муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №4 Тракторозаводского района г. Волгограда
400017, Волгоград, ул. Тракторостроителей, 15, тел. (8442)74-01-85, e-mail: moy-tzr@yandex.ru
Утверждена педагогическим советом
Протокол № ___ от «___» ____________2013 г.
Директор МОУ СОШ № 4
_______________ О.С.Алаторцева
Рабочая программа кружка
«Занимательная математика»
Программа дополнительного образования детей 3 класса
Срок реализации — 1 год
Разработчик (автор/составитель):
Журбина Юлия Викторовна,
учитель начальных классов
___ квалификационной категории
Волгоград, 2013 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год (3 класс). Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Примерное содержание кружка «Занимательная математика»
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
Учимся отгадывать ребусы.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши.
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру»
Математические горки.
Наглядная алгебра.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра»
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Задачи с многовариантными решениями.
Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Занимательная математика» (3 класс)
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1.Вводное занятие «Математика – царица наук» | | |
2. Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3. Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста - кроссворда | проверочный тест |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | работа с алгоритмом | контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | |
11. Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12. Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | тест |
13. Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15.Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
18.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | |
21. Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
22.Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | |
24.Решение логических задач. | схематическое изображение задач | |
25.Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | |
32.Математический КВН | работа в группах | |
33. Повторение. Конкурс знатоков | соревнование в группах | |
34. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал