СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на обучающихся 10 классов изучающих литературу не менее 3 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 10 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 20013) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

  • Базисный учебный план;

  • Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20013.

  • Сахаров В.И. Зинин С.А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся, 3 часа на уроки внеклассного чтения.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.


Актуальность изучения данного курса

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся; сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы обучающиеся должны решить следующие задачи:

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.


Специфика программы.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.


Методы и формы решения поставленных задач.


С целью реализации системно-деятельностного подхода в преподавании литературы используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет изучать учебный материал на нескольких уровнях - на уровне первичного теоретического восприятия, на уровне закрепления, систематизации и обобщения на уровне практического применения на занятиях по выполнению самостоятельных работ. Чтобы учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, развивался в рамках личностно-деятельного подхода, используется такие технологии как:

- традиционное обучение (лекция, рассказ, беседа, метод иллюстраций, демонстраций, сочетание

наглядного и словесного методов, метод аналогий);

- диалогическое обучение;

- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

- нтерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- исследовательский метод;

- здоровьесберегающие технологии;

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Рабочая программа предусматривает следующие виды и формы контроля учащихся:

• входная, промежуточная, итоговая аттестация;

• тестовые работы;

• сочинения, изложения;

Формы контроля:

• контрольная работа;

• самостоятельная работа;

• тесты;

• письменные задания творческого характера;

• взаимоконтроль и самоконтроль;

• фронтальная форма контроля.

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.


Содержание курса

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (3 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (1 час)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 1

Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя (тему выбирает обучающийся)


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н. Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству А.Н. Островского.


И.А. ГОНЧАРОВ (8 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А. Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С. Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Урок внеклассного чтения № 1

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 часа)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (10часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А. Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 3 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (7 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 3

Тестовые задания по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Н.С. ЛЕСКОВ (4 часа)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 2

Проверочная работа по творчеству Н.С. Лескова


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (9 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М. Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


А.К. ТОЛСТОЙ (1час)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К. Толстого


Л.Н. Толстой (19 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

Урок внеклассного чтения № 3


А.П. ЧЕХОВ (9 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П. Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Итоговая контрольная работа.


О. Бальзак. «Гобсек». (1 час)

Изображение губительной власти денег.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX—XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.


применять

приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.


К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература: 10 – 11 классы. М., 2012.

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Меркин Г. С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.: Русское слово, 2012.

  4. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №4» (ФГОС НОО и ООО) – 1-9 классы.

  5. Положение о рабочей учебной программе педагога МБОУ «Гимназия №4» (ФК ГОС СОО) – 10-11 классы.

  6. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 кл.: Тематическое планирование к учебнику Сахарова В.И. и Зинина С.А. с учетом национально-регионального компонента. М.: Русское слово-PC, 2010. 112 с.

  7. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: Сахарова В.И., Зинина С.А. "Литература ХIХ века" (10 кл.). М.: Русское слово, 2012. 102 с.

  8. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: ВАКО, 2011. 367 с.

Список литературы


  1. Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. Учебник. Ч.1, 2. 10 кл. М.: Дрофа, 2006. 526 с.

  2. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. М.: Вербум-М, 20011. 248 с.

  3. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. М.: Астрель, 2011. 128 с.

  4. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. 112 с.

  5. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы. М.: Экзамен, 2008. 253 с.

  6. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. СПб.: Литера, 2011. 288 с.

  7. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя». М.: Русское слово, 2008. 206 с.

  8. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-Пресс, 2009. 224 с.

  9. Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2011. 95с.

  10. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М.: Астрель, 2007. 206 с.

  11. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М.: Астрель, 2007. 163 с.

  12. Скригайло Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. 200 с.

  13. Словарь литературных терминов / сост. Клюхина И.В. 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2012. 96 с.

  14. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М.: Астрель, 2010. 160 с.

  15. Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2010. 192с.

  16. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М.: Просвещение, 2010. 96 с.

  17. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста». М.: МЦНМО, 2008. 232 с.

  18. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы. М.: Чистые пруды, 2007. 283 с.




















Календарно-тематическое планирование по литературе

Класс: 10а

Учитель: Усова Т.Н.

Количество часов: всего – 105, в неделю – 3

Планирование составлено на основе рабочей программы Усовой Т.Н. (реквизиты утверждения)


№ п/п

Название раздела, количество часов

Тема урока

Дата проведения




Коррекц.

По плану

1

Введение (1 ч)

«Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века).


6.09.17

Из литературы первой половины XIX века (7ч)


2

А.С.Пушкин(3 ч)

А.С. Пушкин,основные мотивы лирики. Образно-тематическое богатство пушкинского творчества.


7.09.17

3


А.С.Пушкин,лирика.Обращение к вечным вопросам человеческого бытия.


8.09.17

4


А.С. Пушкин «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства.


13.09.17

5

М.Ю. Лермонтов (1ч)

М.Ю. Лермонтов, мотив одиночества в лирике поэта. Поэт и толпа.


14.09.17

6

Н.В. Гоголь (3 ч)

Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях».


15.09.17

7


Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Повесть «Невский проспект».


20.09.17

8


Соединение комического и трагического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос».


21.09.17

Литература второй половины XIX века



Реализм и зарождение русской критической мысли.



9

А.Н. Островский (9 ч)

А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы жизни и творчества.


22.09.17

10


А.Н. Островский «Гроза». История создания, основной конфликт пьесы. Город Калинов и его обитатели.


27.09.17

11


А.Н. Островский «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса.


28.09.17

12


А.Н. Островский «Гроза». Катерина в борьбе за свои человеческие права.


29.09.17

13


А.Н. Островский «Гроза». Роль второстепенных персонажей. Смысл названия. «Гроза» в русской критике.


4.10.17

14


«Бесприданница» - пьеса о трагической любви и нравах. Мир купли – продажи на страницах пьесы.


5.10.17

15


Образ героини, её обречённость. Тестирование.


6.10.17



А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся!» Быт и нравы замоскворецкого купечества.


11.10.17

16


РР. Сочинение по творчеству А.Н. Островского.


12.10.17

17

И.А.Гончаров(8ч

И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.


13.10.17

18


И.А. Гончаров «Обломов». История создания романа. Особенности композиции.


18.10.17

19


И.А. Гончаров «Обломов». Образ главного героя. Сон Обломова.


19.10.17

20


И.А.Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц. Обломов и Ольга.


20.10.17

21


И.А.Гончаров «Обломов». «На Выборгской стороне». Понятие «обломовщина».


25.10.17

22


И.А. Гончаров «Обломов». Роль второстепенных персонажей. Роман «Обломов» в критике.


26.10.17

23


Изложение по роману И.А. Гончарова «Обломов». (Отрывок из 9 главы).


27.10.17

24


Изложение по роману И.А. Гончарова «Обломов». (Отрывок из 9 главы).


8.11.17

25

И.С. Тургенев (10 ч)

И.С. Тургенев, этапы жизни и творчества. «Записки охотника».


9.11.17

26


Творческая история романа «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе.


10.11.17

27


И.С. Тургенев «Отцы и дети». Смысл названия. Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми.


15.11.17

28


И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров - нигилист.


16.11.17

29


И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров и Одинцова.


17.11.17

30


И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров и родители. Смерть героя.


22.11.17

31


И.С. Тургенев «Отцы и дети». Автор и его герой. Эпилог романа.


23.11.17

32


И.С. Тургенев-романист. Урок-семинар.


24.11.17

33


Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


29.11.17

34


Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


30.11.17

35

Н.Г. Чернышевский (2 ч)

Н.Г. Чернышевский,этапы биографии. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского.


1.12.17

36


Н.Г.Чернышевский «Что делать?». История создания, жанр, композиция. Новые люди в романе.


6.12.17

37

Н.А.Некрасов (10 ч)

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Основные темы и мотивы лирики Н.А Некрасова.


7.12.17

38


Стихотворение Н.А .Некрасова «В дороге» как пролог к основной теме его творчества.


8.12.17

39


Н.А. Некрасов в годы «Современника». Анализ стихотворения «Зелёный шум». Гражданские мотивы лирики Некрасова


13.12.17

40


Любовная лирика Н.А. Некрасова. «Панаевский» цикл.


14.12.17

41


«Я лиру посвятил народу своему» («Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия»)


15.12.17

42


История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Доля народа - основная тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо».


20.12.17

43


Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные заступники.


21.12.17

44


«Сердце гневное русской крестьянки». Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны.


22.12.17

45


Проблема счастья и её решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова.


27.12.17

46


РР. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.


28.12.17

47

Ф.И. Тютчев(3 ч)

Ф.И. Тютчев, этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики.


10.01.18

48


Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Ф. Тютчева.


11.01.18

49


Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.


12.01.18

50

А.А. Фет (3 ч)

А.А. Фет. Этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики.


17.01.18

51


Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Роль звукописи в лирике поэта.


18.01.18

52


Любовная лирика А. Фета. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.


19.01.18

53

М.Е. Салтыков-Щедрин (7 ч)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Художественный мир произведений.


24.01.18

54


Сказки-синтез творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.


25.01.18

55


«История одного города» как сатирическое произведение.


26.01.18

56


«Господа Головлёвы». История создания, смысл названия, художественные особенности романа. Семья Головлёвых.


31.01.18

57


Арина Петровна и Иудушка.


1.02.18

58


Жертвы семейных отношений.


2.02.18

59


Проверочная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина


7.02.18

60

Н.С. Лесков (4 ч)

Н.С. Лесков. Изображение трагической женской судьбы в повести «Леди Макбет Мценского уезда».


8.02.18

61


Изображение русского национального характера в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина.


9.02.18

62


Повесть «Тупейный художник»


14.02.18

63


Тест по творчеству Н.С.Лескова.


15.02.18

64

Ф.М. Достоевский (9 ч)

Ф.М. Достоевский. Этапы жизни и творчества.


16.02.18

65


История создания романа «Преступление и наказание». Петербург Ф.М. Достоевского.


21.02.18

66


Теория Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя.


22.02.18

67


«Униженные и оскорблённые» на страницах романа. Семья Мармеладовых.


28.02.18

68


Раскольников и «сильные мира сего».


1.03.18

69


Развенчание бесчеловечной теории Раскольникова.


2.03.18

70


Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Тест.


7.03.18

71


Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


9.03.18

72


Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


14.03.18

73

А.К.Толстой (1 ч)

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике.


15.03.18

74

Л.Н. Толстой (19ч)

По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель.


16.03.18

75


Л.Н. Толстой «Воина и мир». История создания, проблематика, жанр, система образов.


21.03.18

76


Л.Н. Толстой « Война и мир». Изображение светского общества Петербурга. Салон А.П Шерер.


22.03.18

77


Изображение светского общества Москвы. (Смерть Безухова. Атмосфера дома Ростовых).


23.03.18

78


«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы и Болконские.


4.04.18

79


Изображение войны 1805-1807 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


5.04.18

80


Путь исканий смысла жизни А. Болконского и П. Безухова.


6.04.18

81


Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль личности в истории.


11.04.18

82


Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».


12.04.18

83


Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проблема истинного и ложного патриотизма.


13.04.18

84


Народный характер войны 1812 года. Героизм и патриотизм русского народа в изображении Л.Н. Толстого.


18.04.18

85


Партизанская война в романе. «Дубина народной войны»...


19.04.18

86


Женские образы романа. Наташа Ростова - любимая героиня автора.


20.04.18

87


Роль эпилога в понимании идейного содержания романа «Война и мир». Художественное своебразие романа.


25.04.18

88


Самостоятельная работа по роману Л.Н. Толстого.


26.04.18

89


Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»


27.04.18

90


Лекция по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина».


2.05.18

91


РР. Сочинение по роману Л.Н Толстого «Война и мир».


3.05.18

92


РР. Сочинение по роману Л.Н Толстого «Война и мир».


4.05.18

93

А.П. Чехов (9 ч)

Общественно-политическая жизнь в России в 80-90 годы XIX века. Личность, творчество А.П. Чехова.


10.05.18

94


Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»


11.05.18

95


Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.


16.05.18

96


Черты «футлярной» жизни в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».


17.05.18

97


Принципы «новой драмы». История создания и постановки пьесы «Вишнёвый сад». Жанр.


18.05.18

98


А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта в пьесе.


23.05.18

99


А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Система образов.


24.05.18

100


«Подводное течение» в пьесе А.П Чехова «Вишнёвый сад».


25.05.18

101


РР. Сочинение по творчеству А.П. Чехова (или семинар).


30.05.18

102

О. Бальзак (1ч)

О. Бальзак. «Гобсек". Изображение губительной власти денег.


31.05.18