Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Клуб «Эрудит» составлена на основе следующих документов:
авторской программы «Эрудит» (автор: Светлана Гин. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 4 класс: Серия «Школа креативного мышления», ВИТА-ПРЕСС; Москва; 2014 ISBN 978-5- 7755-2924-6).
Общая характеристика курса Клуб «Эрудит». Программа курса по выбору Клуб «Эрудит» предназначена для учащихся 6-7 классов, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное. Клуб «Эрудит» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д. Клуб «Эрудит» – это курс, обучающий решать логические задачи, сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Иначе говоря – грамотно обращаться с информацией. Занятие Клуб «Эрудит» проводится 1 раз в неделю в течение второго полугодия одного учебного года для учащихся 6 и 7 классов.
Реализация данной программы осуществляется посредством внеурочной деятельности по таким направлениям развития личности учащихся, как социальное и общеинтеллектуальное. В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
К метапредметным результатам обучения на уровне основного общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др. Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности. В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, 3 современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности. Программой курса по выбору Клуб «Эрудит» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.
Цель курса
обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.;
формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
ценностно-смысловые:
способность воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;
осознание своей роли в окружающем мире;
готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;
общекультурные:
понимание роли науки и образования в жизни человека и общества;
овладение эффективными способами организации познавательной деятельности;
интерес к развитию информационно-коммуникационных технологий;
учебно-познавательные:
формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;
овладение умениями функциональной грамотности;
освоение способов продуктивной деятельности;
информационные:
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение осуществлять поиск, анализ, хранение, передачу, преобразование информации;
коммуникативные:
формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;
социально-трудовые:
владение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;
формирование профессиональной направленности;
уважительное отношение к результатам труда и творчества;
личностные:
способность к эффективному использованию собственных ресурсов;
формирование рефлексивных умений;
приобретение опыта социальной активности;
развитие навыков самоуправления и самоорганизации.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу курса учащиеся:
будут знать:
правила сравнения объектов;
правила классификации объектов;
правила построения определения;
о существовании различных видов отношений между понятиями;
правила построения умозаключений;
будут уметь:
сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»;
заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов» для сравнения объектов из ближайшего окружения;
находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения;
находить ошибки в построении определений и умозаключений;
выделять вид отношения между понятиями;
находить закономерности;
сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.
Познавательные общеучебные действия:
умение задавать вопросы;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не - существенных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли полно и точно;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
умение разрешать конфликты;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
слушать и понимать речь других;
уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения. Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; умение планировать свои действия;
умение работать по предложенному плану;
умение оценивать и корректировать свою работу.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие самостоятельности;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
воспитание чувства справедливости, ответственности.
Место курса Клуб «Эрудит» в плане внеурочной деятельности
В плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ с. Маяк 2017-2019 учебных годах курс Клуб «Эрудит» на уровне основного общего образования представлен в общем объёме 17 часов в 6 классе, и в 7 классе 17 часов.
Содержание программы 6 класса
1. Учимся выделять признаки (7 ч).
1.1. Знакомство с курсом «Мир логики». Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.
1.2. Признаки объекта. Игра на внимание «Запрещѐнное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.
1.3. Различие. Игра на внимание «Повтори – отличись», беседа о различиях, работа в группах «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра- дискуссия «Чем страус отличается от человека?», упражнение «Что изменилось?».
1.4. Сходство. Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».
1.5. Существенные признаки. Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?».
1.6. Характерные признаки. Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.
1.7. Упорядочение признаков. Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.
2. Учимся сравнивать (2 ч).
2.1. Правила сравнения. Игры на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».
2.2. Значение сравнения. Игры на внимание «Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем «по правилам», упражнение «Проверь себя».
3. Учимся классифицировать (3 ч).
3.1. Понятие о классах. Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвѐртый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.
3.2. Правила классификации. Игра на внимание «Руки вверх – руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.
3.3. Вопросы. Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».
4. Учимся находить закономерности (5ч).
4.1. Алгоритм. Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.
4.2. Закономерности в числах и фигурах. Игра на внимание «Посчитай – не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.
4.3. Закономерности в буквах и словах. Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нет-ка».
4.4. Логические задачи. Игра на внимание «Отвечай – не торопись!», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов.
Содержание программы 7 класса
1. Учимся выделять вид отношения между понятиями (5ч).
1.1. Причина и следствие. Игра на внимание «День, ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.
1.2. Причинно-следственные цепочки. Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».
1.3. Противоположные отношения между понятиями. Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точка зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.
1.4. Отношения «род – вид» между понятиями. Игра на внимание «Реки, города»; беседа о значении слов «род», «вид», «элемент»; упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».
1.5. Упорядочение по родовидовым отношениям. Игра на внимание «Род – вид», беседа об объѐмах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.
2. Учимся давать определения (2 ч).
2.1. Определения. Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснения значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».
2.2. Анализ ошибок в построении определений. Игра на внимание «Правильно – неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».
3. Учимся делать умозаключения (2 ч).
3.1. Умозаключения. Игра на внимание «Съедобное – несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы».
3.2. Анализ ошибок в построении умозаключений. Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».
4. Учимся использовать аналогии (3 ч).
4.1. Придумывание по аналогии. Игра ни внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.
4.2. Использование аналогии в обучении. Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточные логиконы».
4.3. Продолженная аналогия. Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.
5. Учимся рассуждать (3 ч).
5.1. Рассуждения. Игра на внимание «Перестановки», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.
5.2. Анализ ошибок в построении рассуждений. Игра на внимание «Повтори – не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».
5.3. Юмор и логика. Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».
6. Подведение итогов обучения (2 ч).
6.1. Обобщающее занятие. Презентация творческих работ, анализ итоговой контрольной работы, анкетирование.
6.2. Обобщающее занятие. Презентация творческих работ, анализ итоговой контрольной работы, анкетирование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Печатные пособия:
Учебно-методические пособия Агафонова, И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8– 11 лет/И. Н. Агафонова. – СПб.: МиМЭкспресс, 1996.
Бойко, А. П. Логика: для учащихся школ, гимназий и лицеев/ А. П. Бойко. – М., 1993. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать/С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 1981.
Вагурина, Л. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление/Л. Вагурина, А. Кряжева. – М.: Линор, 1995.
Винокурова, Н. К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/Н. К. Винокурова. – М.: Эйдос, 1994.
Володкевич, В. А. Сборник логических задач: для учащихся среднего и старшего возраста/В. А. Володкевич. – М.: ООО «Дом педагогики», 1996.
Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет/А. З. Зак. – М.: Новая школа, 1996.
И Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся/ А. А. Ивин. – М.: Просвещение, 1996.
Лихтарников, Л. М. Занимательные логические задачи: для учащихся начальной школы/Л. М. Лихтарников. – СПб.: Лань; МИК, 1996.
Перькова, О. И. Интеллектуальный тренинг: учебно-метод. пособие/О. И. Перькова, Л. И. Сазанова. – СПб.: Речь, 2002.
Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов/ Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Технические средства:
Аудиторная доска
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Краткое содержание | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. Учимся выделять признаки (7 ч.) |
1 | Знакомство с курсом «Эрудит» | Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем», представление нового предмета | 1 | | |
2 | Признаки объекта | Игра на внимание «Запрещенное движение», беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задания на смекалку | 1 | | |
3 | Различия | Игра на внимание «Повтори – отличись», беседа о различиях, работа в группах «Обучающий альбом», упражнения «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека», упражнение «Что изменилось». | 1 | | |
4 | Сходство | Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи», упражнение «Проверь себя». | 1 | | |
5 | Существенные признаки | Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенного признака» | 1 | | |
6 | Характерные признаки | Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о не измеряемых признаках | 1 | | |
7 | Олимпиада | Участие в олимпиаде | 1 | | |
2. Учимся сравнивать (2ч.) |
8 | Правила сравнения | Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибки», работа в группах «Сравнение объектов» | 1 | | |
9 | Значение сравнения | Игра на внимание «Хор», «разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объектов, работа в группах «Сравнение по правилам» | 1 | | |
3. Учимся классифицировать (3 ч) |
10 | Понятие о классах | Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», задания на смекалку | 1 | | |
11 | Правила классификации | Игра на внимание «Руки вверх-руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где части, где классы», задания на смекалку | 1 | | |
12 | Олимпиада | Участие в олимпиаде | | | |
4. Учимся находить закономерности (5 ч.) |
13 | Алгоритм | Игра на внимание «Плавает – лазает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план» составление инструкции «как открыть дверь», задания-шутки | 1 | | |
14 | Закономерности в числах и фигурах | Игра на внимание «посчитай не ошибись2, упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку | 1 | | |
15 | Закономерности в буквах и словах | Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку | 1 | | |
16 | Логические задачи | Игра на внимание «Отвечай не торопись!», решение логических задач на упорядочение, на нахождение соответствий, работа в группах «Решение задач» | 1 | | |
17 | Олимпиада | Участие в олимпиаде | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Краткое содержание | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. Учимся выделять вид отношений между понятиями (5 ч) |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
2. Учимся давать определения (2 ч) |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
3. Учимся делать умозаключения (2 ч) |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
4. Учимся использовать аналогии (3 ч) |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
5. Учимся рассуждать (3 ч) |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
15 | | | | | |
6. Подведение итогов обучения (2 ч.) |
16 | | | | | |
17 | | | | | |