СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по химии 10 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предполагаемая программа направлена на углубление и расширение химических знаний учащихся через: решение расчетных задач, системно – деятельностный подход к цепочкам превращений, окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

Предполагаемая программа имеет, прежде всего, практическую направленность, так как предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития химических умений и навыков.

Изучение данной программы предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем к ЕГЭ.

Курс рассчитан на 34 часа в год, при ведении 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по химии 10 класс.»


Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования Администрации Курманаевского района

МБОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей районным экспертным директор /Кузьминов Э.П./

естественно-математического советом, протокол № ___ _____________

цикла от _____________ Приказ №___ от _________ _____________











Решение задач по органической химии.

Программа факультативного курса.








Составила:

Дёмина Ольга Михайловна

учитель химии и биологии первой квалификационной категории













с.Михайловка, 2012

Пояснительная записка


Предполагаемая программа направлена на углубление и расширение химических знаний учащихся через: решение расчетных задач, системно – деятельностный подход к цепочкам превращений, окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы рассматривается весьма поверхностно – например: решению задач отводится неоправданно мало внимания. А между тем решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. При решении задач у учащихся вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Среди многообразия процессов и явлений, протекающих в окружающем нас мире, окислительно-восстановительные реакции являются жизненно важными. Без изучения окислительно-восстановительных реакций невозможно понять и современную химию.

Генетические цепочки превращений органических соединений в материалах ЕГЭ встречаются довольно часто. Для их выполнения необходимо знать основные классы органических соединений, их классификацию, номенклатуру, способы получения веществ и их химические свойства, механизмы реакций. К сожалению, времени урока порой недостаточно для того, чтобы выполнить подобные задания. Цепочки – это оптимальный способ проверки большого объема знаний практически по всем разделам органической химии.

Предполагаемая программа имеет, прежде всего, практическую направленность, так как предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития химических умений и навыков.

Изучение данной программы предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем к ЕГЭ.

Курс рассчитан на 34 часа в год, при ведении 1 час в неделю.

Программа рассчитана для учащихся 10 класса. Данный курс содержит учебно-тематический план и содержание курса программы факультативного курса по химии в 10 классе «Основы органической химии» Кабановой Н.Н. МБОУ «Судиловская СОШ» Костромской области.


Цель: расширение и углубление знаний, формирование у учащихся умений и навыков: решения расчетных задач различных типов, составления уравнений окислительно-восстановительных реакций органической химии, составления уравнений химических реакций по цепочкам превращений; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


Задачи:

  1. Освоить ранее неизвестные учащимся приёмы и методы решения задач, ОВР и генетических превращений, в ходе которых учить ставить вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, выполнять практические задания, в том числе и проектные;

  2. Развить исследовательскую деятельность, готовность к решению нестандартных задач, умение находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнѐрами во время внеучебной деятельности, способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности

  3. Подготовить учащихся к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

  4. Вызвать интерес к изучаемым темам.

  5. Воспитать ответственное отношение к учению, готовность и

способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов.



Основные принципы:

опережающая сложность (дома предлагается решить по 5-10 задач на неделю, причем 3-5 доступны всем, 1-3 – небольшой части учащихся и 1-2 – ни одному ученику);

смена приоритетов (при решении достаточно трудных задач отдается приоритет идее; при решении стандартных, простых задач, главное – правильный ответ);

вариативность (сравнение различных методов и способов решения);

самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).



Методы обучения:

Словесные: устное изложение, объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.

Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц;

Практические: решение задач, ОВР, генетических превращений, проектная деятельность, организационная деятельность, составление портфолио.


Формы организации деятельности учащихся

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная.

Формы проведения занятий

1) лекция;

2) практикум;

3) защита проектов;

4) консультация;

5) презентация порфолио;

6) мастерская по решению задач.


Формы и методы, технологии по формированию УУД:

1) личностные УУД

технология ведения проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова);

2) регулятивные УУД

работа с картой урока;

применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман);

работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам);

3) учебно-познавательные УУД

решение проектных задач;

применение словарей, справочников, ИКТ – технологий;

дифференциация заданий;

применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

4)коммуникативные

защита проектов;

групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная организация занятий


Виды заданий,

формирующие универсальные учебные действия

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах;

подведение итогов занятия;

творческие задания;

самооценка;

составление портфолио.

Познавательные

«Поиск лишнего»;

«Цепочки»;

нестандартные решения;

составление схем-опор;

работа со справочниками;

составление алгоритмов решения задач.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль;

диспут;

«Ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Коммуникативные

Составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Формы контроля

тестирование, коллоквиум, зачет, защита проектов, портфолио-оценка (Приложение 2)


Критерии и нормы оценки

1) Тестирование (тематическая форма контроля)

По итогам тестирования учащийся получает словесную форму отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»

«удовлетворительно» ставится, если выполнено от 50 до 60% предложенных заданий,

«хорошо» - если выполнено от 60% до 80% и «отлично», если выполнено от 80% до 100%


2) зачет (итоговая форма контроля, применяется для подведения итогов полугодия)

«зачет» - выполнено 70% и более из предложенных заданий,

«незачет» - выполнено менее 70% задания.


3) коллоквиум (текущая форма контроля, проводится в форме беседы учителя и ученика с целью выяснения уровня знаний).


4) Критерии оценки портфолио ученика (портфолио оформляется в течение всего периода обучения и оценивается 1 раз в 11 классе и является итоговой формой контроля).


1. Учебная работа.

- Участие в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады по химии;

- участие в конкурсах и т. д.

2. Аккуратность и эстетичность оформления.

3. Наглядность.

4. Структурированность.


В процессе обучения данного курса учащиеся с наиболее высокой учебно-познавательной мотивацией поощряются накопительными бонусами, похвальными листами. Родителям отправляются благодарственные письма. По окончании курса все участники получают сертификат.




Содержание программы


Введение (1час)

Структура и содержание курса. Цели и задачи курса. Выявление потребностей учащихся, как заказчиков образовательных услуг.


Тема 1. Основы органической химии (7 часов)

Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Структурные формулы органических веществ. Изомерия и гомология. Основные классы органических веществ.

Задачи на вывод химических формул органических веществ:1) на основании массовой доли элементов; 2) на основании относительной плотности газообразного вещества по другому газу, массовой доли элементов и общей формулы гомологического ряда 3) по массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания органического вещества; 3) по общим формулам гомологических рядов органических соединений.

Практическая работа 1 « Качественные реакции на органические вещества»


Тема 2. Расчеты по химическим уравнениям и закономерностям протекания химических реакций (7 часов)

Нахождение массы (объема, количества вещества, количества структурных частиц) исходного вещества или продукта реакции по известной массе (количеству вещества, количеству структурных частиц) исходного вещества или продукта реакции. Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции. Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Решение задач на вычисление массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Решение задач на вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

Практическая работа 2 «Нахождение массовой доли растворенного вещества по известным данным реагирующих с ним веществ»


Тема 3. Генетическая связь между основными классами органических соединений (6 часов)

Генетические ряды углеводородов. Генетические ряды кислородсодержащих органических веществ. Генетические ряды азотсодержащих органических соединений. Объединение генетических рядов. Решение упражнений на осуществление превращений. Решение генетических цепочек различных типов. Решение заданий уровня С3 демонстрационных вариантов ЕГЭ по химии прошлых лет.

Лабораторная работа «Получение сложного эфира»


Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (6 часов)

Важнейшие окислители и восстановители. Особенности расстановка коэффициентов методом электронного баланса в уравнениях с органическими веществами. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Влияние среды на продукты окислительно-восстановительных реакций. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Практическая работа 3 «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии»


Тема 5. Решение комбинированных и эвристических задач (5 часов)

Алгоритмы решения комбинированных задач. Задачи на смеси органических веществ. Особенности олимпиадных задач. Расчетные задачи районного и областного тура химических олимпиад прошлых лет. Эвристические задачи.


Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  • Теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова с доказательствами положений на примерах органических веществ;

  • Изомерию и гомологию органических соединений;

  • Расчётные формулы и алгоритмы типовых задач;

  • Строение, физические и химические свойства органических веществ;

  • Закономерности протекания органических реакций;

  • Формулы типичных окислителей и восстановителей;

  • Методику составления окислительно-восстановительных реакций различными методами;

  • Генетическую связь между классами органических веществ;

  • Классификацию цепочек превращений органических соединений.


Учащиеся должны уметь:

  • Определять тот или иной тип расчётных задач;

  • Анализировать условия задачи;

  • Выявлять химическую сущность задачи;

  • Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

  • Производить математические расчёты;

  • Использовать несколько способов при решении задачи;

  • Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций органических соединений на основании методов: электронного и электронно-ионного баланса;

  • Осуществлять цепочки превращений любого типа;

  • Уметь решать задания по органической химии уровней А, В, С1(на органических окислительно-восстановительных реакциях), С3 и С5.



Ожидаемые результаты формирования УУД

  1. Личностные универсальные учебные действия

  • Различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • Оценивать свои и чужие поступки;

  • Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

  • Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;

  • Выражать положительное отношение к процессу познания;

  • Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность

  • Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.


  1. Регулятивные универсальные учебные действия

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • Планировать решение учебной задачи;

  • Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);

  • Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  • Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • Оценивать результаты деятельности;

  • Анализировать собственную работу;

  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


3. Познавательные универсальные учебные действия

  • Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

  • Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.


4.Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  • Сравнивать разные виды текста;

  • Составлять план текста;

  • Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.


Ожидаемые результаты курса:

  • повышение интереса к предмету «химия»;

  • умелое изложение рассуждений в ходе решения задач, точное и грамотное формулирование теоретических положений;

  • уверенное владение алгоритмами при решении соответствующих заданий;

  • навык самоконтроля и самоанализа действий;

  • навык анализа и синтеза данных;

  • осознанный выбор ЕГЭ по химии и профориентация.


Предполагаемые темы защиты:

- Разработка дидактического материала к любому типу расчетных задач.

- Составление инструкций - алгоритмов решения расчетных задач любого типа.

- Окислительно-восстановительные реакции на космическом корабле.

- ОВР в организме человека.

- Самый сильный окислитель.

- Цепочки простые и сложные с решениями.



Приложение 2.

Требования к оформлению портфолио


1. Раздел 1 «Мой портрет»

  • личные данные учащегося, ведущего Портфолио;

  • информация, помогающая обучающемуся проанализировать свои способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самообучения;

  • результаты проведенного обучающимся самоанализа;

  • описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;

  • результаты проведенной работы по самобучению обучающегося.

2. Раздел II «Портфолио документов»

  • перечень представленных в Портфолио официальных документов;

  • все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;

  • табели успеваемости;

  • грамоты, дипломы за участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.:

  • благодарственные письма.

3. Раздел III «Портфолио работ»

  • перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ;

  • доклады и рефераты обучающегося;

  • проектные работы обучающегося;

  • статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;

  • «Зачетные листы» обучающегося;

5. Раздел V «Копилка»






Формы и методы, технологии по формированию УУД:

1) личностные УУД

-технология ведения проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова);

2) регулятивные УУД

работа с картой урока;

применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман);

работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам);

3) учебно-познавательные УУД

- решение проектных задач;

- применение словарей, справочников, ИКТ – технологий;

- дифференциация заданий;

- применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

4)коммуникативные

- защита проектов;

- групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, парная организация занятий






Содержание программы


Введение (1час)

Структура и содержание курса. Цели и задачи курса. Выявление потребностей учащихся, как заказчиков образовательных услуг.


Тема 1. Основы органической химии (7 часов)

Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Структурные формулы органических веществ. Изомерия и гомология. Основные классы органических веществ.

Задачи на вывод химических формул органических веществ:1) на основании массовой доли элементов; 2) на основании относительной плотности газообразного вещества по другому газу, массовой доли элементов и общей формулы гомологического ряда 3) по массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания органического вещества; 3) по общим формулам гомологических рядов органических соединений.

Практическая работа 1 « Качественные реакции на органические вещества»


Тема 2. Расчеты по химическим уравнениям и закономерностям протекания химических реакций (7 часов)

Нахождение массы (объема, количества вещества, количества структурных частиц) исходного вещества или продукта реакции по известной массе (количеству вещества, количеству структурных частиц) исходного вещества или продукта реакции. Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции. Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Решение задач на вычисление массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Решение задач на вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

Практическая работа 2 «Нахождение массовой доли растворенного вещества по известным данным реагирующих с ним веществ»


Тема 3. Генетическая связь между основными классами органических соединений (6 часов)

Генетические ряды углеводородов. Генетические ряды кислородсодержащих органических веществ. Генетические ряды азотсодержащих органических соединений. Объединение генетических рядов. Решение упражнений на осуществление превращений. Решение генетических цепочек различных типов. Решение заданий уровня С3 демонстрационных вариантов ЕГЭ по химии прошлых лет.

Лабораторная работа «Получение сложного эфира»


Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (7 часов)

Важнейшие окислители и восстановители. Особенности расстановка коэффициентов методом электронного баланса в уравнениях с органическими веществами. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Влияние среды на продукты окислительно-восстановительных реакций. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Практическая работа 3 «Окислительно-восстановительные реакции в органической химии»


Тема 5. Решение комбинированных и эвристических задач (5 часов)

Алгоритмы решения комбинированных задач. Задачи на смеси органических веществ. Особенности олимпиадных задач. Расчетные задачи районного и областного тура химических олимпиад прошлых лет. Эвристические задачи.

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

  • Теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова с доказательствами положений на примерах органических веществ;

  • Изомерию и гомологию органических соединений;

  • Расчётные формулы и алгоритмы типовых задач;

  • Строение, физические и химические свойства органических веществ;

  • Закономерности протекания органических реакций;

  • Формулы типичных окислителей и восстановителей;

  • Методику составления окислительно-восстановительных реакций различными методами;

  • Генетическую связь между классами органических веществ;

  • Классификацию цепочек превращений органических соединений.


Учащиеся должны уметь:

  • Определять тот или иной тип расчётных задач;

  • Анализировать условия задачи;

  • Выявлять химическую сущность задачи;

  • Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

  • Производить математические расчёты;

  • Использовать несколько способов при решении задачи;

  • Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций органических соединений на основании методов: электронного и электронно-ионного баланса;

  • Осуществлять цепочки превращений любого типа;

  • Уметь решать задания по органической химии уровней А, В, С1(на органических окислительно-восстановительных реакциях), С3 и С5.



Литература для учителя и учащихся

  1. Косова О.Ю Химия в расчётных задачах, - Челябинск: «Взгляд» 2006;

  2. Габриелян О.С., П.В.Решетов, И.Г.Остроумов Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл, - М:. «Дрофа» 2006;

  3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8 -11 кл , - М:. «Новая волна» 2005;

  4. Шипуло Е.В. Решение задач по химии, - М:. «Эксмо» 2005;

  5. Лидин Р.А. Дидактические материалы, - М:. «Дрофа» 2000;

  6. Косова О.Ю., Егорова Л.Л. ЭГЕ химия справочные материалы, - Челябинск «Взгляд» 2005;

  7. Научно – методический журнал «Химия в школе»

№ 2,7,8/2004, № 4,7,9,10/2005, № 1,9,3,8,2,10/2006, № 8,2,9,10/2007 № 1,3/2008.

  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии 2005-2012гг.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!