1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности является модифицированной (адаптированной) учебной программой по баскетболу для детско-юношеских клубов (центров), составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, автор Ю.Д,Железняк. 2006 г.
Программа секции по баскетболу рассчитана на школьников 11-15 лет. Занятия проводяться три раза в неделю по одному часу.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым «Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, методическими рекомендациями Федерального агентства по физической культуре и спорту № СК-02-10/3685 от 12.12.2006 г. по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, а также на основании приказа департамента образования ЯНАО от 23.03.2007 г. «Об утверждении порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в ЯНАО».
Актуальность и главная идея программы: смещение вектора спортивной направленности - достижение высоких спортивных результатов в спорте высших достижений (типовая программа для ДЮСШОР и СДЮСШОР), в сторону физкультурно-оздоровительной направленности - создание мотиваций и условий для здорового образа жизни в массовом спорте (модифицированная (адаптированная) дополнительная образовательная программа для ДЮЦ и ДЮКФП).
Данная программа составлена и рассчитана на детей, которым, в большинстве своем, «закрыта дорога» в типовые ДЮСШОР и СДЮСШОР (ввиду объективной неспособности пройти спортивный отбор при поступлении в эти учреждения), хотя такие дети еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры и спорта.
Отличительные особенности (новизна) программы:
- количество учебных недель – 39 (в типовой учебной программе материал рассчитан на 52 учебных недели), ввиду регионально-национального фактора, условий Крайнего Севера (в летний период времени учащиеся находятся за пределами района), и как следствие количество учебных часов, отведенных для реализации данной программы;
- вытекающая из вышесказанного систематизированная структура и последовательность прохождения учебного материала;
- оптимальный выбор форм и методов подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (оценки результатов деятельности) - адаптированные опытно-экспериментальным путем контрольные и переводные нормативы (экзамены) по общефизической, специальной и технической подготовке (логично, что они должны быть ниже, чем в спортивных школах олимпийского резерва);
- использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочном и воспитательном процессе;
- увеличение объема теоретических и практических знаний в области сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта; знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни.
Цели учебной программы:
- создание условий для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности через занятия баскетболом;
- воспитание устойчивой и целенаправленной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, отвлечение от «улицы», научение рационально использовать свое время;
- формирование физической культуры личности, развитие у учащихся потребности здорового образа жизни, нравственного и физического совершенствования, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья, развитие творческого потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков;
- рациональное перестроение учебно-тренировочного процесса, с учетом опыта работы спортивных школ и спортивных клубов округа и области, в первую очередь в плане: усиления индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов; повышения роли и объема индивидуальной тактической подготовки, как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных спортсменов и команды в целом; использования эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся и качества работы, как отдельных преподавателей, так и ДЮЦ в целом;
Реализация данных целей предполагает решение следующих обучающих и воспитательных задач.
1.2. Задачи для спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки
Задачи спортивно-оздоровительных групп:
- укрепление здоровья различными средствами физической культуры и спорта;
- разностороннее развитие физических качеств;
- привитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- обучение основным техническим приемам и правилам игры.
Задачи групп начальной подготовки:
- развитие мотивации личности ребенка к систематическим занятиям баскетболом;
- всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма обучающихся;
- воспитание специальных возможностей (гибкости, быстроты, ловкости, силы) для успешного овладения навыками игры;
- формирование базовых умений и навыков для дальнейшего развития их на этапах многолетней подготовки;
- приучение к соревновательным условиям, определение каждому занимающемуся игровой функции и игрового амплуа;
- выполнение требований по спортивной подготовке и требований контрольно-переводных нормативов;
- приобретение навыков в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, инструкторская и судейская практика;
- выявление перспективных детей и подростков для последующего совершенствования их спортивного мастерства;
- участие в соревнованиях по баскетболу районного, окружного и областного масштаба.
Перевод обучающихся на следующий год обучения в спортивно-оздоровительной группе осуществляется по решению педагогического совета при условии сохранности контингента обучающихся. В группах начальной подготовки по решению педагогического совета по итогам результатов сдачи контрольно-переводных нормативов (экзаменов).
Весь учебный материал в программе распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на постепенное и последовательное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой возрастной группе есть определенные задачи, которые решаются посредством учебно-тренировочных занятий.
1.3. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы:
- спортивный зал для занятий баскетболом 28 м. х 15 м. (минимум 24 м. х 11 м.)
- спортивный инвентарь (баскетбольные кольца, баскетбольные мячи № 5,6,7, набивные мячи, стойки, гимнастические скамейки, утяжеленные жилеты)
- спортивная форма для занимающихся (спортивные шорты и майки, кроссовки, накидки различительные)
1.4. Формы организации занятий
Основными формами организации учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные занятия;
- групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- восстановительные мероприятия;
- участие в матчевых встречах;
- участие в соревнованиях;
- зачеты, тестирования;
- конкурсы, викторины;
- инструкторская и судейская практика;
- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов.
1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся;
- викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья»;
- контрольные и товарищеские игры;
- первенства школы, района, округа, области.
Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).
2. Учебно-тематический план
№ | Дата | Название темы | Тип подго- товки | К – во часов | Приме-чание |
| | Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья | Теор.
ОФП | 1 | |
| | История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. | Теор. Техн. | 1 | |
| | Техника передвижения приставными шагами. | Техн. | 1 | |
| | Передача мяча двумя руками от груди. | Техн. | 1 | |
| | Единая спортивная классификация. Тактика нападения. | Теор. Такт. | 1 | |
| | Техника передвижения при нападении | Техн. | 1 | |
| | ОФП | Техн. | 1 | |
| | Способы ловли мяча | ОФП | 1 | |
| | Техника передвижения при нападении | Техн. | 1 | |
| | Личная и общественная гигиена. | Теор. Техн. | 1 | |
| | СФП | СФП | 1 | |
| | Бросок мяча двумя руками от груди. | Техн. | 1 | |
| | Физическая подготовка юного спортсмена. СФП | Теор. СФП | 1 | |
| | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | Такт | 1 | |
| | Техника ведения мяча. | Техн. | 1 | |
| | Ведение мяча с переводом на другую руку. | Техн. | 1 | |
| | Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. | Теор.
| 1 | |
| | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | Такт. | 1 | |
| | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 1 | |
| | Сущность и назначение планирования, его виды. ОФП. | Теор.
ОФП | 1 | |
| | Ловля двумя руками «низкого мяча». | Техн. | 1 | |
| | Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | Техн. | 1 | |
| | Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 1 | |
| | Контрольные испытания. | Контр. | 1 | |
| | Командные действия в нападении. | Такт. | 1 | |
| | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | Техн. | 1 | |
| | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП | Теор. ОФП | 1 | |
| | Многократное выполнение технических приемов. | Интегр. | 1 | |
| | Учебная игра. | Интегр. | 1 | |
| | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | Техн. | 1 | |
| | СФП | СФП | 1 | |
| | Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП | Теор.
ОФП | 1 | |
| | Командные действия в нападении. | Такт. | 1 | |
| | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Такт. | 1 | |
| | Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | Такт. | 1 | |
| | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Такт. | 1 | |
| | Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки | Теор. | 1 | |
| | Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | 1 | |
| | Индивидуальные действия при нападении. | Такт. | 1 | |
| | Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП | Теор. СФП | 1 | |
| | ОФП | ОФП | 1 | |
| | Бросок мяча одной рукой от плеча. | Техн. | 1 | |
| | Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | Такт. | 1 | |
| | Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 1 | |
48 | | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | 1 | |
49 | | Методы спортивной тренировки. ОФП | | 1 | |
50 | | Совершенствование техники передачи мяча | | 1 | |
51 | | Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча | | 1 | |
52 | | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | | 1 | |
53 | | Совершенствование техники передачи мяча | | 1 | |
54 | | Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча | | 1 | |
55 | | Совершенствование техники передачи мяча | | 1 | |
56 | | Техническая подготовка юного спортсмена | | 1 1 | |
57 | | Техническая подготовка юного спортсмена | | 2 | |
58-59 | | Техническая подготовка юного спортсмена. | | 1 1 | |
60-61 | | Тактика защиты. | | 2 | |
62-63 | | Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | Теор. ОФП | 2 | |
64-65 | | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 | |
66-67 | | Действия одного защитника против двух нападающих. | Теор. Техн. | 2 | |
68-69 | | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Техн. | 2 | |
70-71 | | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Теор. | 2 | |
72-73 | | Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | Такт. | 2 | |
| | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | Техн. | 2 | |
| | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | Техн. | 2 | |
| | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | Такт. | 1 | |
| | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | Интегр. | 1 | |
| | Переключение от действий в нападении к действиям в защите. | Интегр. | 1 | |
| | Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. | Техн. | 1 | |
| | Защитные стойки. Защитные передвижения. | Такт. | 1 | |
| | Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Техн. | 1 | |
| | Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | Такт. | 1 | |
| | Учебная игра. | Такт. | 1 | |
| | Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | Такт. | 1 | |
| | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | Теор. Интегр. | 1 | |
| | Организация командных действий. | Техн. | 1 | |
| | Бросок мяча одной рукой сверху. | Такт | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Такт | 1 | |
| | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | Интегр. | 1 | |
| | Техника овладения мячом. | Такт. | 1 | |
| | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | Теор. Интегр. | 1 | |
| | Контрольные испытания. СФП | Такт. | 1 | |
| | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | Техн. | 1 | |
| | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | Интегр. | 1 | |
| | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | Техн. | 1 | |
| | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | Техн. | 1 | |
| | Учебная игра. | Техн. | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 1 | |
| | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | Интегр. | 1 | |
| | Учебная игра. | Техн | 1 | |
| | СФП | Такт. | 1 | |
| | Учебная игра | Такт. | 1 | |
| | Итоги прошедшего спортивного года. | | 1 | |
3. Содержание изучаемого курса
Общие основы баскетбола
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
- Психологическая подготовка баскетболиста.
Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
Техническая подготовка
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,
при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,
скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,
с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,
с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов
Тактическая подготовка
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
Игровая подготовка –
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Контрольные и календарные игры
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты
К концу года учащиеся:
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФП;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,
дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в баскетболе в группе дополнительного образования
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 | Становая сила, кг | 60 | 80 |
2 | Бег 30 м с высокого старта (с) | 5,0 | 4,9 |
3 | Бег 30 м (6X5) (с) | 11,9 | 11,2 |
4 | Бег 92 м, «елочка» (с) | 30,0 | 28,0 |
5 | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 170 |
6 | Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с | 35 | 45 |
| разбега (см) | | |
7 | Метание набивного мяча массой 1 кг из-за го- | | |
| ловы двумя руками: | | |
| сидя (м) | 5,0 | 6,0 |
| в прыжке с места (м) | 7,5 | 9,5 |
4. Методическое обеспечение
Данная дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности является модифицированной (адаптированной) учебной программой по баскетболу для детско-юношеских клубов (центров), составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, автор Ю.Д,Железняк. 2006 г.
Список литературы
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Программа «Баскетбол». - М.; «Советский спорт», 2004.
Гатмен Б., Финнеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. - М.; АСТ «Астрель», 2007.
Дрюэт Д. Баскетбол. - М.; АСТ «Астрель», 2003.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. - М.; Издательский центр «Академия», 2004.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. - Издательский центр «Академия», 2004.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. - М.; «Физкультура и спорт», 2002.
Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет. - М.; «Физкультура и спорт», 2003.
Краузе В., Мейер Д. Баскетбол. Навыки и упражнения. - М.; АСТ «Астрель», 2006.
Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2004.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.; АСТ «Астрель», 2004
Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры. - М.; АО «Астра семь», 1997.
Материально-техническое обеспечение.
Для проведения занятий по баскетболу необходимо следующее оборудование:
Щиты с кольцами
Стойки для обводки
Гимнастическая стенка
Гимнастические скамейки
Гимнастический мостик
Маты гимнастические
Скакалки
Мячи набивные различной массы
Мячи баскетбольные
Рулетка