СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные

общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»





Рассмотрено на МО Согласовано зам. дир. по УР Утверждаю директор

Протокол № __ от «___» ______2016 г ________Л.И. Пушкарева ________ С.М. Крымзина

Рук .МО _______ (Шишканова С.Е.) «_____» _________2016 г «_____» _________2016 г






ПРОГРАММА


внеурочной деятельности «Безопасное детство»

для обучающихся 2 класса на 2016-2017 учебный год


Направление «Спортивно-оздоровительное»




Составила учитель начальных классов Емелина Наталья Ивановна






Ванино


2016





Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов. Формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.


Программа реализуется в рамках модели «школа полного дня», во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, организациями для обучающихся, исходя из запросов детей и потребностей их родителей.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.

Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, практических тренировок, тренингов, исследовательских и творческих работ.

Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками программы внеурочной деятельности


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты;

о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы;

об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.


3-й уровень – приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве;

опыта заботы о младших и организации их досуга;

опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.


На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе - интернате, в магазине, на улице, в транспорте и др.


На II уровне:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.


На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе - интернате, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.

Результатом формирования личностных универсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты внеурочной деятельности:

ценностное отношение к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- принятие и освоение различных социальных ролей;

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предметные результаты внеурочной деятельности:


  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • устанавливать видео-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях.


Основные результаты реализации программы оцениваются через:

  • анкетирование родителей и обучающихся;

  • мониторинг результатов обучения и личностного развития;

  • тесты на определение уровня сформированности умений и навыков.



















Календарно-тематическое планирование

2 класс


Название модуля

Количество часов

Основные виды деятельности на занятии

Дата

I.«Улица полна неожиданностей»




1.

Вводное занятие.

1

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).



«Школа пешехода приглашает в Автоград»:


Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.



.2

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

Планирование результата; составление плана последовательности.


3

Элементы улиц и дорог.

1

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.


4

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

Уважение к пешеходам.

Высказывать свою точку зрения на события, поступки.


5

Правила перехода улиц и дорог.

1

Соблюдать нормы речевого этикета.



II. «Мир вокруг нас»


Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Получение первоначальных навыков сотрудничества в учебно-трудовой деятельности.



«В царстве Берендея»


Получение опыта ценностного отношения к природе.


1

Организация экскурсии. Повторение знаний за 1 год обучения.

1

Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу.

Планирование.


.2

Подготовка юного туриста.

2

Анализ объектов.

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.


3

Туристский быт.

1

Анализ объектов.

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.


4

Гигиена туриста.

1

Анализ объектов.

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Осознание здорового образа жизни. Необходимость соблюдения гигиенических правил. Навыки безопасного образа жизни.


.5

Подготовка юного туриста.

2

Осознание здорового образа жизни; необходимость спортивных занятий.

Осуществление контроля процесса и результатов деятельности.


.6

Обобщающее занятие за 2 год обучения. Поход «Вместе весело шагать».

3

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».


III. «Не шути с огнем»


Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.



«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»:




1

Правила пожарной безопасности в быту.


1

Планирование результата; составление плана последовательности действий.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


.2

Беседа «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?».

1

Оценивать жизненные сиуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


.3

Осторожно, электричество.

1






Планирование результата; составление плана последовательности действий.


.4

Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

1

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов;

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение»


5

Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах.

2

Анализ объектов.

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Осознание здорового образа жизни; необходимость соблюдения гигиенических правил; навыки безопасного образа жизни.


6

Как вести себя при пожаре.

1

Планирование результата; составление плана последовательности.


7

Подготовка и проведение игры

«Поле безопасных чудес».

1

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.


«Это должны знать все»


Получение нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



«Почему на улице опасно»




1

Если ты оказался на улице.

2

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.



2

Незнакомец.

1

Планирование результата; составление плана последовательности.



.3

Внимание! Опасно!

2

Планирование результата; составление плана последовательности.



4

Если беда случилась. Средства самозащиты.

1

Анализ объектов.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.



5

Обобщающее занятие. Игра «Я-спасатель».

2

1.Умение согласованно работать в группе.

2. Взаимодействие и сотрудничество.

3.Умение подчиняться правилам.

4. Разрешение конфликтов.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение.




Итого


34





Содержание курса.

I.«Улица полна неожиданностей».

I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

I.II. «Школа пешехода приглашает в Автоград»:

1.2.1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч). Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.

1.2.2 Элементы улиц и дорог (1 ч). Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Подготовка к игре «Водители-пешеходы».

Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».

1.2.4 Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).

1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.

Практическое занятие: проведение игры «Теремок.

1.2.6 Обязанности пассажиров (1 ч). Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч). Подготовка игры «Автоград-город дисциплинированных!»

Практическое занятие: проведение игры «Автоград-город дисциплинированных!»

II. «Мир вокруг нас».

I.II «В царстве Берендея»:

1.2.1 Организация путешествия (1 ч). Повторение знаний за 1 год обучения. Составление маршрутного листа.

1.2.2 Подготовка юного туриста (2 ч1.2.3 Туристский быт (1 ч). Питание в походе. Требования к продуктам питания.

1.2.4 Гигиена туриста (1 ч). Соблюдение правил личной гигиены в походе. Предупреждение заболеваний. Походная аптечка.

Практическое занятие: изучение походной аптечки.

1.2.5 Физическая подготовка юного туриста (1 ч). Практическое занятие: проведение игры на местности.

1.2.6 Обобщающее занятие за 2 год обучения (2ч).

Практическое занятие: пеший однодневный поход «Вместе весело шагать».

III. «Не шути с огнем».

III.I «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»:

3.1.1 Правила пожарной безопасности в быту (1 ч). Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?

Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».

3.1.2 Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.

3.1.3 Осторожно электричество (1 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.

3.1.4 Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».

3.1.5 Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч). Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.

Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком;

разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.

3.1.6 Составление памятки как, вести себя при пожаре (1 ч).

Практическое занятие: составление памятки, как вести себя при пожаре.

3.1.7 Итоговое занятие за второй год обучения - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).

Практическое занятие: проведение игры «Поле безопасных чудес».


IV. «Это должны знать все»

IV.I «Почему на улице опасно»:

4.1.1. Если ты оказался на улице (1.5 ч). Подозрительные предметы, люди.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.1.2 Незнакомец (1.5 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.

Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».

4.1.3 Внимание! Опасно! (1.5 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.

Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»

4.1.4 Если беда случилась (1.5 ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…

Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.

4.1.5 Итоговое занятие за второй год обучения (2 ч).









К концу года обучения обучающиеся должны:

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса.

  • природные и климатические особенности родного края;

  • правила пожарной безопасности в быту;

  • правила безопасного обращения с электроприборами;

  • подручные средства защиты.


Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части; перейти улицу, дорогу с односторонним движением; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин.

  • проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

  • ориентироваться на местности с помощью местных признаков.

  • оказывать помощь пострадавшему;

  • сообщить о пожаре в службу 01.

  • уметь защитить себя на элементарном уровне подручными средствами.
















Литература


Для педагога:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2008.

  2. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 2002.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)

  4. Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 2005.

  5. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,2002

  6. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.

  7. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -

М: Просвещение, 2003.

8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на

улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.

  1. Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 2009.

  2. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

10.Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).

Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

11.. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 2007

12.Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград: Учитель,2006,-143с.

13. Полезные привычки/пособие для учителя-Учитель,2009

14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 2011.


Для обучающихся:


  1. Завьялова О.Г. Азбука экологии.Эксмо, 2016.

  2. Энциклопедия Все обо всем М: «Слово АСТ», 2008.

  3. Настольные развивающие игры: «Я – водитель»; «Я – спасатель»; «Я – доктор».Эксмо, 2015.