16
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Александровский сельскохозяйственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
______________В.А. Сало
«____» ________ 2018 г.
ПРОГРАММА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Составил:
социальный педагог
Василиади Светлана Ивановна
с. Александровское
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Цели и планируемые результаты | 4 |
Содержание курса и тематический план | 5 |
Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях | 7 |
Формы и методы организации учебной деятельности обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 12 |
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 13 |
Пояснительная записка
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.
Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к обучающимся относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Данная учебная программа рассчитана на обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагает формирование у обучающихся понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.
Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование у обучающихся умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
– понимание, откуда берутся деньги;
– умение:
· различать краткосрочные и долгосрочные потребности,
· определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни;
– уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.
Интеллектуальные (метапредметные):
— владение умением решать практические финансовые задачи:
· анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;
· ставить цели финансовой деятельности;
· планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
· оценивать альтернативные способы достижения целей;
— владение коммуникативными компетенциями:
· вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
· анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);
– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Предметные:
– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);
– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);
– понимание принципов функционирования финансовой системы России.
Содержание курса и тематический план
Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную, составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом блок-модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях.
Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. Но преподаватель может преподавать их и в другом порядке или давать не все темы. Всё зависит от времени, которым располагает преподаватель. В тематическом плане указано количество аудиторных часов, необходимое для освоения данной темы, а также формы занятий, в которых может осуществляться обучение.
Используется система обозначений типов занятий: Л – лекция; П – практикум; К – контроль; И – игра.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль, тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов |
1. Источники денежных средств семьи | | 5 |
Структура доходов семьи. Зарплата как источник дохода . | Л/П | 1 |
Структура семейных расходов. . Контроль семейных расходов | Л/П | 1 |
Совет на каждый день (тема 3). Задание | К | 1 |
Что такое семейный бюджет. Составление, исполнение и анализ семейного бюджета | Л/П | 1 |
Совет на каждый день (тема 1). Задание | К | 1 |
2. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | | 2 |
Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных бумагах. Отличие акций от облигаций. Финансовые организации, предоставляющие услуги гражданам | Л/П | 1 |
Совет на каждый день (тема 2). Задание | К | 1 |
3. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | | 1 |
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. Исполнение финансового плана семьи | Л/П | 1 |
4. Риски в мире денег | | 2 |
Что такое финансовое мошенничество. Финансовые риски при расчётах за товары и услуги | Л/П | 1 |
Телефонное мошенничество | Л | 1 |
5. Банки и их роль в жизни семьи | | 3 |
Банки и их функции. Договор банковского вклада и банковского счёта. Банковский вклад | Л / П | 1 |
Банковский кредит и условия его предоставления. Договор займа, заключённый гражданами | Л/ П/ И | 1 |
Совет на каждый день (тема 4). Задание | К | 1 |
6.Собственный бизнес | | 4 |
Что такое предпринимательская деятельность. Ответственность за незаконное предпринимательство | Л / П | 1 |
Формы организации своего бизнеса. Разница между своей организацией и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Создание юридического лица и государственная регистрация | Л / П | 1 |
Что такое малый бизнес и чем он отличается от среднего и крупного бизнеса. Законы, регулирующие деятельность малого бизнеса. Что такое крестьянское фермерское хозяйство и как его создать. Банкротство – один из финансовых рисков собственного бизнеса | Л / П | 1 |
Совет на каждый день (тема 6). Задание | К | 1 |
7.Правовая защита гражданина в мире денег и финансов | | 2 |
Правовая защита сбережений в банках. Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги | Л / П | 1 |
Обязанность правоохранительных органов по защите прав граждан. Право на обращение в суд | Л / П | 1 |
8.Страхование как способ сокращения финансовых потерь | | 1 |
Виды и формы страхования | Л /П | 1 |
ИТОГО | | 20 |
Перечень дидактических единиц, подлежащих
изучению на занятиях
Модуль 1. Источники денежных средств семьи
Базовые понятия и знания:
структура доходов населения, структура доходов семьи, заработная плата, социальные льготы и выплаты, профсоюз, безработица; знание структуры доходов населения России и её изменений в конце XX — начале XXI в.; характеристики факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; формирования оплаты труда наёмных работников; знание о льготах для определённых категорий граждан; об условиях получения пособия по безработице; знание того, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав; благосостояние семьи, доходы и расходы семьи, жизненный цикл семьи, контроль за расходами семьи; знание зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание структуры расходов на различных этапах жизненного цикла семьи; семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье; постоянные и переменные расходы; личный бюджет; знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и своих личных расходов.
Личностные характеристики и установки:
понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно личные доходы; роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников; понимание того, что человек, работающий на предприятии, обладает законными правами и обязанностями; понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям; понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
рассчитывать личный и семейный доход; определять, на какие льготы и социальные выплаты имеет право гражданин в зависимости от его ситуации; соотносить условия трудового договора с нормами Трудового кодекса РФ; читать диаграммы, графики и таблицы, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; различать личные расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; составлять семейный и личный бюджет; вести учёт доходов и расходов; осуществлять анализ бюджета семьи.
Компетенции:
определять и оценивать варианты повышения личного дохода; соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; оценивать свои ежемесячные расходы; давать оценку различным потребностям и желаниям с точки зрения финансовых возможностей, определять приоритетные траты и исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Модуль 2. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций
Базовые понятия и знания:
банк, инвестиционный фонд, ценные бумаги, банковский вклад, страховая компания; знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; видов страхования (жизни, материальных объектов, медицинского и др.); знание того, куда можно обращаться за юридической помощью в случае вступления в отношения с банками, инвестиционными фондами и другими финансовыми учреждениями.
Личностные характеристики и установки:
понимание принципа хранения денег на банковском счёте; вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости быть осторожным и внимательным при совершении каких-либо финансовых операций.
Умения:
рассчитывать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и других операций, доходность по ценным бумагам, ежемесячные платежи по страхованию.
Компетенции:
искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.
Модуль 3. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи
Базовые понятия и знания:
финансовое планирование, резерв и накопления; знание возможных норм при создании финансовых резервов семьи; представление о рациональных схемах ведения общего семейного бюджета.
Личностные характеристики и установки:
понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
отличать финансовые инвестиции от семейных сбережений; контролировать доходы и расходы семьи.
Компетенции:
откладывать деньги на определённые цели; выбирать рациональные схемы накопления для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 4. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания:
финансовый риск, финансовое мошенничество, фальшивые деньги, чаевые; знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности при расчётах за товары; куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и пр.); правовой природы чаевых.
Личностные характеристики и установки:
понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; природы финансовых рисков в современной экономической ситуации; способов защиты от финансовых мошенников; необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Умения:
защититься от финансового мошенничества и минимизировать свой финансовый риск; защищать свою личную информацию, связанную с финансовыми расчётами в сети Интернет; правильно выстраивать своё поведение в случае финансового мошенничества.
Компетенции:
знать, как не стать жертвой финансовых мошенников в реальной жизни и при интернет-расчётах; критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения финансового риска.
Модуль 5. Банки и их роль в жизни семьи
Базовые понятия и знания:
банковская система, коммерческий банк, банковская лицензия, банковский счёт, банковский вклад, депозит, кредит, кредитная история, процент, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование; знание банковской системы, видов депозитов, видов кредитов, характеристик кредита, параметров выбора необходимого вида кредита, сбережений, заёмных средств физических лиц.
Личностные характеристики и установки:
понимание сути банковского обслуживания и основных банковских договоров (банковского вклада, счёта, кредитного договора); возможностей при получении кредита; сути кредита и основных условий кредитования; различий между дебетовой и кредитной картами; понимание последствий, к которым может привести неисполнение кредитных обязательств и способов уменьшения рисков.
Умения:
определять, какой договор необходимо заключить с банком; читать договоры банковского счёта, депозитные и кредитные договоры; находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков.
Компетенции:
оценивать надёжность банка; сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; выбирать подходящий вариант банковского обслуживания; пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками для повышения своего благосостояния; принимать решение о необходимости получения кредита или займа.
Модуль 6. Собственный бизнес
Базовые понятия и знания:
бизнес, предпринимательская деятельность, незаконное предпринимательство, малый бизнес, крестьянское фермерское хозяйство, банкротство; знание правил создания нового бизнеса; форм организации собственного бизнеса; ответственности за незаконное предпринимательство; правовых основ создания юридического лица и порядка государственной регистрации бизнеса; законов, регулирующих деятельность малого бизнеса и крестьянского фермерского хозяйства; знание процедуры банкротства.
Личностные характеристики и установки:
понимание сложности и ответственности занятия бизнесом; рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу; необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности; разницы между своей организацией и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя; понимание того, что банкротство индивидуального предпринимателя или компании – один из финансовых рисков собственного бизнеса.
Умения:
находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса; составлять алгоритм первых действий для создания своего бизнеса и вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции:
оценивать идеи для открытия собственного дела; выбирать оптимальную форму для ведения собственного бизнеса; оценивать риск банкротства своей компании.
Модуль 7. Правовая защита гражданина в мире денег и финансов
Базовые понятия и знания:
правовая защита, права потребителей, виды нарушений экономических прав граждан; знание того, кто и как может помочь в случае злоупотреблений в мире денег или при невыполнении обязательств финансовыми учреждениями; знание прав гражданина в мире финансов, товаров и услуг и обязанностей государства по защите прав граждан в этой сфере.
Личностные характеристики и установки:
понимание того, что субъект в финансовых отношениях обладает правами и обязанностями; что финансовые и торговые отношения строятся в соответствии с законодательством и что при решении многих финансовых вопросов необходимо изучить правовую сторону.
Умения:
оформлять исковое заявление в гражданский суд; находить актуальную информацию о защите прав потребителей в Интернете.
Компетенции:
анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения права; правильно использовать законодательство в защите своих интересов.
Модуль 8. Страхование как способ сокращения финансовых потерь
Базовые понятия и знания:
Страховой случай, страховая премия, страховая выплата, страхование имущества, договор страхования, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование, обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.
Личностные характеристики и установки:
понимание существования рисков в окружающем мире и возможности их снижения через систему страхования; осознание того, что человек может сам повлиять на своё будущее
Умения:
снижать риски с помощью услуг страховых организаций; снижать риски при формировании инвестиционного портфеля
Компетенции:
отличать систематический риск от несистематического; различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления;
Формы и методы организации учебной деятельности обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В ходе организации учебной деятельности будут использоваться следующие формы занятий:
– лекция: основная задача преподавателя — рассказать о проблемах, с которыми обучающиеся будет иметь дело в будущем или встречается уже сейчас; объяснить, к чему может привести незнание основ финансовой грамотности. Лекция в курсе финансовой грамотности принципиально отличается от классического понимания лекции и может носить характер лекции-беседы, в ходе которой преподаватель вступает в диалог с учащимися путём постановки актуальных для учащихся вопросов. Если у учебной организации есть возможность, то для проведения лекции могут быть приглашены различные специалисты: банковские работники, специалисты страховых компаний, налоговой службы, действующие бизнесмены и др.
Таким образом, лекция может проходить в следующих формах:
· просмотр документальных и художественных фильмов;
· просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
· рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
· встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:
· поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
· поиск и анализ правовых документов по теме;
· разработка индивидуальных или групповых проектов;
· поиск решения кейсов;
· проведение мини-исследований;
· поиск информации для написания эссе;
· решение финансовых кроссвордов;
– занятие-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция.
Преподаватель может использовать другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оценивание учебных достижений обучающихся должно быть максимально объективным. Объективность оценивания обеспечивается его критериальностью. Это означает, что преподаватель оценивает результаты учебной деятельности обучающихся на основе критериев. Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от другого. В ходе учебной деятельности обучающихся будут осуществлять различные её виды, следовательно, должны быть разные критерии оценивания каждого вида деятельности и её результатов. Преподавателю необходимо познакомить обучающихся с критериями оценивания до начала работы. Очень важно, чтобы обучающиеся знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на занятиях. Поэтому далее будут представлены критерии оценивания той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика оценивания.
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (на семинарских и практических занятиях).
Текущий контроль проверяет конструктивность работы обучающегося на занятии, степень активности в решении практических задач, а также в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения модуля).
Промежуточный контроль проверяет степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном модуле. Важнейшая задача – выявить у обучающихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам. Промежуточный контроль может осуществляться посредством использования таких типов заданий;
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Итоговый контроль проверяет, насколько обучающиеся научились реально действовать в финансовой сфере (сформированная компетентность, навыки). Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой обучающийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Также итоговый контроль может реализовываться в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.
Оценивание решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое учащиеся осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценивания будет письменная работа с представленным ходом решения задачи.
Критерии оценивания следующие:
1) формулирование целей и условий, в которых решается задача;
2) определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи;
3) оценивание альтернатив;
4) обоснование итогового выбора.
Критерии | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Формулирование целей и условий | Адекватно сформулированы цели деятельности и определены условия (3 – 4), в которых необходимо решать задачу | Цель сформулирована нечётко или выделены не все условия | Цель сформулирована размыто или не поставлена вообще. Или отсутствует описание условий, в которых решается задача | Не осуществлено |
Выявление альтернативных вариантов | В результате поисковой деятельности выявлены и описаны альтернативы (3 – 5) решения задачи | В результате поисковой деятельности выявлены не все возможные или необходимые альтернативы | Альтернативы выявлены спонтанно, без обращения к различным источникам | Не осуществлено |
Оценивание альтернатив | Осуществлено оценивание каждой альтернативы с точки зрения определённых критериев выбора на основе научного знания, представленного в материалах для учащихся | В ходе оценивания альтернатив ученик частично не использует научное знание, больше опирается не на новое знание, а на опыт или традиции, стереотипы | Учащийся при Оценивании практически не опирается на новое знание, описанное в материалах для учащихся | Не осуществлено |
Обоснование Итогового выбора | Объяснён итоговый выбор как оптимальный, т. е. Решающий поставленную задачу | В объяснении может быть нарушена логика обоснования | Итоговый выбор обоснован без опоры на анализ, оценивание альтернатив решения задачи | Не осуществлено |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Используемая литература
1.Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2.Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению»).
3.Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).