КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Степана К.
г. Вяземский
2020 г.
Структура дефекта обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи, которая характеризуется бедностью содержания, отсутствием логики, последовательности, многочисленностью аграмматизмов. В речи отмечается фрагментарность, неоформленность предложений, пропуск главных членов. Отсюда следует актуальность создания отдельной программы по развитию связной речи, которая позволит систематизировать и совершенствовать логопедическую работу по этому важнейшему направлению.
Не менее важными теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя научные разработки о различных формах речевых нарушений и создания эффективных методик их преодоления Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26;
- Положение о рабочей программе специалиста службы сопровождения и здоровьесбережения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) КГБОУ ШИ 12;
- Учебный план на 2020-2021 учебный год.
Программа индивидуального логопедического сопровождения направлена на коррекцию недостатков речевого развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Данная программа носит коррекционно-развивающий характер, разработана для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющего нарушения в звукопроизношении, устной речи, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи, словаря.
Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по май и включает индивидуальные занятия с обучающимся. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью в 20 мин.
Структура программы, на один учебный год, состоит из основной части и итоговой диагностики. Основная часть, в свою очередь, представляет собой 4 блока.
Программа включает в себя 68 коррекционно-развивающих занятий.
После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий обучающийся научится проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, называть правильно звуки, знать признаки гласных и согласных звуков, правильно произносить слова различной звуко- слоговой структуры, делить слова на слоги, различать твердые и мягкие согласные, распознавать звонкие и глухие согласные, активизируется усвоенный словарь через речевую практику, различать оппозиционные фонемы, овладеет навыками звуко- буквенного и слогового анализа и синтеза, построения связного высказывания.
Научится различать и произносить звуки схожие по звучанию, сформируется артикуляционная база, четко дифференцировать все изученные звуки, называть последовательность звуков, слогов в словах, различать понятия «звук», «слог».
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью тестовой методики экспересс- диагностики устной речи для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Т.А. Фотекова. (Приложение)
Данная программа реализуется на базе КГБОУ ШИ 12 с 2017 года.
№ | № | Тема | Кол-во часов | Оборудование | Дата |
Артикуляция гласных звуков. |
1 | 1 | Уточнение артикуляции гласных А, О, У. Овощи. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, карточки- символы звуков речи. | |
2 | 2 | Уточнение артикуляции гласных Ы, Э. Овощи. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием. | |
3 | 3 | Уточнение артикуляции гласных Ы, Э. Овощи. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием. | |
4 | 4 | Уточнение артикуляции гласных Я, Е, Ё. Ягоды. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов. | |
5 | 5 | Уточнение артикуляции гласных Я, Е, Ё. Ягоды. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов. | |
6 | 6 | Уточнение артикуляции гласных И, Й, Ю. Фрукты. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, карточки с заданием. | |
7 | 7 | Уточнение артикуляции гласных И, Й, Ю. Фрукты. | 1 | Картинный материал, таблица звуков и слогов, карточки с заданием. | |
8 | 8 | Уточнение артикуляции звука И. Продукты. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
9 | 9 | Занимательная логопедия | 1 | Картинный материал, карточки с заданием, дид. игры. | |
Дифференциация гласных. |
10 | 1 | Дифференциация Ы-И. Осень. Признаки осени. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
11 | 2 | Дифференциация Ы-И. Осень. Признаки осени. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
12 | 3 | Дифференциация О-Е. Домашние животные. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
13 | 4 | Дифференциация О-Е. Домашние животные. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
14 | 5 | Дифференциация А-Я. Осень. Деревья. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
15 | 6 | Дифференциация А-Я. Осень. Деревья. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
16 | 7 | Дифференциация У-Ю. Осенняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
17 | 8 | Дифференциация У-Ю. Осенняя одежда. | | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
18 | 9 | Уточнение артикуляции звука Е. Осенняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
19 | 10 | Дифференциация Е-Ю. Перелетные птицы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
20 | 11 | Дифференциация Е-Ю. Перелетные птицы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
21 | 12 | Дифференциация Е-Ё. Поздняя осень. Приметы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
22 | 13 | Дифференциация Е-Ё. Поздняя осень. Приметы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
23 | 14 | Дифференциация Ю-Я. Поздняя осень. Одежда. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
24 | 15 | Дифференциация Ю-Я. Поздняя осень. Одежда. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
Артикуляция согласных звуков. |
25 | 1 | Уточнение артикуляции согласных М, Н. Зима. Признаки зимы. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
26 | 2 | Уточнение артикуляции согласных М, Н. Зима. Признаки зимы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
27 | 3 | Уточнение артикуляции согласных Р, Л. Зима. Зимующие птицы. | 1 | Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
28 | 4 | Уточнение артикуляции согласных Р, Л. Зима. Зимующие птицы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
29 | 5 | Уточнение артикуляции согласных К, Г. Дикие животные. | 1 | Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
30 | 6 | Уточнение артикуляции согласных К, Г. Дикие животные. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
31 | 7 | Уточнение артикуляции согласных С, Ш. Зима. Зимние забавы. | 1 | Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры. | |
32 | 8 | Уточнение артикуляции согласных С, Ш. Зима. Зимние забавы. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
33 | 9 | Уточнение артикуляции согласных З, Ц. Новогодний праздник. | 1 | Картинный материал, шарады по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры. | |
34 | 10 | Уточнение артикуляции согласных З, Ц. Новогодний праздник. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
35 | 11 | Уточнение артикуляции согласных Ч, Щ. Посуда. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры. | |
36 | 12 | Уточнение артикуляции согласных Ч, Щ. Посуда. | 1 | Картинный материал, таблица гласных, слогов, карточки с заданием. | |
Дифференциация согласных. |
37 | 1 | Дифференциация звуков К-Г. Транспорт. | 1 | Картинный материал, загадки по теме, таблица гласных, слогов, дид.игры. | |
38 | 2 | Дифференциация звуков К-Г. Транспорт. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
39 | 3 | Дифференциация звуков Д-Т. Зимняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
40 | 4 | Дифференциация звуков Д-Т. Зимняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
41 | 5 | Дифференциация звуков К-Х. Домашние птицы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
42 | 6 | Дифференциация звуков К-Х. Домашние птицы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
43 | 7 | Дифференциация С-Ш. Зимняя обувь. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
44 | 8 | Дифференциация С-Ш. Зимняя обувь. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
45 | 9 | Дифференциация З-С. Мебель. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
46 | 10 | Дифференциация З-С. Мебель. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
47 | 11 | Дифференциация Б-П. Наш город. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
48 | 12 | Дифференциация Б-П. Наш город. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
49 | 13 | Дифференциация В-Ф. Весна. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, загадки по теме, карточки с заданием. | |
50 | 14 | Дифференциация В-Ф. Весна. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
51 | 15 | Дифференциация Ч-Щ. Весенние приметы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
52 | 16 | Дифференциация Ч-Щ. Весенние приметы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
53 | 17 | Дифференциация З-Ц. Труд людей весной. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
54 | 18 | Дифференциация З-Ц. Труд людей весной. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
55 | 19 | Дифференциация Р-Л. Весенняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
56 | 20 | Дифференциация Р-Л. Весенняя одежда. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
57 | 21 | Дифференциация Ц-Ч. Инструменты. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
58 | 22 | Дифференциация Ц-Ч. Инструменты. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
59 | 23 | Дифференциация Ш-Щ. Птицы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
60 | 24 | Дифференциация Ш-Щ. Птицы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
61 | 25 | Дифференциация Ч-Т. Цветы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
62 | 26 | Дифференциация Ч-Т. Цветы. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, карточки с заданием. | |
63 | 27 | Дифференциация Ж-Ш. Насекомые. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
64 | 28 | Дифференциация Ж-Ш. Насекомые. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
65 | 29 | Дифференциация З-Ж. Лето. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, загадки по теме, схема предложений, дид.игры. | |
66 | 30 | Дифференциация З-Ж. Лето. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
67 | 31 | Занимательная логопедия. Признаки лета. | 1 | Картинный материал, таблица звуков, схема предложений, дид.игры. | |
68 | 1 | Диагностика устной и письменной речи. | 1 | Экспресс- диагностика устной речи Т.А. Фотекова. | |
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е.А. Алябьева, – М.: Сфера, 2006 – 64 с.
2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей./ Е.С. Анищенкова, - М.: АСТ: Астрель, 2008 – 158 с.
3. Асташина И.А. Логопедические игры и упражнения для детей / И.А. Асташина, – М.: Дом, XXI век, 2008 – 189 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда./ О.Б. Иншакова, - М.: Владос, 1998 – 279 с.
5. Конаваленко В.В., Конаваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика./ С.В. Конаваленко., В.В. Конаваленко, - М.: ГНОМ, 2015 – 16 с.
6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки./ Т.А. Куликовская,- М.: ГНОМ ПРЕСС, 1997 – 48 с.