СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная игра

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная предназначена для обучающихся 9 класса. В  игре даётся и ознакомительный материал по профессиям с элементами игры

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная игра»

Профориентационная игра для учащихся 9 классов

«Лабиринт выбора»

Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Задачи:

- активизация знаний учащихся о многообразии профессий;

- побуждение учащихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

- оказание психолого – педагогической поддержки учащимся для дальнейшего личностного роста.

Методы обучения:

беседа, использование иллюстраций, ТСО, ИКТ,

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Образовательная технология: проблемно-диалогическое обучение

Ход занятия.

Вступительное слово:

«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»

- Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом почти столетие назад, в далёком 1928 году, но и сегодня не теряющие своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии.

- Ребята, вы согласны, что выбор профессии - самый важный выбор? Почему вы так думаете?

- Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

С целью максимальной осознанности выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными склонностями, интересами и возможностями , мы сегодня проводим деловую игру по профориентации «Лабиринт выбора».

Эпиграфом к нашему занятию я хочу предложить вам слова древнего мыслителя

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»

-_Как понимаете выражение?

Стихотворение Ф.С. Махова (слайд 3)

Задание 1 «Реклама профессии» водитель, врач,. хурналист

Во все времена реклама была сильнейшим двигателем. Вам предлагаю сделать рекламу профессии. (работа в группе 5-7 минут) Зашита (до 2 х минут) слайд 5

Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием, сделать такую интересную рекламу могут люди, которым известны особенности данных профессии, специфика.

Уточнение понятий : профессия, специальность, должность – обогащение словаря учащихся.

  • Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

  • Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

            • Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения

  • Задание 2 Распределить профессии, должности, специальности в таблице. Работа в группе 3 минуты 1 группа выбирает профессии, 2 группа должности, а третья группа специальности. Проверяем (слайд 12)



Существует система, которая разделяет профессии по типам.

Задание 3.  Существует система классификации, разделяющая профессии на 5 типов: 1 человек –техника, 2) человек-человек, 3) человек- природа, 4) человек-знаковая система, 5) человек- художественный образ Ваша задача: распределить профессии по типам, 1 группа выбирает профессии 1 и 2 группы, объяснить свой выбор, 2 группа профессии 3 и 4 группы, 3 группа профессии 4 и 5 группы. (работа в группе 3 минуты). Давайте проверим (слайды 6, 7, 8)

Слайд 9 «Отдохнём!»

Игра: "САМАЯ-САМАЯ ".

- А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор .

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

- А что необходимо знать при выборе своей будущей профессии? (свои возможности, состояние здоровья, свои профессиональные интересы и склонности, требования к профессии и ситуацию на рынке труда)

Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо

Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.

Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…

Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.

Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии

Задание 4 "Профессиональные качества”.

- Естественно, что каждая профессия требует определенного набора   качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые   выбирают будущие выпускники школы. 1 группа выбирает качества, присущие профессии водитель, 2 группа , качества профессии учитель, а 3 группа качества профессии повар. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). 3 мин.

Водитель

Учитель

Повар

Бухгалтер

Самообладание

Дисциплина

Ответственность 

Хорошее цветовое восприятие 

Концентрированность внимания 

Быстрота реакции

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Любовь к детям Гуманность                   Образованность  

Терпение  

Находчивость     Самосовершенствование

Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие…

Самосовершенствование

Образованность Ответственность  

Хороший глазомер 

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная.

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Хорошая координация движений;

Оперативность …

Терпение Собранность

Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность

Порядочность Умение

оперировать цифрами,

информацией…                                       




Задание 5. Назови профессию.

  • Человек данной профессии осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении предприятием претензий. Дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов правового характера. Для выполнения работы необходимо иметь оперативную и долговременную память, внимательность, коммуникабельность. Обязательно высшее специальное образование.(ЮРИСТ)

  • Участвует в постройке и ремонте жилых домов, зданий и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует как ручные, так и механизированные орудия труда. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь читать чертежи, знать способы разметки и изготовления деревянных конструкций. Достаточно иметь среднее профессионально-техническое образование.(ПЛОТНИК)

В этой профессии объединяются функции инженера, художника, психофизиолога, экономиста.

  • Её цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить надежность, привлекательность и конкурентоспособность. Человек этой профессии самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых объектов. Для этой профессии необходимы сочетание технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление и воображение.(ДИЗАЙНЕР)

Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь работать на персональном компьютере, пишущей машинке, средствах оргтехники. Необходимы хорошее знание русского языка, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Желательно знание иностранного языка.(СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ)

  • Удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов. В своей работе должен знать правила оформления юридических документов, нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности, действующее законодательство. Должен иметь высшее юридическое образование.(НОТАРИУС)
    Этот способ изучения химических веществ широко популярен еще в середине 19 века. В старых учебниках по химии при описании свойств веществ обязательно указывался этот параметр. А современные правила безопасности запрещают использовать этот метод исследования. О каком способе изучения веществ идет речь? Назовите профессию, для которой тонкий вкус - это основное профессиональное качество.  ( Апробация на вкус (дегустатор)

  • Задание 6

  • Сейчас появляется много новых профессий, которые востребованы на рынке труда. Давайте попробуем узнать, как вы ориентируетесь в мире новых профессий. Ваша задача определить, чем занимаются представители данных профессий ( у каждой группы по 3 предложенных в задании профессии)


  • Бренд-менеджер. От этого специалиста зависит, каким потребитель видит конечный продукт и как к нему относится. Захочет ли он купить его или станет фанатом компании. В условиях конкуренции на рынке это высоко ценится.

  • IT специалист- специалист информационных технологий. Одним из главных направлений в этой отрасли является борьба с утечкой персональных данных. Разработку программного обеспечения и его тестирование, обслуживание серверов также выполняет

  • Аудитор-проводит внутренний и внешний контроль и анализ финансовой отчетности предприятий различных форм собственности, оценивает ее достоверность, соответствие правовым актам и нормам налогообложения, законность совершаемых операций.

  • Имиджмеркер -формирует образ личности (явления, фирмы) для оказания эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, рекламных и других целей

  • Клипмейкер -занимается разработкой и постановкой рекламного ролика или другого творческого заказа. Ведет подбор актеров для съемок, организует и регламентирует каждый съемочный день, монтирует отснятый материал, проводит презентацию созданной работы.

  • Рекрутёр-находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала; производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места, представляет соискателей работодателю; формирует банк данных ищущих работу

  • Сомелье- формирует винную карту ресторана, следит за правильным хранением вин и постоянным пополнением винного погреба, дает советы по выбору напитков, сервирует их и следит за подачей клиенту

  • Спичрайтер- готовит речи для политических лидеров, глав крупных компаний, деятелей шоу-бизнеса. При этом текст (язык, стиль, построение мыслей) должен соответствовать имиджу того человека, который будет его произносить

  • Экспедитор-занимается приемом различных грузов от поставщиков, перевозкой (сопровождением) и доставкой их в установленные сроки заказчикам; обеспечивает сохранность материальных и денежных ценностей; оформляет документацию на прием и сдачу грузов


Вы должны выбрать правильный ответ к предложенной профессии. Вам отводится время – 3 минуты.

  • Задание 7 Слайд 14 В течение 5 минут составить перечень профессий, представители которых приняли участие в создании данных предметов: книга, хлеб, шерстяной свитер, дом из кирпича.

Подведение итогов занятия:

рассмотрение притчи

Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру:  — Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю.  Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым...  — А много ли ты продаешь?  — Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет. — И давно у тебя это безразличие к результату?  — Около года.  Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом... — Тебе не было нужды приходить и сейчас:  ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.

Вывод делают учащиеся, что мы сами творцы своего счастья

Сейчас подведем итог нашей профориентационной игры. Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Игра мне понравилась…

  • Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

рефлексмвная мишень.

Активно участвовал было интересно



Было понятно узнал новое

Заключительное слово педагога:

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский  педагог  Константин Дмитриевич Ушинский написал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Большое спасибо за урок!