СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидов в подростковой среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение суицида как сознательного поведенческого акта в подростковом возрасте и предупреждение его возникновения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидов в подростковой среде»

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОБУСЛОВЛЕНА НЕ СНИЖАЮЩИМСЯ КОЛИЧЕСТВОМ СУИЦИДОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ И РЕГИОНЕ.

В связи с этим данный вопрос ставится острой необходимостью выявлении предупреждении и профилактической работы в «ЭМТТ».

ЦЕЛЬ: изучение суицида как сознательного поведенческого акта в подростковом возрасте и предупреждение его возникновения.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ.

ЗАДАЧИ: изучить суицид, выявить факторы, способствующие возникновению суицида; определить признаки суицидальных намерений и факторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: анкеты по количеству педагогов, рекламы, буклеты, наглядность.

ПЛАН

  1. Введение.

1.1.Актуальность.

1.2.Цели и задачи.

2.Экспресс-диагностика суицидального риска. Методика СР -10.

3. Статистическая информация.

4. Презентация по теме.

5. Представление основных понятий, связанных с суицидальным поведением.

5.1.Виды. Категории (Оказывающие влияние на человека).

5.2. Факторы. Причины и предпосылки. Характерные черты и особенности поведения.

5.3.Мнение церкви.

5.4.Депрессия у подростков.

6.Работа с «Мифами» самоубийств (обсуждение проблемы).

7.Заключение (рекомендации, адреса, телефоны социально-реабилитационной помощи).

7.1. Диагностические методики, позволяющие выявить у подростков суицидальный настрой.



1. Рост психологического неблагополучия современных подростков и, как следствие, широкое распространение в подростковой среде наркотической и алкогольной зависимостей, увеличение числа подростковых суицидов могут служить доказательством того, что подростки, их родители, учебно-воспитательная система и различные социальные институты оказались не готовыми к новым социально-экономическим условиям.

Согласно данным НИИ Наркологии МЗ России, у большинства подростков отсутствуют знания, навыки и современные социально-адаптивные стратегии поведения, ведущие к сохранению здоровья и успешной самореализации.

ВОЗ делит все страны по показателям суицидов на 3 группы: высокий уровень, очень высокий(свыше 20 человек на 100 тыс. населения), средний уровень(от 10 до 20 человек на 100 тыс. населения), низкий (до 10 человек в год на 100 тыс. человек). Данный показатель на территории РФ на 2009 год составлял 29,1, что несомненно относит Россию к странам с высоким уровнем самоубийств.

При этом частота суицидальных проявлений в юной возрастной категории (от 10 до 19 лет) среди молодежи возросло за последние 10-и летие в 3 раза. Ежегодно, каждый 12 подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства по абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1 место в мире.

По данным государственной статистике (за последние 5 лет количество 14.157 случаев) из них 90% - стараются привлечь внимание к себе и лишь 10% имеют цель покончить с собой.

Многочисленные социально-психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного подростка выделяют тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях подготовиться к встрече с предстоящими трудностями, неудовлетворенность во взаимоотношениях с родителями.

1.1. Несмотря на то, что тема совладания человека с различными категориями трудных ситуаций была популярна и достаточно подробно разрабатывалась в начале 50-х годов ХХ века, проблема факторов неуязвимости подростков в кризисной ситуации остается актуальной.

Что является условием успешного преодоления кризисной ситуации? Какие качества в структуре развивающейся личности будут определять ее стрессоустойчивость и способность к преодолению? И главное – возможно ли в условиях школьного обучения ранняя психологическая подготовка ребенка к встрече с различными нелегкими испытаниями. Ответы на эти вопросы позволяют выполнять в школе жизненно необходимую для детей функцию: обучить ребенка стратегиям выживания, осуществлять профилактику фиксации неуспешного опыта преодоления.

1.2. Подросток в кризисной ситуации.

Ни для кого не секрет, что наиболее сложным с точки зрения личностного развития является переходный подростковый возраст. Общий рост личности подростка, новый опыт общения со сверстниками, расширение кругозора его интересов, развитие самосознания – все это ведет к интенсивному росту социально- ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к самопожертвованию и т.д. Существенной проблемой связанной в этот период с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств, - все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемом возрасте от 11 до 16 лет.

Современные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростков, и в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой-либо группе.

Подростковый период очень важен в развитии «Я –концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальным способностями.

Все перечисленные характеристики подрастающего возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации, и как следствие – психологическое неблагополучие подростков, которое, в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.

Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как «адаптация», «социализация», «компетенция». Психологическое сопровождение учащихся 14-17 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптированным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.

Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выступают как факторы успешности/не успешности, адаптивности/ дезадаптивности, благополучия/неблагополучия подростка.

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.

Суицид – результат сознательных действий определенного человека, сознающего последствия ожидаемого летального исхода.

Суицид – следствие психических расстройств у больного человека.

Общие черты суицида( модель Шнейдмана).

1.Общая цель всех суицидов – поиск решения.

2.Общей задачей суицида является прекращение сознания невыносимой боли.

3.Общий стимул – невыносимая душевная боль.

4.Общим стрессором является Фрустрированные психологические потребности.

(Фрустрации – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающейся чувством безысходности, крушение надежд в достижении желаемой цели).

4.Общими суицидальными эмоциями являются беспомощность и безнадежность.

6.Общим внутренним отношением является амбивалентность (двойственность, противоречивость) и умереть и желание спастись.

7.Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы (имея знания, умения и навыки, в определенном психическом состоянии, не может справиться = сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей (сознание становится туннельным).

8.Общим действием является бегство (человек намерен уйти из зоны бедствия).

9.Общим коммуникативным актом является сообщение о намерении.

10.Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, на протяжении более 15 лет в стране ежегодно совершается около 2-х тыс. самоубийств ( более 200 детей и 1,5 тысячи подростков ежегодно).

Попытка единичного случая составляет 13% детских суицидов; в 80 случаях из 100 происходят в семьях в семьях со средним достатком. Более 80% детей, добровольно ушедших из жизни или пытавшихся это сделать – были практически здоровы. В возрасте с 7 до 14 лет замечено, что больше совершают мальчики суицидов, с 15 до 18 –девочки.

80% - отравления – они занимают 1 место, прыжки с высоты – 2 место (или повешение).

По семейным мотивам 46,9% случаев; из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам – 13,6%.

В среднем от 2 до 7 попыток в месяц.

Весна – время характерное для попыток суицидов – месяц апрель. Уровень суицидов в апреле приблизительно выше на 120% чем среднегодовой.

Психологический смысл суицида – чаще всего заключается в отреагировании и аффекта, снятие эмоционального напряжения, ухода от той ситуации в которой волей – неволей оказался подросток.

Суицид поведения: это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Различают типы суицидального поведения:

1.Демонстративное.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще проявляются в виде порезов вен, отравлении ядовитыми веществами или лекарствами.

2.Аффективное поведение.

При аффективном суицидальном поведение чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными веществами или сильнодействующими препаратами.

3.Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения.

Самоубийство – одна из проблем человечества, решить которую пока никому не под силу. Это актуальная тема во все времена, в 1994 году Россия вышла на 2 место. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к росту количества суицидов, и, судя по статистике, лицо этой проблемы омолаживается. Суицид происходит во всех семьях, не является исключением и внешне благополучные семьи. У мужчин приблизительно 80% попыток, а у женщин в 3 раза чаще.

По прогнозу специалистов к 2020 году самоубийства будут уносить не менее 1,5 млн. человек в год.


Особенности поведения и страшная статистика


Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей.


1.Смерьт и самоубийство как постоянная тема разговора.

2.Предпочтение траурной или скорбной музыки.

3.Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.

4.Разговоры об отсутствии ценности жизни.

5.Фантазии на тему собственной смерти.

6.Интерес, проявляющийся прямо или косвенно к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, оружие и т.п.)

7.Прямые высказывания типа («Я не могу это выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше»).

8.Косвенные высказывания типа: «Ничего, вы скоро отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что…»

9.Приобретение средств для совершения суицида.

10.Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.

11.Высказывания тяжелых самообвинений, собственной беспомощности, безнадежности.

12.Написание прощальных писем.

13.Странное для окружающих, « прощальное поведение».

14.Несвойственная молчаливость, высказывания с двойным смыслом, связанные со смертью, символические высказывания.

15.Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

16.Проявление признаков депрессии.


Страшная статистика подростковых самоубийств.


Обстановку усугубляют и новые факторы современного мира, толкающие подростков к последней черте: СМИ, которые подробно освещают каждую историю самоубийства, вызывая стремление к подражательству у других подростков; интернет, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов. В одной из социальных групп есть клуб для самоубийц, где даже проводится опрос: «Какой способ самоубийства вы бы выбрали? Уже ответили 1600 подростков, наиболее популярны – таблетки (28,4%), прыжок с крыши (18,4%) и следующие (16%), застрелиться или вскрыть вены (15,4%).

Мало кто стремится попасть под колеса машины (поезда), но вызывает еще тревогу тот факт, что почти 13% подростков мечтают умереть «по-другому» и остается гадать, на что способна детская фантазия.

Факторы суицидального риска.

Проблема суицидов в большей мере связана с теневой стороной технического прогресса, одиночества, отчужденностью поколений, падением института брака, нравственных, духовных, традиционных и религиозных устоев.

Если рассматривать весь мир по регионам, то самый низкий процент в отсталых и развивающихся странах, а пик находится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые.

Усложненные производственные отношения, огромный поток трудноперевариваемой информации, стрессы и суперстрессы, огромные темпы жизни, личные сложности, неизбежные в современном мире конфликты. Именно здесь кроется причина неуклонного возрастания количества самоубийств.

Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Это: изменение солнечной активности, влияние магнитных полей Земли, загрязненность окружающей среды, скопление определенных морских воздушных масс, циклонов, антициклонов.

Суицидологи выделяют ряд социальных факторов –провокаторов: урбанизация общества и как следствие – ослабление института семьи; раннее половое развитие подростков в городе, последствия непродуманной эмансипации женщин; влияние на сознание средств массовой информации и др. факторы общественной жизни.


























Заключение.

Самоубийство – результат социально-психологической дезадаптации личности в условиях совершенного общества.

Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личностных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на «дело» прежде всего безысходность.

Исследования показывают, что большинство предсмертных записок не отражает истинной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. (Это конфликты, последние события, мелочные обиды, последние слова).

Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеет тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход мира детства во взрослый мир – сложный этап. Подростку его новый статус еще не понятен. И здесь, как никогда, помогут родители. В регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг, количество самоубийств значительно ниже. Но ,там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения.

Психолог нужен всем!

Если говорить о подростковых суицидах, то он в первую очередь указывает на отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Все члены семьи должны осознать: им всем нужна помощь.

Неправильно говорят родители, которые после попытки говорят ребенку: «Ничего, все хорошо, обошлось, забудем и будем жить как раньше». Жить как раньше – для подростка значит продолжать жить с внутренней проблемой, которая толкнула его на страшный шаг. Поэтому близкие и специалист должны помочь отчаявшемуся человеку найти выход их этой жизненной ситуации (проблемы), чтобы предотвратить повторную попытку. И консультации необходимы всем членам семьи.




Педагог – психолог ГАПОУ СО «ЭМТТ» Кузнецова И.И.





1