Программа факультативного курса по русскому языку для подготовки к экзаменам в 9 классе
Актуальность:
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе.
Цели и задачи курса:
Теоретические:
-выработать у учащихся лингвистическое чутье;
-выработать любовь к хорошей, правильной русской речи;
-ознакомить учащихся с нормами литературного языка;
-повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации,
- предупредить ошибки в собственных письменных работах, при ГИА.
- привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.
Развивающие.
-Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах,
видах речевой деятельности,
функциональных стилях русской речи.
-Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей.
Практические:
-Формирование устойчивых навыков грамотного письма, создание базы, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
-Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Учебно- тематическое планирование.
| Перечень разделов | Всего часов | Кол-во лекц. Занятий | Кол-во практ. зан. | Формы контроля |
1. | Повторим орфографию. Занятие 1 Имя существительное, имя прилагательное, наречие. Занятие 2 Написание ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях-шься,-чься,-жьте,-чьте. Занятие 3 Союзы и производные предлоги Как опознавательный признак пунктограммы. Занятие 4 Написание О-Е после шипящих. Занятие 5 Деепричастный оборот. Занятие 6 Написание НЕ с любыми словами. Занятие 7 Не с определенными частями речи. Занятие 8 Написание И-Ы после Ц. Занятие 9 Причастный оборот. Занятие 10 Н-НН в полных прилагательных и причастиях. Занятие 11 Отрицательные местоимения и наречия. Занятие 12 Различение НЕ и НИ в предложении. Занятие 13 Обособление определения и приложения. Занятие 14 Разграничение НИ и НЕ в сочетаниях | 14 | | 14 | Коллективная работа. |
2. | Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения». | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. |
3. | Определение функционального стиля текста. | 3 | 1 | 2 | Коллективная работа. |
4. | Анализ текста худ стиля с грамматическим заданием. | 3 | 1 | 2 | Коллективная работа. |
5. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. Рецензирование и редактирование творческих работ. | 3 | 1 | 2 | Коллективная и самостоятельная работа. Творческая работа. Коллективная работа. |
6. | Функциональные особенности научного стиля. Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. Обучающее сочинение по тексту научного стиля. Рецензирование и редактирование творческих работ. | 4 | 1 | 3 | Коллективная работа. Самостоятельная Работа. Творческая работа. Творческая работа. |
7. | Анализ текста разговорного стиля. Обучающее сочинение по тексту разг. стиля. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа. |
8. | Функциональные особенности официально- делового стиля. Практическая работа с текстом. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. Самостоятельная работа. |
9 | Изложение как жанр. Виды изложений. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. |
10 | Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. Самостоятельная работа. |
11 | Общие принципы написания сочинений. Композиция сочинения. Редактирование текста. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. Самостоятельная работа. |
12 | Анализ стихотворного и прозаического произведения. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа. Самостоятельная работа. |
Список литературы.
1.И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. - М.: Рольф,1999
2. Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий
3.Е.С.Антонова Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход.М.:кнорус,2007.
4.Г.Г.Граник,С.М.Бондаренко,Л.А.Концевая.Как учить работать с книгой.М.,1995.
5.Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред.Т.А.Ладыженской.М.:Просвещение,1991.
6. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm