Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ __________ Ч.М. Надельшина «___»__________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ ___________ Л. Р. Имаева «___»__________2017 г. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО математики и трудового обучения __________ Н.Е. Максимова «___»__________2017 г. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы протокол № ___ от «___»___2017 г. |
Программа учебного предмета
профессионально – трудовое обучение «швейное дело»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
8 класс
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Смольникова Е.В.- учитель профессионально – трудового обучения первой квалификационной категории
2017/2018 учебный год
г. Белебей
Оглавление.
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Общая характеристика учебного предмета…………………………………..….4
Описание места предмета в учебном плане ……….……..……………………...4
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса «Швейное дело» ….……………………………………....5
Учебно-тематический план………………………………………………………....5
Содержание учебного предмета «Швейное дело»………………………………..6
Календарно-тематическое планирование …………………………………….….9
Система оценки достижения планируемых результатов………………………18
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности………………………………………..…………..19
Список литературы………………………………………………………………….20
Контрольно- измерительные материалы…………………………………………21
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2. – 240с.
Программа предназначена для преподавания швейного дела, как одного из профилей трудового обучения в ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по данному виду профессиональной подготовки содействуют общему развитию учащихся, и предусматривает подготовку к самостоятельному выполнению заданий по пошиву изделий.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у обучающихся эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Положение об адаптированной программе обучения детей с ОВЗ в ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001;
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов швейных работ.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
формирование профессионально-трудовых умений и навыков;
обучение рациональным способам организации работы;
обучение обучающихся овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Коррекционно-развивающие:
развитие и коррекция мышления, способности к пространственному анализу;
развитие и коррекция восприятия, представлений, ощущений;
Коррекционно - воспитательные:
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности знаний и навыков, полученных на уроках швейного дела.
Общая характеристика предмета «Швейное дело»
Программа предусматривает подготовку обучающихся коррекционных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельному выполнению заданий по пошиву блузки и легкого платья.
Курс 8 класса продолжает обучение учащихся построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжение верхней нити, смена машинной иглы, выполнение закрепки). Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. В процессе обучения соблюдаются межпредметные связи (черчение, математика, естествознание, история). Эти знания помогают строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, запоминать их свойства. Навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению общеобразовательных предметов.
III.Описание места предмета в учебном плане
Контингент обучаемых: обучающиеся 8 класса с легкой умственной отсталостью.
Объем часов: 1 год, 5 часов в неделю, (167 часов)
IV. Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Швейное дело»
Личностные: формирование трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
Предметные: овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.
V. Учебно -тематический план
№ | Темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный урок | 4 | 4 | |
2 | Сведения о работе швейных машин | 10 | 9 | 1 |
3 | Волокна и ткани | 10 | 10 | |
4 | Дополнительные сведения о ткани | 8 | 8 | |
5 | Сведения об одежде. | 7 | 7 | |
6 | Изготовление блузок. | 35 | 6 | 29 |
7 | Отделка швейных изделий | 4 | 4 | |
8 | Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки. | 45 | 4 | 41 |
9 | Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий | 40 | 4 | 36 |
10 | Проверочные работы | 4 | 4 | |
| Итого | 167 | 60 | 107 |
VI. Содержание программы:
Тема 1.Вводный урок (4ч)
Теоретические сведения. Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на четверть, на год. Инструктаж по охране труда. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Организация рабочего места.
Тема 2. Сведения о работе швейных машин. ( 10ч)
Теоретические сведения. Машинные стежки и строчки. Рабочие механизмы швейной машины. Приспособления к швейным машинам. Образование челночного машинного стежка. Неполадки в работе швейной машины. Уход за швейной машиной.
Практическая работа. Установка лапки. Чистка и смазка швейной машины.
Тема 3. Волокна и ткани. (10 ч)
Теоретические сведения. Классификация волокон. Волокно шелка.
Пряжа из волокон шелка. Свойства шелковых тканей. Волокна искусственного шелка. Свойства тканей из искусственного шелка. Синтетические волокна. Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон.
Практическая работа. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам.
Тема 4. Дополнительные сведения о ткани. ( 8 ч)
Теоретические сведения. Отделка ткани. Возможные дефекты ткани в процессе ее производства. Выбор ткани для пошива верхней одежды. Подготовка ткани к раскрою и раскрой.
Тема 5. Сведения об одежде. ( 7ч)
Теоретические сведения. Стиль в одежде и мода. Комплекты женской одежды. Силуэт в одежде. Фасоны плечевых изделий. Учет особенностей фигуры при выборе фасона изделия.
Тема 6. Изготовление блузок. (35ч)
Теоретические сведения. Сведения о блузках. Прямая блузка без рукавов и воротника. Сведения о моделировании. Подготовка деталей кроя блузки к обработке. Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника.
Практическая работа. Снятие мерок для построения чертежа основы прямой блузки. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4. Построение сетки. Построение чертежа спинки в масштабе 1:4. Построение чертежа переда в масштабе 1:4. Изменение выкройки основы прямой блузки с помощью перемещения нагрудной вытачки. Построение чертежа блузки в натуральную величину. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки блузки на ткани и раскрой. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка изделия к 1-й примерке. Примерка изделия и устранение дефектов. Обработка вытачек на детали кроя переда. Обработка плечевых срезов Обработка среза горловины косой обтачкой. Обработка боковых срезов. Обработка срезов пройм косой обтачкой. Обработка нижнего среза блузки. Окончательная отделка блузки. Изменение выкройки основы прямой блузки в масштабе 1: 4.
Тема 7. Отделка изделий. (4 ч)
Теоретические сведения. Виды отделки. Вышивка гладью. Приемы вышивки гладью
Тема 8. Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки.
(45ч)
Теоретические сведения. Сведение о платье. Платье цельнокроеное. Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки. Моделирование выреза горловины в платье без воротника.
Практическая работа. Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого силуэта в масштабе 1: 4. Изготовление выкройки подкройной обтачки в масштабе 1:4. Обработка среза горловины подкройной обтачкой на образце. Построение чертежа основы цельнокроеного платья прямого силуэта, в натуральную величину. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей цельнокроеного платья на ткани. Раскрой деталей цельнокроеного платья. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка платья к 1-й примерке. Проведение примерки платья и устранение дефектов. Обработка вытачек. Обработка плечевых срезов. Обработка среза горловины косой обтачкой. Обработка боковых срезов. Обработка срезов пройм. Обработка нижнего среза платья. Окончательная отделка платья.
Тема 9. Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий. (40ч)
Теоретические сведения. Рукава. Виды обработки нижнего среза рукавов. Соединение рукавов с проймами. Сведения о подбортах. Сведения о воротниках.
Практическая работа. Снятие мерок для построения чертежа основы длинного рукава и манжеты. Построение чертежа основы длинного рукава и манжеты в масштабе 1:4. Построение чертежа основы длинного рукава и манжеты в натуральную величину. Обработка прямой манжеты. Обработка нижнего среза рукава одним из способов обработки. Обработка нижнего среза короткого прямого рукава одним из способов обработки. Соединение рукавов с проймами. Изготовление выкройки подбортов.
Тема 10. Проверочные работы(4ч)
Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
силуэты в одежде;
фасоны цельнокроеных платьев;
правила изготовления выкроек прямого, свободного, приталенного силуэтов;
детали и контурные срезы выкройки;
правила моделирования выреза горловины;
правила раскладки выкройки на ткани.
дефекты ткацкого производства;
правила проведения примерки;
правила обработки вытачек ,плечевых срезов;
правила влажно-тепловой обработки;
правила подготовки ткани к раскрою, правила раскладки выкройки на ткани.
Обучающиеся должны уметь:
различать силуэты в одежде;
описать фасон изделия;
изготовить выкройки прямого, свободного, приталенного силуэтов;
выполнять простейшее моделирование выреза горловины;
подготовить выкройку платья к раскрою;
раскроить с учетом припусков на швы;
произвести примерку платья;
обработать вытачки, плечевые срезы;
произвести влажно-тепловую обработку изделия;
описать фасон выбранной блузки;
изготовить выкройку блузки на основе платья;
VII. Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Номер урока за год | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тема урока | Тип урока | Номер урока по разделу | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Примечание |
1 | 1 | Вводный урок. | Ознакомление с задачами и планом работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Планы и задачи на 1 четверть. Инструктаж по ТБ. | Вводный урок | № 1 | 06.09 | | |
2 | 2 | Сведения о работе швейных машин | Знать: Бытовые швейные машины. Рабочие механизмы швейной машины. Процесс образования челночного машинного стежка. Технику безопасности при работе на швейной машине. Уметь: Использовать в работе приспособления малой механизации. Исправлять неполадки в работе швейной машины. Выполнять чистку и смаку швейной машины. Соблюдать Т.Б. При работе на бытовой швейной машине. | Машинные стежки и строчки | Усвоение новых знаний | № 1 | 06.09 | | |
3 4 | Рабочие механизмы швейной машины | Комбинированный | № 2,3 | 07.09 | | |
5 | Приспособления к швейным машинам | Комбинированный | № 4 | 07.09 | | |
6 | Установка лапки. | Практический урок | № 5 | 13.09 | | |
7 | Образование челночного машинного стежка. | Комбинированный | № 6 | 13.09 | | |
8 9 | Неполадки в работе швейной машины | Комбинированный | № 7,8 | 14.09 | | |
10 | Уход за швейной машиной. | Комбинированный | № 9 | 14.09 | | |
11 | Чистка и смазка швейной машины. | Практический урок | № 10 | 20.09 | | |
3 | 12 | Волокна и ткани | Знать: Получение шелкового волокна. Свойства натурального шелкового волокна. Получение пряжи из шелкового волокна. Шелковые ткани и их свойства. Технологические свойства тканей из натуральных волокон. Получение и свойства искусственного шелка. Свойства волокон капрона, лавсана и нитрона. Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон. Уметь: Определять ткани из натуральных и искусственных волокон шелка. | Классификация волокон. | Усвоение новых знаний | № 1 | 20.09 | | |
13 | Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка. | Комбинированный | № 2 | 21.09 | | |
14 | Свойства шелковых тканей. | Комбинированный | № 3 | 21.09 | | |
15 16 | Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. | Комбинированный | № 4,5 | 27.09 | | |
17 | Волокна искусственного шелка. | Комбинированный | № 6 | 28.09 | | |
18 | Свойства тканей из искусственного шелка. | Комбинированный | № 7 | 28.09 | | |
19 | Синтетические волокна. | Комбинированный | № 8 | 28.09 | | |
20 21 | Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон. | Комбинированный | № 9,10 | 04.10 | | |
4 | 22 | Дополнительные сведения о ткани | Знать: Виды отделки ткани. Возможные дефекты в процессе ее производства. Уметь: Выбрать ткань для пошива верхней одежды. Выполнять подготовку ткани к раскрою и выполнять раскрой. | Отделка ткани | Усвоение новых знаний | № 1 | 05.10 | | |
23 24 | Возможные дефекты ткани в процессе ее производства | Комбинированный | № 2,3 | 05.10 | | |
25 26 27 | Выбор ткани для пошива верхней одежды | Комбинированный | № 4,5,6 | 12.10 | | |
28 29 | Подготовка ткани к раскрою и раскрой | Комбинированный | № 7,8 | 18.10 | | |
5 | 30 | Сведения об одежде. | Знать: Что такое одежда? Что такое мода в одежде? Стили в одежде. Фасоны плечевых изделий. Уметь: Учитывать особенности фигуры при выборе фасона изделия. Различать фигуры в зависимости от осанки. Составлять описание фасона изделия. | Стиль в одежде и мода. | Усвоение новых знаний | № 1 | 19.10 | | |
31 | Комплекты женской одежды | Комбинированный | № 2 | 19.10 | | |
32 | Силуэт в одежде. | Комбинированный | № 3 | 19.10 | | |
33 | Фасоны плечевых изделий | Комбинированный | № 4 | 25.10 | | |
34 | Учет особенностей фигуры при выборе фасона изделия | Комбинированный | № 5 | 25.10 | | |
35 36 | Описание фасона изделия | Комбинированный | № 6,7 | 26.10 | | |
6 | 37 | Проверочная работа за I чет. | | | Контроль знаний и умений | № 1. | 26.10 | | |
2 четверть
№ п/п | Номер урока за год | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тема урока | Тип урока | Номер урока по разделу | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Примечание |
1 | 38 | Вводный урок. | Ознакомление с задачами и планом работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Планы и задачи на 2 четверть. Инструктаж по ТБ. | Вводный урок | № 1 | 08.11 | | |
2 | 39 40 | Изготовление блузок | Знать: Общие сведения о блузках. Блузка прямая без рукавов и воротника. Уметь: Производить раскладку деталей выкройки на ткани и раскрой. Проводить примерку и вносить уточнения после. Выполнять обработку нагрудных вытачек, плечевых и боковых срезов, обработку низа, окончательную отделку изделия. Владеть: навыками ручных и машинных швейных работ. | Сведения о блузках. | Усвоение новых знаний | № 1,2 | 08.11 09.11 | | |
41 42 | Прямая блузка без рукавов и воротника. | Комбинированный | № 3,4 | 09.11 | | |
43 44 | Снятие мерок для построения чертежа основы прямой блузки. | Комбинированный | № 5,6 | 15.11 | | |
45 46 47 | Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4. | Практический урок | № 7,8,9 | 16.11 | | |
48 49 | Построение чертежа блузки в натуральную величину и подготовка деталей выкройки к раскрою | Практический урок | № 10,12 | 22.11 | | |
50 | Моделирование блузок на основе выкройки прямой блузки | Практический урок | № 13 | 23.11 | | |
51 52 | Раскладка деталей выкройки блузки на ткани и раскрой. | Практический урок | № 14,15 | 23.11 | | |
53 54 | Подготовка деталей кроя блузки к обработке. | Практический урок | № 16,17 | 29.11 | | |
55 56 57 | Подготовка изделия к примерке. | Практический урок | № 18,19, 20 | 30.11 | | |
58 59 | Обработка боковых срезов. | Практический урок | № 21,22 | 06.12 | | |
60 61 62 | Обработка срезов пройм косой обтачкой. | Практический урок | № 23,24, 25 | 07.12 | | |
63 64 | Обработка нижнего среза блузки | Практический урок | № 26,27 | 13.12 | | |
65 66 67 | Окончательная отделка блузки. | Практический урок | № 28,29, 30 | 14.12 | | |
68 69 | Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника | Практический урок | № 31,32 | 20.12 | | |
70 71 72 | Изменение выкройки основы прямой блузки в масштабе 1:4. | Практический урок | № 33,34, 35 | 21.12 | | |
3 | 73 | Отделка швейных изделий | Знать: применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Уметь: Выполнять организацию своего рабочего места. Выполнять гладьевые стежки. | Виды отделки | Усвоение новых знаний | № 1 | 27.12 | | |
74 | Вышивка гладью. | Комбинированный | № 2 | 27.12 | | |
75 76 | Приемы вышивки гладью. | Комбинированный | № 3,4 | 28.12 | | |
4 | 77 | Проверочная работа за 2 чет. | | | Контроль знаний и умений | № 1 | 28.12 | | |
3 четверть
№ п/п | Номер урока за год | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тема урока | Тип урока | Номер урока по разделу | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Примечание |
1 | 78 | Вводный урок. | Ознакомление с задачами и планом работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Планы и задачи на 3 четверть. Инструктаж по ТБ. | Вводный урок | № 1 | 17.01. 18 | | |
2 | 79 | Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки. | Знать: Фасоны цельнокроеного, описание фасонов платья. Сведение о платье. Виды выреза горловины в платье без воротников. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Уметь: использовать выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Выполнять расчет и расположение вытачек по линии талии. Выполнять моделирование выреза горловины в платье без воротника. Подготавливать выкройки платья к раскрою. Выполнять раскладку выкройки на ткани. Выполнять обработку горловины. Выполнять подготавливать изделие к примерке и проведение ее. Выполнять обработку вытачек, боковых , плечевых срезов. Соблюдать ТБ при выполнении ручных, машинных, влажно-тепловых работах. Владеть: навыками ручных и машинных швейных работ. | Сведение о платье. | Усвоение новых знаний | № 1 | 17.01 | | |
80 | Платье цельнокроеное | Комбинированный | № 2 | 18.01 | | |
81 | Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки. | Комбинированный | № 3 | 18.01 | | |
82 | Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого силуэта в масштабе 1: 4. | Практический урок | № 4 | 18.01 | | |
83 84 | Моделирование выреза горловины в платье без воротника. | Комбинированный | №5,6 | 24.01 | | |
85 86 87 | Построение чертежа основы цельнокроеного платья прямого силуэта, в натуральную величину. | Практический урок | № 7,8,9 | 25.01 | | |
88 89 | Подготовка ткани к раскрою. | Практический урок | № 10,11 | 31.01 | | |
90 91 92 | Раскладка деталей цельнокроеного платья на ткани. | Практический урок | № 12,13, 14 | 01.02 | | |
93 94 | Раскрой деталей цельнокроеного платья | Практический урок | № 15,16 | 07.02 | | |
95 96 97 | Подготовка деталей кроя к обработке. | Практический урок | № 17,18, 19 | 08.02 | | |
98 99 | Подготовка платья к примерке. | Практический урок | № 20,21 | 14.02 | | |
100 101 102 | Проведение примерки платья и устранение дефектов. | Практический урок | № 22,23, 24 | 15.02 | | |
103 104 | Обработка подкройных обтачек | Практический урок | № 25,26 | 21.02 | | |
105 106 107 | Обработка вытачек. | Практический урок | № 27,28, 29 | 22.02 | | |
| 108 109 | Обработка плечевых срезов. | Практический урок | № 30,31 | 28.02 | | |
110 111 112 | Обработка среза горловины косой обтачкой. | Практический урок | № 32,33, 34 | 01.03 | | |
113 114 | Обработка боковых срезов | Практический урок | № 35,36 | 07.03 | | |
115 116 | Обработка срезов пройм | Практический урок | № 37,38 | 14.03 | | |
117 118 119 | Обработка пояса | Практический урок | № 39, 40,41 | 15.03 | | |
120 121 | Обработка нижнего среза платья | Практический урок | № 42,43 | 21.03 | | |
122 123 | Окончательная отделка платья. | Практический урок | № 44,45 | 22.03 | | |
3 | 124 | Проверочная работа за 3 чет. | | | Контроль знаний и умений | № 1 | 22.03 | | |
4 четверть
№ п/п | Номер урока за год | Название раздела (кол-во часов) | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тема урока | Тип урока | Номер урока по разделу | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Примечание |
1 | 125 | Вводный урок. | Ознакомление с задачами и планом работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | Планы и задачи на 4 четверть. Инструктаж по ТБ. | Вводный урок | № 1 | 04.04 | | |
2 | 126 | Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий | Знать: Правила снятия мерок для построения чертежа основы длинного рукава и манжеты. Виды обработки нижнего среза рукавов. Сведения о подбортах. Виды обработки низа короткого рукава. Фасоны воротников. Уметь: Производить построение чертежа основы втачного длинного рукава по инструкционной карте. Производить раскрой и обработку воротника, рукава. Обрабатывать подборта. Владеть: навыками ручных и машинных швейных работ. | Рукава. | Усвоение новых знаний | № 1 | 04.04 | | |
127 128 | Снятие мерок для построения чертежа основы длинного рукава и манжеты. | Практический урок | №2,3 | 05,04 | | |
129 130 131 | Построение чертежа основы длинного рукава и манжеты в масштабе 1:4. | Практический урок | № 4,5,6 | 11.04 | | |
132 133 134 | Построение чертежа основы длинного рукава и манжеты в натуральную величину. | Практический урок | № 7,8,9 | 12.04 | | |
135 136 | Виды обработки нижнего среза рукавов. | Практический урок | № 10,11 | 18.04 | | |
137 138 139 | Обработка прямой манжеты. | Практический урок | № 12,13, 14 | 19.04 | | |
140 141 | Обработка нижнего среза рукава одним из способов обработки. | Практический урок | № 15,16 | 25.04 | | |
142 143 144 | Виды обработки нижнего среза короткого прямого рукава. | Практический урок | № 17,18, 19 | 26.04 | | |
145 146 | Обработка нижнего среза короткого прямого рукава одним из способов обработки. | Практический урок | № 20,21 | 02.05 | | |
147 148 149 | Соединение рукавов с проймами. | Усвоение новых знаний | № 22,23, 24 | 03.05 | | |
150 151 152 | Соединение рукавов с проймами. | Практический урок | № 25,26, 27 | 10.05 | | |
153 154 | Сведения о подбортах. | Усвоение новых знаний | № 28,29 | 16.05 | | |
155 156 157 | Изготовление выкройки подбортов. | Практический урок | № 30,31, 32 | 17.05 | | |
158 159 | Обработка подбортов. | Практический урок | № 33,34 | 23.05 | | |
160 161 162 | Обработка внутреннего среза борта. | Практический урок | № 35,36, 37 | 24.05 | | |
163 164 | Сведения о воротниках. Снятие мерок. | Комбинированный | № 38,39 | 30.05 | | |
165 166 | Построение чертежа воротника на стойке. | Практический урок | № 40,41 | 31.05 | | |
167 | Проверочная работа за 4 четверть и учебный год. | Контроль знаний и умений | № 1 | 31.05 | | |
VIII. Система оценки достижения планируемых результатов
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
IX. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В кабинете используется ТСО: компьютер (техническое средство установлено согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
Образовательный процесс по учебному предмету «Швейное дело» организован в кабинете № 208. В кабинете имеются: доска учебная, комплект школьной мебели, стол ученический (4 шт.), стулья (8 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), , швейные машины (5 шт.), оверлок (1 шт.),гладильная доска, утюг электрический (1 шт.), инструменты и приспособления для выполнения ручных швейных работ. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения. Таблицы по ТБ. Компьютер.
X. Список литературы
ОСНОВНОЙ СПИСОК
Литература:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2011 г.
Учебник « Швейное дело» для 8 класса. Мозговая Г.Г. Картушина Г.Б. М., Москва, Просвещение2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. пособие, - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 208 с. – (Б-ка учителя технологии)
Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 120,|8| c.
Технология: Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. пособие/ А. К. Бешенков, А.В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с.: ил.
Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Метод. библиотека)
Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл./ Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 – 192с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://pedsovet.org/
http://www.uchmet.ru
XI. Контрольно- измерительные материалы
Проверочная работа
по швейному делу для проверки знаний за 1 четверть.
1.В чем заключается уход за швейной машиной?
а) в чистке
б) в смазке
в) в чистке, смазке и наладке
2. Из чего получают натуральную шёлковую нить?
а) из тонкого шелкового волокна тутового шелкопряда
б) из шерсти животных
в) из переработки нефти.
4.Встречаются следующие виды дефектов при крашении ткани:
а) пропуск одной или нескольких нитей;
б) полосы на ткани из-за неравномерно нанесённого красителя;
в) переплетение двух нитей вместо одной.
5.Шерстяное волокно – это волокно:
а) растительного происхождения;
б) животного происхождения;
в) искусственного происхождения.
6.Одежда по назначению классифицируется на:
а) женскую, мужскую и детскую;
б) зимнюю, летнюю и демисезонную;
в) домашнюю, рабочую, нарядную, спортивную, форменную, бельевую, и т.д.
7. Для чего используют оверлог?
а) для стачивания деталей;
б) для обмётывания срезов деталей;
в) для выполнения вышивки.
8.Обозначте стили, изображённые на рисунках.
А) классический; б) спортивный; в) фольклорный (народный);
г) романтический.

Практическое задание: подготовить швейную машину к работе (заправить верхнюю и нижнюю нити).
Проверочная работа
по швейному делу для проверки знаний за 2 четверть.
1. Назвать швы, которыми обрабатываются боковые срезы блузки
а) накладной шов
б) стачной шов
в) обметочный шов
2. По способу носки блузка относится:
а) плечевым изделиям;
б) поясным изделиям;
в) головным уборам.
3. Основные детали блузки:
а) воротник и рукав;
б) полочка и спинка
в) полочки.
4. Раскрой – это:
а) вырезание бумажных деталей;
б) срезание кромки;
в) вырезание тканевых деталей с учётом припусков на швы.
5. Укажите цифрами в скобках последовательность технологии изготовления швейного изделия:
( ) а) построение выкройки;
( ) б) моделирование изделия;
( ) в) снятие мерок;
( ) г) раскрой ткани;
( ) д) пошив изделия.
6. При обработке нижнего среза изделия применяются швы:
а) стачной;
б) вподгибку с закрытым срезом;
в) двойной;
7. При обработке боковых и плечевых срезов изделия применяют швы:
a) шов вподгибку;
б) стачной;
в) двойной;
8. Смётывание – это:
a) соединение деталей стежками временного назначения;
б) временное соединение деталей петельными стежками;
в) соединение деталей стачным швом.
Практическое задание: выполнить на образце шов вподгибку с закрытым срезом (ширина шва в готовом виде - 2 см)
Проверочная работа
по швейному делу для проверки знаний за 3 четверть.
1.При изготовлении выкройки цельнокроеного платья по основе выкройки блузки необходимо дополнительно снять мерку:
а) длина изделия (Ди)
б) высота груди (Вг)
в) высота плеча косая (Впк)
2.Определить швы, которыми обрабатываются боковые срезы платья
а) накладной шов
б) стачной шов
в) обметочный шов
3.Составь последовательность технологических операций по пошиву цельнокроеного платья (расставь операции в нужном порядке):
Обработать плечевые срезы.
Обработать боковые срезы.
Обработать вытачки.
Обработать срез горловины.
Обработать нижний срез.
Отутюжить готовое изделие, сложить.
Обработать срезы пройм.
Обработать подкройную обтачку.
4. Для изготовления летнего платья являются ткани:
a) шерстяная;
б) драповая;
в) хлопчатобумажная.
5.В чем заключается подготовка ткани к раскрою:
а) декатирование ткани;
б) приметывание;
в) крашение.
6.Определить швы, которыми обрабатываются боковые срезы платья
а) накладной шов
б) стачной шов
в) обметочный шов
7.Для чего служат вытачки на изделии?
а) для обработки срезов изделия;
б) для ремонта изделия;
в) для придания объёмной формы изделию.
8.Определить форму выреза горловины: а) круглый б) овальный в) углом. |  |
Практическое задание: выполнить раскладку выкройки платья на ткани.
Проверочная работа
по швейному делу для проверки знаний за 4 четверть.
1. Рукава - это:
а) деталь плечевого изделия;
б) отделка швейного изделия;
в) отрезная деталь изделия.
2. Определить вид рукава по покрою
а) втачной;
б) реглан;
в) цельнокроеный.
3.Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы длинного прямого рукава:
a) Оп, Др, Оз;
б) Ор, Ди, От;
в) Об, Цг, Вг.
4. Вид обработки нижнего среза длинного прямого рукава:
a) стачным швом;
б) манжетой;
в) подкройной обтачкой.
5.Мерка полуобхват бёдер обозначается:
а) Ст;
б) Сб;
в) Сг.
7.Какой термин относится к влажно – тепловой обработке?
а) приутюживание
б) примётывание
в) застрачивание
8.Определить вид рукава по покрою а) втачной; б) реглан; в) цельнокроеный | 
|
Практическое задание: обработать прямую манжету на образце.