Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
с.Кочубеевское
Утверждаю:
_________________
И.И.Ибрагимов
Директор МКОУ СОШ №4
с.Кочубеевское
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЛОНТЁРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Единое сердце»
Программа рассчитана на детей 14-18 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель:
Старшая вожатая
МКОУ СОШ №4
Пушкелина Виктория Сергеевна
С.Кочубеевское, 2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
1. | Образовательное учреждение | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» |
2. | Местоположение школы | 357000, Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Кочубеевское, ул.Вокзальная, 56 |
3. | Полное название программы | Программа деятельности волонтёрского объединения «Единое сердце» МКОУ СОШ №4. |
4. | Нормативно-правовые основания программы | - Закон РФ « Об образовании» - Конституция РФ - Декларация прав и свобод человека - Конвенция о правах ребёнка - Положение о волонтерсокй деятельности в МКОУ СОШ №4 |
5. | Автор-составитель программы | Пушкелина Виктория Сергеевна, старшая вожатая |
6. | Основные идеи разработки программы | - Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность; - Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность; |
7. | Цель программы | Создание условий для формирования личности школьников, способствование развитию самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания потребности в здоровом образе жизни. |
8. | Задачи программы | • сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; • сформировать навыки и умения противостоянию негативным привычкам; • обеспечить информационное сопровождение деятельности волонтерского объединения через школьный сайт и газету, привлечение в отряд новых волонтеров; • предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность; • организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска"; • организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. |
9. | Условия достижения цели и задач программы | - Проведение мероприятий по реализации цели и задач программы. - Поддержка со стороны администрации школы, учителей и родителей. - Наличие ресурсного обеспечения. |
10. | Срок реализации программы | Программа рассчитана на 3 года - 2018-2021 уч.г. |
11. | Основные направления деятельности программы | - социальное - просветительское - шефское - спортивное - досуговое |
12. | Исполнители основных мероприятий | Социальный педагог, старшая вожатая, зам.директора по ВР, классные руководители, дети, родители. |
13. | Источники финансирования | Образовательное учреждение |
14. | Ожидаемые результаты | В результате реализации данной программы ожидается развитие волонтёрского движения в школе, приобретение учащимися организаторских качеств, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, а также укрепление физического здоровья. |
Пояснительная записка
Ничто нам не стоит так дёшево,
Но ценится мерой большой,
Как сделать хоть малость хорошего
Для радости чьей- то чужой.
И щедро себя отдавая,
Ты будешь согрет и любим.
Цена – это память чужая
Делам и поступкам твоим.
Екатерина Дубро
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя, и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
Миссия нашего малого волонтерского объединения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение, профилактические занятия с волонтерами, сборы, работа с тематической литературой). Взаимодействуя между собой в процессе деятельности приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования). Передавая информацию во вне, своим сверстникам, по принципу "равный - равному”, проводят Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности волонтеров.
Работа в волонтерском объединении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Цель программы:
Создание условий для формирования личности школьников, способствование развитию самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1. Сформировать навыки и умений противостояния негативным привычкам.
2. Создать условия для пропаганды волонтерского движения.
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
4. Предоставить подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
5. Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".
6. Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Программа строится на основе следующих принципов:
равенство всех участников;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
чередование коллективной и индивидуальной работы;
свободный выбор вида деятельности;
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе реализации данной программы ожидается развитие навыков и совершенствование знаний, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, произойдет подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Программа построена с учетом возрастных особенностей подросткового возраста.
Подростковым возрастом принято считать возраст детей примерно от 14 до 18 лет, что соответствует годам его обучения в среднем и старшем звене школы.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.
В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их интересов.
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.
Программа деятельности волонтерского объединения Средней школы №4 с.Кочубеевское "От сердца к сердцу!", состоит из четырех модулей - "Я хочу помочь!", "Быть здоровым – это модно!", "Разожги огонь добра в себе", «Звездный путь», - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.
«Я хочу помочь» - шефская работа
благотворительные акции;
помощь ветеранам педагогического труда;
работа с младшими школьниками.
участие в районных акциях
Главная задача: развитие детской, подростковой инициативы по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желания добровольно и бескорыстно заботиться о них.
«Быть здоровым – это модно!» - спортивное направление
спортивные соревнования;
акции;
спортивные игры;
беседы;
Главная задача: пропаганда Здорового Образа Жизни.
«Разожги огонь добра в себе» - социальное направление
реализация проектов;
акции;
обучающие занятия;
мастер – классы;
практические занятия;
Главная задача: реализация полученных знаний в социально – значимой деятельности.
«Звездный путь» - досуговое направление
игровые программы;
проведение КТД;
праздники;
концерты;
вечера встреч;
Главная задача: расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.
Данные виды деятельности планируются объединением на основе свободного выбора в зависимости от этапа формирования группы и потребностей участников.
Содержание реализуется через следующие технологические блоки:
Диагностический блок: анкетирование, тестирование.
Образовательный блок: лекции, практические занятия, деловые игры, творческие мастерские, самостоятельное проведение занятий.
Творческий блок: КТД, творческие конкурсы, фестивали, вечера, ролевые игры.
Информационный блок: выпуск буклетов, брошюрок, распространение информации о своей деятельности.
Социальный блок: организация социально – значимой деятельности в школе, микрорайоне, районе.
Программа «От сердца к сердцу!» рассчитана на 3 года.
Каждый год делится на 4 этапа:
Этап деятельности | Задачи | Формы |
Первый этап Диагностический | Выявление интересов и потребностей | Анкетирование, игра, беседа |
Второй этап Обучающий | Организация обучающих занятий: совмещение теории и практики | Занятия, мастер - классы |
Третий этап Практический | Организация проектной деятельности. Реализация ключевых КТД, самостоятельное проведение занятий | Акции, проекты, конкурсы |
Четвертый этап Заключительный | Определение уровня знаний, изучение результатов, выводы. Определение степени развития коллектива объединения | Тестирование, анкетирование |
Работа по программе делится на три периода:
Период | Ответственный | Деятельность |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | Старшая вожатая и члены объединения | - предварительная работа /сбор информации/; - анкетирование «Чего хотят изменить, чему научиться в объединении»; - планирование работы; - анализ полученных результатов; - старт программы; |
ОСНОВНОЙ | Старшая вожатая | - организация обучающих и практических занятий; - мастер – классы; - проведение деловых, ролевых, интеллектуально – познавательных игр и конкурсов; - организация проектной, коллективно – творческой деятельности; - консультирование ребят при подготовке занятий; |
Волонтёрское объединение | - участие в конкурсах, интеллектуально – познавательных, ролевых, деловых играх; - проведение занятий; - реализация программы «От сердца к сердцу!»; - КТД; - проектная деятельность; - проведение игровых программ; |
ИТОГОВЫЙ | Старшая вожатая и ребята из волонтёрского объединения | - подведение итогов работы по направлениям (ключевые КТД, проекты); - определение личностного роста каждого члена волонтёрского объединения; - определение коллективного роста; - определение новых задач; |
Методика оценки полученных результатов.
Рост организаторских умений: по результатам участия в управлении группой и организации мероприятий, проектов – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.
Личностный рост: на основе изменения статусного типа участника, по результатам тестирования, на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов.
Оценка личностного роста производится:
На сборах волонтёрского объединения /коллективное обсуждение/;
После проведения дел, игр, конкурсов; после реализации проектов;
При анализе выполнения общественных поручений;
В конце года по результатам участия в школьных делах ребятам даются грамоты и поощрительные призы.
Коллективный рост: коллективный рост волонтёрского объединения определяется ежегодно в ходе проведения районных смотров и конкурсов школьных волонтерских объединений. Степень коллективного роста (по Лутошкину А.Н.) определяют сами ребята на общих сборах коллектива.
Формы подведения итогов:
Проведение мониторинга
| Аспекты изучения | Используемая методика |
1 | Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 | Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
3 | Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
4 | Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация творческих отчётов и социальных проектов – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «Школа волонтёра» и итоговый Сбор в конце года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе реализации данной программы ожидается:
Развитие волонтёрского движения в школе, приобретение учащимися организаторских качеств, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность, а также укрепление физического здоровья.
Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
Овладение методикой КТД.
Практические результаты.
Ребята раскроют в себе новые творческие способности.
Освоение организаторских навыков, необходимых для работы в волонтёрском объединении «Единое сердце»;
1/3 часть ребят попробует себя в организации КТД; проведении мастер – классов;
Воспитательные результаты.
Создание развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала.
Формирование основ для жизненного самоопределения.
Формирование ценностных ориентаций.
Создание творческого, стабильного коллектива.
Условия реализации программы:
Наличие материально-технической базы: пионерская комната, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, педагог - организатор, члены волонтёрского объединения «Единое сердце»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Содержание программы предусматривает четыре основных направления деятельности: шефская работа, спортивно – оздоровительное, социальное, досуговое.
Шефская работа «Я хочу помочь»
Возрастает потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучастие в судьбе ровесников, младших ребят и людей, нуждающихся в этом. Такая деятельность обеспечивает преемственность поколений, передачу имеющегося опыта и его использование в работе детского объединения, овладение такими общечеловеческими ценностями, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание, возникновение духовной близости между людьми разного возраста.
Задачи направления:
развитие детской, подростковой инициативы по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желания добровольно и бескорыстно заботиться о них;
сосредоточение милосердной деятельности не только в стенах школы, но и в микрорайоне, по месту жительства, городу в целом;
организация сотрудничества с подшефными детскими садами, младшими школьниками, забота о пожилых людях, живущих в микрорайоне школы, проведение практических и конкретных дел милосердия, оказание действенной помощи всем, кто в ней нуждается;
пропаганда шефской работы в школе и районе;
ранняя профессиональная ориентация подростков на профессии сферы «человек-человек»: образование, воспитание, медицина.
Формы работы:
Акции
Работа на объектах шефской работы
Праздники, конкурсы, игровые программы
Встреча с интересными людьми
Спортивное направление «Быть здоровым – это модно!».
Данное направление выбирают ребята, объединенные общей целью: быть здоровыми нравственно, физически, духовно. Понятие здоровый образ жизни необходимо закладывать в детстве. Многие из родителей (а с ними и дети) ищут спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как правильное питание, двигательная активность, сводя их к минимуму и заменяя телевизором или компьютером. При этом большинство детей считает, что ведет здоровый образ жизни, остальные не придают этому большого значения.
Задачи направления:
укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования здорового образа жизни;
способствовать физическому развитию и самосовершенствованию детей;
формировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
учить организовывать и проводить мероприятия и акции по здоровому образу жизни;
учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения.
Формы работы:
Соревнования, конкурсы, игровые программы
КТД
Акции, выступление агитбригад
Беседы, диспуты
Выставки творческих работ
3. Социальное направление – «Разожги огонь добра в себе!»
В данном направление ребята учатся разрабатывать и реализовывать социально – значимые проекты. Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над проектом позволяет учащимся почувствовать значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности. Социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.
Задачи направления:
формировать знания, умения, навыки по разработке и реализации социальных проектов;
Формы работы:
мозговой штурм
КТД
Деловые игры
4. Досуговое направление «Звездный путь»
В это направление входят ребята, интересующиеся организацией досуга. Стремление к развитию своего творческого потенциала, самореализации через участие в различных досуговых мероприятиях является одним из основных для ребят 14-18 лет. Важное место в этой деятельности занимает игра, доступная каждому ребенку в любом возрасте. Именно в ней он учится самоконтролю, овладевает навыками общения, удовлетворяет свои потребности и интересы, развивается, самосовершенствуется.
Задачи направления:
способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений;
обеспечивать деятельностью, развивающей интересы, возможности, способности каждого ребенка;
способствовать развитию коллектива;
расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.
Формы работы:
Конкурсы, игровые программы
КТД
Праздники, концерты, вечера встреч
Выставки творческих работ
Содержание курса «Школы волонтёра»
1 год обучения
Теория | Практика |
Вводное занятие «Здравствуй, друг!» |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с волонтёрским объединением «Единое сердце». | Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. |
История волонтёрского движения в России |
Кто такие волонтёры. Почему люди становятся волонтёрами. | Игра «по страницам волонтёрства» |
Учимся планировать |
Что такое планирование и зачем оно нужно? Как интересно провести разведку добрых дел. Как разработать план мероприятий. | Мозговой штурм. Работа в группах по направлениям. Составление примерного плана по направлениям. |
Итоговое занятие. | Тренинг |
2 год обучения
Теория | Практика |
Вводное занятие |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности. | Вводная диагностика. Игровой тренинг. |
Программы СПО ФДО | |
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Детский Орден Милосердия» и др. | Работа в группах. |
Что такое проект? |
Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы. | Работа по направлениям: мозговой штурм и разработка небольших проектов. |
Защита проектов. |
| Ребята готовят и проводят защиту своих проектов по направлениям. |
Итоговое занятие | Тренинг |
3 год обучения
Теория | Практика |
Вводное занятие |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса на год, повторение изученного. | Тренинг, анкетирование. |
Социальное проектирование. |
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. | Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. |
Навыки конструктивного общения. |
Правила межличностного общения. особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. | Тренинг на знакомство, представление собеседников. Деловые игры. Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. |
Учимся подводить итоги. |
Формы подведения итогов: анкетирование, опрос. Выбор методик изучения. исследование. Обработка и обсуждение результатов исследования. | Работа в группах «Учимся проводить опрос». Анкетирование, обработка данных. Составление анкет. |
Итоговое занятие | Тренинг |
Учебно–тематический план:
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: |
теория | практика |
1. | Вводное занятие «Здравствуй, друг!» | 7 | 2 | 5 |
2. | История волонтёрского движения в России. | 10 | 5 | 5 |
3. | Учимся планировать. | 13 | 3 | 10 |
4. | Итоговое занятие. | 4 | - | 4 |
5. | ИТОГО: | 34 | 10 ч | 24 ч |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Программы СПО-ФДО . | 8 | 2 | 6 |
3. | Что такое проект? | 10 | 4 | 6 |
4. | Защита проектов. | 10 | - | 10 |
5. | Итоговое занятие. | 4 | - | 4 |
6. | ИТОГО: | 34 | 6 ч | 28 ч |
Третий год обучения
№ п/п | Наименование темы: | Кол-во занятий: | Количество часов: |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Социальное проектирование. | 14 | 5 | 9 |
3. | Навыки конструктивного общения. | 4 | 2 | 2 |
6. | Учимся подводить итоги (как провести анкетирование, опрос). | 6 | 2 | 4 |
10. | Итоговое занятие. | 8 | 2 | 6 |
| ИТОГО: | 34 | 12 ч | 22 ч |
Обучение в «Школе волонтёра» направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции. На точное понимание детьми «Кто такой волонтёр?». На умение разрабатывать и реализовывать социально-значимые проекты, а так же стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту.
В школе актива ребята не только расширяют свои знания о волонтерском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 1 раз в неделю для всего актива волонтерского объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Ступени ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
Особенность программы «От сердца к сердцу!» заключается в том, что волонтёрское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста. В программе предусмотрены три ступени личностного роста для детей – участников, членов волонтёрского объединения «Единое сердце». Они способствуют формированию дополнительной заинтересованности ребенка в играх, фестивалях, конкурсах. 1 ступень – «Знаток» - знакомится с деятельностью волонтёрского объединения, осваивает его традиции, участвуют во всех делах объединения, пробуют свои силы в разработке общих дел.
2 ступень - «Умелец» - определился с выбором направления деятельности, организует и проводит активную работу по одному направлению.
3 ступень - «Мастер» - достиг больших знаний в работе волонтёра, владеет теоретическими и практическими знаниями, проводит занятия. (Приложение 1)
Учебно-методическое, материально - техническое и другое обеспечение программы
Направления | Методическое обеспечение | Материально- техническое обеспечение |
Форма занятий | Используемые приёмы и методы | Дидактическое оснащение | Форма подведения итогов |
1. «Я хочу помочь» | Беседа Круглый стол Конкурсы | Выставки, наблюдение, тестирование | Карточки с заданиями, анкеты, тесты. Компьютерные презентации. | Собеседование в форме круглого стола, праздник «Доброволец года», рейтинг участия. | Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование. |
2. «Быть здоровым – это можно!» | Беседа, спортивные игры, конкурсы, акции. | Коллективная, групповая работа. | Спортивный инвентарь, анкеты, тесты, компьютерные презентации | День здоровья, Грамоты, рейтинг участия | Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал. |
3. «Разожги огонь добра в себе» | Лекция, беседа, деловые, ролевые игры, диспут, тренинг, игра. | Коллективная деятельность, Самоанализ. | Творческие задания, проблемный анализ, анкетирование, компьютерные презентации | Реализация акции, проведение игр для младших школьников. | Комната обучения актива, актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал, территория микрорайона, города. |
4 «Звёздный путь» | Игры на местности, занятия, походы, экскурсии, викторины | Коллективная, групповая работа. | Анкеты, тесты, компьютерные презентации, | Акции, День Памяти, концерты | Актовый зал, компьютер, проектор, экран, музыкальное оборудование, спортивный зал. |
Список использованной литературы
1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
2. Арович Я. Методы работы с волонтерами/Под ред. М.Ю.Киселева, И.И.Комаровой//Школа социального менеджмента: Сборник статей.- М.: Карапуз, 2004.-С.8-9, 75-85.
3. Гагарина В.В. Волонтер - это звучит гордо!/В.В.Гагарина//Вестник благотворительности.-1995.-№10.-С.12.
4. Григорович М.В. У волонтерства русская душа / М.В.Григорович//Новая газета,2005.-№3.-С.8.
5. Латюшин Я.В. Формирование профессионально важных качеств волонтеров – консультантов антинаркотических программ: Автореф. дис ....канд. психол. на-ук:19.00.03,19.00.07/Я.В.Латюшин. - Казань, 2004.-23с.
6. Логинова Л.Г. Работа подросткового добровольческого движения по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости: Опыт соцал. Центра молодежи Кузбасса/Л.Г. Логинова//Внешкольник, 2000.-№4.- С.20-21.
7. Методологические проблемы исследования феномена добровольческого труда// Тезисы I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения -2004:Российское общество и вызовы глобализации». Т.1.- М.:Альфа-М,2004.-С.317-320.
8. Митрохина О.В.Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников: Дис...канд. пед. наук: 13.00.02/О.В.Митрохина.-М.,2004.-218с.
9. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
10. Моров А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие/ А.В Моров. -М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.-110с.
11. Пермяков Ю.И. Некоторые аспекты добровольческой работы с детьми: внешк. учреждения/ Ю.И.Пермяков //Современное общество и проблемы детства: возможности третьего сектора: сб. ст./Ин-т сравнит. политологии рос. Акад. наук. -М.: Ин-т сравнит. политологии РАН. – 2003. -С.72-86.
12. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. - М.: ГОУ ЦРСДОД,2004 - 60с.
13. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
14. Толмачева Л. П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П.Толмачева. - Новосибирск: Новосибирск, 2001.-56с.
15. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы/В.В.Шабалина.- Спб.: Мед. Пресса, 2001. - 175с.
16. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8.
17. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения/Е. Шекова//Человек и Труд.- 2003.- № 4.- С. 28-31.
18. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова.- Алматы: Фортесс, 2003.-44с.
Законодательно-нормативные документы
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. №82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Интернет-ресурсы
1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
2. Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/
3. Википедия. Свободная энциклопедия
// http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
4. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/
Приложение №1
Структура личностного роста
волонтёрского объединения «Единое сердце»
3 ступень
«Мастер»
2 ступень
«Умелец»
1 ступень
«Новичок»
24