ Шипицинская СОШ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ............................................................................стр.2
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики употребления
наркотиков среди детей и подростков………………………… 4
1.1 Наркотики и их влияние на организм……………………… 4.
1.2. Распространение наркотиков в России…………………… 6.
1.3. Причины употребления наркотиков……………………….. 7.
1.4. Последствия употребления наркотиков…………………… 8
Глава 2. Организация профилактики в образовательной среде.9
2.1. Причины наркомании среди подростков…………………….9.
2.2. Диагностика информированности подростков о пагубном
влиянии наркотических веществ на организм человека……….11.
2.3. Педагогическая профилактика в образовательной среде…17.
2.4. Профилактическая работа злоупотребления психоактивных
Веществ в МКОУ Шипицинская СОШ……………………… 27
Заключение ............................................................................... 30
Список использованной литературы ........................................ .32
Приложения…………………………………………………… …33
1 Пути поступления наркотиков в Россию…………………… .34
2Анкета 2 и 3…………………………………………………… 35
3Памятка родителям. Признаки употребления наркотических
средств…………………………………………………………… .36
4. Как могут помочь родители своему ребенку – наркоману …37
5 Глоссарий………………………………………………… …...38
6 Внеклассное мероприятие. Круглый стол «Жизнь без наркотиков»…………………………………………………… . 39
Введение.
«Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть»
Ч. Айтматов.
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании. По мнению экспертов, Всемирной организации здравоохранения, проблема наркомании приобрела драматический характер. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, но наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы. Нелегальное производство, распространение наркотиков, от которых быстро возникает тяжелая зависимость, может привести к деградации человеческого общества.
Наркомания всегда поражает людей, для которых характерен низкий уровень культуры здоровья. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет, к наркомании их приобщают родители-наркоманы. В России, по статистике, от общего числа наркоманов, - 20% - школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% - люди старшего возраста.
По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 45 раз. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди школьников 15— 17 лет составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков. Мы переживаем дикий рост алкоголизма и наркомании. В восемь раз увеличилось число взрослых наркоманов, в 18 раз – наркоманов-подростков, в 24,3 раза – детей-наркоманов. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Сейчас нам очень серьёзно угрожает эпидемия наркомании: наркотический бум, охвативший в последние десятилетия все страны мира. Этот бум дошел и до нашей Новосибирской области и нашего Венгеровского района
В 2012году в Венгеровском районе зарегистрировано 10 преступлений связанных с употреблением и сбытом наркотических средств. Правда, по сравнению с 2011, наркоторговля уменьшилась на 20%. Изъято 2124,06г наркотических средств (гашиш, марихуана, маковая соломка). К административной ответственности за правонарушения , связанные с употреблением наркотических средств без назначения врача привлечен 41человек, из них 18 несовершеннолетние. Шесть подростков состоят на учёте в ППДН Венгеровского района.** Да и в нашем селе появляются те, которые употребляют наркотические вещества.
Провозглашенный врачами постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится очень точным по отношению к наркотической зависимости. Фактов освобождения от её, полностью, во всём мире насчитываются единицы.
А детская и подростковая наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия самих детей и подростков. Поэтому большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.
Учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательных школ . Поэтому в школах должна быть создана целая антинаркотическая система.
Цель - создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Гипотеза. Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если
- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.
- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты едины.
Объект исследования – профилактическая работа по употреблению наркотиков в образовательной среде.
Предмет исследования - условия внедрения профилактической работы в образовательном учреждении.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
**(Из доклада на аппаратном совещании при главе Венгеровского района декабрь 2012г).
Задачи исследования:
- определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
- выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди школьников;
- разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы образовательного учреждения;
- рассмотреть систему педагогических методов предупреждения наркомании в школе;
Методы исследования:
1) Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы и системы антинаркотических мероприятий в образовательном учреждении;
3) Метод статистической обработки результатов;
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков.
1.1 Наркотики и их влияние на организм.
Что такое наркотики?
Что первое приходит на ум, когда произносят слово «наркотики»?
Как сказано в толковом словаре, наркотики - это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его мысли, его чувства, ощущение и поведение, вызывают сильное привыкание к ним организма.
Большинство наркотиков смертельно опасны, и все без исключения обладают опасным побочным действием. Есть основания предполагать, что стартовыми наркотиками для многих являются алкоголь и сигареты.
Многие из тех, кто «балуются» наркотиками, уверены, что никогда не попадутся на этом. На самом деле, большинство попадаются на сущей малости. Закон достаточно строг с теми, кто взят с поличным за незаконное приобретение и хранение (без цели сбыта) наркотиков, и еще более суров с теми, кто раздает или продает их друзьям (распространение, сбыт).
Наркотики (греч. приводящий в оцепенение, одурманивающий) – это название наркотических веществ растительного или синтетического происхождения, наркотических лекарственных препаратов, которые оказывают специфическое (стимулирующие, возбуждающие, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на центральную нервную систему, весь организм человека. Данное воздействие сопровождается развитием особых состояний, таких как снятие болевых ощущений, изменение настроения, психического и физического тонуса, сознания, на фоне которых формируется зависимость. Состояние, возникающее в момент приёма наркотиков, называется наркотическим опьянением, или наркотической интоксикацией. При использовании инъекций наркоманы заражаются СПИДом, гепатитом С, гепатитом дельта, венерическими болезнями, которые заразны и практически неизлечимы. Средняя продолжительность жизни у наркоманов употребляющих наркотики внутривенно, после начала употребления наркотиков, составляет от 4 до 4,5 лет. Из них 90% - это лица от 15 до 25 лет, которые не доживают даже до 30 лет.
Большинство тех, кто принимает наркотики, делает это ради удовольствия, наслушавшись от других, как это здорово и какие удивительные ощущения при этом возникают. Но, ни один из них не думает о том, что дело может кончится для него больницей или смертью. Не заблуждайтесь: если вы решили подружиться с наркотиками, то прежде узнайте, чем это опасно. Ни один человек, как бы осторожен он не был, не застрахован от худшего. Помните, каждый считает, что с ним никогда ничего не случится. И, тем не менее, может случиться и действительно случается.
Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Стоит же такая иллюзия весьма дорого, а платить придется обязательно здоровьем, внешностью, успехом.
Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям. Родители очень часто подвержены уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.
1.2. Распространение наркотиков в России.
Человечеству различные наркотические вещества известны тысячелетиями, и только последние семьдесят лет незаметно, появившись как болезнь в США и некоторых других странах, наркомания стала растекаться все шире, поражая все новые и новые регионы. И вот достигла России.
Никто уже не отрицает, что наркомания поразила Россию, причем поразила безжалостно. В России уже нет ни одного региона, не охваченного наркоманией.
Каковы причины? Выгодное геополитическое положение(см. Приложение 1), свободное обращение иностранной валюты, сложности в осуществлении погранично-таможенного контроля привлекают к России интересы международной организованной наркопреступности (данные ФСКН России за 2010г) По данным ООН самое большое число наркозависимых, в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия. Торговля наркотиками – самый прибыльный «бизнес». Купленный в Афганистане килограмм героина за 9 тысяч долларов в Москве легко продается за 150 тысяч долларов (данные ФСКН РФ) По данным зарубежных экспертов в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина – самого опасного и безжалостного наркотика. Это в 3,5 раза больше чем в США и Канаде вместе взятые и в 2 раза больше чем в Китае, а ведь в Китае миллиардное население. По данным же МВД РФ 70% всех наркоманов – это подростки и молодежь
Все мы в повседневной суете забываем об опасностях и считаем себя неуязвимыми, наркоманы - не исключение. И самый большой удар наркобизнес наносит по нашим детям. Взрослые чаще всего не видят наркотики. Но дети сталкиваются с ними везде: в школах, на дискотеках, на улицах. Наркотики навязывают детям, чуть ли не силой заставляя принимать их.
1.3. Причины употребления наркотиков.
Чтобы определить причины, почему молодежь начинает, пить, курить, употреблять наркотики, среди учащихся 8-11классов нашей школы был проведен опрос- анкетирование, участвовало в нём 28 человек (Анкета 1).
Вопрос 1. Как вы считаете, почему молодёжь начинает пить, курить, употреблять наркотики? Получили такой результат: 1 место - любопытство;
2. стремятся так доказать свою взрослость;
3.способ расслабиться;
4. не хотят выделяться;
5.уходят от решения проблем;
Анализ анкет подтверждает общепризнанные причины подверженности пагубному влиянию вредных привычек. А они следующие:
-уйти от решения какой-то проблемы или, что тоже самое, уйти от реальности жизни;
-любопытство (как правило, это маленькие дети - а к наркотикам сейчас привлекают и семилетних);
-чтобы не отставать от других, быть "как все";
-потому что не смог отказать;
-желая казаться взрослее, из-за бравады (особенно когда наркотик предлагает кто-то из тех, с кем подросток находится в близких отношениях);
-желая получить новые, необычные ощущения (галлюцинации);
-чтобы просто поднять настроение;
-желая вести себя раскованнее (например, с девушкой или просто танцуя на дискотеке);
путем насильственного вовлечения (шантаж и др.)
Но самыми вескими причинами наркотизазии молодёжи всё - таки являются следующие: развал системы детских и молодежных организаций;
резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;
влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;
потеря жизненных ценностей и слабление семейных связей .
1.4. Последствия употребления наркотиков.
Что происходит при употреблении наркотиков? Наркотическая эйфория (иллюзия удовольствия) длится не более 5 минут, остальные 3-4 часа человек находится в фазе расслабления, переходящей в состояние бреда и сна. Причем сновидения не всегда доставляют удовольствие. Кошмар картины своей смерти, расчленение собственного трупа и похорон - острые ощущения не для широкого круга любителей. Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотика.
Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. Из-за постоянного введения в кровь наркотических веществ, в организме перестают вырабатываться собственные болеутоляющие вещества, и человек начинает ощущать боль не только от прикосновения одежды к коже, но и от пульсации сосудов, и даже от трения суставов при движении. Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль. Нет больших страданий, чем те, которые испытывает наркоман при отсутствии наркотика. Сами наркоманы назвали это состояние "ломкой", в медицине это называется абстинентный синдром (синдром отмены). Она проявляется, если наркотик отсутствует в организме в течение 10-12 часов.
Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы не чувствовать боль и продолжать свое "существование". А, как известно, для приобретения наркотика необходимы деньги, которые на дороге не валяются, значит, сначала все выносят из дома, потом идут на воровство. И так по кругу, пока не будет остановки от "передоза" (смерть), от милиционера (тюрьма), от болезни (в лучшем случае больница).
Глава 2. Организация профилактики в образовательной среде.
2.1. Проблемы молодежи и причины наркомании среди подростков.
Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.
Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки? Как считает заместитель министра здравоохранения Андрей Юрин: «В активном приобщении детей и подростков к психоактивным веществам определяющую роль, безусловно, играет недостаточность личностных защитных механизмов: незрелость волевых, интеллектуальных, эмоциональных систем…». Но не воспитанием и укреплением этих защитных механизмов у молодых занято общество, напротив, многочисленные телевизионные программы, компьютерные игры, киноиндустрия, шоу-бизнес, множащиеся «хеллоуины» и «праздники пива» развращают, оскотинивают молодежь. Весь шоу-бизнес, эти праздники стадионов и площадей, включая уже и Красную площадь, - шестеренка гигантского наркотического механизма. Именно здесь, на грандиозных тусовках-концертах идет массовый сбыт наркотиков, приобщение к наркотикам легионов новичков»
Действительно, подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают незримыми хозяевами дискотек, клубов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих "дозреванию" подростка перед первым приемом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что они легко внушаемы, еще не способны к направленным волевым действиям, лишены осознания ответственности за свое будущее.
Причиной является и молодежная мода с элементами субкультур, скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, дьявольщины, оккультизма. Увлечения подростков астрологией, фильмами ужасов, пришельцами и всем доступным интернетом. Это и смакование жизни рок-звезд, сообщения в прессе, различные фото, видеоролики о их преступлениях, махинациях и пагубных влечениях. Это - реклама ночных клубов, массовых праздников, рок-концертов, на которых приобщение новых подростков к употреблению наркотиков идет по типу цепной реакции.
Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни.
С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.
С другой стороны, большинство взрослых считают, что подростки слишком молоды, чтобы их воспринимать всерьез. Это непонимание является причиной многих проблем и конфликтов. Безразличие и лицемерие взрослых - также плохие примеры для подростков. Данные многочисленных социальных опросов, проводимых среди молодежи, свидетельствуют о том, что они отнюдь не в восторге от собственных родителей. Родители говорят о наркотиках, как о чем-то ужасном, а сами в это время употребляют алкоголь, курят табак, глотают в огромных количествах таблетки, которые "улучшают", по их мнению, настроение, помогают при бессоннице, устраняют чувство усталости, снимают боль.
В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. еще не имеют собственной. Срабатывает принцип "стаи" в юношеских компаниях - "тусовках": "все так поступают", "друзья уговорили", "неудобно было отказаться" и стремление самоутвердиться в группе сверстников.
Причиной вредных привычек может быть наличие у молодых людей противоречий жизненных взглядов, несогласие с мнением окружающих, желание досадить родителям, заглушить чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту - "со всеми и один". Среда, насыщенная алкогольными установками, традициями, также оказывает на подростка интенсивное давление.
Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к наркотическим веществам, прикрывая свою слабость всевозможными причинами: "расслабиться", "испытать новые ощущения", из-за желания "выразить протест против запрета", пережить "маленькую радость, которую может позволить себе человек, "облегчить" процесс учебы или "забыться и уйти от реальности, ее тягот и проблем". Отсюда видно, что жизнь подростков полна опасностей и вовсе не легка, а проблемы и причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, разнородны. Следует помнить, что пагубные привычки приносят вред не только окружающим людям, семьям, но, в первую очередь, их здоровью.
2.2. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека.
По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе опросы и анкетирование среди учащихся помогла мне провести руководитель моей работы .
На базе школы было проведено анкетирование (см. Приложение 2 ).
Вторая диагностическая анкета состояла из 4 вопросов: вопросов о курении. Всего принимали участие 34 человека (все учащиеся 6-11 классов) в возрасте от 12 до 17 лет.
При ответе на вопрос 1. "Полезно ли курение для организма человека?" Из опрошенных "Да" ответил 1 человек – 2,9%; "Нет" - 33 человека – 97,1%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.
На вопрос 2. "Куришь ли ты?" Из опрошенных "Да" ответили 8 человек – 23,2% и дали ответ "Нет" 26 учащихся – 76,8%. Это значит, что обучающиеся осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.
Отвечая на вопрос 3. "Есть ли желание бросить курить?" из 8 курящих ответили "Да" 4 человека – 50%; "Нет" - 4 человек – 50%.
Уверенные ответы дали учащиеся на вопрос 4. анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 30 человек -87% и "Реже" 4 человека – 13%.
Никто из учащихся не употребляет и даже не пробовали наркотические или токсические вещества. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.
Третья диагностическая анкета была о влиянии алкоголя на организм человека.
(см. приложение2 Анкета№3 )
На вопрос 1 "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:
А. только по праздникам - 31человека. – 91,3%;
Б. по выходным дням - --
В. в дни получки - --
Г. несколько раз в неделю – 3 человека - 8,7%
Д. почти ежедневно - --
Никогда ---
2 вопрос. Во сколько лет вы пробовали алкоголь? ответы: не попробовали алкоголь 4 человека – 11,6%, а остальные пробовали в 10-14 лет – 88,4% и это произошло "с товарищами за компанию", есть 1ответ и дома с родителями.
На вопрос3. Об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость, тошноту, 5 человек – 14,5% не ощутили изменения самочувствия.
На вопрос 4. О необходимости чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков из опрошенных "Да" ответили 24 человека – 69,6%; "Нет" - 15 человек – 30,4%.
Значит информировать ещё учащихся (на конкретных примерах) о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Учащимся 9- 11 классов(их 28чел) была предложена анкета-тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.
На 5 вопрос "Табак в сигаретах является наркотиком", учащиеся ответили "Да" - 89,3%, «Нет»-10,71%-3 человека
На 6 вопрос "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе", "Да" ответили 22 ученика – 78,54%, они считают, что наркоманы вредят лишь себе, не доставляя проблем окружающим.
На 7 вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Да" ответили – 18человак -52,9%
В нашей общеобразовательной школе много проводится классных часов, бесед, выпускаются газеты, информационные листки о вредном влиянии алкоголя, табака, наркотиков на организм человека, особенно на центральную нервную систему. Но проанализировав данные анкетирования следует вывод, что профилактика вредных привычек должна быть постоянно, ибо не все учащиеся понимают вредное их влияние.
89,39%- 25 учащихся ответили "Да".
На 8 вопрос "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить". Подростки понимают, что молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе, но часть видимо, слишком уверенны, что на них не оказывает влияние окружающая среда
Вопрос 9 "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Да" ответили - 60,69%, 17 учащихся.
На 10 вопрос «Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости» учащиеся ответили "Да" 25 человек – 89%, "Нет" 3 человека – 11%.
На 11 вопрос "С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков" учащиеся дали следующие ответы:
разработка и демонстрация наглядных материалов – 7 учащихся – 24,5%
организация психологической само- и взаимопомощи – 8 учащихся – 29,%
уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе – 12 учащихся – 43%
никак – 1 учащийся – 3,5%.
На 12 вопрос Что для вас главное в жизни? Семья, здоровье, материальное благополучие,
профессиональная карьера. Ответы : 24 чел-86,5% -здоровье; 3чел – 10% материальное благополучие, 1 чел – 3,5% профессиональная карьера.
Анкета 4.
Анкете вопросы касались только наркомании. Каков результат?
1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
а) не пить; б) не курить; в) заниматься спортом;
г) не употреблять наркотики; д) полноценно питаться.
56% выбрали все варианты ответов; 23% выбрали все, кроме «б», видимо те, кто курит; 21% выбрали последние 3 варианта.
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да – 20%; б) частично -12%; в) эта проблема меня пока не волнует - 8%; г) нет.
3. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
а) да; 14% б) нет. 86%
5. Пробовали ли Вы наркотики? Какие?
а) кокаин; б) героин; в) ЛСД; в) коноплю; г) другие; д) нет. 100%
6. Наркотик стоит попробовать:
а) чтобы придать себе смелость и уверенность;
б) чтобы легче общаться с другими людьми;
в) чтобы испытать чувство эйфории (кайфа);
г) из любопытства;
д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
ж) не стоит пробовать в любом случае. – 100%
7. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:
а) да -25%; б) нет – 75%.
8. Наркотик делает человека свободным:
а) да 15%; б) нет – 85%.
9. Наркотик избавляет от обыденной жизни:
а) да - 25%; б) нет – 75%.
10. Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия:
а) да- 43%; б) нет - 67%.
11. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Например, травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания:
а) да 25%; б) нет 75%.
12. Если наркотик не вводить в вену, привыкания не будет:
а) да – 4%; б) нет 96%.
13. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
а) да - 4%; б) нет -8%; в) если есть сила воли, то – да – 88%.
14. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:
а) да -50%; б) нет -50%.
15. Если бросать, то лучше бросать:
а) постепенно – 63%; б) сразу – 12%; в) бросить не возможно -25%.
16. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:
а) да – 90%; б) нет – 10%.
17. Если вы узнаете, что ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, что вы предпримете? Почему?
- перестану с ним общаться – 4%;
- буду продолжать общаться – 16%;
- расскажу своим родителям – 12%;
- расскажу его родителям – 12%;
- анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать дальше ----;
- посоветуюсь с друзьями – 16%;
- постараюсь помочь измениться – 40%;
- попрошу дать попробовать ----.
По результатам анкетирования мы видим, что учащимся необходима дальнейшая профилактическая работа в школе. Подросткам следует постоянно объяснять, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика. Все это – вещества, изменяющие состояние сознания. Поэтому подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления.
Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы, т.к ни один наркоман, погибающий в притоне или общественном туалете от передозировки, не планировал для себя такого, когда вводил себе первую дозу или затягивался первым «косяком». Он думал так … в жизни все надо попробовать…
… один раз не страшно …
… я буду контролировать себя …
… я сильный, буду держать себя в руках …
… те, кто стали наркоманами – слабые и безвольные …
… а мне все по-фигу …
… ведь друг сказал, что он колет, и все о,кей …
… чем я хуже других …
… а гори оно все огнем …
… когда почувствую, что начинается зависимость – брошу…
… от этого вещества зависимости не бывает …
… а возможно он не думал вообще …
Это должен понять каждый учащийся, любой подросток. По данным Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD), проведенного в 2010 году, 18,6 % российских учащихся в возрасте 15-16 лет имели хотя бы единичный опыт пробы препаратов конопли, 3,2 % – «экстази», 2,7 % – ЛСД.
2.3. Педагогическая профилактика в образовательной среде.
Каждый день с экранов телевизоров мы слышим одни и те же слова: «Попробуй – полюбишь», «Попробовав раз, ем и сейчас»… Попробуй новую жевательную резинку, новую косметику, новые сигареты. Почему тогда не попробовать «новый» наркотик, тем более, что известные телеведущие и музыканты с улыбкой повествуют о том, что наркомания – часть их жизни, источник творческого вдохновения. Доказательством служат названия музыкальных альбомов: «Опиум» группы «Агата Кристи»; песни о подкожных введениях наркотиков – это «Дельфины» группы «Мумий Тролль»; «Бриллиантовые дороги» группы «Наутилус», а также многие другие факты из эстрадной жизни.
Как противостоять такому стремительному потоку информации? Как объяснить всю опасность происходящего, если большинство тех, кто составляет так называемую «группу риска» уже имеют обширный опыт употребления табака, алкоголя, некоторых наркотических и токсических препаратов?
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправлении» последствий наркотизации – медики разрабатывают все новые и новые методы лечения зависимости, юристы предлагают варианты законодательных мер, способных остановить торговлю наркотиками, и т.п. педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики и возможности её оцениваются весьма скромно. Между тем именно она способно стать той самой «привычкой», которой защитит ребенка от наркогенного заражения. А какой должна быть профилактика в общеобразовательной школе?
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательных учреждениях – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.
Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака. Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.
При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%.
Работа по профилактике наркомании не моральный долг учителей, родителей, врачей, психологов, а в прямая обязанность, выполнять которую не так то просто.
Исследование проблемы – эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в образовательном учреждении и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов.
С целью изучения наркологической ситуации в районе, выявлении степени распространенности наркотических средств, «популярности» тех или иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и употребления, проводится сбор информации в учреждениях здравоохранения и органах внутренних дел. Эти данные помогают при организации специального антинаркотического контроля в ОУ. Подобный контроль призван исключить как возможность использования несовершеннолетними в ОУ наркотических веществ, так и приобщения к наркотизации своих сверстников.
В самом ОУ проводится мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем проводится дифференцированная профилактическая работа.
Этап реализации программы. В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику.
|
Схема реализации программы профилактики в ОУ
Структурные компоненты программы | Содержание работы |
1. Работа со школьной средой | - общее признание правил и норм неприятия наркотиков; - тренинги активного отрицания;
- выявление «групп риска». |
2. Работа с несовершеннолетними группы риска | - разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска; |
3.Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества
| - создание мотивации для обращения за помощью к специалистам;
|
То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:
действия, направленные на школьную среду в целом; действия, направленные на детей «группы риска»; действия, направленные на помощь детям, употребляющих наркотики.
Многие взрослые считают, что для того, чтобы сформировать у ребенка или подростка устойчивость к наркогенному соблазну, достаточно рассказать об опасности, вреде наркотиков. Этого явно недостаточно. Можно хорошо разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом продолжать рисковать своим здоровьем и судьбой.
Педагогическую профилактику нельзя свести к обычным назиданиям и поучениям. Конечно, подростку нужно знать о последствиях наркотизации, уметь реально оценивать опасность знакомства с наркотиками и выбирать правильную схему поведения в ситуации наркогенного заражения.
Но для того, чтобы понять, как наркотики влияют на здоровье (а, следовательно, убедиться в их опасности), детям и подросткам нужно иметь представление об устройстве и работе человеческого организма. При этом важно, чтобы подросток понимал, насколько совершенно его тело, организм, какие потенциальные возможности таятся в каждом из нас. А раз это так, то забота о собственном здоровье не просто скучная обязанность, выполнение которой требуют взрослые, а непременное условие реализации своих желаний, достижения успеха в жизни. Следовательно, педагогическая профилактика – это ещё и формирование культуры здоровья детей.
Подросток должен осознавать, что его здоровье, жизнь – это то, что он получил от прошлых поколений. И то, что он спустя время должен передать грядущим. А это значит, что забота о здоровье приобретает новый смысл. Человек не вправе бездумно распоряжаться этим даром. Любое поведение, связанное с саморазрушением, не просто опасно, оно безнравственно по отношению к своим близким. И тут педагогическая профилактика требует вовлечения в сферу внимания педагога категорий морально-этического характера. Взрослому, так или иначе, придётся обсуждать с детьми столь сложные (и на первый взгляд далёкие от проблемы наркомании) понятия, как: смысл жизни, нравственность, долг, самосовершенствование и т.п.. В зависимости от возраста воспитанника глубина трактовки этих категорий будет различаться.
Педагогическая профилактика напрямую связана и с формированием у подростков их социальной комплектации. Если подросток умеет реализовывать свои потребности в общении, любви, получений удовольствия адекватными способами, то ему нет необходимости прибегать к помощи наркотиков. Задача взрослого научить своих подопечных законам общения, умения избегать и преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения и многому, многому другому – тому, что можно обозначить как «искусство жизни».
Таким образом, педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности подростка и должна охватывать все факторы социализации ребёнка. предупреждения значительную роль могут сыграть альтернативные мероприятия (АМ) по первичной профилактике злоупотребления ПАВ.
Альтернативными, являются мероприятия, которые отвечают основным требованиям: 1.мероприятия, которые проводимые молодежью и для молодежи в свободное время; 2.мероприятия, участие в которых является добровольным;
3.мероприятия неинформационного и необразовательного характера;
4 мероприятия непрофессиональной ориентации.
Задачи таких мероприятиях в целом соответствуют достижению цели первичной профилактики, однако, они не носят явного информационного характера, который в последнее время все чаще реализуется за счет традиционного негативно-ориентированного подхода, при котором акцентируются только последствия приема ПАВ.
К альтернативным мероприятиям относятся такие как: концерты, дискотеки, рок-фестивали, туристические походы, летние и зимние лагеря для подростков, недели здоровья, конкурсы рисунков, стихов, слоганов, рекламных роликов, посвященных здоровому образу жизни, создание фильмов о волонтерской деятельности, танцевальные марафоны, создание спортивных и дворовых площадок, организованное посещение музеев, выступления творческих коллективов, молодежные форумы идей, конкурсы молодежных проектов, ярмарки тренерских программ. Альтернативные мероприятия являются лишь частью комплексной стратегии первичной профилактики и не способны сами собой решить проблему наркотизации населения. В некоторых случаях АМ могут увеличивать риск употребления ПАВ, поэтому необходимо учитывать формы, места их проведения, а также совместимость альтернативных мероприятий друг с другом.
Критериями эффективности АМ является степень достижения поставленных задач, среди которых выдвигаются следующие:
показ молодежи форм активного досуга без ПАВ;
развить у молодежи позитивные личностные качества и социальные навыки;
вовлечь молодежь в профилактику злоупотребления ПАВ;
научить молодежь предлагать, проводить и самим участвовать в интересных альтернативных мероприятиях;
привлечь к участию в организации и проведении альтернативных мероприятий различные группы сообщества;
привлечь внимание общественности к необходимости формирования здорового образа жизни;
снизить уровень социальной напряженности молодежи, посредством получения ими позитивных эмоций при участии в АМ;
предоставить возможность молодежи самореализоваться в различных видах досуговой и творческой деятельности;
создать условия для молодежи для занятия свободного времени посредством участия в интересных альтернативных мероприятиях;
поощрить добровольцев профилактических программ.
В ходе обсуждения были выработаны следующие основные рекомендации при планировании, организации и проведении эффективных альтернативных мероприятий общественными и государственными организациями, реализующими стратегии по первичной ПАВ:
При планировании необходимо:
- четко определиться с целями и задачами конкретного АМ;
- собрать и проанализировать информацию обо всех участниках, месте проведения, климатических условиях, необходимых ресурсах;
- разработать план мероприятий с закреплением финансовых источников и учетом форс-мажорных обстоятельств;
- иметь резерв финансовых ресурсов.
При привлечении сообщества к участию и проведению рекомендуется:
-определить взаимные интересы и закрепить обязанности на долгосрочной договорной основе;
-взаимодействовать со спонсорами на всех этапах проекта;
-выработать общий понятийный аппарат с представителями сообщества посредством круглых столов и рабочих встреч;
-привлекать экспертов, специалистов, консультантов;
-предоставить молодежи возможность полноправного участия при разработке сценария и проведения АМ;
Таким образом, первичная профилактика наркозависимости не ограничивается лишь стандартным набором информационных и образовательных методик и может включать в себя целый ряд интересных альтернативных мероприятий, реализуемых молодежью на основе принципа “Равный равному” на добровольной основе, однако для достижения наибольшей результативности при их разработке и реализации необходимо учитывать целый ряд факторов.
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.
Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена – школы. Введены новые учебные программы ("Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология"), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании.
Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:
1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.
6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).
7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.
В антинаркогенной работе следует избегать:
- использования тактики запугивания;
- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
- разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
- ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
- оправдания употребления наркотиков.
Наркомания - это не личное дело каждого. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих.
Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила неприкосновенности", т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.
Административная ответственность за употребление наркотиков, возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, должны быть правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ
2.4. Профилактическая работа злоупотребления психоактивными веществами в МКОУ Шипицинская СОШ.
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная ,употреблению ПАВ, деятельность. С этой целью, в нашей школе много внимания уделяется развитию сети дополнительного образования.
Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2009 - 2010 учебном году охват учащихся школы составлял 61 %, в 2010 — 2011 и 2011 — 2012 учебных годах - 71% и 79%. Занятость учащихся в этом учебном году составляет 90 %. Существует проблема не полной занятости учащихся досуговой деятельностью, отсюда риск приобщения к пагубному влиянию алкоголя, наркомании.
Как бы не сложились результаты опросов в нашем ОУ, первичная профилактика использования ПАВ на предупреждение приобщения к их употреблению, это главная работа ишколы. Это работа с популяцией здоровых людей, а также с так называемой группой риска, в которую входят дети и подростки, которые курят, употребляют алкоголь и семей , которые не занимаются воспитанием (неблагополучных семей).
Социальный паспорт нашей школы следующий: семей -36, неполных семей – 13, многодетных – 7, полных – 23, опекаемых – 6, малообеспеченных – 28. Есть учащиеся, которые стоят: на ВШУ -3; в ОППД – 1.
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, употреблению ПАВ ведется постоянно, начиная с младшего звена.
Анализ профилактической работы начнем со стихотворения, которое написал один из российских учащихся.
Приходите в нашу школу,
Посмотрите, как живём,
И поймёте, что наркотик нашей школе не знаком.
Утром, сделав все зарядку,
На уроки мы идём,
А как кончится ученье,
Дело по душе найдём: рисованье, волейбол,
Шахматы и баскетбол,
Есть ещё компьютер, танцы, музыка, футбол,
Как же трудно выбирать,
Хочется везде попасть.
А ещё олимпиады,
Конкурсы и вечера,
Отдохнуть уже пора бы,
Не дают учителя.
Но когда ты занят делом или спортом увлечён,
Ты не будешь под забором
Дым глотать или вино.
Знаем мы - наркотик вреден,
Он - источник многих бед.
В школе, с 2011года, создана и работает программа: «Школа – территория здоровья».
Целью, которой является: создание такого окружения, в котором детям, подросткам будет комфортно во всех отношениях. При которой учащиеся могли бы не только получить образование в полном соответствии с государственными образами стандартами, но и реализовать свои способности, сформировать ценностную ориентацию на здоровый образ жизни
Программа содержит восемь направлений, одно из которых «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек». Данное направление программы на сегодняшний день, является приоритетным.
Каждый месяц вся воспитательная работа ведется по определенной теме.
Пример. Ноябрь: месячник «Охрана здоровья и профилактика вредных привычек»;
февраль: месячник «Спортивно-массовой работы» и т.д.
Проводится мониторинг вредных привычек, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем проводится дифференцированная профилактическая работа. Формы мероприятий по профилактике наркомании, курения, алкоголизма различны. Выпуск газет: «Здоровое поколение», «ЗОЖ» и др. Выпуск листовок, конкурсы плакатов: «Наркотикам, нет!» Круглый столы «Антинаркотический марафон»,
«Жизнь без наркотиков», конференции «Здоровое поколение», «Наркомания - эпидемия века», «Посещение школы вредных привычек».
Альтернативные мероприятия наркотизации:
«Алло! Мы ищем таланты!»-1раз в четверть; «А ну-ка, парни!»; «А ну-ка, девушки»; «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья» - 2раза в год выход на природу. Весь год проводятся соревнования между классами, критерии: знание-сила, дисциплина и порядок, творчество, спорт.
Большую роль в первичной профилактике наркомании, да и любых правонарушений, играет занятость учащихся. В школе работают 9 кружков: «Хочу знать», посещают его 8 чел, «Лейся песня» -16 чел, «Лоскуток» – 33чел, «Автолюбитель» -14чел. и другие. Занятость в кружках составляет 81%. Спортивные секции посещают – 46% (6-11кл) учащихся. Общая занятость составляет 93%.
В летнее время работает «Летний лагерь отдыха», организуют экскурсии на озеро Чаны, в краеведческие музеи с. Венгерово и г. Татарска.
Родители, также, принимают участие в профилактической работе. Организован родительский лекторий, родители имеют памятки и руководство «Признаки употребления наркотических средств» ( Приложение 4 и 5).
Все, вышеперечисленные, мероприятия способствуют формированию культуры здоровья, антинаркотической профилактике. Результат работы по предупреждению и профилактике наркомании положительный, в школе нет, последние 5лет (прежде были), случаев употребления наркотических средств, но проблема курения и распития спиртных напитков существует. Следует вывод, работу надо продолжать и искать более действенные методы и формы.
Заключение.
Последние годы серьезнее становится угроза здоровью населения страны - употребление наркотических средств и других психоактивных веществ как среди взрослых так и среди детей, подростков, молодежи. Наркомания стала глобальной проблемой человечества.
Главным и самым беззащитным объектом, по которому "ведет огонь" наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.
Наркомания самый опасный и трагический риф, на котором терпят смертельное крушение еще не вошедшие в жизнь молодые люди.
Причиняемый наркоманией вред человеческому обществу «огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и интеллектуального потенциала общества, и ухудшение его генофонда, и искажение вследствие «отмывания наркоденег» законного распределения материальных благ, и проникновение преступников в государственные властные структуры, и влияние на формирование политики государства в преступных интересах и многое другое». Известный террорист заявил, что не нужно воевать с Россией – необходимо привить русской молодежи культуру потребления наркотиков. И, судя по скорости распространения наркотиков в России этот план – не бред сумасшедшего, а политика уничтожения нации.
Во всем мире образовательные программы – это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех образовательных учреждений.
Необходимы программы для родителей, преподавателей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждаются, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.
Последние годы ситуация в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами изменилась в положительную сторону. От позиции декларативного признания необходимости профилактической активности государство и общество переходят к реальным конструктивным мерам.
Профилактика наркомании в России уже не ограничивается отдельными малоэффективными попытками информирования подростков и молодежи о наркотиках и последствиях их потребления, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.
.
Настала пора прекратить это безумие –
наркоторговлю, употребление наркотиков и других ПАВ.
Список используемой литературы
Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.
ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.
Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М., 1999.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.,2000.
Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 5.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 6.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 7.
Предпосылки развития наркозависимости у подростков // http: www.narkotikam.net.
Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. – СПб, 2003.
Семкина Е.А. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Социальная работа. – 2007г
Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.
Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска. - М., 1997
Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., “Просвещение”, 1987.
Коробкина, З.В. , ПоповВ.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М. , Академия, 2004.
Хажилина И.И. Профилактика наркомании. М., Издательство Института Психотерапии, 2002.
Ресурсы интернета: narkotiki.ru ;
referats,net;
http: kaivg.narod.ru;
3 http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html ;
4 http://www.narconon.ru/;
5. http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi;
6.http: www.narkotikam.net.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Главные пути поступления наркотиков.
Из Афганистана поступает основная масса наркотиков.
Производство и сбыт наркотиков в мире.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета 2
1.1."Полезно ли курение для организма человека?
2.1. "Куришь ли ты?
3.1."Есть ли желание бросить курить?"
4.1."Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?"
Анкета 3
1. "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:
А. только по праздникам – Г. несколько раз в неделю - В. в дни получки -
Б. по выходным дням - Д. почти ежедневно -
2. "Во сколько лет вы попробовали алкоголь? "
3. "Изменилось ли ваше самочувствие после приема алкоголя? "
4. " Есть ли необходимость чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков в школе? "
Да или нет
5. "Табак в сигаретах является наркотиком
6. "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе
7. "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство
8. "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить
9. "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" 10."Необходима ли в школе работа по предупреждению химической зависимости"
11."С помощью каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков"
-разработка и демонстрация наглядных материалов
-организация психологической само- и взаимопомощи
-уроки по профилактике ПАВ (психоактивных веществ) в школе
-свой вариант
12."Что для вас главное в жизни? "
-Семья.
-Здоровье.
-Материальное благополучие.
-Профессиональная карьера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Памятка родителям. Признаки употребления наркотических средств. Общим признаком опьянения для вех наркотиков является эйфория, т.е. повышенное настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления.
Потерял интерес к старым увлечениям: спорту, коллекционированию, чтению, музыке.
У него снижается успеваемость.
Стал часто прогуливать занятия или рабочие дни.
Возвращаться с дискотеки, вечеринки, с прогулки в странном состоянии.
Был замечен в различных противоправных действиях.
Часто выпрашивает деньги.
Часто резок и непредсказуем (без видимых причин) в проявлении эмоций.
Раздражителен, агрессивен в обычных ситуациях.
Стал скрытным, например, телефонные разговоры ведет так, чтобы никто не слышал.
Стал располагать денежными средствами, не объясняя причину их появления.
Стал постоянно лгать, хитрить и изворачиваться.
Стал безразличным и безынициативным.
Стал неряшливым.
Избегает новых знакомств.
Периодически не ночует дома.
Проявляет интерес к разговорам о наркотиках, убежденно отстаивает свободу употребления наркотиков.
Следы уколов, маленькие красные точки, как правило в районе вен;
Странные запахи от волос и одежды.
Наличие шприцов, игл, закопченных ложек или посуды, флаконов марганцовокислого калия, уксусной кислоты, ацетона, кристаллического йода, щелочей, растворителей, порошков, соломки и трав.
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки, отсутствие заметной реакции зрачка прирезкой смене освещенности.
Частые синяки, порезы, ожоги от сигарет в районе вен.
Внешний вид нездорового человека: бледность, отечность, покраснение глазных белков, коричневый налет на языке.
Бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью.
Похудение, нарушение аппетита от полной потери до «приступов обжорства».
Общие психические изменения: снижения памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины. Высказывания о бессмысленности жизни или такие «Живи ярко, умри молодым». Пропажа из дома денег, ценностей, книг, одежды, техники и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
КАК МОГУТ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ-НАРКОМАНУ.
Прежде всего, нужно принять тот факт, что ваш ребенок - это не вы, и, более того,
он не ваша собственность.
- Лечение наркомании невозможно без решения проблемы взросления. Но для того, чтобы ребенок научился быть взрослым, ему необходимо отделение от семьи (не физическое, а прежде всего, личностно-психологическое) - обретение некоторой степени самостоятельности, которая сделает необходимым принятие на себя ответственности за то, что с ним происходит.
- Родители не могут вылечиться за ребенка, точно так же как не могут прожить за него жизнь. Ребенок никогда не сможет жить только тем, что он получил от родителей. Ему необходимо отделиться от семьи, чтобы наработать, освоить, прожить новые способы решения проблем и достижения целей - свои способы. По-другому, не совершая своих ошибок, не проявляя себя, нельзя повзрослеть, а значит, нельзя вылечиться. Сложность состоит в том, что ребенка нужно не просто отпустить, его нужно еще и поддерживать, но не как больного или инвалида, а как взрослого, самостоятельного человека.
- Важно научиться решать свои проблемы, не подключая в этот процесс ребенка. Очень часто болезнь ребенка используется семьей как стабилизатор семейной системы. Если ребенок становится самостоятельным, успешным в жизни, то он перестает нуждаться в родителях как в поддерживающих костылях. И тогда взрослые остаются один на один с собой, что всегда трудно. Поэтому родителям может быть подсознательно выгодно то, что ребенок болен - тогда его можно не отпускать, быть всегда нужными и слишком занятыми, чтобы задумываться о собственных проблемах. Важно принять ответственность за свою собственную жизнь, понять, что она зависит не от него, а только от вас.
- Важно понять, что вы - это нечто большее, чем ваш ребенок. Безусловно, он играет огромную роль в вашей жизни, но он - это не вся ваша жизнь. Важно найти другие способы самореализации.
- Никто не сможет научить вас тому, как вести себя в каждой конкретной ситуации. Важно научиться нахождению способов решения проблем. Главное - не застревать в одном состоянии - ожидании смерти своего ребенка. Это переживание отнимает все: силы, ваше собственное здоровье, реальное восприятие ситуации, и главное, возможность ему помочь. Из двух извечных вопросов: кто виноват, и что делать, нужно оставить только последний. Размышление над первым все равно ни к чему не приведет, только отнимет силы и время.
- Важно, чтобы ваше поведение в отношении ребенка-наркомана (да и в других случаях) выходило за пределы стереотипа, было достаточно гибким - только тогда оно может быть эффективным.
- Научитесь меняться - только в этом случае что-то может измениться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Глоссарий.
1. Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.
2. Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
3. Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
5. Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
6. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
7. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
8. Образовательное учреждение (УО) - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников..
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 5.
9. Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медикопсихологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
10.Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
11. Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением.
12. Токсикомания - хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств
13. Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния (ВОЗ),— специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.
14. Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.
15. Альтернативные мероприятия - исследования, операций, теории, возможный вариант решения задач.
16. Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами.
17. ФСКН РФ – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
18.МВД РФ – Министерство внутренних дел Российской Федерации.
19. МКОУ – Муниципальное казенное образовательное учреждение.
20. СОШ – средняя общеобразовательная школа.
21.ППДН –подразделение но делам несовершеннолетних. Деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних направлена на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Внеклассное мероприятие.
Круглый стол.
ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ.
(для учащихся 8-10классов).
Рецензия
на конкурсную работу ученицы 10 класса
Ивановой Екатерины Геннадьевны
«Профилактика наркомании в образовательной среде»
Работа ученицы 10 класса, Ивановой Е.Г., «Профилактика наркомании в образовательной среде» объемная, материал правильно отобран и изложен в доступной форме. Охарактеризована суть проблемы наркомании в России, указано на актуальность вопроса первичной профилактики среди детей и подростков. Сказано, что это самое уязвимое звено, которое необходимо защищать, в противном случаев наркомания уничтожит народ, страну. Работа грамотно и аккуратно оформлена, выдержаны все требования к оформлению. понятно содержание материала. В начале работы дана характеристика аспектов профилактики, показано воздействие наркотиков на организм, выявлены главные причины распространения наркомании среди детей и подростков, освещено губительное влияние наркотиков, последствия их применения, раскрыта последовательность профилактики, показана схема (этапы) реализации программы профилактики в образовательном учреждении. Приведены формы альтернативных мероприятий, критерии и способы их использования.
Полностью раскрыта вторая глава, показаны причины организации наркомании в начальном звене образовательной среды (в общеобразовательной школе).
Екатерина осветила вопрос профилактики наркомании и всех ПАВ в своем образовательном учреждении. Данный вопрос ей очень хорошо известен, она является организатором многих мероприятий класса и школы, она председатель Совета старшеклассников.
Заключение кратное, содержательное, здесь подведен итог её работы. Цель, задачи работы выполнены.
Работа представляет несомненный интерес и может быть использована молодыми педагогами в работе по профилактике наркомании.
Учитель географии I квалификационной категории
Дорофеева Вера Георгиевна / / 9.02.2012.
32