Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Музей» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и нормативно-правовыми документами:
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года№1726-р;
- «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утвер-жденииСанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организа-ций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г №41;
- Письмом Минобразнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении ин-формации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- «Положением о структуре, содержании и оформлении дополнительной общеобразовательной программы» МБОУ СОШ № 30
Дополнительная образовательная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа ««Звон знания сельской школы» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Актуальность программы заключается в изучении своей родной школы, родного села. Обучающиеся погрузятся в изучение своей малой родины через работу школьного музея.
Социальная значимость программы заключается в воспитании патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Новизна программы «Школьный музей» состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития на основе изучения истории России, родного города, округа, области, а также истории школы.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе
Курс рассчитан на 1 год обучения (68 часов (2 часа в неделю Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания об истории школы и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет.
Количество учебных недель – 34
Количество учебных дней – 68
Начало занятий групп– с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа
Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержка творческих способностей детей.
Задачи школьного музея:
- образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
- развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.
- воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Благодаря работе в музее ученики научатся:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историк географическом пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Формой подведения итогов считать:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- написание и защита исследовательской работы;
- проведение учебно-практических конференций;
- оформление альбома-отчёта;
- самостоятельное оформление стендов;
- сбор и систематизация материала;
- участие учащихся в окружных, всероссийских конкурсах с творческими и исследовательскими работами краеведческого характера.
Направления работы музея
История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!» (Сентябрь – октябрь)
История создания СК 1
Тренеры СК
Достижения СК
Учителя - спортсмены
История школьного шахматного клуба «Мечта» (Ноябрь – декабрь)
2.1 История создания ШК
2.2 Тренеры ШК
2.3 Выдающиеся спортсмены ШК
2.4 География соревнований
История образования на селе (Январь – март)
3.1 Начало школьного пути
3.2 Новая школа – второй дом
3.3 Ветераны педагогического труда
3.3.1 Мы помним тех, кто нас покинул (умершие)
3.3.2 Гордимся учителями (живые)
Выпускники защитники отечества (Апрель -май)
4.1 Выпускники защитники начала 20 века
4.2 Выпускники – ветераны ВОВ
4.3 Выпускники – ветераны локальных войн
4.3.1 Афганская война 1979-1989
4.3.2 Первая Чеченская война 1994-1996
4.3.3 Вторая Чеченская война 1999-2009
4.3.4 СВО 2022-н.д.
4.4 Защитники отечества в мирное время
Учебно - тематический план работы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в работу музея | 4 | 4 | 0 | Беседа |
2 | История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!» | 15 | 5 | 10 | Проведение экскурсии |
3 | История школьного шахматного клуба «Мечта» | 15 | 5 | 10 | Проведение интерактивной выставки |
4 | История образования на селе | 20 | 7 | 13 | Проведение тематических часов |
5 | Выпускники защитники отечества | 10 | 3 | 7 | Проведение открытых уроков |
6 | Подведение итогов работы музея | 4 | 1 | 3 | Проведение бесед, лекций |
| Итого | 68 | 25 | 43 | |
Количество учебных недель – 34
Количество учебных дней – 68
Начало занятий групп– с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа
Содержание дополнительной образовательной программы
Название раздела. Введение в работу музея
Название темы. О чем рассказывает музей; История создания музеев; Кто, где и как собирает экспонаты; Основные разделы музея
Теория. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.
Название раздела. Название темы. История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Теория. Школьный музей. Профили музеев. Типы музеев. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции. Фонды музея и их значение.
Практика. Сбор и обработка информации по теме. Опрос, интервьюирование, беседы с представителями клуба. Подготовка выставки по собранному материалу.
Название раздела. Название темы. История школьного шахматного клуба «Мечта»
Теория. Основные признаки школьного музея. Учетная документация школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт школьного музея. Шахматный клуб «Мечта»
Практика. Сбор и обработка информации по теме. Опрос, интервьюирование, беседы с представителями клуба. Подготовка открытого занятия по собранному материалу.
Название раздела. Название темы. История образования на селе
Теория. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).. Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.
Практика. Сбор информации об истории образования на селе, Сбор информация о старом здании школы, Сбор информации о новом здании школы, Сбор информации об учителях – ветеранах, Систематизация материала, подготовка лекций, Проведение экскурсии по подготовленной выставке
Название раздела. Название темы. Выпускники защитники отечества
Теория. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Практика. Подготовка материала по темам Выпускники – ветераны ВОВ, Афганская война 1979-1989, Первая Чеченская война 1994-1996, Вторая Чеченская война 1999-2009, СВО 2022-н.д., Защитники отечества в мирное время
Название раздела. Название темы. Подведение итогов работы музея
Теория. Хранение музейных экспонатов, Итоговое занятие
Практика. Проведение конкурса «Лучший экскурсовод»
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы |
Введение в работу музея (4 ч) |
1 | О чем рассказывает музей | 1 |
2 | История создания музеев | 1 |
3 | Кто, где и как собирает экспонаты | 1 |
4 | Основные разделы музея | 1 |
История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!» (15 ч) |
1 | Школьный музей. | 1 |
2 | Профили музеев. Типы музеев | 1 |
3 | Паспорт экспоната. | 1 |
4 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 1 |
5 | Фонды музея и их значение. | 1 |
6 | Сбор информации по истории спортивного клуба | 1 |
7 | Сбор информации по истории спортивного клуба | 1 |
8 | Сбор информации по истории спортивного клуба | 1 |
9 | Сбор информации по истории спортивного клуба | 1 |
10 | Обработка собранной информации | 1 |
11 | Обработка собранной информации | 1 |
12 | Обработка собранной информации | 1 |
13 | Подготовка к презентации выставки «Быстрее! Выше! Сильнее!» | 1 |
14 | Подготовка к презентации выставки «Быстрее! Выше! Сильнее!» | 1 |
15 | Проведение экскурсии по подготовленной выставке | 1 |
История школьного шахматного клуба «Мечта» (15 ч) |
1 | Основные признаки школьного музея. | 1 |
2 | Учетная документация школьного музея. | 1 |
3 | Роль и место музея в образовательном учреждении. | 1 |
4 | Паспорт школьного музея. | 1 |
5 | Шахматный клуб «Мечта» | 1 |
6 | Сбор и систематизация информации о шахматном клубе | 1 |
7 | Сбор и систематизация информации о шахматном клубе | 1 |
8 | Сбор и систематизация информации о шахматном клубе | 1 |
9 | Сбор и систематизация информации о шахматном клубе | 1 |
10 | Сбор и систематизация информации о шахматном клубе | 1 |
11 | Обработка собранной информации | 1 |
12 | Обработка собранной информации | 1 |
13 | Подготовка к открытым занятиям по истории шахматного клуба «Мечта» | 1 |
14 | Подготовка к открытым занятиям по истории шахматного клуба «Мечта» | 1 |
15 | Проведение открытых занятий по подготовленной выставке | 1 |
История образования на селе (20 ч) |
1 | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). | 1 |
2 | Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). | 1 |
3 | Работа экскурсовода. | 1 |
4 | Работа экскурсовода. | 1 |
5 | Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). | 1 |
6 | Массовая работа музея. | 1 |
7 | Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией. | 1 |
8 | Сбор информации об истории образования на селе | 1 |
9 | Сбор информации об истории образования на селе | 1 |
10 | Сбор информации об истории образования на селе | 1 |
11 | Сбор информации об истории образования на селе | 1 |
12 | Сбор информация о старом здании школы | 1 |
13 | Сбор информации о новом здании школы | 1 |
14 | Сбор информации об учителях - ветеранах | 1 |
15 | Сбор информации об учителях - ветеранах | 1 |
16 | Сбор информации об учителях - ветеранах | 1 |
17 | Систематизация материала, подготовка лекций | 1 |
18 | Систематизация материала, подготовка лекций | 1 |
19 | Проведение экскурсии по подготовленной выставке | 1 |
20 | Проведение экскурсии по подготовленной выставке | 1 |
Выпускники защитники отечества (10 ч) |
1 | Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. | 1 |
2 | Порядок ведения дневника исторических событий. | 1 |
3 | Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним. | 1 |
4 | Выпускники – ветераны ВОВ | 1 |
5 | Афганская война 1979-1989 | 1 |
6 | Первая Чеченская война 1994-1996 | 1 |
7 | Вторая Чеченская война 1999-2009 | 1 |
8 | СВО 2022-н.д. | 1 |
9 | Защитники отечества в мирное время | 1 |
10 | Систематизация материала | 1 |
Подведение итогов работы музея (4 ч) |
1 | Проведение конкурса «Лучший экскурсовод» | 1 |
2 | Проведение конкурса «Лучший экскурсовод» | 1 |
3 | Хранение музейных экспонатов | 1 |
4 | Итоговое занятие | 1 |
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
- Интерактивная доска с проектором - требуется 1 единица на группу, -
- Шкаф для хранения экспонатов – 1шт
- Выставочный стенд – 2 шт
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, фотоаппарат.
Список литературы и электронных ресурсов
В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014
В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.
«Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.
Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.
Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.
Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.
Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.
''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
Электронные ресурсы
Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
Портал Архивы России. http://www.rusarchives.ru/
Российская газета. Поиск информации об участниках ВОВ в интернете. Ссылки для поиска людей в Интернете. https://rg.ru
Российская государственная библиотека. http://elibrary.rsl.ru/
Русский музей. http://rusmuseum.ru/
Солдат. Справочники. http://www.soldat.ru/spravka/
Фотоархив ВОВ 1941-1945 http://soldat1941.narod.ru
Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
// http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html
- Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину
// http: // www.kadashi.ru
- Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером…