Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Барсовская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРИНЯТА на общем заседании педагогического совета МБОУ «Барсовская СОШ№1» от «24» мая 2019 г. протокол № 3 | | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Барсовская СОШ №1» № 509 от «11» июня 2019 г. ___________ Е.Е.Ежов |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»
направление развития личности школьника: общекультурное.
уровень образования основное общее 5 б класс.
количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
срок реализации 2019-2020 учебный год
программа разработана на основе положения об организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Барсовская СОШ №1»; примерной программы внеурочной деятельности Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Ю., Либеров А.Ю. М. Просвещение
Разработчик рабочей программы : учитель английского языка
высшей квалификационной
категории В.К.Васильев
пгт. Барсово 2019
Содержание курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» стр.3-10
Содержание курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» с указанием форм организации и видов деятельности стр.11-15
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» стр. 16-17
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Актуальность программы. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасное детство».
При переходе на Федеральные государственные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у обучающихся культуры личной безопасности, развитие коммуникативных умений.
Новизна программы.
Данная программы позволяет более основательно изучить правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Воспитание личности обучающегося происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Барсовская СОШ №1».
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности;
принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
принцип доступности и наглядности;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с предметами «Природоведение», «Литература», «Математика», «Физическая культура», «Труд», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Место курса в учебном плане
Программа состоит из 4 разделов: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!». Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 6 класса, 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.
Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, пришкольном участке.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети вместе решают и выполняют конкретные задачи, определенную работу, успех которой зависит от вклада каждого.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Исследовательская и проектная деятельность.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
мониторинг результатов обучения и личностного развития;
тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому разделу.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками
На I уровне обучающие должны знать:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне уметь:
соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
анализировать поступки свои и других людей;
вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне уметь:
использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
нести ответственность за свои поступки;
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
знать:
К концу 1 года обучения дети должны:
Знать:
предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.
сезонные признаки природы;
топографические знаки;
съедобные и несъедобные растения нашего края;
пожароопасные предметы;
правила поведения при пожаре в школе;
знать систему оповещения при пожаре;
номер пожарной службы.
как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.
Уметь:
найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу.
преодолевать естественные препятствия;
оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;
вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.
проявлять заботу о личной гигиене;
стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;
оценивать свое поведение
эвакуироваться во время пожара в школе;
действовать при возникновении пожара
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, метапредметными (регулятивными, познавательными, коммуникативными). Каждый раздел программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.
Личностные результаты:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм;
умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях;
умение выражать свои мысли, аргументировать;
овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.
Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.
Раздел 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.
Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.
Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.
Задачи:
научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.
Раздел 3. «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;
обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 4. «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
показать связь дружбы и социального здоровья
описать различные влияния друзей друг на друга
познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения
познакомить с формами отказа.
1. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).
Раздел «Улица полна неожиданностей» (8 ч.)
1. Мы идем в школу (1 ч). Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу. Особенности места, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.
2. Наша улица. Село, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.
3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.
4. Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч). Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.
5. Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».
6. Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
7. Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.
8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч). Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы». Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.
Раздел «Мир вокруг нас» (8 ч.)
«Веселый рюкзачок»:
1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч). Практическое занятие:распределение поручений работы в группе. Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.
2. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе
(1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.
3. Ориентирование на местности (3 ч).
-Карты.
- Ориентирование на местности по местным признакам.
- Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».
4. Организация туристского путешествия (3 ч).
- Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака.
- Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.
- Практическое занятие: установка палатки. Установка палатки. Разведение костра. Приготовление пиши.
Раздел «Не шути с огнем» (8 ч.)
1. Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.
2 Пожароопасные предметы (1 ч). Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах». Отчего может возникнуть пожар.
3. Правила поведения при пожаре в школе (2 ч).
- Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.
- Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.
4. Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1 ч).
Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».
5. Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.
Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».
6. Профессия пожарного. (1 ч). Почему телефон пожарной службы 01?
7. Обобщающее занятие. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). . Практическое занятие: проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности».
Раздел «Внимание! Опасность» (8 ч.)
1. Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).
- Правила поведения на улице.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
3. Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
4. Правила поведения «В гостях» (2 ч).
- Место пребывания в гостях и время возвращения.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
5. Правила поведения «Один дома» (2 ч)
- Правила поведения.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
Итоговое занятие (2 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | В том числе |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2. | «Улица полна неожиданностей» | 8 | 5 | 3 |
3. | «Мир вокруг нас» | 8 | 5 | 3 |
4. | «Не шути с огнем» | 8 | 3 | 5 |
5. | «Внимание! Опасность!» | 8 | 3 | 5 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
Итого | 35 | 17 | 18 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Безопасное детство»
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год - 35 часов Программы внеурочной деятельности Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Ю., Либеров А.Ю. М. Просвещение. Москва, Дрофа 2016 год.
№ п/п | Тема урока | Сроки изучения | Примечание |
план | факт | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика. | | | |
2 | «Улица полна неожиданностей». Мы идем в школу. | | | |
3 | «Наша улица. Поселок, где мы живем». | | | |
4. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | | | |
5 | Общие правила перехода улиц и дорог. | | | |
6 | Дорожные знаки. | | | |
7 | Где можно играть? | | | |
8. | Мы пассажиры. | | | |
9 | Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы». | | | |
10 | Мир вокруг нас «Веселый рюкзачок» Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов. | | | |
11 | Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе. | | | |
12 | Ориентирование на местности. | | | |
13 | Ориентирование на местности. | | | |
14 | Ориентирование на местности. | | | |
15 | Организация туристского путешествия. | | | |
16 | Организация туристского путешествия. | | | |
17 | Организация туристского путешествия. | | | 16 |
18 | «Не шути с огнем». Огонь в жизни человека. | | | |
19 | Пожароопасные предметы. | | | |
20 | Правила поведения при пожаре в школе. | | | |
21 | Правила поведения при пожаре в школе. | | | |
22 | Система оповещения при пожаре. | | | |
23 | Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе». | | | |
24 | Профессия пожарного. | | | |
25 | Обобщающее занятие «Азбука противопожарной безопасности». | | | |
26 | «Внимание! Опасность». Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | | | |
27 | Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | | | |
28 | Правила предосторожности в транспорте. | | | |
29 | Правила поведения в подъезде. | | | |
30 | Правила поведения в гостях. | | | |
31 | Правила поведения в гостях. | | | |
32 | Правила поведения «Один дома». | | | |
33 | Правила поведения «Один дома». | | | |
34 | Составление памятки. | | | |
35 | Итоговое занятие. | | | |
1