Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Ушумунская средняя общеобразовательная школа
п. Ушумун Магдагачинского района Амурской области
«Согласовано» Руководитель МО МОБУ Ушумунской СОШ ___________ / Мельникова О.В. / Протокол № ____ от «____»________2021г | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОБУ Ушумунской СОШ ___________ / Толпыго О.В. / «____»________2021г | «Утверждаю» Директор МОБУ Ушумунской СОШ ____________ / Судакова А.Д. / Приказ № ____ от «____»________2021Г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО ХИМИИ
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
11 класс
2021 – 2022 учебный год
1. Планируемые результаты изучения курса
Предлагаемый курс направлен на подготовку учащихся 11 классов к единому государственному экзамену по химии.
Программа курса включает:
- элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ,
- рекомендации по повторению и изучению тем,
- комплексные задания по каждой теме,
- выполнение упражнений по КИМам для подготовке к ЕГЭ
Цель курса: Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по химии
Задачи курса
Повторить и закрепить знания учащихся по основным темам курса неорганической и органической химии.
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении заданий КИМ.
Развитие умений применять знания в конкретных ситуации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / понимать:
1. Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы ,электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
2. Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий(строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.
Понимать границы применимости изученных химических теорий.
Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
3. Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.
Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.
Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Учащиеся должны уметь:
Называть
- изученные вещества по тривиальной или международной
номенклатуре
Определять/ классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)
Характеризовать:
- s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия
Планировать/проводить:
- эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;
- вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Содержание учебного курса
ТЕМА 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ
Спецификация ЕГЭ по химии 2021 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2021 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2021 г. Контрольно-измерительные материалы по химии. (анализ типичных ошибок).
Изменения в содержании ЕГЭ по химии. Характеристика содержания части 1 ЕГЭ по химии 2021 г. Характеристика содержания части 2 ЕГЭ по химии 2021 г.
Особенности самостоятельной подготовки дома по тренировочным материалам. Создание дневника «Мои успехи и достижения». Интернет-ресурсы для подготовки школьников к ЕГЭ по химии.
ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (задания ЕГЭ по химии: 1-4, 19-24, 30, 31).
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p-, d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
Общая характеристика металлов I-III А групп в связи с их положением в периодической системе и особенности строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IV-VII А групп в связи с их положением в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности, механизмы образования. Характеристики связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств вещества от их состава и строения (особенностей их кристаллической решетки).
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » (по материалам КИМов ЕГЭ)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
ТЕМА 3. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (задания ЕГЭ по химии: 5-10, 30, 31, 32, 34).
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
Взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
3.4. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 5-10, 30, 31, 32, 34.
Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
ТЕМА 4. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ. (задания ЕГЭ по химии: 11-18, 33, 35).
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
Взаимосвязь органических соединений.
Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
ТЕМА 5. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (задания ЕГЭ по химии: 25-29, 34, 35).
o 5.1. Экспериментальные основы химии.
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. Применение веществ.
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. Расчетные задачи на установление массы (объема, количества) вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; массовой или объемной доли продукта реакции от теоретически возможного выхода; массовой доли (массы) химического соединения в смеси; молекулярной формулы вещества.
o 5.2. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями.
o 5.3. Отработка заданий ЕГЭ по химии: 25-29, 34, 35.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Теоретическое обучение, ч. | Самостоятельные работы, ч. |
1. | Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ | 1 | 1 | - |
2. | Теоретические основы химии. Общая химия | 8 | 4 | 4 |
3. | Неорганическая химия | 10 | 4 | 6 |
4. | Органическая химия | 10 | 5 | 5 |
5. | Обобщение и повторение материала за школьный курс химии | 5 | 3 | 2 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ | 1ч | | |
1 | 1.1. Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену. | 1 | | |
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия | 8ч | | |
2 | 2.1. Химический элемент и химическая связь. | 1 | | |
3 | 2.2. Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь». | 1 | | |
4 | 2.3. Химическая кинетика. | 1 | | |
5 | 2.4. Решение задач по теме: «Химическая кинетика». | 1 | | |
6 | 2.5. Теория электролитической диссоциации. | 1 | | |
7 | 2.6. Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации». | 1 | | |
8 | 2.7. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | | |
9 | 2.8. Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». | 1 | | |
Тема 3. Неорганическая химия | 10ч | | |
10 | 3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. | 1 | | |
11 | 3.2. Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения». | 1 | | |
12 | 3.3. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород). | 1 | | |
13 | 3.4. Решение задач по теме: «Галогены». | 1 | | |
14 | 3.5. Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород». | 1 | | |
15 | 3.6. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). | 1 | | |
16 | 3.7. Решение задач по теме: «Подгруппа азота». | 1 | | |
17 | 3.8. Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». | 1 | | |
18 | 3.9. Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений. | 1 | | |
19 | 3.10. Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений». | 1 | | |
Тема 4. Органическая химия | 10ч | | |
20 | 4.1. Теория строения органических соединений. Изомерия. | 1 | | |
21 | 4.2. Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины, алкадиены. | 1 | | |
22 | 4.3. Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». | 1 | | |
23 | 4.4. Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды». | 1 | | |
24 | 4.5. Ароматические углеводороды. | 1 | | |
25 | 4.6. Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот). | 1 | | |
26 | 4.7. Решение задач. | 1 | | |
27 | 4.8. Решение задач. | 1 | | |
28 | 4.9. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества. | 1 | | |
29 | 4.10. Решение задач. | 1 | | |
Тема 5. Обобщение и повторение материала за школьный курс химии | 5ч | | |
30 | 5.1. Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | | |
31 | 5.2. Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | | |
32 | 5.3. Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | | |
33 | 5.4. Итоговый контроль в форме ЕГЭ. | 1 | | |
34 | 5.5. Итоговый контроль в форме ЕГЭ. | 1 | | |
Литература
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. М. Дрофа, 2007).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
8. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.
9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л. 3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л
10. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.
11. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 0,7 п.л.
12. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. – Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.
13. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.
14. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Химия/ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. – В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ – М.: 2004. Объем 2 п.л.
15. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.
16. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе – М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.
17. Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
18. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. – М.: Просвещение, 2004.
19. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
20. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Дорофеев М.В. и др. Единый государственный экзамен: 2005 г.: Химия: Тренировочные задания.
21. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / А.А.Каверина, М.Г. Снастина, Н.А.Богданова – М.: Вентана-Граф, 2006.
22. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)
1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
3. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
4. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
6. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
7. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
8. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна