МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры …………… Мелентьева С. В. Протокол № … от ………. 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СШ № 33» ………………. Немчанинова В. П. | «Принято» Решением педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 33» ………………….. Жойкин С. А. Приказ № …. от ……… 2016 г. |
Рабочая учебная программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
в 1 Г классе
Составитель
учитель начальных классов
Жеребицкая И. Н.
2016 - 2017 учебный год
I Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы кружка «Весёлая математика» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый МО и науки РФ. -М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
ООП МБОУ «СШ № 33» города Смоленска;
Задача начальной школы в соответствии с основными идеями модернизации школьного образования — поддержать познавательную активность и инициативность младшего школьника. Деятельность ученика должна приобрести активный, самостоятельный и творческий характер как на уроке, так и вне его.
Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика занимает особое место среди других предметов. Её абстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различных областях знаний, в наибольшей степени способствует овладению учащимися элементарной логической грамотностью. Логическое воспитание учащихся является составной частью общей культуры мышления человека, поэтому актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные способности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Данная программа позволяет расширить целостное представление учащихся о математике как о науке, ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, занимательные игры, шарады, математические головоломки, проектная деятельность, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет детям успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание различных форм деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности целесообразно использовать задачи занимательного характера, задачи в стихах, логические игры, ребусы, кроссворды, загадки. Цель этих заданий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к математике достаточно стойким, помочь овладеть математическими умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых данный школьный предмет является наиболее сложным. Знакомство с миром чисел и цифр, действий над ними служит основой для проникновения в сознание ребят, чувства прекрасного в самой математике. Нестандартные задания позволяют развить интерес ребенка к предмету. На этих занятиях не ставятся отметки, а осуществляется устное поощрение. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, у них возникает интерес к учебе.
Формы проведения занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности обучающихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Обучение по программе осуществляется в виде практических занятий для учащихся, в ходе которых ребята выполняют проекты, готовят небольшие выступления, принимают участие в конкурсных программах.
Место курса в учебном плане
Занятия проводятся с двумя подгруппами учащихся 7- 8 лет по 14 человек 1 раз в неделю в течение всего учебного года (33 часа в год). Продолжительность одного занятия 40 минут.
II Содержание программы курса
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Пространственные представления
Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».
Число и цифра. Знаки и символы
Знакомство с цифрами, понятие числа. Математические знаки «+», « - », «», «
Игры «Лестница-чудесница», «Грибы», «Светофор», «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик», «Строим дома», «Зонтики», «Мячики».
Закономерности
Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
Геометрия
Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи
Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки. Магические квадраты. Задачи в стихах. Решение задач повышенной сложности.
Математические игры
Задачи-шутки, решение задач со сказочным сюжетом.
Танграм. Зайчик. Котенок.
Проект «Математика вокруг нас»
III Планируемые результаты освоения обучающимися
программы кружка
В результате изучения данного курса в 1-ом классе у обучающихся формируются
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии;
решать простые и логические задачи.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечания |
1 | Вводное занятие. Математика – царица наук | 2 | | |
2 | Как люди научились считать | 2 | | |
3 | Взаимное расположение предметов | 2 | | |
4 | Ориентация в пространстве. Графический диктант | 2 | | |
5 | Занимательные задачи в стихах | 2 | | |
6 | Число и цифра. Упражнения с числами. | 2 | | |
7 | Путешествие в страну Геометрии. Точка. Луч. Отрезок. | 2 | | |
8 | Линия. Ломаная линия. Длина ломаной линии | 2 | | |
9 | Решение логических задач | 2 | | |
10 | Игра «У кого какая цифра» | 2 | | |
11 | Решение занимательных задач в стихах | 2 | | |
12 | Танграм. Зайчик | 2 | | |
13 | Танграм. Котёнок | 2 | | |
14 | Решение логических задач | 2 | | |
15 | Интересные приемы устного счёта | 2 | | |
16 | Загадки- смекалки. Весёлые задачи - шутки | 2 | | |
17 | Решение ребусов и логических задач | 2 | | |
18 | Учимся отгадывать математические ребусы | 2 | | |
19 | Длина отрезка. Сложение отрезков | 2 | | |
20 | Закономерности расположения предметов и фигур | 2 | | |
21 | Решение простых задач | 2 | | |
22 | Задачи с неполными, лишними, нереальными данными | 2 | | |
23 | Весёлая математическая викторина | 2 | | |
24 | Проект «Газета любознательных» | 2 | | |
25 | Отгадываем ребусы и головоломки | 2 | | |
26 | Математические горки | 2 | | |
27 | Интересные приемы устного счёта | 2 | | |
28 | Практикум «Подумай и реши» | 2 | | |
29 | Решение логических задач | 2 | | |
30 | Задачи с изменением вопроса | 2 | | |
31 | Математический КВН | 2 | | |
32 | Проект «Математика вокруг нас» | 2 | | |
33 | Итоговое занятие «Решай, смекай, отгадывай» | 2 | | |
Информационно – методическое обеспечение
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
13. В. Волина Праздник числа. М.: 1993г.
14. Т.К. Жикалкина Игровые и занимательные задания по математике 1класс. М.: Просвещение,1985г.
15. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей 2002г.
16. Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1998.
17. Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Математика и конструирование в 1 классе. – М.: Просвещение, 1993.
18. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. – М.: Новая школа, 1997.
19. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.: Лицей, 2000.