Профилактика психологического здоровья. Семинар-практикум: Профессиональное выгорание педагога.
Наукой замечено, что мысли имеющие негативную окраску, снижают работоспособность организма. Они в прямом и переносном смысле отравляют весь организм. Если человек длительное находится в состоянии депрессии, вялости, подавленности, центральная нервная система посылает определенные сигналы в органы тела. Органы считывают эти сигналы и расшифровывают как команду на снижение активности. Работа организма начинает затормаживаться.
Эмоции недовольства, гнева, раздражения чаще направлены на других людей, обстоятельства, события. Мозг подает сигналы, которые органы расшифровывают как сигналы на уничтожение источника раздражения. Если эти эмоции не имеют выхода, не разряжаются, а хронически накапливаются в организме, все органы находятся в постоянном напряжении и отравляются этими эмоциями. Для природы нет различия между внешним и внутренним, поэтому агрессия, обращенная вовне, в результате направляется на самого себя. Под влиянием этих эмоций организм саморазрушается и заболевает.
Возможно, не зря древние говорили о том, что все, что ты желаешь другим, возвращается к тебе самому.
Все наши чувства начинаются с мысли и с эмоциональной реакции на определенные раздражители. Поэтому первое, что нужно сделать, - это научиться контролировать свои эмоции. И это вполне реально.
Вы можете перестать думать о плохом и начать мыслить позитивно, созидательно.
Для того, чтобы найти позитивный выход и решение своих проблем, нужно сначала перенести сознание в зону, отвечающую за наш позитивный прошлый опыт. Это так называемая зона радости, или зона радости внутри нас.
В этой зоне есть множество позитивных выходов из любой ситуации, есть ответы на все наши вопросы, радостные светлые мысли. И всегда есть выбор.
Если вы хотите перенести сознание в эту зону, один из способов – использовать для этого любые позитивные утверждения.
В любой ситуации стараемся увидеть хорошее. Сначала это упражнение, возможно, покажется сложным, но подобная гимнастика очень быстро делает психику более гибкой, позитивная сторона событий становится очевидной без всяких усилий.
1. Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3 ).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
У вас в группе много «трудных» детей .
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
Вы собрались в театр, у вас красивая прическа, а на улице идет дождь.
2. Аудио запись рассказ о смысле жизни…
3. Упражнение «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (см. приложение 5 ).
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.
Карточки к упражнению «Моя аффирмация»
(позитивные утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
4. Памятка педагогу |
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами; Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими; Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь; Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь. Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений; Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе; Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично; Найдите время, чтобы побыть наедине с собой; Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого; Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится; Не оказывайте слишком большое давление на своих детей; Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»; Использовать возможность выступить с речью; Следите за питанием и фигурой; Позволяйте себе «маленькие женские радости»; Не забывайте, что вы красивы. |
5. Презентация «Ангел»