Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Согласовано зам. дир. по УР Утверждаю директор
Протокол № __ от «___» ______2016 г ________Л.И. Пушкарева ________ С.М. Крымзина
Рук .МО _______ (Шишканова С.Е.) «_____» _________2016 г «_____» _________2016 г
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Безопасное детство»
для обучающихся 2 класса на 2016-2017 учебный год
Направление «Спортивно-оздоровительное»
Составила учитель начальных классов Емелина Наталья Ивановна
Ванино
2016
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов. Формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Программа реализуется в рамках модели «школа полного дня», во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, организациями для обучающихся, исходя из запросов детей и потребностей их родителей.
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.
Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, практических тренировок, тренингов, исследовательских и творческих работ.
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты;
о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве;
опыта заботы о младших и организации их досуга;
опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
На I уровне воспитанник имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе - интернате, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне:
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе - интернате, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.
Результатом формирования личностных универсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты внеурочной деятельности:
ценностное отношение к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предметные результаты внеурочной деятельности:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видео-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Название модуля | Количество часов | Основные виды деятельности на занятии | Дата |
I.«Улица полна неожиданностей» | | | |
1. | Вводное занятие. | 1 | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). | |
| «Школа пешехода приглашает в Автоград»: | | Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | |
.2 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 | Планирование результата; составление плана последовательности. | |
3 | Элементы улиц и дорог. | 1 | Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
4 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 | Уважение к пешеходам. Высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |
5 | Правила перехода улиц и дорог. | 1 | Соблюдать нормы речевого этикета. | |
II. «Мир вокруг нас» | | Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. Получение первоначальных навыков сотрудничества в учебно-трудовой деятельности. | |
| «В царстве Берендея» | | Получение опыта ценностного отношения к природе. | |
1 | Организация экскурсии. Повторение знаний за 1 год обучения. | 1 | Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу. Планирование. | |
.2 | Подготовка юного туриста. | 2 | Анализ объектов. Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. | |
3 | Туристский быт. | 1 | Анализ объектов. Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. | |
4 | Гигиена туриста. | 1 | Анализ объектов. Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Осознание здорового образа жизни. Необходимость соблюдения гигиенических правил. Навыки безопасного образа жизни. | |
.5 | Подготовка юного туриста. | 2 | Осознание здорового образа жизни; необходимость спортивных занятий. Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | |
.6 | Обобщающее занятие за 2 год обучения. Поход «Вместе весело шагать». | 3 | 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | |
III. «Не шути с огнем» | | Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | |
| «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»: | | | |
1 | Правила пожарной безопасности в быту. | 1 | Планирование результата; составление плана последовательности действий. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | |
.2 | Беседа «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». | 1 | Оценивать жизненные сиуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | |
.3 | Осторожно, электричество. | 1 | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
.4 | Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив». | 1 | 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов; Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение» | |
5 | Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах. | 2 | Анализ объектов. Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Осознание здорового образа жизни; необходимость соблюдения гигиенических правил; навыки безопасного образа жизни. | |
6 | Как вести себя при пожаре. | 1 | Планирование результата; составление плана последовательности. | |
7 | Подготовка и проведение игры «Поле безопасных чудес». | 1 | 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. | |
«Это должны знать все» | | Получение нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | |
| «Почему на улице опасно» | | | |
1 | Если ты оказался на улице. | 2 | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | |
2 | Незнакомец. | 1 | Планирование результата; составление плана последовательности. | |
.3 | Внимание! Опасно! | 2 | Планирование результата; составление плана последовательности. | |
4 | Если беда случилась. Средства самозащиты. | 1 | Анализ объектов. Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | |
5 | Обобщающее занятие. Игра «Я-спасатель». | 2 | 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | |
| Итого | 34 | | |
Содержание курса.
I.«Улица полна неожиданностей».
I.I. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).
I.II. «Школа пешехода приглашает в Автоград»:
1.2.1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч). Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.
1.2.2 Элементы улиц и дорог (1 ч). Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Подготовка к игре «Водители-пешеходы».
Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».
1.2.4 Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).
1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.
Практическое занятие: проведение игры «Теремок.
1.2.6 Обязанности пассажиров (1 ч). Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.
1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч). Подготовка игры «Автоград-город дисциплинированных!»
Практическое занятие: проведение игры «Автоград-город дисциплинированных!»
II. «Мир вокруг нас».
I.II «В царстве Берендея»:
1.2.1 Организация путешествия (1 ч). Повторение знаний за 1 год обучения. Составление маршрутного листа.
1.2.2 Подготовка юного туриста (2 ч1.2.3 Туристский быт (1 ч). Питание в походе. Требования к продуктам питания.
1.2.4 Гигиена туриста (1 ч). Соблюдение правил личной гигиены в походе. Предупреждение заболеваний. Походная аптечка.
Практическое занятие: изучение походной аптечки.
1.2.5 Физическая подготовка юного туриста (1 ч). Практическое занятие: проведение игры на местности.
1.2.6 Обобщающее занятие за 2 год обучения (2ч).
Практическое занятие: пеший однодневный поход «Вместе весело шагать».
III. «Не шути с огнем».
III.I «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»:
3.1.1 Правила пожарной безопасности в быту (1 ч). Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?
Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».
3.1.2 Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.
3.1.3 Осторожно электричество (1 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.
3.1.4 Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).
Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».
3.1.5 Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч). Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.
Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком;
разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.
3.1.6 Составление памятки как, вести себя при пожаре (1 ч).
Практическое занятие: составление памятки, как вести себя при пожаре.
3.1.7 Итоговое занятие за второй год обучения - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).
Практическое занятие: проведение игры «Поле безопасных чудес».
IV. «Это должны знать все»
IV.I «Почему на улице опасно»:
4.1.1. Если ты оказался на улице (1.5 ч). Подозрительные предметы, люди.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
4.1.2 Незнакомец (1.5 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.
Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».
4.1.3 Внимание! Опасно! (1.5 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.
Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»
4.1.4 Если беда случилась (1.5 ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…
Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.
4.1.5 Итоговое занятие за второй год обучения (2 ч).
К концу года обучения обучающиеся должны:
Знать:
все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы; правила движения по загородной дороге. Все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и их значение; правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из автобуса.
природные и климатические особенности родного края;
правила пожарной безопасности в быту;
правила безопасного обращения с электроприборами;
подручные средства защиты.
Уметь:
проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;
ориентироваться на местности с помощью местных признаков.
оказывать помощь пострадавшему;
сообщить о пожаре в службу 01.
уметь защитить себя на элементарном уровне подручными средствами.
Литература
Для педагога:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2008.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 2002.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 2005.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,2002
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -
М: Просвещение, 2003.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на
улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.
Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 2009.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
10.Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).
Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
11.. Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 2007
12.Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград: Учитель,2006,-143с.
13. Полезные привычки/пособие для учителя-Учитель,2009
14. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 2011.
Для обучающихся:
Завьялова О.Г. Азбука экологии.Эксмо, 2016.
Энциклопедия Все обо всем М: «Слово АСТ», 2008.
Настольные развивающие игры: «Я – водитель»; «Я – спасатель»; «Я – доктор».Эксмо, 2015.