СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профессионально - трудовое обучение » для обучающихся по АООП НОО (вариант 1) 9класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по шейному делу в 9 классе предусматривает подготовку учащихся специального образовательного учреждения к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от проводимой коррекционной работы. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Развитие умений происходит путем планомерного сокращения в старших классах помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях, что позволяет учителю перейти к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся. Исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы, возможна развернутая помощь в планировании, которая заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся.

Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти.

С целью наращивания темпа работы и степени овладения трудовыми навыками организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.

Материал программы в 9 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки), вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций, поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы школы.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Профессионально - трудовое обучение » для обучающихся по АООП НОО (вариант 1) 9класс»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»





УТВЕРЖДАЮ

директор школы-интерната

____________ Н.В. Лобанова

«31» августа 2022 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Профессионально-трудовое обучение. Швейное дело»

для обучающихся по АООП ООО (вариант 1)

9 класс




Составитель В.Д.Кауфман







2022 - 2023 учебный год



  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по Профессионально-трудовое обучение (Швейное дело) для 9 класса разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 г. № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Устава государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Донецкая специальная школа-интернат»


  1. Общая характеристика учебного предмета.


Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Целью обучения является формирование общетрудовых умений на уровне доступном данному контингенту учащихся, а также обучение учащихся знаниям и умениям по швейному профилю, необходимым в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности.

Задачи:

  • формирование первоначальных технических и технологических знаний;

  • развитие общетрудовых умений и навыков: ориентировка в задании, планирование последовательности действий, выполнение и контроль хода работы;

  • воспитание положительных качеств личности, устойчивого положительного отношения к труду.

Основные направления коррекционной работы. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики обучающихся. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.


Специфика программы. Программа по шейному делу в 9 классе предусматривает подготовку учащихся специального образовательного учреждения к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от проводимой коррекционной работы. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

Развитие умений происходит путем планомерного сокращения в старших классах помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях, что позволяет учителю перейти к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся. Исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы, возможна развернутая помощь в планировании, которая заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся.

Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти.

С целью наращивания темпа работы и степени овладения трудовыми навыками организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.

Материал программы в 9 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки), вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций, поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы школы.


Формы организации учебных занятий. Основными формами организации учебного процесса по предмету Профессионально-трудовое обучение является урок, практическая работа, самостоятельная работа. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий как экскурсии, в том числе и виртуальные, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом.


  1. Содержание предмета.


I четверть

Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блу зок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

Умение. Выбор и описание фасона платья.

Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывайте копировальных стежков.

Соединение лифа с юбкой

Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер.

Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.

Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практическое повторение

Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1 : 2. (Выполняется по готовому крою.)

  1. четверть

Вводное занятие.

План работы на четверть.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.

Оборудование швейного цеха

Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).

Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе- обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины- автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

Умение. Работа на универсальной швейной машине.

Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть.

Организация труда и производства на швейной фабрике

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

Правила безопасной работы на швейной фабрике

Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием

Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простей шего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.

Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.

Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.

Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, , обработанных на обметочной машине

Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки шва.

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

Практическое повторение

Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 51-А класса ПМЗ.

Самостоятельная работа

Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть.

Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии

Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизи­рованных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопро-ницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды

Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брюки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачива-ние среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали

Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.

Умение. Выполнение окантовочного шва.

Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.

Практическое повторение (подготовка к экзамену)

Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе- обметочной машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.

Контрольная работа

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Профессионально – трудовое обучение» входит в образовательную область «Технология». Учебным планом в 9 классе предусмотрено 11 часов в неделю, Годовое количество часов – 374 часа. В соответствии с годовым учебным графиком ГКОУ РО Донецкой школы – интерната на 2022-2023 учебный год 360 часов.


  1. Планируемые результаты учебного предмета.


Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

  • представления об основных свойствах используемых материалов;

  • знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

  • отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

  • представления о принципах действия, общем устройстве швейной машины и ее основных частей;

  • представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

  • владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных про­из­во­дственных технологических процессов (прядение, шитье, и т. д.);

  • чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

  • понимание значения и ценности труда;

  • понимание красоты труда и его результатов;

  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

  • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

  • выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

  • организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

  • осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

  • выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

  • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

  • проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

  • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

  • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

  • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

  • экономное расходование материалов;

  • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

  • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

5.Система оценки планируемых результатов освоения программы учебного предмета


Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьника, общая эрудиция

Беседа, наблюдение

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы

Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки

Коррекция

Ликвидация пробелов

Наблюдение, консультация

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Контрольный опрос за курс учебного года


Критерии оценок:

Знания и умения обучающихся по предмету «Профессионально – трудовое обучение» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих практических и итоговых контрольных работ.

Примерные нормы оценок знаний учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов

Примерные нормы оценок умений учащихся за практическую работу:

Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Примерные нормы оценок знаний учащихся за выполнение тестового задания:

Оценка «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

Оценка «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.


6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение учебного предмета.


  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: Мирский С.Л., Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалёва Е.А., Васенко Г.В. Под редакцией В.В. Воронковой. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год.

  • Учебник «Швейное дело» 9 класс Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Учебное пособие. М., «Просвещение» 2016г.

  • расходные материалы: ткань, нитки, отделочные текстильные материалы и др.

  • наборы инструментов и оборудования для занятий швейным делом, включающие ножницы, иглы, швейные машины, оборудование для ВТО и т.д.;

  • натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) образцы готовых изделий и операций по их изготовлению; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы, коллекции материалов;

  • рабочие альбомы (тетради) с дидактическим материалом.








7. Тематическое планирование по учебному предмету

№ темы

Раздел

Количество часов


Планируемые результаты

Педагогический мониторинг

1

Вводное занятие

7

Знание правила техники безопасности при работе в швейной мастерской Умение организовать рабочее место

Зачет

2

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

10

Ориентировка в ассортименте синтетических тканей (ткань блузочная, платьевая, плащевая)

Знание свойств синтетических тканей. Представление о сфере применения синтетических тканей

Умение определять синтетические ткани по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

Зачет


3

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или бедер

33

Знание назначения, видов ткани для пошива, названия контурных срезов, назначение надсечек, способы соединения деталей изделия. Умение (с помощью учителя) снять мерки, построить чертеж платья, отрезного по линии талии или бедер, произвести раскрой изделия.


4

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

9

Ориентировка в видах оборудования отделочного цеха (утюги, прессы, паровоздушные манекены)

Представление о назначении паровоздушного манекена. Знание требований к выполнению влажно-тепловой обработки изделий. Умение организовать рабочее место для ВТО. Знание и соблюдение правил пользования утюгом.


5

Техника безопасности на рабочих местах.

4

Знание основных профессий швейного производства.

Зачет

6

Сведения о

трудовом законодательстве.

18

Знание основных прав и обязанностей рабочих и служащих, особенностей трудоустройства молодежи и подростков. Умение заключать трудовой договор.

Представление о видах оплаты труда, о трудовой дисциплине и ответственности за ее нарушение.

Знание и соблюдение требований охраны труда. Представление об ответственности за нарушение требований охраны труда


7

Практическое повторение

13

Самостоятельное изготовление изделия по готовому крою.

Практическая работа

8

Самостоятельная работа


2

Умение выполнять отдельные операции на образцах

Самостоятельная работа


9

Контрольная работа

4



Умение выполнять пошив изделий по готовому крою

Контрольная работа

10

Подготовка выкроек к раскрою

24

Умение подгонять выкройки на свой размер.

Различие названия деталей изделия

Умение ориентироваться в условных обозначениях, пользоваться миллиметровой бумагой для увеличения выкройки, резцом при переводе выкройки,

определять свой размер, подбирать выкройку, подгонять выкройку под свой размер, описывать изделие писание изделия из журнала мод, выбирать фасон изделия, анализировать выкройку, сложность фасона.



Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды


39

Умение раскладывать выкройки на ткани, проверять раскладку с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Умение выполнять раскрой (помощь учителя), пошив и отделку изделия



Оборудование швейного производства

20

Умение работать на швейной машине 1022кл

Умение выполнять обработку открытых срезов деталей с помощью приспособления для обработки открытого среза на машине 1022кл с приспособлением окантовочным швом выполнять операции на швейной машине с приспособлением для подгиба края изделия, окантовочный шов на промышленной швейной машине с приспособлением для обработки открытых срезов.;

Знание характеристики специальной швейной машины цепного стежка, назначение.



Организация труда и производства на швейной фабрике.


11

Знание основных этапов изготовления одежды на швейном производстве, общего представления об организации труда в основных цехах швейного производства : норма выработки ,оплата труда швеи . разряды по тарифной сетке.



Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием


40

Работа с текстом учебника. Работа в тетрадях. Сравнение видов тканей для пошива простых изделий. Рассмотрение образцов тканей. Работа с предметно – технологической картой. Практическая работа. Работа на швейной машине. Контроль качества.



Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине.



5

Знание универсальной швейной машины для закрепок, как отдельных операций. Экскурсия на швейную фабрику. Наблюдение за выполнением закрепки



Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемого в массовом производстве


60

Работа с текстом учебника. Работа в тетрадях. Работа с предметно – технологической картой. Практическая работа. Работа на швейной машине



Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии

7

Работа с текстом учебника. Работа в тетрадях. Составление коллекции.. Ознакомление с новыми тканями для изготовления одежды. Сравнение технологических свойств тканей



Контрольная работа

6

Систематизация полученных знаний. Самостоятельное выполнение изделия. Контроль качества

27.12

21.04


Тест

2

Умение правильно читать вопрос и отмечать его

30.01

21.03


Подготовка к экзаменам

39

Умение самостоятельно готовиться к экзаменам по билетам



Количество часов за год

360










урока

тема

Кол-во

часов

дата

Виды деятельности учащихся


Планируемые результаты

Педагогичес-

кий мониторинг

I четверть

I

1-3










Вводное занятие

Итоги обучения за прошлый год и задачи на предстоящий.

Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием




3


2

1



02.09

05.09


Рассматривание

изделий, изготовленных

обучающимися. Знакомство с

учебником «Швейное дело.9 класс».

Изучение правил

техники безопасности, правил

внутреннего распорядка в

мастерской с записью в тетрадь. Распределение обязанностей обучающихся по мастерской, распределение рабочих мест


Знание правил поведения и безопасной работы в швейной мастерской, санитарно-гигиенические требования к организация рабочих мест. Умение подготовить рабочую форму, материалы и инструменты для работы. Результат усвоения правил безопасной работы в швейной мастерской.










Зачет 05.09




II



4-5





6-7




8-9




10-11






12-13

Особенности обработки изделий из синтетических тканей

Ассортимент тканей из синтетических волокон: блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани.

Свойства тканей и их учет при пошиве изделий



Ассортимент тканей из хлопчатобумажных волокон


Лабораторная работа «Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей».

Тест по теме «Особенности обработки изделий из синтетических тканей»



Диагностическая работа


10



2





2




2




2






2




05.09





06.09




6.09




07.09






09.09






Определение тканей из синтетических волокон по внешнему виду.

Определение синтетических тканей, используя образцы коллекции.


Учет свойств тканей при пошиве изделий.



Работа с натуральными образцами ткани хлопчатобумажных тканей (бельевые, сорочечные, блузочные, плательные).

Работа с натуральными образцами ткани





Ответы на вопросы теста.




Ответы на вопросы диагностической работы.





Ориентировка в ассортименте синтетических тканей (ткань блузочная, платьевая, плащевая)



Знание свойств синтетических тканей. Представление о сфере применения синтетических тканей

Знание ассортимента хлопчатобумажных тканей (бельевые, сорочечные, блузочные, плательные).

Умение определять синтетические ткани по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.





Результат усвоения знаний по теме «Особенности обработки изделий из синтетических тканей»

Результат сохранения учебного материала за

8 класс























Тест




Диагностическая работа 09.09



III




14-16



17-18





19-22







23-24




25-26




27-29




30-31




32-33




34-35




36-37




38-39






40




41-42





43-44



45-46

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или бедер

Платье отрезное цельнокроеное.


Фасоны отрезного платья.





Изготовление выкройки платья, отрезного по линии талии.




Моделирование платья, отрезного по линии талии.



Раскрой платья, отрезного по линии талии.



Прокладывание копировальных стежков.



Обработка вытачек.




Соединение боковых и плечевых срезов.



Обработка рукавов.




Вметывание и втачивание рукавов в пройму.



Стачивание боковых срезов юбки.





Соединение лифа с юбкой притачным швом.



Обработка нижнего среза платья




Обработка пояса.



Окончательная отделка изделия. ВТО изделия.


33




3



2





2

2






2




2




2

1



2




2




2




2




2






1




2





2



2








12.09



12.09





13.09

13.09






14.09




16.09




19.09

19.09



20.09




20.09




21.09




23.09




26.09






26.09




27.09





27.09



28.09








Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья.

Подготовка выкройки к раскрою

Просмотр презентации «Виды фасонов платья». Зарисовка фасонов платья в тетради.



Изготовление выкройки основы платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Разрезание выкройки основы платья по линии талии или бедер. Подготовка выкройки к раскрою. Проверка качества выкройки

Нанесение фасонных линий. Изготовление выкройки отрезного платья выбранного фасона.

Подготовка деталей к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани с учетом припуска на швы. Проверка качества



Правила подготовки ткани к раскрою, экономной раскладки деталей на ткани.

Ознакомление с технологией стачивания вытачек на основе технологической карты.

Проведение влажно-тепловой обработки вытачек.

Упражнения по стачиванию плечевых и боковых срезов. Обработка срезов на краеобметочной машине.



Обрабатывание нижних срезов изделия и рукавов обтачкой (подкройной обтачкой., окантовочным швом)

Просмотр презентации «Вметывание и втачивание рукавов в пройму». Упражнения по втачиванию рукава в пройму

Выполнение обработки боковых срезов и ВТО срезов









Выбор способа соединения лифа с юбкой (стачным швом, накладным швом) на основе образцов готовых изделий

Обработка нижнего среза платья швом вподгибку с закрытым срезом







Практические упражнения: обработка пояса выворотным способом, обработка пояса стачным швом .



Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия.





Знание деталей отрезного платья, названия контурных срезов выкройки

Умение моделировать фасоны платья, отрезного по линии талии и линии бедер. Умение зарисовывать и описать фасоны платья

Знание последовательности изменений выкройки.

Умение выполнить изготовление выкройки платья отрезного по линии талии или бедер.


Знание основ моделирования.

Умения вносить изменения в выкройку

Умение выполнять раскрой деталей с учетом припусков на швы, проверять качество кроя.

Знание правила подготовки ткани к раскрою.

Умение работать иглой и напёрстком


Умение выполнять стачивание вытачек и проводить утюжку




Умение выполнять прямые строчки с закрепкой, ВТО шва. Знание технологии выполнения стачного шва.

Умение работать на швейной машине с приспособлением для обработки открытых срезов

Умение определять левый и правый рукав, втачивать рукав в пройму, проверять качество выполненной работы

Умение выполнять стачивание боковых срезов, ВТО шва, Проверка качества выполнения работы

Умение выполнять обработку боковых швов

Умение соединять лиф с юбкой разными способами.



Знание конструкции краевого шва вподгибку с закрытым срезом. Умение выполнять шов вподгибку с закрытым срезом заданной ширины

Умение выполнять обработку пояса выворотным способом.


Умение выполнять операции по окончательной отделке изделия


IV



47-48





49-51








52-53













54-55






V



56-57

58-59



VI



60-61-62



63-64-



65-66



67-68



69-70


71-72-73


74-77

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике

Оборудование отделочного цеха:







Виды, назначение

(утюги, прессы, паровоздушные машины











Требования к влажно-тепловой обработке.












Организация рабочего места. Зачет по теме «Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике»


Техника безопасности на рабочих местах.



Основные рабочие профессии швейного производства.


Сведения о

трудовом законодательстве.

Право на труд



Труд молодежи.



Основные права и обязанности рабочих и служащих.

Трудовой договор.



Рабочее время и время отдыха.

Заработная плата.


Трудовая дисциплина.

Охрана труда

9



2





3








2













2






4



2

2



18



3



2



2



2



2


3


2

2




30.09





03.10








04.10













4.10









05.10

07.10






10.10



11.10



11.10



12.10



14.10


17.10


18.10

18.10





Ознакомление с оборудованием отделочного цеха при массовом производстве изделий.



Ознакомление с видами утюгов с электрическим и паровым нагревом, утюжильные столы, каландры, фальцовочные прессы, гладильные прессы, паровоздушные манекены, отпариватели, роторные и проходные полуавтоматы. Утюг-парогенератор. ..


Удаление с изделия следов от портновского мела, булавок, расправление изделия.











Первичный инструктаж по охране труда








Работа с учебником (Швейное дело 9 кл. стр. 122)






Знакомство с кодексом о законе о труде. Работа с учебником (Швейное дело стр.124)

Работа с учебником (Швейное дело стр.124)


Работа с учебником (Швейное дело стр.125)


Трудовой договор

Оформление бланка договора работника и работодателя

Работа с учебником (Швейное дело стр126)

Работа с учебником (Швейное дело стр126)

Работа с учебником (Швейное дело стр127)





Представление об оборудовании отделочного цеха, его назначение, виды работ. Знание требований к ВТО.


Знание техники безопасности пользования утюгом






Знание Соблюдение требования к влажно-тепловой обработке.

требований к В.Т.О










Знание правила регулировки высоты сиденья стула по росту работающего.

Умение регулировать высоту сиденья по росту работающего, контролировать свою посадку во время работы





Знание основных профессий швейного производства.











Знание основных прав и обязанностей рабочих и служащих

Знание особенностей трудоустройства молодежи и подростков.

Знание основных прав и обязанностей рабочих и служащих.

Умение заключать трудовой договор



Умение отвечать на вопросы



Представление о видах оплаты труда.

Представление о трудовой дисциплине и ответственности за ее нарушение.

Знание обязанностей и соблюдение требований охраны труда.

Представление об ответственности за нарушение требований охраны труда






























Зачет 04.10



























VI


78-79

80-81

82-83-84

85-86-87-88

89-90



91-92


Практическое повторение.

Пошив постельного

белья на образцах






Самостоятельная работа

Изготовление отдельных деталей платья.

13


2

2

3

4


2



2



19.10

21.10

24.10

25.10


26.10



28.10




Практическая работа.

Работа на образцах.







Изготовление воротников. рукавов



Умение выполнять пошив постельного белья на образцах







Умение изготавливать воротники и рукава











Самостоятельная работа 28.10

I


93-94

95







96-97

98-99



100-101




102-103








104-105




106

107



108-109-110


111-112

113-114



115-116

117




118-119



120

121

IIчетверть

Вводное занятие.

План работы на II четверть

Техника безопасности в швейной мастерской.

Проверка исправности работы оборудования швейной мастерской

Подготовка выкроек к раскрою

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.

Готовая выкройка: особенности, названия деталей и контурных срезов.

Условные обозначения.






Использование миллиметровой бумаги.



Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложений журналов мод.



Подгонка выкройки на свой размер



Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.


Выбор фасона изделия с учетом его сложности.


Анализ выкройки и чертежа.

Подбор ткани, и фурнитуры

3


1

2





26


4




2




2








2




1

1






3

2



2





3

2


1

1



07.11

07.11







08.11




09.11




11.11








14.11




14.11

15.11



15.11



16.11

18.11



21.11





22.11

22.11.


22.11





Знание правил техники безопасности в швейной мастерской







Просмотр презентации «Ин-струменты и материалы дляизготовления выкройки».


Ознакомление с особенностями выкроек, название деталей и контурных срезов


Запись цифровых обозначений готовой выкройки в тетрадь. Перевод выкройки в натуральную величину из приложений к журналам мод при помощи резца и кальки. Подгонка выкройки.

Знание обозначений на готовой выкройке

Построение выкройки и ее увеличение на миллиметровой бумаге.





Упражнения в переводе выкройки на бумагу из приложений журналов мод.

Знание условных обозначений, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину.





Ознакомление со способами подгонки выкройки на свой размер.





Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке





Выбор фасона изделия (платье, блузка, юбка, сарафан)



Знание выбора фасона изделия с учетом его сложности








Знание и соблюдение техники безопасной работы в мастерской. Умение подготовить оборудование к работе.




Определение деталей изделий и контурные линии



Умение подгонять выкройки на свой размер.



Различие названия деталей изделия




Умение ориентироваться в условных обозначениях


Умение пользоваться миллиметровой бумагой для увеличения выкройки



Знание назначения резца

Умение пользоваться резцом при переводе выкройки .









Определение своего размера, подбирать выкройку, подгонять выкройку под свой размер

Уметь описывать изделие писание изделия из журнала мод





Умение выбирать фасон изделия, анализировать выкройку.



Уметь анализировать сложность фасона, соотносить пошив со своими возможностями



Зачет 07.11

II





122-123

124-125




126-127-

128



129



130-131-132


133-134




135-136


137- 138-139

140-141




142-143

144-145


146-147-



148-149-150


151-152



153-154




155-156





157-158


Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды


Готовая выкройка: название деталей, контрольные обозначения,



Описание к выкройке.




Выбор фасона.



Раскладка выкройки на

ткань.


Проверка раскладки с учетом экономного расходования ткани и припусков.

Раскрой.


Комплектование кроя


Проверка деталей кроя




Сметывание деталей.


Проведение первой примерки.


Устранение недостатков.



Вторая примерка



Обработка мелких деталей (карманов, пояса).



Соединение деталей.




Окончательная отделка


39





2

2




3




1



3



2




2


3


2




2

2


2



3



2




2




2




2






23.11

25.11




28.11




29.11



29.11



30.11




02.12


05.12


06.12




26.12

07.12


09.12



12.12



13.12




13.13




14.12




16.12






Запись названия деталей, контурных срезов готовых выкроек в тетради.. Раскрой изделия в соответствии с последовательностью изготовления изделия.

Описание к выкройке (название деталей). Запись в тетради.



Выбор фасона изделия из предложенных образцов


Знание правил раскладки выкройки на ткань с учетом рисунка и припуска на швы.

Проведение проверки выкройки с учетом экономного расходования ткани и припусков


Раскрой изделия в соответствии с правилами раскроя изделия.

Работа с образцами. Комплектование кроя

Проведение проверки кроя




Сметывание деталей изделия



Проведение первой примерки



Обозначение дефектов портновским мелом.


Проведение второй примерки




Обрабатывание мелких деталей по

технологическим условиям





Упражнения по соединению деталей







Знание порядка проведения утюжки.






Умение кроить, проводить примерку изделия, исправлять недостатки;

самостоятельно.



Умение описывать детали выкройки. названия контурных линий

Умение выбирать фасон изделия с учетом сложности


Умение раскладывать детали выкройки усложненных фасонов на ткань

Умение проверять раскладку деталей выкройки.



Умение раскраивать мелкие детали под наблюдением учителя.



Умение комплектовать крой по количеству деталей изделия



Умение производить проверку кроя на наличие деталей изделия

Умение сметывать детали изделия.



Умение проводить первую примерку по правой стороне с определением дефектов

Умение устранять недостатки в изделии.Умение проводить в соответствии с критериями качества.

Умение обрабатывать карманы окантовочным швом, пояса выворотным способом.

Умение соединять детали по техническим требованиям.





Умение проводить утюжку и складывание изделий по госту


III



159-160-161




162-163





164-165







166-167

168-169







170

171-172



173





174





175-176





177-178


Оборудование швейного цеха


Универсальные швейные машины: модели (97 кл., 1022 кл., «Текстима»),



Скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы.



Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки )




Выполнение

окантовочного шва.







Специальные швейные машины (цепного стежка)



Швейные машин автоматы и полуавтоматы, характеристика.



Работа на универсальной швейной машине с приспособлениями.



Контрольная работа: «Выполнение отдельных операций»



Практическая работа

Пошив изделий по готовому крою.



20



3





2





2







2

2







2

1



1





1





2





2




19.12





20.12





20.12







21.12

23.12







26.12

26.12



27.12





27.12





27.12





28.12




Ознакомление с технической характеристики швейного оборудования, (97 кл., 1022 кл., «Текстима»

основные механизмы

Практические упражнения по пуску и остановке машины, заправке верхней и нижней ниток



Упражнение в установке

приспособлений малой механизации










Выполнение окантовочного шва.















Назначение машин автоматов, полуавтоматов. Упражнение: Заправка, чистка.



Ознакомление с технической характеристикой машин автоматов, полуавтоматов





Практические приемы работы на универсальной швейной машине с приспособлениями.





Практическое выполнение отдельных операций по пошиву изделия (обработка лифа блузки)





Пошив изделий по готовому крою



.

Умение работать на швейной машине 1022кл




Умение заправлять верхнюю и нижнюю нити, выполнять необходимые операции



Умение выполнять обработку открытых срезов деталей с помощью приспособления для обработки открытого среза на машине 1022кл с приспособлением окантовочным швом;

Умение выполнять окантовочный шов на промышленной швейной машине с приспособлением для обработки открытых срезов.



Умение выполнять обработку открытого среза , чистку машины.

Знание характеристики специальной швейной машины цепного стежка, назначение.



Умение выполнять операции на швейной машине с приспособлением для подгиба края изделия



Умение выполнить обработку воротника

Умение выполнять обработку кармана окантовочным швом











































Контрольная работа 27.12









III Четверть









I





Вводное занятие

.

План работы на III четверть.

Инструктаж по технике безопасности.

Проверка исправности швейного оборудования



1


1



2



11.01


11.01



13.01



План работы на III четверть.

Инструктаж по технике безопасности.

Знать. правила безопасной работы в мастерской

Проверка исправности швейного оборудования



Знание основного этапа изготовления одежды на швейной фабрике

бригадная форма организации труда

Бригадная форма работы с пооперационным разделением труда.




Знание разработки моделей для массового производства









Иметь представление о производственном техническом процессе.









Норма времени, Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи, Разряды по тарифной сетке



Знание правил техники безопасности



Умение выполнять пробные строчки



Знание последовательности изготовления изделия в основных цехах швейного производства (экспериментальный, подготовительный, раскройный , швейный, отделочный,)


Особенности разработки моделей и их конструирование, содержание труда модельера, конструктора.


Знание цехов на швейной фабрике

эксперементальный, подготовительный, раскройный , швейный, отделочный


Умение расчитывать нормы выработки (количество готовой продукции);

нормы времени (время, необходимое для выполнения данной операции).


II




179-180

181-




182

183-184-185




186-187-







188-189

Организация труда и производства на швейной фабрике.


Основные этап изготовления одежды на швейной фабрике.



Разработка моделей и конструирование изделий для массового производства




. Цеха на швейной фабрике.







Организация труда в основных цехах











.





3





4






2







2









16.01





17.01






18.01







20.01




























III




190

191-192-



193-194



195-196




197-198








199-200






201-202






203

Правила безопасной работы на

швейной фабрике


Законодательство по охране труда.



Безопасность труда на швейной фабрике.


Электробезопасность.




Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций.





Безопасная работа при влажно-тепловой обработке изделий.




Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.







Тест












3




2



2





2







2






2






1





23.01




24.01



24.01





25.01







27.01






30.01






30.01





Иметь представление о законодательстве по охране труда, электробезопасность


Знание безопасности труда на швейной фабрике


Знание соблюдения правила электробезопасности




Соблюдение правил при выполнении ручных работ( иголку держать только в игольнице, ножницы передавать кольцами на работающего)




Соблюдение правил техники безопасности при работе с утюгом.( включать и выключать сухими руками, держась за вилку, не тянуть за провод)


Знание правил безопасной работы.

(не тянуть и не держать ткань во время работы, руки держать по обе стороны лапки, заправлять верхнюю и нижнюю нити при выключенном эл.двигателе)











Соблюдение безопасности труда в швейном цехе;

электробезопасность;

технику безопасной работы на швейном оборудовании.

выполнять правила безопасной работы.


Умение соблюдать правила при

Выполнение машинных, ручных, утюжных работ.





Соблюдение правила ТБ





Тестовые задания.

Самостоятельная работа

Индивидуальные карточки.



































Тест

30.01




IV





204-205




206-207







208-209




210-211






212-213-

214




215-216





217-218




219-220-




221-222



223-224






225

226




227-228

229




230-231





232-233

234-235





236




237

238-239

240






Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием


Ассортимент простейших изделий фабрики.



Ткани, используемые для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства.




Основные детали изделия, названия срезов.



Виды швов, используемые при пошиве изделия.




Последовательность обработки изделий.




Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия.


Изготовление пробного

изделия индивидуально.



Нормы выработки и плановые задания на пошив изделия.


Оценка качества





Раскрой изделий по лекалам.





Комплектование кроя и маркировка деталей.




Составление технологической последовательности изготовления изделия.


Технологические условия на швы.



Обработка мелких деталей халата.




Соединение плечевых срезов.



Окантовка срезов горловины













2




2








2



2






3





2





2




2




2



2






1

1




2

1




2





2

2




1




4








31.01




31.01








01.02



03.02






06.02





07.02





07.02




08.02




10.02



13.02






13.02

14.02.




14.02

14.02




15.02





17.02

20.02




20.02




21.02











Иметь представление об ассортименте продукции. Выпускаемой швейной фабрикой.



Знание свойств х/б тканей













Определение деталей изделия, контурных срезов





Знание виды швов, используемых при пошиве изделия, Технологическая последовательность выполнения швов





Технологическая последовательность обработки изделий .Соблюдение технических требований на швы Работа по технологической карте.



Ознакомление с пооперационным разделением труда при пошиве изделия.





Требования к качеству готового изделия (строчка ровная, ВТО качественная)



Плановое задание на пошив простейшего изделия. Норма времени и норма выработки.



Подведение итогов выполнения планового задания



Знание назначения лекал при раскрое изделия .









Знание правил комплектования кроя и маркировки деталей







Составление технологической последовательности изготовления изделия





Ширина стачного шва 0,07 мм в готовом виде







Знание правил обработки мелких деталей (воротников. карманов. манжет)





Соединение плечевых срезов.






Определение выреза горловины. Обработка горловины(подкройной обтачкой, подкройной бейкой. Окантовочным швом)






Умение распределять одежду по классам



Умение определять х/б ткаеи







Умение определять детали полочки и спинки



Умение выполнять стачной шов





Умение работать по технологической карте







Распределение операции взависимости от учебных возможностей членов бригады



Качественное выполнение пробного изделия.







Иметь представление о норме времени на изготовление изделия.







Оценивание качества изделия





Умение раскладывать лекала с учетом направления рисунка.





Назначение маркировки и комплектования кроя.







Умение работать по технологической карте.







Соблюдение технологических условий на швы







Умение обрабатывать воротники.









Обрабатывание плечевых срезов.





Обрабатывание горловины подкройной обтачкой.


















































































V





241-242






243




244-245





Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине.


Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок, как отдельных операций.


Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.


Пробное выполнение машинной закрепки шва.






2






1




2








22.02






27.02




27.02






Знакомство с универсальной швейной машиной, технические характеристики

подготовить детали к выполнению на них машинной закрепки.



Ознакомление с выполнением машинных закрепок.»



Просмотр презентации «Машинная закрепка






























VI





246-247




248



249



250





251




252-253





254-255








256-257

258-259



260-261




262





263-264






265-266

267-268




269-270




271-272




273-274-275





276-277






278-279



280-281

-282-283



Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемого в массовом производстве


Работа подготовительного и раскройных цехов.



Настил тканей.



Раскладка лекал, экономные приемы раскроя.

Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей,


Хранение, материал для изготовления изделий.




Оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя.



Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике.





Заготовка переда платья.



Обработка мелких деталей.




Соединение плечевых срезов.




Обработка горловины.






Втачивание рукавов в открытую пройму .




Обработка проймы подкройной обтачкой.



Соединение боковых срезов, обработка низа изделия.


Окончательная отделка изделия, утюжка и складывание изделия



.

Тест-контроль




Практическое повторение


Изготовление изделия по производственной технологии












2




1



1


1





1





2





3








4




2




1





2






4





2




2




3






2






2



2

2







28.02




28.02



28.02


01.03





01.03





03.03





06.03








07.03




10.03




13.03





13.03






14.03





15.03




17.03




20.03






21.03






21.03



22.03

24.03






Экономные приемы раскроя маркировка кроя. Последовательность пошива


Выполнить настил ткани, разложить лекала.


Заготовить перед платья.


Знание направления долевых нитей





Ориентировка в хранеиии материала





Раскройные машины, дисковые раскройные машины




Соединить плечевые срезы, обработать горловину, втачать рукава.

Утюжка и складывание.

Пошив изделий по готовому крою.

Обметывание срезов на краеобметочной машине.





Выполнение обработки переда платья







Обработка мелких деталей (воротника, рукава, пояса)





Соединение плечевых срезов с соблюдением технических условий на швы. (ширина шва 0,07мм в готовом виде)



Обрабатывание горловины подкройной обтачкой, окантовочным швом на промышленной швейной машине с приспособлением для обработки открытых срезов



Втачивание рукавов в открытую пройму .







Обрабатывание проймы подкройной обтачкой





Технологическая обработка боковых срезов, обработка низа изделия.




Утюжка и складывание изделия











Ответы на вопросы











Пошив изделий по готовому крою

Обметывание срезов на краеобметочной машине






Умение раскладывать детали Соблюдая нити основы


Умение проверять качество настила кроя



Умение выполнять обработку узлов изделия

Умение раскладывать лекало на ткани с учетом направления долевых нитей, контрольных точек


Умение определять материал для изготовления изделий








Выполнение последовательности обработки пошива прямого цельнокроеного платья






Выполнение вытачки, ВТО, проверять качество выполнения работы


Изготовление воротников




Обрабатывание плечевых срезов(стачать, обметать, отутюжить), проверять качество работы.


Умение обрабатывать горловину изделия согласно модели.




Определение левого и правого рукава. Умение втачивать рукава в открытую пройму,с соблюдением технических норм на швы

Обработка проймы подкройной обтачкой.



Соблюдение технологических требовании обработки боковых срезов и низа изделия.

Складывание готового изделия
















Выполнение шлевки

Индивидуальное задание.

Выполнение влажно-тепловой обработки














































































Тест

21.03












I





284-285




IV Четверть





Вводное занятие.


План работы на четверть









2







03.04


-

.





План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.









Выполнение правил безопасной работы в мастерской


II


286

287-288





289-290




291-292



293-294



295-296






Новые швейные материалы.

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических.



Ткани с пропиткой, нетканые материалы.



Определение технологических свойств тканей

День здоровья



Использование новых тканей для изготовления одежды.



1

2





2





2



2



2




03.04

04.04





04.04





05.04



07.04



10.04






Ткани с пропиткой

нетканые материалы «стрейч», «джерси

Изучение технологических свойств тканей



Работа с текстом учебника. Работа в тетрадях. Составление коллекции. Швейное дело 9 кл стр 55



Работа с текстом учебника стр 50













Изучение прорубаемости новых тканей. Работа с текстом учебника



Выполнение влажно-тепловой обработки синтетических тканей




Ознакомление с новыми тканями для изготовления одежды.


Сравнение технологических свойств






Умение изучать свойства ткани проводя с ними опыты


III




297




298-299



300-301



302-303





304-305






306-307




309-310-





311-312




313-314




315-316





317-318





Технология пошива женской блузки



Ткани, используемые для изготовления женской блузки.


Снятие мерок блузки.



Раскрой блузки.



Составление технологической последовательности изготовления блузки.


Обработка боковых и плечевых срезов блузки.




Обработка рукава блузки.



Втачивание рукава в пройму блузки.




Обработка воротника.




Втачивание воротника в горловину блузки.




Обработка низа изделия.




Окончательная отделка изделия В.Т.О. изделия







1




2



2



2





2






3




2





2




2




2





2









10.04




11.04



11.04



12.04





14.04






17.04




18.04





18.04




19.04




21.04





24.04









Работа с текстом учебника швейное дело 9кл стр28



Работа с текстом учебника 8кл стр 45





Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей изделия на ткани



Технологическая последовательность изготовления блузки стр 135







Технология выполнения стачного шва Обработка боковых срезов. Проверка качества. ВТО изделия





Способы обработки нижнего среза рукава рукава





Обработка срезов рукавов( стачать , обметать, отутюжить)







Фасоны воротников. (прямой, на стойке, апаш, шалька,) Материалы для прокладки, клеевая .





Технология втачивания воротника







Обработка низа изделия швом вподгибку с закрытым срезом







Проведение ВТО изделия





Умение выбирать ткань с учетом направления рисунка



Снятие мерок с учетом припусков на швы.


Умение раскладывать детали кроя с учетом направления рисунка

Составление плана пошива блузки




Выполнение обработки бокового шва.




Умение выполнить обработку нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом


Втачивание рукавов в открытую пройму, определяя левый и правый рукав .Выполнение ВТО.


Название деталей и контурных линий воротника.Уметь выполнять обработку воротника с прокладкой на образце.

Втачивание прямого воротника в горловину изделия


Умение обрабатывать низ изделия с швом вподгибку с закрытым срезом. ВТО



Придание изделию товарного вида


IV


319





320

Контрольная работа.


Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному


Анализ контрольной работы



1





1






24.04





25.04





Самостоятельный пошив изделия





Разбор допущенных ошибок



Планирование выполнения задания. Работать самостоятельно



Исправление дефектов

Контрольная работа


21.04



321-322-

323






324-325





326-327





328-329-





330

331





332-333-



334-335






336-337







338-339




-



340-341






342-343






344-345



-

346-347-





348-349



350




351-352






353-354









355-356



357-358













359-360





Подготовка к экзаменам.


Билет1

1.Рассказать , как изготавливается ткань , иназвать простейшие переплетения нитей в ткацких рисунках


2.Из каких этапов состоит процесс изготовления одежды при её массовом производстве.


Билет 2

1.Из какого волокна изготавливается шерстяная ткань и каковы её свойства.


2.Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза юбки.


Билет 3

1.Назвать основные детали кроя платья отрезного по линии талии. Указать контурные линии.


2.Виды отделки.



Билет 4

1.Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.


2. Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.

.


Билет 5

1.Рассказать о правилах техники безопасности при работе на швейной машине. противопожарная безопасность.


2.Различия между массовым и индивидуальным видами производства одежды.


Билет 6

1.Дать краткую характеристику швейного оборудования, применяемого в массовом производстве одежды.


2.Рассказать о процессе пошива фартука на поясе


Билет 7

1.Рассказать о процессе изготовления халата с запахом.



2. От чего зависит качество строчки в швейной машине..Простейшие регулировки.



Билет8

1.Назвать основные механизмы швейной промышленной машины челночного стежка ( 1022кл.97кл)


2.Из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань и каковы её основные свойства.



Билет 9

1.Какими способами соединяются кокетки с основной деталью.


2.Назвать виды оборудования для выполнения В.Т.О. изделий в условиях швейной фабрики. Режимы В.Т.О. для хлопка, шерсти, шёлка.

Правила работы электрическим утюгом.





Билет 10

1.Из какого волокна изготавливается натуральный шелк и каковы его свойства.

2. Ремонт одежды



3







2





2





2





2






2



2






2








3






2






2






2




2





2







1






2









2



2













2



25.04







26.04





28.04





02.05





03.05






05.05



10.05






12.05








15.05






16.05






16.05






17.05




19.05





22.05







22.05






23.05









23.05



24.05













25.05





Повторение темы Рассказать , как изготавливается ткань, и назвать простейшие переплетения нитей в ткацких станках.







Повторение темы. Из каких этапов состоит процесс изготовления одежды при её массовом производстве.





Повторение темы.

Из какого волокна изготавливается шерстяная ткань и каковы её свойства





Повторение темы Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза юбки





Повторение темы. Назвать основные детали кроя платья отрезного по линии талии. Указать контурные линии


Повторение темы. Виды отделки.







Повторение темы Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.





Повторение темы. Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.









Повторение темы. Рассказать о правилах техники безопасности при работе на швейной машине. противопожарная безопасность.





Повторение темы Различия между массовым и индивидуальным видами производства одежды.





Повторение темы . Дать краткую характеристику швейного оборудования, применяемого в массовом производстве одежды.





Повторение темы Рассказать о процессе пошива фартука на поясе




Повторение темы Рассказать о процессе изготовления халата с запахом.





Повторение темы От чего зависит качество строчки в швейной машине..Простейшие регулировки.









Повторение темы .Назвать основные механизмы швейной промышленной машины челночного стежка ( 1022кл.97кл)





Повторение темы Из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань и каковы её основные свойства.











Повторение темы Какими способами соединяются кокетки с основной деталью.



Повторение темы Назвать виды оборудования для выполнения В.Т.О. изделий в условиях швейной фабрики. Режимы В.Т.О. для хлопка, шерсти, шёлка.

Правила работы электрическим утюгом.

.











Повторение темы.

Из какого волокна изготавливается натуральный шелк и каковы его свойства.

Повторение темы Ремонт одежды






Результаты усвоения знаний темы Рассказать , как изготавливается ткань, и назвать простейшие переплетения нитей в ткацких станках.



Результаты усвоения темы Из каких этапов состоит процесс изготовления одежды при её массовом производстве.



Результаты усвоения темы.

Из какого волокна изготавливается шерстяная ткань и каковы её свойства



Результаты усвоения темы. Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза юбки



Результаты усвоения темы. Назвать основные детали кроя платья отрезного по линии талии. Указать контурные линии

Результаты освоения темы. Виды отделки





Результаты усвоения темы. Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.


Результаты освоения темы. . Какими способами можно обработать вырез горловины и проймы в блузе без рукавов и воротника.







Результаты освоения темы. . Рассказать о правилах техники безопасности при работе на швейной машине. противопожарная безопасность.

Результаты освоения темы. Различия между массовым и индивидуальным видами производства одежды.





Результаты освоения темы. Дать краткую характеристику швейного оборудования, применяемого в массовом производстве одежды.


Результаты освоения темы. Рассказать о процессе пошива фартука на поясе.



Результаты освоения темы. Рассказать о процессе изготовления халата с запахом.



Результаты освоения темы. От чего зависит качество строчки в швейной машине..Простейшие регулировки.





Результаты освоения темы. Назвать основные механизмы швейной промышленной машины челночного стежка ( 1022кл.97кл)



Результаты освоения темы. Из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань и каковы её основные свойства





Результаты освоения темы. Какими способами соединяются кокетки с основной деталью.



Результаты освоения темы. Назвать виды оборудования для выполнения В.Т.О. изделий в условиях швейной фабрики. Режимы В.Т.О. для хлопка, шерсти, шёлка.

Правила работы электрическим утюгом.










Результаты освоения темы Из какого волокна изготавливается натуральный шелк и каковы его свойства.

Ремонт одежды

.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!