СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по химии»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Ушумунская средняя общеобразовательная школа

п. Ушумун Магдагачинского района Амурской области


«Согласовано»

Руководитель МО МОБУ Ушумунской СОШ

___________ / Мельникова О.В. /

Протокол № ____ от

«____»________2021г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МОБУ Ушумунской СОШ

___________ / Толпыго О.В. /

«____»________2021г

«Утверждаю»

Директор МОБУ Ушумунской СОШ

____________ / Судакова А.Д. /

Приказ № ____ от

«____»________2021Г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА ПО ХИМИИ

«Подготовка к ЕГЭ по химии»


11 класс
















2021 – 2022 учебный год







1. Планируемые результаты изучения курса

Предлагаемый курс направлен на подготовку учащихся 11 классов к единому государственному экзамену по химии.

Программа курса включает:

- элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ,

- рекомендации по повторению и изучению тем,

- комплексные задания по каждой теме,

- выполнение упражнений по КИМам для подготовке к ЕГЭ

Цель курса: Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по химии

Задачи курса

  1. Повторить и закрепить знания учащихся по основным темам курса неорганической и органической химии.

  2. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий КИМ.

  3. Развитие умений применять знания в конкретных ситуации.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

1. Важнейшие химические понятия

Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,

валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы ,электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет,

функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.

2. Основные законы и теории химии

Применять основные положения химических теорий(строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.

Понимать границы применимости изученных химических теорий.

Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

3. Важнейшие вещества и материалы

Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.

Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.

Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.

Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Учащиеся должны уметь:

Называть

- изученные вещества по тривиальной или международной

номенклатуре

Определять/ классифицировать:

- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

- пространственное строение молекул;

- характер среды водных растворов веществ;

- окислитель и восстановитель;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

- гомологи и изомеры;

- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

Характеризовать:

- s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

- строение и химические свойства изученных органических соединений

Объяснять:

- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

- сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);

- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия

Планировать/проводить:

- эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;

- вычисления по химическим формулам и уравнениям.




















Содержание учебного курса

  • ТЕМА 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ

Спецификация ЕГЭ по химии 2021 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2021 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2021 г. Контрольно-измерительные материалы по химии. (анализ типичных ошибок).

Изменения в содержании ЕГЭ по химии. Характеристика содержания части 1 ЕГЭ по химии 2021 г. Характеристика содержания части 2 ЕГЭ по химии 2021 г.

Особенности самостоятельной подготовки дома по тренировочным материалам. Создание дневника «Мои успехи и достижения». Интернет-ресурсы для подготовки школьников к ЕГЭ по химии.

  • ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (задания ЕГЭ по химии: 1-4, 19-24, 30, 31).

    • 2.1. Химический элемент

Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p-, d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.

Общая характеристика металлов I-III А групп в связи с их положением в периодической системе и особенности строения их атомов.

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Общая характеристика неметаллов IV-VII А групп в связи с их положением в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

    • 2.2. Химическая связь и строение вещества.

Ковалентная химическая связь, ее разновидности, механизмы образования. Характеристики связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств вещества от их состава и строения (особенностей их кристаллической решетки).

    • 2.3. Химическая реакция.

      • 2.3.1. Химическая кинетика. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

      • 2.3.2. Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.

      • 2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.

    • 2.4. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 1-4, 19-24, 30-31.

Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » (по материалам КИМов ЕГЭ)

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

  • ТЕМА 3. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (задания ЕГЭ по химии: 5-10, 30, 31, 32, 34).

    • 3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений

Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.

    • 3.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

    • 3.3. Характеристика переходных элементов и их соединений

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.

Взаимосвязь различных классов неорганических соединений.

    • 3.4. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 5-10, 30, 31, 32, 34.

Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

  • ТЕМА 4. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.  ХИМИЯ И ЖИЗНЬ. (задания ЕГЭ по химии: 11-18, 33, 35).

    • 4.1. Углеводороды

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.

Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

    • 4.2. Кислородсодержащие органические соединения

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.

    • 4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.

Взаимосвязь органических соединений.

    • 3.8. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 11-18, 33, 35.

Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

  • ТЕМА 5. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (задания ЕГЭ по химии: 25-29, 34, 35).

o 5.1. Экспериментальные основы химии.

Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. Применение веществ.

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. Расчетные задачи на установление массы (объема, количества) вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; массовой или объемной доли продукта реакции от теоретически возможного выхода; массовой доли (массы) химического соединения в смеси; молекулярной формулы вещества.

o 5.2. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями.

o 5.3. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 25-29, 34, 35.

    • 5.4. Итоговый контроль в форме ЕГЭ.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Самостоятельные работы, ч.

1.

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ

1

1

-

2.

Теоретические основы химии. Общая химия

8

4

4

3.

Неорганическая химия

10

4

6

4.

Органическая химия

10

5

5

5.

Обобщение и повторение материала за школьный курс химии

5

3

2


Итого

34

17

17

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ



1

1.1. Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.

1



Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия



2

2.1. Химический элемент и химическая связь.

1



3

2.2. Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь».

1



4

2.3. Химическая кинетика.

1



5

2.4. Решение задач по теме: «Химическая кинетика».

1



6

2.5. Теория электролитической диссоциации.

1



7

2.6. Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации».

1



8

2.7. Окислительно-восстановительные реакции.

1



9

2.8. Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции».

1



Тема 3. Неорганическая химия

10ч



10

3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

1



11

3.2. Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения».

1



12

3.3. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород).

1



13

3.4. Решение задач по теме: «Галогены».

1



14

3.5. Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород».

1



15

3.6. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода).

1



16

3.7. Решение задач по теме: «Подгруппа азота».

1



17

3.8. Решение задач по теме: «Подгруппа углерода».

1



18

3.9. Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений.

1



19

3.10. Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений».

1



Тема 4. Органическая химия

10ч



20

4.1. Теория строения органических соединений. Изомерия.

1



21

4.2. Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины, алкадиены.

1



22

4.3. Решение задач по теме: «Предельные углеводороды».

1



23

4.4. Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды».

1



24

4.5. Ароматические углеводороды.

1



25

4.6. Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот).

1



26

4.7. Решение задач.

1



27

4.8. Решение задач.

1



28

4.9. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества.

1



29

4.10. Решение задач.

1



Тема 5. Обобщение и повторение материала за школьный курс химии



30

5.1. Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

1



31

5.2. Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

1



32

5.3. Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок.

1



33

5.4. Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

1



34

5.5. Итоговый контроль в форме ЕГЭ.

1



















Литература

Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. М. Дрофа, 2007).

2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.

3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.

4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.

5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.

6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.

7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

8. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.

9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л. 3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л

10. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.

11. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 0,7 п.л.

12. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. – Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.

13. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.

14. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Химия/ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. – В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ – М.: 2004. Объем 2 п.л.

15. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.

16. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе – М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.

17. Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

18. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. – М.: Просвещение, 2004.

19. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года

20. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Дорофеев М.В. и др. Единый государственный экзамен: 2005 г.: Химия: Тренировочные задания.

21. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / А.А.Каверина, М.Г. Снастина, Н.А.Богданова – М.: Вентана-Граф, 2006.

22. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.


Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)

1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009

2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).

3. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.

4. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.

5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.

6. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.

7. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.

8. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.

9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна