Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Просторненская школа »
Утверждаю
Директор школы
____________ В.Э. Тыщенко
« » 2015г.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
« Память»
с. Просторное
Пояснительная записка.
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам» то позже из изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель. Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие её природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи. Цель, задачи и основные принципы осуществления программы.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
развитие их творческих способностей;
приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства любви к родному краю;
воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип совместной деятельности учащихся;
Принцип целесообразности;
Принцип творческого отношения к делу.
Срок реализации программы –3 года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Поисковая деятельность школьного музея в своей деятельности руководствуется нормативными документами: Законом РФ «Об образовании», а в частности учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
Школьный музей принимает участие в паспортизации, выставках, смотрах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения, принимает участие в районных краеведческих чтениях, олимпиадах школьников.
Совет музея:
– изучает документы и другие источники по поисковой деятельности;
– систематически пополняет фонды школьного музея путем активного поиска во время экскурсий, работы в библиотеки и архивах;
– ведет учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;
– создает и обновляет экспозиции, выставки;
– проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для обучающихся;
– устанавливает связь с районным музеем соответствующего профиля;
– устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями района соответствующего профиля;
– проводит обучение актива.
Для обеспечения работы школьного музея из числа членов Совета музея формируются группы следующей направленности:
– научно-исследовательской,
– научно-просветительской (экскурсоводов),
– научно-экспозиционной,
– научно- проектной,
– научно-поисковой,
– фондовой,
– межмузейных связей.
Внутри направлений для успешной работы формируются поисковые группы из 3-5 человек из числа обучающихся школы.
Направления реализации программы.
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
Прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
· Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
· Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
· Участвовать в районных и областных конкурсах по краеведению;
· Создать фонд видео фильмов.
Основные формы работы
1. Переписка с интересными людьми, выпускниками школы.
2. Анкетирование.
3. Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
4. Проведение исследовательских работ по темам: «Выпускники школы», «Традиции малой родины».
5. Учёт и хранение фондов.
Основные задачи данного направления работы музея:
· Создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
· Правильно оформлять основную музейную документацию;
· Правильно оформлять учётные обозначения на музейный предмет;
· Точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определёнными историческими фактами и людьми;
· Организовать приём и выдачу музейных предметов;
· Обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность.
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции.
Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.
Для этого необходимо:
· Освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.
· Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
· Использовать в работе выставки-передвижки;
· Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с разнообразными категориями школьников. Созданная экспозиция должна стать центром просветительской работы в школе. Планируется создание экспозиций: «Выпускники школы: 55 лет пути», «Уголок культуры народов малой родины».
Просветительская работа.
Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей.
Для этого необходимо:
· Продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
· Проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, экскурсии;
· Использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Участники программы.
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в конкурсах по краеведению, а также учителей и родителей.
Основные этапы реализации программы
Первый этап – информационно-познавательный (2015-2016г)
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, составлены проекты, состоялись экскурсии обучающихся, родителей.
Второй этап – операционно-деятельностный (2016-2017г)
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты. Этап включает в себя участие в городских и областных конкурсах по линии музея, семинарах.
Третий этап – практико-ориентированный (2017-2018)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение обучающимися спецификой работы в школьном музее и основами исследовательской деятельности.
Управление программой.
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: руководитель музея, обучающиеся, входящие в состав актива музея.
Предполагаемые результаты реализации программы.
1. Действующий школьный музей.
2. Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения.
3. Созданные тематические экспозиции.
4. Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея.
5. Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся (по результатом анкетирования).
Ресурсное обеспечение
Бюджет школы.
2. Материально-техническая база школы.
3. Профсоюзный комитет.
4. Спонсорская родительская помощь.
5. Помощь социальных партнеров.
Перспективный план работы комплексного историко-краеведческого музея «Память»
на 2015-2018 г.г.
Цель: создание условий для воспитания патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся на основе восстановления и развития исторических, культурных и хозяйственных традиций прошлого и современности родного края.
Задачи:
1. Прививать учащимся любовь к родному краю, воспитывать личность гражданина своей Родины.
2. Углублять и расширять знания учащихся по истории родного края, развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания, приобщать школьников к поисково-исследовательской деятельности.
3. Помочь обучающимся почувствовать причастность к истории страны и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края.
4. Принимать участие в поиске, собрании и систематизации сведений о прошлом города Оленегорска и школы № 4.
5. Использовать материалы музея в учебно-воспитательной работе школы.
6. Содействовать обеспечению сохранности и рациональному использованию историко-краеведческого материала, музейных экспонатов в работе.
Организационная работа.
Создание Совета музея:
1. Председатель совета музея
2. Главный хранитель музейного фонда
3. Секретарь
4. Ответственный за поисково-собирательную работу
5. Ответственный за пополнение фонда музея
6. Ответственный за экспозиционно-оформительскую работу
7. Ответственный за экскурсионно-массовую работу
8. Ответственный за учёт поступающих экспонатов
График работы секций
1 неделя месяца - заседание поисково-собирательской секции
2 неделя месяца - заседание фондовой секции
3 неделя месяца - заседание экспозиционно-оформительской секции
4 неделя месяца - заседание экскурсионно-массовой секции
1 раз в месяц – заседание совета музея
Организация работы секций.
Поисково-собирательная работа
Сроки проведения сбора материала | Тема Поиска | Место проведения |
Сентябрь – май | Разработка и подбор материала по теме "История школы" (открытие и начало трудовой деятельности) | Встречи с выпускниками школы, с директором, с ветеранами педагогического |
В течение года | Сбор материала по теме "Традиции нашей школы" | Встречи с обучающимися школы, педагогами и работниками |
Январь-февраль | Воины – Интернационалисты | Встречи с воинами-интернационалистами |
Октябрь - май | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по экспозиции "Дорогами войны". Темы: Рождение Российской армии; По следам операции "Дети войны"; Герои живут рядом (о жителях села, участниках ВОВ); Войной расстрелянные строки; Память о войне хранится в моей семье | Встречи с ветеранами, работа в библиотеках |
Учёт, описание и хранение музейного фонда
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственный |
1. | Приобретение оборудования, обеспечивающего показ и хранение собранных коллекций. | В течение года | Руководитель музея |
2. | Ведение книг учёта основного и научно-вспомогательного фондов | В течение года | Руководитель музея |
| | | |
3. | Инвентаризация музейных предметов. Изучение фондов музея и соотнесение (перераспределение) их к тому или иному фонду: - основному -научно-вспомогательному -интерактивному (который можно брать в руки, рассматривать, держа в руках) - обменному - фонду временного хранения | В течение года | Совет музея |
4. | Научное описание фондов | В течение года | Совет музея |
5. | Комплектование фондов Музея -составление плана комплектования фондов музея | В течение года | Совет музея |
6. | -индивидуальные встречи с ветеранами -сотрудничество с другими музеями через обменный фонд -операция «День дарения» | При оформлении выставок | Совет музея |
7. | Профилактика фондов музея: проветривание, удаление пыли, влажная уборка. | Один раз в месяц | Совет музея |
| | | |
8. | Подготовить помещение музея, экспонаты, наглядность к новому учебному году; сделать частичное затемнение с целью сохранности стендов и экспонатов. | сентябрь | Совет музея |
9. | Инвентарную книгу дополнить перечнем новых экспонатов, методических разработок, пособий, фотографий и творческих работ учащихся. | В течение года | Руководитель музея |
10. | Подобрать методический иллюстративный материал, оформить его на стенде для проведения экскурсий в школьном музее по теме «Знакомство с историей школы и музея». | Сентябрь | Белова Е.Л. Рыженко О.Л. |
Экспозиционно-оформительская работа
Тематико-экспозиционный план
Тема, | Содержание экспозиции | Форма показа | Примечание |
Экспозиция, посвящённая истории школы: «Руководители школы» «Выпускники школы» | Фотографии, альбомы, копии документов об истории возникновения и становления средней школы Биография и основные этапы педагогической деятельности Фотографии директоров и завучей школы средней школы фотографии, биографии, личные документы | Стенды, витрины стенд стенды витрины | |
Экспозиция, посвящённая воину-афганцу Понамаренко Виктору «Жизненный путь» | Фотографии, копии документов, публикации, личные вещи. | витрины | |
«Мой край родной» | Фотографии, копии документов, публикации | Стенды | |
«История одной жизни в фотографиях» (из семейного альбома) | Фотографии, сопутствующие предметы, семейные реликвии | Стенды | |
Экскурсионно-массовая работа
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата проведения | Ответственный |
1. | Экскурсия «Школьный музей – хранитель истории и культуры родного края» | октябрь | Белова Е.Л. Рыженко О.Л. |
2. | Экскурсия «Они сражались за Родину», посвященная Дню Защитников Заполярья | октябрь | Белова Е.Л. |
3. | Лекция «Школьный музей – центр краеведческой работы в школе» (для членов Совета музея | ноябрь | Рыженко О.Л. |
4. | Экскурсия «Наша школа глазами учеников и родителей» | март | Белова Е.Л. |
5. | Уроки мужества «Такими они были» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и участников локальных конфликтов | Январь-февраль | Совет музея, классные руководители |
6. | Встречи с тружениками тыла, солдатскими вдовами , узниками, дети войны. | Февраль, май | Совет музея, классные руководители |
7. | Классный час «Легенды о камнях и минералах Крыма» | декабрь | Гурская Е.Л. |
8. | Музейный урок «История моего села» | октябрь | Белова Е.Л. |
9. | Музейный урок «Мой прадед» | май | Белова Е.Л. |
Участие в акциях и массовых мероприятиях
1. | Участие в акциях: «Солдатские письма» «Ветеран живет рядом» «Георгиевская ленточка» «Сирень Победы» «Бессмертный полк» | Февраль- май | Совет музея |
2. | Конкурс рисунков «Я только слышал о войне» | Май | Совет музея |
3 | Социологический опрос: "Как вы понимаете и чувствуете "Связь поколений" на примере работы школьного музея" | Май | Совет музея |