Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ Жаворонковской СОШ
МБОУ Жаворонковской СОШ Тараскина Г.Н._____________________
Рогова Н.В._________________ 5 сентября 2013 г.
5 сентября 2013 г.
Программа
развития школьного историко-краеведческого
музея ПОСЕЛЕНИЯ ЖАВОРОНКИ
МБОУ ЖАВОРОНКОВСКОЙ СОШ
НА 2013-2017 гг.
2013 г.
Пояснительная записка
Создание данной программы вытекает из необходимости включить деятельность школьного историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки в систему воспитательной работы школы. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю школьный Музей поселения Жаворонки МБОУ Жаворонковской СОШ является историко-краеведческим. Он возник как результат совместной работы педагогов, родителей, самих обучающихся, а также жителей села. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому деятельность музея является системообразующим компонентом Концепции воспитательной работы школы.
Программа развития музея рассчитана на три года. Возраст обучающихся, занятых в музее от 10 до 17 лет.
Ведущей идеей функционирования школьного краеведческого музея является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций, в основе которых лежит, идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества. Музей оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала. Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям. Исходя из выше сказанного, определяются цели и задачи деятельности музея.
Целями деятельности школьного музея являются:
- всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики и краеведения.
Задачи программы:
- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
- активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала;
- поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий;
- организация творческого досуга обучающихся, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства;
-укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».
Принципы образовательной деятельности:
- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов, право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний, разноплановость творческой деятельности;
- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
- самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором жизни музея;
- помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
- связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Нормативная база
- Федеральный закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации М 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
- Закон «О музеях Московской области» (2007);
- Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее) (2005);
- Закон Российской Федерации «Об оружии» от 13.12.1996 (с изменениями);
- Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 № 41-ФЗ;
- Указ Президента «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г. № 442;
- Циркулярное письмо Министерства культуры РФ № 01-131/16-25 от 6 июля 2001 г. «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи РФ»;
- Положение (устав) о музее образовательного учреждения (школьного музея);
- Программа развития музея на 3 года;
- План работы музея на год;
- Книга учета основного фонда;
- Книга учета научно-вспомогательного фонда;
- Журнал посещений;
- Книга учета проводимых мероприятий;
- Книга отзывов;
- Список совета и актива музея;
- Программа объединения, работающего на базе музея.
Основные направления работы музея «История поселения Жаворонки»
1.История школы: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;
2.История посёлка, города, Москвы и Московской области: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;
3.«Герои рядом с нами»: сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживающих и проживавших в поселке Жаворонки; оформление выставок, презентаций, экскурсий о них; сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;
4. экскурсионная, просветительская работа членов актива музея: проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы и на основе созданных выставок, презентаций.
Программа рассчитана на учеников 5-11 классов и состоит из трех разделов.
Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность
Цель: способствование интеграции работы музея и кружковцев в учебно-воспитательный процесс, его интенсификация путем проведения музейных экскурсий, консультаций, уроков-экскурсий, выставок и широкого использования материалов музея педагогическим коллективом.
Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность
Цель: способствование развитию у детей гибкого, креативного интереса и любви к истории родного края, способствование профориентации учеников, определение структуры и направлений поисково-исследовательской работы согласно тематики музея.
Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ
Цель: учет, сохранение и пополнение основного и научно-вспомогательного фонда историко-краеведческого музея; анализ собранного материала; исследование информационного материала; написание ученических научно-исследовательских работ.
Формы работы в школьном музее:
- практическая работа на местности, участие в работе кружка, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи с интересными людьми, читательские конференции;
- экскурсии в музее;
- продолжение фиксации фото, -видео, -аудио хроники краеведческих исследований и деятельности музея в процессе подготовки, проведения и участия школьников в различных образовательных формах на базе музея: уроки, классные часы, выставки, экскурсии, походы, краеведческие исследовательские, проектные и творческие работы и другие формы;
- организация тематических выставок;
- работа с литературными, информационными, научными источниками, с архивами и с информантами (местные жители, родственники, специалисты и др. люди) с целью определения и описания экспонатов, написания краеведческих исследовательских работ и проведения различных образовательных форм в музее;
- сбор экспонатов в ходе поисковых выездов на местность (походы, экскурсии, экспедиции), совместной работы с педагогами, родителями учащихся школы и с местным населением и др. людьми;
- систематизация, хранение и демонстрация экспонатов (экспозиции, выставки), их
использование в урочной и внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:
- достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;
- работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;
- интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседование с учащимися;
- методики сочинений;
- наблюдения;
- тестирования;
- анкетирования.
Критерии оценки личностного роста обучающихся:
- сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств;
- сформированность познавательной активности учащихся;
- сформированность основных ценностных отношений;
- сформированность потребности вести поисковую, исследовательскую работу;
- сформированность готовности защищать Отечество;
- сформированность чувств сострадания и сопереживания;
- сформированность отношения к окружающей действительности. Конец формы
Сроки реализации программы
Реализация программы развития музея МБОУ Жаворонковской СОШ рассчитана на 2013- 2017 гг. Возможны изменения в программе, так как исторические события, происходящие в стране, вносят свои коррективы.
Блок реализации программы
1.Этап разработки (2013 гг.) – проектирование Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.
Цели:
1.выявление позитивного опыта школьного музея и ресурсов для расширения поля дальнейшей деятельности;
2.определение приоритетных направлениях развития музея как центра патриотического воспитания школы;
3.выявление возможностей общественно-экономической среды социума;
4. разработка программы развития музея «История поселения Жаворонки».
Организационная работа | Методическая работа | Культурно-методическая работа |
1.Инвентаризация оборудования музея. 2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов. 3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов. 4.Оформление документации музея. 5.Сбор экспонатов для музея. 6.Проведение оценки фондов музея. 7.Организация учета и хранения фондов музея. 8.Создание групп экскурсоводов, группы поисковиков, группы оформителей и хранителей фондов музея. 9.Создание Совета и актива музея. | 1.Оформление документации музея, разработка Программы развития музея на2013-2016 гг., разработка плана работы музея на 2013-2014 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея. 2.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. 3.Организация профориентационной работы с обучающимися. 4.Организация общественно-полезной работы. 5.Организация исследовательской и поисковой работы. 6.Охрана памятников истории и культуры. 7.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея. 8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 9.Методическое сопровождение краеведческой, поисковой и исследовательской работы. 10.Методическое сопровождение экспозиционной работы. | 1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей. 2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки. 3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея. 4.Проведение уроков на базе музея. 5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района. |
2.Этап внедрения (2013 – 2016 гг.) - реализация функций Музея поселения Жаворонки.
Цели:
1.разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды 2.создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.
3.реализация программ совместной деятельности.
4.внесение корректив в концептуальные положения
Организационная работа | Методическая работа | Культурно-методическая работа |
1.Инвентаризация оборудования музея. 2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов. 3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов. 4.Сбор экспонатов для музея. 5.Организация учета и хранения фондов музея. 6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея. 7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж». | 1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2014-2015 и на 2015-2016 учебные года, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея. 2.Анализ реализации этапа проектирования Программы развития музея и внесение необходимых корректив. 3.Определение направлений краеведческой и поисково-исследовательской работы. 4.Организация краеведческой работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 5.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. 6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися. 7.Организация общественно-полезной работы. 8.Организация исследовательской работы? 9.Охрана памятников истории и культуры. 10.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея. 8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 9.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы. | 1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей. 2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки. 3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея. 4.Проведение уроков на базе музея. 5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района. |
3.Обобщающий этап (2017 г.) - обобщение и анализ полученных результатов реализации Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию; трансляция наработанного опыта.
Цели:
1.обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея;
2.обработка и интерпретация данных за три года;
3.определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами;
4.определение перспектив и путей дальнейшего развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.
Организационная работа | Методическая работа | Культурно-методическая работа |
1.Инвентаризация оборудования музея. 2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов. 3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов. 4.Сбор экспонатов для музея. 5.Организация учета и хранения фондов музея. 6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея. 7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж». | 1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2015-2016 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея. 2.Анализ реализации этапа внедрения Программы развития музея и внесение необходимых корректив. 3.Обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея; 4.Обработка и интерпретация данных за три года; 5.Определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами; 6.Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея поселения Жаворонки 7.Организация краеведческая работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 8.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. 6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися. 9.Организация общественно-полезной работы. 10.Организация исследовательской работы? 11.Охрана памятников истории и культуры. 12.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея. 83 Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 14.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы. | 1.Проведение обзорных и тематических экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей. 2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки. 3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея. 4.Проведение уроков на базе музея. 5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 6.Приобщение кружковцев к историко-культурным ценностям Подмосковья: поездки и экскурсии по историческим местам, посещение музеев. |