СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития школьного музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития школьного историко- краеведческого музея, рассчитанная на четыре года

Просмотр содержимого документа
«Программа развития школьного музея»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ Жаворонковской СОШ

МБОУ Жаворонковской СОШ Тараскина Г.Н._____________________

Рогова Н.В._________________ 5 сентября 2013 г.

5 сентября 2013 г.












Программа

развития школьного историко-краеведческого

музея ПОСЕЛЕНИЯ ЖАВОРОНКИ

МБОУ ЖАВОРОНКОВСКОЙ СОШ

НА 2013-2017 гг.


















2013 г.


Пояснительная записка

Создание данной программы вытекает из необходимости включить деятельность школьного историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки в систему воспитательной работы школы. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

По своему профилю школьный Музей поселения Жаворонки МБОУ Жаворонковской СОШ является историко-краеведческим. Он возник как результат совместной работы педагогов, родителей, самих обучающихся, а также жителей села. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому деятельность музея является системообразующим компонентом Концепции воспитательной работы школы.

Программа развития музея рассчитана на три года. Возраст обучающихся, занятых в музее от 10 до 17 лет.

Ведущей идеей функционирования школьного краеведческого музея является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций, в основе которых лежит, идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества. Музей оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала. Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям. Исходя из выше сказанного, определяются цели и задачи деятельности музея.

Целями деятельности школьного музея являются:

- всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами музейной педагогики и краеведения.

Задачи программы:

- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

- активизация работы музея образовательного учреждения, расширение сферы и методов использования его воспитательного потенциала;

- поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;

- углубленное изучение и использование во всех формах работы музея современных информационных технологий;

- организация творческого досуга обучающихся, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;

-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

-повышение статуса педагога дополнительного образования, работающего в школьных музеях, распространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства;

-укрепление связей с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Принципы образовательной деятельности:

- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов, право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний,  разноплановость творческой деятельности;

- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

- самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором жизни музея;

- помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;

- связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

- обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Нормативная база

- Федеральный закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях в Российской Федерации»;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации М 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»;

- Закон «О музеях Московской области» (2007);

- Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее) (2005);

- Закон Российской Федерации «Об оружии» от 13.12.1996 (с изменениями);

- Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 № 41-ФЗ;

- Указ Президента «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г. № 442;

- Циркулярное письмо Министерства культуры РФ № 01-131/16-25 от 6 июля 2001 г. «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи РФ»;

- Положение (устав) о музее образовательного учреждения (школьного музея);

- Программа развития музея на 3 года;

- План работы музея на год;

- Книга учета основного фонда;

- Книга учета научно-вспомогательного фонда;

- Журнал посещений;

- Книга учета проводимых мероприятий;

- Книга отзывов;

- Список совета и актива музея;

- Программа объединения, работающего на базе музея.

Основные направления работы музея «История поселения Жаворонки»

1.История школы: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

2.История посёлка, города, Москвы и Московской области: сбор информации, оформление выставок, презентаций, экскурсий;

3.«Герои рядом с нами»: сбор информации о боевом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинах интернационалистах, проживающих и проживавших в поселке Жаворонки; оформление выставок, презентаций, экскурсий о них; сбор информации о тружениках тыла, героях трудового фронта в военное и мирное время, оформление выставок, презентаций, экскурсий о них;

4. экскурсионная, просветительская работа членов актива музея: проведение тематических экскурсий, встреч, мероприятий по материалам поисковой работы и на основе созданных выставок, презентаций.

Программа рассчитана на учеников 5-11 классов и состоит из трех разделов.

Раздел 1. Культурно-просветительская деятельность

Цель: способствование интеграции работы музея и кружковцев в учебно-воспитательный процесс, его интенсификация путем проведения музейных экскурсий, консультаций, уроков-экскурсий, выставок и широкого использования материалов музея педагогическим коллективом.

Раздел 2. Научно-исследовательская деятельность

Цель: способствование развитию у детей гибкого, креативного интереса и любви к истории родного края, способствование профориентации учеников, определение структуры и направлений поисково-исследовательской работы согласно тематики музея.

Раздел 3. Участие в формировании, сохранении и рациональном использовании Музейного фонда РФ

Цель: учет, сохранение и пополнение основного и научно-вспомогательного фонда историко-краеведческого музея; анализ собранного материала; исследование информационного материала; написание ученических научно-исследовательских работ.

Формы работы в школьном музее:

- практическая работа на местности, участие в работе кружка, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея; туристические поездки;

- уроки в музее; - встречи с интересными людьми, читательские конференции;

- экскурсии в музее;

- продолжение фиксации фото, -видео, -аудио хроники краеведческих исследований и деятельности музея в процессе подготовки, проведения и участия школьников в различных образовательных формах на базе музея: уроки, классные часы, выставки, экскурсии, походы, краеведческие исследовательские, проектные и творческие работы и другие формы;

- организация тематических выставок;

- работа с литературными, информационными, научными источниками, с архивами и с информантами (местные жители, родственники, специалисты и др. люди) с целью определения и описания экспонатов, написания краеведческих исследовательских работ и проведения различных образовательных форм в музее;

- сбор экспонатов в ходе поисковых выездов на местность (походы, экскурсии, экспедиции), совместной работы с педагогами, родителями учащихся школы и с местным населением и др. людьми;

- систематизация, хранение и демонстрация экспонатов (экспозиции, выставки), их

использование в урочной и внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

- достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;

- работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;

- интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседование с учащимися;

- методики сочинений;

- наблюдения;

- тестирования;

- анкетирования.

Критерии оценки личностного роста обучающихся:

- сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств;

- сформированность познавательной активности учащихся;

- сформированность основных ценностных отношений;

- сформированность потребности вести поисковую, исследовательскую работу;

- сформированность готовности защищать Отечество;

- сформированность чувств сострадания и сопереживания;

- сформированность отношения к окружающей действительности. Конец формы

Сроки реализации программы

Реализация программы развития музея МБОУ Жаворонковской СОШ рассчитана на 2013- 2017 гг. Возможны изменения в программе, так как исторические события, происходящие в стране, вносят свои коррективы.


Блок реализации программы


1.Этап разработки (2013 гг.) – проектирование Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.

Цели:

1.выявление позитивного опыта школьного музея и ресурсов для расширения поля дальнейшей деятельности;

2.определение приоритетных направлениях развития музея как центра патриотического воспитания школы;

3.выявление возможностей общественно-экономической среды социума;

4. разработка программы развития музея «История поселения Жаворонки».


Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Оформление документации музея.

5.Сбор экспонатов для музея.

6.Проведение оценки фондов музея.

7.Организация учета и хранения фондов музея.

8.Создание групп экскурсоводов, группы поисковиков, группы оформителей и хранителей фондов музея.

9.Создание Совета и актива музея.

1.Оформление документации музея, разработка Программы развития музея на2013-2016 гг., разработка плана работы музея на 2013-2014 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

3.Организация профориентационной работы с обучающимися.

4.Организация общественно-полезной работы.

5.Организация исследовательской и поисковой работы.

6.Охрана памятников истории и культуры.

7.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

9.Методическое сопровождение краеведческой, поисковой и исследовательской работы.

10.Методическое сопровождение экспозиционной работы.


1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района.



2.Этап внедрения (2013 – 2016 гг.) - реализация функций Музея поселения Жаворонки.

Цели:

1.разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды 2.создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.

3.реализация программ совместной деятельности.

4.внесение корректив в концептуальные положения


Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Сбор экспонатов для музея.

5.Организация учета и хранения фондов музея.

6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея.

7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж».




1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2014-2015 и на 2015-2016 учебные года, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Анализ реализации этапа проектирования Программы развития музея и внесение необходимых корректив.

3.Определение направлений краеведческой и поисково-исследовательской работы. 4.Организация краеведческой работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 5.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися.

7.Организация общественно-полезной работы.

8.Организация исследовательской работы?

9.Охрана памятников истории и культуры.

10.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

8. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

9.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы.

1.Проведение экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Посещение кружковцами музеев Одинцовского района.


3.Обобщающий этап (2017 г.) - обобщение и анализ полученных результатов реализации Программы развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию; трансляция наработанного опыта.

Цели:

1.обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея;

2.обработка и интерпретация данных за три года;

3.определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами;

4.определение перспектив и путей дальнейшего развития историко-краеведческого Музея поселения Жаворонки.

Организационная работа

Методическая работа

Культурно-методическая

работа

1.Инвентаризация оборудования музея.

2 Проверка комплектации и сохранности основного и научно - вспомогательного музейных фондов.

3.Подготовка материалов и оформление тематических папок и альбомов.

4.Сбор экспонатов для музея.

5.Организация учета и хранения фондов музея.

6.Комлектация группы экскурсоводов, группы оформителей, группы поисковиков и хранителей фондов музея.

7.Организация сотрудничества с поисковым отрядом «Китеж».


1.Оформление документации музея, разработка плана работы музея на 2015-2016 учебный год, разработка плана работы школьного детского объединения, действующего на базе музея.

2.Анализ реализации этапа внедрения Программы развития музея и внесение необходимых корректив.

3.Обобщение позитивного опыта реализации концепции развития школьного музея;

4.Обработка и интерпретация данных за три года;

5.Определение соотношения результатов программы с поставленными целями и задачами;

6.Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея поселения Жаворонки

7.Организация краеведческая работы по направлениям: «Русский быт», «Родная улица моя», «Русский народ и его истоки», «Выдающиеся люди Одинцовского района», «Русские ремесла», «История Звенигородского уезда», «Известные выпускники Жаворонковской школы», «История Одинцовского района», «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Оформление результатов работы. 8.Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий.

6.Продолжение профориентационной работы с обучающимися.

9.Организация общественно-полезной работы.

10.Организация исследовательской работы?

11.Охрана памятников истории и культуры.

12.Подбор материалов и проведение лекций, бесед и иных мероприятий на базе музея.

83 Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ. 14.Участие в семинарах по обмену опытом и распространению опыта работы.


1.Проведение обзорных и тематических экскурсий по разделам музея для учащихся и гостей.

2.Организация и проведение встреч с интересными людьми, ветеранами ВОВ, жителями села Жаворонки.

3.Проведение лекций, бесед и иных мероприятий соответственно тематике музея.

4.Проведение уроков на базе музея.

5. Участие школьного музея в районных мероприятиях по приглашению УМЦ и ОЦЭВ.

6.Приобщение кружковцев к историко-культурным ценностям Подмосковья: поездки и экскурсии по историческим местам, посещение музеев.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!