СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа расчитана на обучающихся 10 классов изучающих литературу не менее 3 часов в неделю.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 20013) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
В основе Рабочей программы лежат следующие документы:
Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);
Базисный учебный план;
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20013.
Сахаров В.И. Зинин С.А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся, 3 часа на уроки внеклассного чтения.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Актуальность изучения данного курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся; сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На уроках литературы обучающиеся должны решить следующие задачи:
-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.
Специфика программы.
Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.
Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».
В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.
Методы и формы решения поставленных задач.
С целью реализации системно-деятельностного подхода в преподавании литературы используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет изучать учебный материал на нескольких уровнях - на уровне первичного теоретического восприятия, на уровне закрепления, систематизации и обобщения на уровне практического применения на занятиях по выполнению самостоятельных работ. Чтобы учебный процесс, целью которого является формирование учебно-познавательной компетентности, развивался в рамках личностно-деятельного подхода, используется такие технологии как:
- традиционное обучение (лекция, рассказ, беседа, метод иллюстраций, демонстраций, сочетание
наглядного и словесного методов, метод аналогий);
- диалогическое обучение;
- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
- нтерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- исследовательский метод;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Рабочая программа предусматривает следующие виды и формы контроля учащихся:
• входная, промежуточная, итоговая аттестация;
• тестовые работы;
• сочинения, изложения;
Формы контроля:
• контрольная работа;
• самостоятельная работа;
• тесты;
• письменные задания творческого характера;
• взаимоконтроль и самоконтроль;
• фронтальная форма контроля.
Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.
Содержание курса
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН (3 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (1 час)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)
Повести: «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Урок внеклассного чтения № 1
Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя (тему выбирает обучающийся)
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н. Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству А.Н. Островского.
И.А. ГОНЧАРОВ (8 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Тестовые задания по творчеству И.А. Гончарова.
И.С. ТУРГЕНЕВ (10 часов)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С. Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Урок внеклассного чтения № 1
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 часа)
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. НЕКРАСОВ (10часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А. Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение-рассуждение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. ФЕТ ( 3 часов)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (7 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Урок внеклассного чтения № 3
Тестовые задания по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Н.С. ЛЕСКОВ (4 часа)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Урок внеклассного чтения № 2
Проверочная работа по творчеству Н.С. Лескова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (9 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М. Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
А.К. ТОЛСТОЙ (1час)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Проверочная работа по творчеству А.К. Толстого
Л.Н. Толстой (19 часов)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.
Урок внеклассного чтения № 3
А.П. ЧЕХОВ (9 часов)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П. Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Итоговая контрольная работа.
О. Бальзак. «Гобсек». (1 час)
Изображение губительной власти денег.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
применять
приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Перечень учебно-методического обеспечения
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Примерные программы среднего (полного) общего образования: русский язык и литература: 10 – 11 классы. М., 2012.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Меркин Г. С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.: Русское слово, 2012.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №4» (ФГОС НОО и ООО) – 1-9 классы.
Положение о рабочей учебной программе педагога МБОУ «Гимназия №4» (ФК ГОС СОО) – 10-11 классы.
Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 кл.: Тематическое планирование к учебнику Сахарова В.И. и Зинина С.А. с учетом национально-регионального компонента. М.: Русское слово-PC, 2010. 112 с.
Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: Сахарова В.И., Зинина С.А. "Литература ХIХ века" (10 кл.). М.: Русское слово, 2012. 102 с.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: ВАКО, 2011. 367 с.
Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. Учебник. Ч.1, 2. 10 кл. М.: Дрофа, 2006. 526 с.
Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. М.: Вербум-М, 20011. 248 с.
Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. М.: Астрель, 2011. 128 с.
Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. 112 с.
Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы. М.: Экзамен, 2008. 253 с.
Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. СПб.: Литера, 2011. 288 с.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя». М.: Русское слово, 2008. 206 с.
Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-Пресс, 2009. 224 с.
Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2011. 95с.
Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М.: Астрель, 2007. 206 с.
Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М.: Астрель, 2007. 163 с.
Скригайло Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. 200 с.
Словарь литературных терминов / сост. Клюхина И.В. 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2012. 96 с.
Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М.: Астрель, 2010. 160 с.
Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2010. 192с.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М.: Просвещение, 2010. 96 с.
Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста». М.: МЦНМО, 2008. 232 с.
Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы. М.: Чистые пруды, 2007. 283 с.
Класс: 10а
Учитель: Усова Т.Н.
Количество часов: всего – 105, в неделю – 3
Планирование составлено на основе рабочей программы Усовой Т.Н. (реквизиты утверждения)
№ п/п | Название раздела, количество часов | Тема урока | Дата проведения | ||
|
|
| Коррекц. | По плану | |
1 | Введение (1 ч) | «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века). |
| 6.09.17 | |
Из литературы первой половины XIX века (7ч)
| |||||
2 | А.С.Пушкин(3 ч) | А.С. Пушкин,основные мотивы лирики. Образно-тематическое богатство пушкинского творчества. |
| 7.09.17 | |
3 |
| А.С.Пушкин,лирика.Обращение к вечным вопросам человеческого бытия. |
| 8.09.17 | |
4 |
| А.С. Пушкин «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. |
| 13.09.17 | |
5 | М.Ю. Лермонтов (1ч) | М.Ю. Лермонтов, мотив одиночества в лирике поэта. Поэт и толпа. |
| 14.09.17 | |
6 | Н.В. Гоголь (3 ч) | Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». |
| 15.09.17 | |
7 |
| Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Повесть «Невский проспект». |
| 20.09.17 | |
8 |
| Соединение комического и трагического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос». |
| 21.09.17 | |
Литература второй половины XIX века | |||||
|
| Реализм и зарождение русской критической мысли. |
|
| |
9 | А.Н. Островский (9 ч) | А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы жизни и творчества. |
| 22.09.17 | |
10 |
| А.Н. Островский «Гроза». История создания, основной конфликт пьесы. Город Калинов и его обитатели. |
| 27.09.17 | |
11 |
| А.Н. Островский «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса. |
| 28.09.17 | |
12 |
| А.Н. Островский «Гроза». Катерина в борьбе за свои человеческие права. |
| 29.09.17 | |
13 |
| А.Н. Островский «Гроза». Роль второстепенных персонажей. Смысл названия. «Гроза» в русской критике. |
| 4.10.17 | |
14 |
| «Бесприданница» - пьеса о трагической любви и нравах. Мир купли – продажи на страницах пьесы. |
| 5.10.17 | |
15 |
| Образ героини, её обречённость. Тестирование. |
| 6.10.17 | |
|
| А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся!» Быт и нравы замоскворецкого купечества. |
| 11.10.17 | |
16 |
| РР. Сочинение по творчеству А.Н. Островского. |
| 12.10.17 | |
17 | И.А.Гончаров(8ч | И.А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. |
| 13.10.17 | |
18 |
| И.А. Гончаров «Обломов». История создания романа. Особенности композиции. |
| 18.10.17 | |
19 |
| И.А. Гончаров «Обломов». Образ главного героя. Сон Обломова. |
| 19.10.17 | |
20 |
| И.А.Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц. Обломов и Ольга. |
| 20.10.17 | |
21 |
| И.А.Гончаров «Обломов». «На Выборгской стороне». Понятие «обломовщина». |
| 25.10.17 | |
22 |
| И.А. Гончаров «Обломов». Роль второстепенных персонажей. Роман «Обломов» в критике. |
| 26.10.17 | |
23 |
| Изложение по роману И.А. Гончарова «Обломов». (Отрывок из 9 главы). |
| 27.10.17 | |
24 |
| Изложение по роману И.А. Гончарова «Обломов». (Отрывок из 9 главы). |
| 8.11.17 | |
25 | И.С. Тургенев (10 ч) | И.С. Тургенев, этапы жизни и творчества. «Записки охотника». |
| 9.11.17 | |
26 |
| Творческая история романа «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе. |
| 10.11.17 | |
27 |
| И.С. Тургенев «Отцы и дети». Смысл названия. Взаимоотношения Базарова с братьями Кирсановыми. |
| 15.11.17 | |
28 |
| И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров - нигилист. |
| 16.11.17 | |
29 |
| И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. |
| 17.11.17 | |
30 |
| И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров и родители. Смерть героя. |
| 22.11.17 | |
31 |
| И.С. Тургенев «Отцы и дети». Автор и его герой. Эпилог романа. |
| 23.11.17 | |
32 |
| И.С. Тургенев-романист. Урок-семинар. |
| 24.11.17 | |
33 |
| Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» |
| 29.11.17 | |
34 |
| Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» |
| 30.11.17 | |
35 | Н.Г. Чернышевский (2 ч) | Н.Г. Чернышевский,этапы биографии. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского. |
| 1.12.17 | |
36 |
| Н.Г.Чернышевский «Что делать?». История создания, жанр, композиция. Новые люди в романе. |
| 6.12.17 | |
37 | Н.А.Некрасов (10 ч) | Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Основные темы и мотивы лирики Н.А Некрасова. |
| 7.12.17 | |
38 |
| Стихотворение Н.А .Некрасова «В дороге» как пролог к основной теме его творчества. |
| 8.12.17 | |
39 |
| Н.А. Некрасов в годы «Современника». Анализ стихотворения «Зелёный шум». Гражданские мотивы лирики Некрасова |
| 13.12.17 | |
40 |
| Любовная лирика Н.А. Некрасова. «Панаевский» цикл. |
| 14.12.17 | |
41 |
| «Я лиру посвятил народу своему» («Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия») |
| 15.12.17 | |
42 |
| История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Доля народа - основная тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо». |
| 20.12.17 | |
43 |
| Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные заступники. |
| 21.12.17 | |
44 |
| «Сердце гневное русской крестьянки». Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны. |
| 22.12.17 | |
45 |
| Проблема счастья и её решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова. |
| 27.12.17 | |
46 |
| РР. Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. |
| 28.12.17 | |
47 | Ф.И. Тютчев(3 ч) | Ф.И. Тютчев, этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики. |
| 10.01.18 | |
48 |
| Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в лирике Ф. Тютчева. |
| 11.01.18 | |
49 |
| Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта. |
| 12.01.18 | |
50 | А.А. Фет (3 ч) | А.А. Фет. Этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики. |
| 17.01.18 | |
51 |
| Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Роль звукописи в лирике поэта. |
| 18.01.18 | |
52 |
| Любовная лирика А. Фета. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. |
| 19.01.18 | |
53 | М.Е. Салтыков-Щедрин (7 ч) | М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. Художественный мир произведений. |
| 24.01.18 | |
54 |
| Сказки-синтез творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. |
| 25.01.18 | |
55 |
| «История одного города» как сатирическое произведение. |
| 26.01.18 | |
56 |
| «Господа Головлёвы». История создания, смысл названия, художественные особенности романа. Семья Головлёвых. |
| 31.01.18 | |
57 |
| Арина Петровна и Иудушка. |
| 1.02.18 | |
58 |
| Жертвы семейных отношений. |
| 2.02.18 | |
59 |
| Проверочная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина |
| 7.02.18 | |
60 | Н.С. Лесков (4 ч) | Н.С. Лесков. Изображение трагической женской судьбы в повести «Леди Макбет Мценского уезда». |
| 8.02.18 | |
61 |
| Изображение русского национального характера в повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. |
| 9.02.18 | |
62 |
| Повесть «Тупейный художник» |
| 14.02.18 | |
63 |
| Тест по творчеству Н.С.Лескова. |
| 15.02.18 | |
64 | Ф.М. Достоевский (9 ч) | Ф.М. Достоевский. Этапы жизни и творчества. |
| 16.02.18 | |
65 |
| История создания романа «Преступление и наказание». Петербург Ф.М. Достоевского. |
| 21.02.18 | |
66 |
| Теория Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. |
| 22.02.18 | |
67 |
| «Униженные и оскорблённые» на страницах романа. Семья Мармеладовых. |
| 28.02.18 | |
68 |
| Раскольников и «сильные мира сего». |
| 1.03.18 | |
69 |
| Развенчание бесчеловечной теории Раскольникова. |
| 2.03.18 | |
70 |
| Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Тест. |
| 7.03.18 | |
71 |
| Художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
| 9.03.18 | |
72 |
| Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
| 14.03.18 | |
73 | А.К.Толстой (1 ч) | Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. |
| 15.03.18 | |
74 | Л.Н. Толстой (19ч) | По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. |
| 16.03.18 | |
75 |
| Л.Н. Толстой «Воина и мир». История создания, проблематика, жанр, система образов. |
| 21.03.18 | |
76 |
| Л.Н. Толстой « Война и мир». Изображение светского общества Петербурга. Салон А.П Шерер. |
| 22.03.18 | |
77 |
| Изображение светского общества Москвы. (Смерть Безухова. Атмосфера дома Ростовых). |
| 23.03.18 | |
78 |
| «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Ростовы и Болконские. |
| 4.04.18 | |
79 |
| Изображение войны 1805-1807 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». |
| 5.04.18 | |
80 |
| Путь исканий смысла жизни А. Болконского и П. Безухова. |
| 6.04.18 | |
81 |
| Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль личности в истории. |
| 11.04.18 | |
82 |
| Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». |
| 12.04.18 | |
83 |
| Мысль народная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проблема истинного и ложного патриотизма. |
| 13.04.18 | |
84 |
| Народный характер войны 1812 года. Героизм и патриотизм русского народа в изображении Л.Н. Толстого. |
| 18.04.18 | |
85 |
| Партизанская война в романе. «Дубина народной войны»... |
| 19.04.18 | |
86 |
| Женские образы романа. Наташа Ростова - любимая героиня автора. |
| 20.04.18 | |
87 |
| Роль эпилога в понимании идейного содержания романа «Война и мир». Художественное своебразие романа. |
| 25.04.18 | |
88 |
| Самостоятельная работа по роману Л.Н. Толстого. |
| 26.04.18 | |
89 |
| Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» |
| 27.04.18 | |
90 |
| Лекция по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». |
| 2.05.18 | |
91 |
| РР. Сочинение по роману Л.Н Толстого «Война и мир». |
| 3.05.18 | |
92 |
| РР. Сочинение по роману Л.Н Толстого «Война и мир». |
| 4.05.18 | |
93 | А.П. Чехов (9 ч) | Общественно-политическая жизнь в России в 80-90 годы XIX века. Личность, творчество А.П. Чехова. |
| 10.05.18 | |
94 |
| Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» |
| 11.05.18 | |
95 |
| Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. |
| 16.05.18 | |
96 |
| Черты «футлярной» жизни в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». |
| 17.05.18 | |
97 |
| Принципы «новой драмы». История создания и постановки пьесы «Вишнёвый сад». Жанр. |
| 18.05.18 | |
98 |
| А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта в пьесе. |
| 23.05.18 | |
99 |
| А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Система образов. |
| 24.05.18 | |
100 |
| «Подводное течение» в пьесе А.П Чехова «Вишнёвый сад». |
| 25.05.18 | |
101 |
| РР. Сочинение по творчеству А.П. Чехова (или семинар). |
| 30.05.18 | |
102 | О. Бальзак (1ч) | О. Бальзак. «Гобсек". Изображение губительной власти денег. |
| 31.05.18 |