| Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа |
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
Рабочая программа учебной дисциплины |
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) |
ОД.00 Общеобразовательныйучебный цикл |
ОДБ.08 Биология |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам. директора по УМР |
| ____________А.И.Голозубов |
| «___» ______________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.08 БИОЛОГИЯ
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2016 г.
| СОГЛАСОВАНО: |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ Е.В. Родина |
| «___» ______________ 20__ г. |
Муравленко, 2016
СОДЕРЖАНИЕ | | стр. |
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3 | МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ | 5 |
4 | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
5 | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
6 | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 10 |
7 | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 13 |
8 | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 16 |
9 | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | 17 |
10 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | 18 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) на базе основного общего образования.
Программа разработана для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)укрупнённой группы специальностей 15.00.00 Машиностроение на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Биология, в соответствии с Рекомендациями по организации получениясреднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального образования (письмоДепартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы Биология направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;роли биологической науки в формировании современной естественно-научнойкартины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современныхтехнологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения заэкосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенныхизменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов в процессе изучения биологических явлений; выдающихсядостижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных ипротиворечивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходеработы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природнымресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнениюоппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневнойжизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственномуздоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказаниепервой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектамиизучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность,их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов наЗемле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видовживых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, авладение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохраненияжизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины Биология составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация иэволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология какнаука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм;популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку студентов к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональномуприродопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины Биология имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования,базируется на знаниях студентов, полученных при изучении биологии, химии,физики, географии в основной школе.
При отборе содержания учебной дисциплины Биология использован культуросообразный подход, в соответствии с которым студенты должны усвоить знания иумения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватноеповедение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практическойдеятельности.Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию студентов, формированию у них знаний о современной естественно-научной картинемира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологическогообразования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у студентов общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты,анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Биология завершаетсяподведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамкахпромежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.
3МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина Биология является учебным предметом по выбору изобязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗна базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучаетсяв общеобразовательном цикле учебного плана.
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижениестудентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениямотечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;
− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере;
− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;
− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;
− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологическихявлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современныхнаучных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации;
− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в томчисле с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий;
− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросовсостояния окружающей среды и рационального использования природныхресурсов;
− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практическойдеятельности людей, развитии современных технологий; определять живыеобъекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить ианализировать информацию о живых объектах;
− способность применять биологические и экологические знания для анализаприкладных проблем хозяйственной деятельности;
− способность к самостоятельному проведению исследований, постановкеестественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач;
− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенныхизменений в природе;
− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения.
5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и ихмногообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познанияживой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формированиисовременной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.Царства живой природы.
1 Учение о клетке
Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система иосновная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусыкак неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями(СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетическийобмен.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.Строение молекул ДНК и РНК.Репликация ДНК.Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растенийи животных.Строение вируса.Фотографии схем строения хромосом.Схема строения гена.Митоз.
Практические занятия
Строение эукариотических и прокариатических клеток.
Каталитическая активность ферментов в живых тканях
2 Организм. размножение и индивидуальное развитиеорганизмов
Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основныестадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельствоих эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека.
Демонстрации
Многообразие организмов.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Фотосинтез.Деление клетки.Митоз.Бесполое размножение организмов.Образование половых клеток.Мейоз.Оплодотворение у растений.Индивидуальное развитие организма.Типы постэмбрионального развития животных.
3 Основы генетики и селекции
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридноескрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции имедицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразияи происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизацияи искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурныхрастений, домашних животных и микроорганизмов.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспектынекоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемыклонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.Перекрест хромосом.Сцепленное наследование.Мутации.Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.Гибридизация.Искусственный отбор.Наследственные болезни человека.Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Решение генетических задач.
4 Происхождение и развитие жизни на земле. эволюционное учение
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития исуществования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламаркав развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современнойестественно-научной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция —структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическаятеория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании(С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.Причины вымирания видов. Основные направленияэволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида.Структура популяции.Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.Эволюционное древо растительного мира.Эволюционное древо животного мира.Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Изменчивость организмов.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).
5 Происхождение человека
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождениичеловека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапыэволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.Черты сходства человека и приматов.Происхождение человека.Человеческие расы.
6 Бионика
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и ихиспользования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственнойдеятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.Трубчатые структуры в живой природе и технике.Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.
6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины Биология в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования максимальная учебнаянагрузка студентов составляет 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебнаянагрузка студентов, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов —18 часов.
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | |
Введение | 2 |
1 Учение о клетке | 8 |
2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 |
3 Основы генетики и селекции | 8 |
4 Происхождение и развитие жизни наЗемле. Эволюционное учение | 8 |
5 Происхождение человека | 2 |
6 Бионика | 2 |
Итого | 36 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Презентация | 4 |
Опорный конспект | 6 |
Доклад | 4 |
Сообщение | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплиныБиология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
| Введение. | 2 |
Раздел 1 Учение о клетке | Содержание учебного материала: | 10 |
1 | Наука о клетке. Клеточная теория. Клетка-единица живого | 2 |
2 | Химическая организация клетки | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия: | - |
1 | Строение эукариотических и прокариатических клеток | 2 |
2 | Каталитическая активность ферментов в живых тканях | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
1 | Написать опорный конспект на тему «Клеточная теория строения организмов» | 2 |
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала: | 10 |
1 | Размножение. Половое и бесполое размножение | 2 |
2 | Индивидуальное развитие организма | 2 |
3 | Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовить презентацию на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» | 2 |
2 | Написать доклад на тему: «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных» | 2 |
Раздел 3 Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала: | 14 |
1. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости | 2 |
2 | Закономерности изменчивости | 2 |
3 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
3 | Решение генетических задач | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
1 | Подготовить сообщение на тему: «Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение» | 2 |
2 | Написать доклад на тему: «Драматические страницы в истории развития генетики» | 2 |
3 | Подготовить презентацию на тему:«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении» | 2 |
Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционноеучение | Содержание учебного материала: | 10 |
1 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 2 |
2 | История развития эволюционных идей | 2 |
3 | Микроэволюция и макроэволюция | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовить презентацию на тему: «История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина» или«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии | 2 |
2 | Написать сообщениена тему: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» | 2 |
Раздел 5 Происхождение человека | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Антропогенез. Человеческие расы | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
1. | Составить опорный конспект на тему: Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма | 2 |
Раздел 6 Бионика | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Дифференцированный зачет | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
7ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий |
Введение | Ознакомление с биологическими системами разногоуровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картинымира и практической деятельности людей.Обучение соблюдению правил поведения в природе,бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охране |
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ |
Химическая организация клетки | Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.Получение представления о роли органическихи неорганических веществ в клетке |
Строение и функции клетки | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощьюмикропрепаратов.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.Приготовление и описание микропрепаратов клетокрастений.Сравнение строения клеток растений и животных поготовым микропрепаратам |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК |
Жизненный цикл клетки | Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.Умение самостоятельно искать доказательства того,что клетка — элементарная живая система и основнаяструктурно-функциональная единица всех живых организмов |
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
Размножение организмов | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.Умение самостоятельно находить отличия митоза отмейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки |
Индивидуальное развитие организма | Ознакомление с основными стадиями онтогенеза напримере развития позвоночных животных.Умение характеризовать стадии постэмбриональногоразвития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира |
Индивидуальное развитие человека | Выявление и описание признаков сходства зародышейчеловека и других позвоночных как доказательстваих эволюционного родства.Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнениясреды на развитие и репродуктивное здоровье человека |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ |
Закономерности изменчивости | Ознакомление с наследственной и ненаследственнойизменчивостью и ее биологической ролью в эволюцииживого мира.Получение представления о связи генетики и медицины.Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.Анализ фенотипической изменчивости. Выявлениемутагенов в окружающей среде и косвенная оценкавозможного их влияния на организм |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных,открытых Н. И. Вавиловым.Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.Умение разбираться в этических аспектах некоторыхдостижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Анализ и оценка различных гипотез происхожденияжизни.Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной) |
История развития эволюционных идей | Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение |
Микроэволюция и макроэволюция | Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА |
Антропогенез | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека |
Человеческие расы | Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях |
БИОНИКА |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве |
8УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение программы учебной дисциплины Биология предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- презентации по всем темам программы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор 50'' плазма.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины Биология, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разным вопросам биологии. В процессе освоения программы учебной дисциплины Биология студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
9 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Беляев, Д. К. Биология (базовый уровень). 10 класс / Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др. — М., 2014.
Константинов, В.М. Общая биология: учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинов. – 12-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2014.
Для преподавателей
Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
Биология в Открытом колледже[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.biology.ru.
Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bril2002.narod.ru.
Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kozlenkoa.narod.ru.
Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nature.ok.ru.
Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrc.edu.ru.
Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbio.info.
Биология в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.schoolcity.by.
Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm.
Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.5ballov.ru/test.
10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Должность | Фамилия / Подпись | Дата |
Разработал | преподаватель | Пишванова Н.В. | |
Провел экспертизу | старший методист | Каюмова Э.Р. | |
| | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 15.06.2016, 08:35 | КЭ: _________ | Стр. 1 из 19 |