СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Народный вокал"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учителей музыки и педагогов дополнительного образования для организации внеурочной деятельности по народному вокалу в пятых-шестых классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Народный вокал"»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МОУО Управление образованием ГО Красноуфимск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени И.И.Марьина





Утверждаю:

Директор МБОУ

средняя общеобразовательная школа №1

________________ С.В.Захарова

«____» ________2014 г.





Программа внеурочной деятельности

творческое объединение

«Народный вокал»








Составитель: учитель музыки –

Турышева Ирина Михайловна



г. Красноуфимск 2014г.









Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный вокал» составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании требований, отражённых в Приказе Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.14г.), на основании «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)».

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.

В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.

Представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

В творческом объединении вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (10-12 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и музыкального искусства. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового – укрепляется голосовой аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, повышает умственную активность мозга.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Цель программы:

способствовать сохранению и утверждению исконных народных культурных традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего и будущих поколений; дать идейно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства.

Задачи программы:

  • привитие детям любви к народной культуре через народное пение;

  • выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры;

  • изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни и танца;

  • формирование элементарных навыков научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;

  • развитие самостоятельности и инициативы.

Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития  обучающихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

  3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

  4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

  5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

  6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

  7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. 
    8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Занятия в кружке «Весёлые нотки» групповые. Группа включает в себя 10-12 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 11 до 13 лет. Занятия проводятся по 1 часу в неделю (5 класс – 35 часов, 6 класс - 35 часов в год).

Формы организации вокально-хоровой деятельности:

  • - музыкальные занятия;

  • - занятия – концерт;

  • - репетиции;

  • - творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.

Используемые методы и приемы обучения:

  • - наглядно – слуховой (аудиозаписи)

  • - наглядно – зрительный (видеозаписи)

  • - словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

  • - практический (показ приемов исполнения, импровизация)

  • - частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

  • - методические игры

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • - сольное и хоровое пение;

  • - слушание различных интерпретаций исполнения;

  • - пластическое интонирование;

  • - элементов импровизации;

  • - движения под музыку;

  • - элементы театрализации.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:

  • - духовность;

  • -личностное ориентирование;

  • -образность;

  • -интерес и увлечённость;

  • -связь с жизнью;

  • -креативность;

  • -эмоциональное насыщение;

  • -вариативность и свобода выбора.

  • -системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии.


Результаты освоения программы вокально-хорового кружка

К концу 1 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- знать основы вокально – хоровых навыков;

- знать виды дыхания;

- знать музыкальные штрихи;

- знать средства музыкальной выразительности.

Второй уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- уметь сценически оформлять концертный номер.

Третий уровень:

- уметь применять правила пения на практике;

- уметь петь чисто ансамблем в унисон;

- уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- уметь сценически оформлять концертный номер;

- уметь практически применять полученные знания в концертной деятельности.

К концу 2 года курса обучения учащиеся научатся:

Первый уровень:

- принцип успешности;

-принцип творческого развития;

-принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:

- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;

-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;

-знать приемы работы над песней;

- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;

-уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень:

- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;

-уметь петь сольно и в ансамбле;

-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;

-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.

У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий являются:

- овладение практическими умениями и навыками народного вокального творчества.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Способы отслеживания результатов освоения программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления, участие обучающихся в различных школьных мероприятиях.


Содержание программы 1 год обучения.

1. Введение. Знакомство с детьми. Порядок занятий. Составление расписания. Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений с целью определения музыкальных данных (интонации, чувства ритма, музыкальной памяти), определения тембра и диапазона голоса каждого ребенка.

2. Индивидуальный вокал. Знакомство с голосовым аппаратом человека, органами дыхания. Значение правильного дыхания для пения.

Практическая часть. Артикуляционная гимнастика. Активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать. Интонационно-фонетические упражнения. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Тренировочные программы для грудного регистра детского голоса. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса. Индивидуальный подбор песен вокалисту. Развитие певческого дыхания – правильный забор дыхания. Правильный выдох. Постановка певческих фонем на певческом выдохе. Колыбельная песня. Обучение пению в одном темпе, не отставая и не опережая. Занятия с подпеванием повторяющихся музыкальных фраз.

Разговорная интонация. Дикция в пении. Работа над гласными. Работа над согласными. Работа над осмысленностью произношения текста. Обучение пению выразительно (ласково, весело, грустно), без напряжения, своим голосом.

3. Сценическая речь. Общая артикуляционная гимнастика. Чистота фонетического произношения гласных звуков русского алфавита. Тренировка произношения простых буквосочетаний. Упражнения для улучшения подвижности артикуляционных органов. Упражнения для укрепления мышечной системы языка, губ, щёк. Упражнения по удерживанию определенной артикуляционной позы. Упражнения с мячом для выработки звукового посыла речи (слов, предложений). Спокойное чтение стиха на ближнее и очень дальнее расстояние (динамика произношения). Разучивание текстов по сценарию, работа над правильной интонацией, над опорой голоса, над правильным посылом. Артикуляционная гимнастика для различных групп звуков.

4. Фолькорная программа. Работа со сценарием, изучение и разбор материала. Репетиция отдельных эпизодов. Работа с концертмейстером. Подбор реквизита, костюмов, светового оформления. Генеральные прогоны (в костюмах, с реквизитом, со светом и музыкой). Построение мизансцен, сводка танца и вокала. Повторение и закрепление изученного материала.

5. Концертная практика. Выступления участников коллектива на школьных праздниках.

Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Народный вокал» 1 год обучения.



Тематика занятий

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1


Индивидуальный вокал

14

6

8

Сценическая речь

8

4

4

Фольклорная программа

8

4

4

Концертная практика

4

2

2



35

17

18


Содержание программы 2 год обучения.

1. Введение. Предъявление требований к участникам. Определение графика работы. Ознакомление с техникой безопасности. Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений с целью определения музыкальных данных (интонации, чувства ритма, музыкальной памяти), определения тембра и диапазона голоса каждого ребенка.

2. Индивидуальный вокал. Знакомство с голосовым аппаратом человека, органами дыхания. Фонопедическая работа.

Практическая часть. Артикуляционная гимнастика. Активизировать разговорную интонацию. Слышать и правильно интонировать. Интонационно-фонетические упражнения. Индивидуальный подбор песен вокалисту. Игровые, жнивные, обрядовые песни. Ежеурочный тренинг. Активизация разговорной интонации. Слышание и правильное интонирование в пределах терции и кварты. Обучение правильной передаче мелодии, самостоятельному началу и окончанию песни. Экономная артикуляция. Развитие умения петь на опоре, открытым звуком, с четкой артикуляцией. Работа над выразительностью слов в пении. Работа над осмысленностью произношения текста. Обучение самостоятельно начинать и заканчивать песню.

3. Сценическая речь. Общая артикуляционная гимнастика. Закрепление правильности произношения простых буквосочетаний. Упражнения для улучшения подвижности артикуляционных органов. Упражнения для укрепления мышечной системы языка, губ, щёк. Упражнения для закрепления определенной артикуляционной позы. Упражнения для выработки звукового посыла речи. Динамика произношения. Разучивание текстов по сценарию, работа над правильной интонацией, над опорой голоса, над правильным посылом. Упражнения артикуляционной гимнастики с тренировкой выдоха. Разучивание текстов по сценарию, работа над правильной интонацией, над опорой голоса, над правильным посылом.

4. Фолькорная программа. Работа со сценарием, изучение и разбор материала. Репетиция отдельных эпизодов. Подбор реквизита, костюмов, светового оформления. Генеральные прогоны (в костюмах, с реквизитом, со светом и музыкой). Построение мизансцен, сводка танца и вокала. Повторение и закрепление изученного материала.

5. Концертная практика. Выступления участников коллектива на школьных праздниках. Выступление коллектива на общегородских праздниках и мероприятиях.


Тематическое планирование работы детского творческого объединения

«Народный вокал» 2 год обучения.



Тематика занятий

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1


Индивидуальный вокал

14

6

8

Сценическая речь

8

4

4

Фольклорная программа

8

4

4

Концертная практика

4

2

2



35

17

18


Учебно-методическое и

материально-технического обеспечения курса

Список литературы для педагога

  1. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М.,1999

  2. Л. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва: «Глобус» 2009

  3. О.П.Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2013

  4. Алексеева Л. Н. Музыка родной природы: Музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

  5. Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству.

  6. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

  7. Михайлова М. А. "Развитие музыкальных способностей детей" Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль 1997

  8. Табачкова Н. В. Сценическая подготовка и режиссура народной песни. - М., 2002


Список литературы для учащихся.


  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

  3. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998


Интернет-ресурсы.


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE+%CC%F3%E7%FB%EA%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Музыкальная коллекция. Режим доступа: www.music-edu.ru

Учительский портал. http://www.uchportal.ru/

Уроки музыки. http://www.uchportal.ru/load/133

Комплекс уроков музыки. http://xn--b1afobadgpebfpm2a.xn--p1ai/kompleks-urokov-po-muzyke-dlya-1-7-klassa/


Оснащение образовательного процесса.

  • кабинет; актовый зал;

  • компьютер;

  • фортепиано;

  • записи фонограмм в режиме + и -;

  • мультимедийный проектор.




Приложение №1

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.


Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.


Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.


Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.


Вокал – (ит. - воче) – голос.


Часто искусство пения называют вокальным искусством.


















Приложение № 2

Тематический план детских

календарных праздников и обрядов


Сентябрь-летопроводец -


Семен - летопроводец (14.09), Петр-Павел - рябинники (23.09). Жнивные обряды: оспоженки, овсяницы. Пословицы, поговорки, загадки о хлебе, урожае. Народные игры, хороводы. Сказки о животных.

Октябрь-грязник -

Ерофей - мученик (11.10): проделки лешего - сказки и поверья. Праздник урожая «Осенины».

Ноябрь-ледень -

Сорчий праздник (01.11), Кузьминки - встреча зимы (14.11): пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Святочные обряды колядования и засевания. Зимние святочные игры, песни, пляски. Колядки, овсени, виноградья. Сказки про зверей.

Декабрь-стужайло -

Катерина - санница (07.12), Спиридон - солнцеворот (25.12) - заклички солнца. Новогодний праздник «Рождество Христово»: театрализованное обрядовое действие. История русского народного костюма. Многообразие и разнообразие народного костюма, региональные особенности. Различия женского и мужского костюма. Детская одежда.

Январь-просинец -


Январь Новолетье открывает. День памяти Ильи Муромца. Богатырские сказки, былины. Празднование «Святок», крещенский сочельник, подготовка к Масленице. Рассказы о масленичных обрядах. Символика ручной вышивки, обереги дома.

Февраль-сечень -


Сретение (15.02): встреча зимы с летом. Починки: подготовка хозяйства к весне, лету. Масленичные игры, песни, пляски. Праздник «Широкая Масленица»: театрализованное обрядовое действие, «Лакомка» - чаепитие с блинами.

Март-протальник -


Тимофей - весновей (06.03). Грачевники (17.03) - рассказы о кикиморах. Весеннее равноденствие, Сороки (22.03): обычаи, поверья. Поговорки, приметы, загадки о весне. Заклички жаворонков. Поделки из глины, выпечка из теста.

Апрель-снегогон -

«1 апрель - никому не верь»: дразнилки, мирилки, перевертыши, докучные сказки,частушки. Благовещение (07.04) - обряд освобождения птиц. Сказка о встрече солнца с месяцем. Весенние хороводы, песни, игры. «Красная горка» - театрализованное обрядовое действие, выставка народных игрушек, детских поделок и рисунков.

Май-травень -

Ведьмины хороводы (05.05), Егорий - вешний (06.05): праздник пастухов. Русальная неделя: обряды, поверья, волшебные сказки. Знакомство с обрядом русской свадьбы, гостьбы. Семицко - троицкие ритуалы. Символика ритуальной еды. «Семик»: театрализованное обрядовое действие. Обзор календарных особенностей летних месяцев.


11