СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционных занятий по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционных занятий по математике»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса коррекционно-развивающих занятий по математике для 4а класса составлена

в соответствии

- с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗот 29 декабря 2012 года;

- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);

- с адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;

- с учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;

- с локальным актом Дмитровского детского дома-интерната «Положение о рабочей программе»

на основе

авторской программы «Математика» для 1- 4 классов под редакцией А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой, М: «Академкнига/Учебник», 2016 год.

Для реализации программы курса коррекционно-развивающих занятий используется учебно-методический комплект, включающий:

Название учебника, рабочей тетради

Автор

Издательство

Год издания

1

Учебник в двух частях. Математика 4 класс

А.Л. Чекин

Москва «Академкнига/

Учебник»

2019

2

Математика в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2

О.А. Захарова

Е.П. Юдина

Москва «Академкнига/ Учебник»

2019


Общая характеристика курса

Содержание программы курса можно представить, как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. В 4 классе изучаются целые числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание правила, по которому составлена данная последовательность.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящей программе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и в обязательном порядке его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия, то само действие не определено. Без результата нет действия. В 4 классе операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком.

В 4 классе геометрический материал сосредоточен главным образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.

Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени — это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе строить и алгоритмические предписания).

В 4 классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (алгоритмической) является центральной. Ее особое положение определяется тем, что программа по математике имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом важно научить учащихся не только решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится к обязательной составляющей умения решать задачи. Он относится, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, а ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий.

Особое место при работе с информацией отводится таблице. Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления. Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т.д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой.

Алгебраический материал традиционно представлен такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение.

Цели и задачи курса

Цель курса–усвоение наиболее сложных вопросов данного предмета детьми с ОВЗ.

Задачи курса

- развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматики; формирование элементов системного мышления, умения планировать (выстраивать последовательность действий при решении задач); систематизация и структурирование знаний; формирование способности к моделированию, дифференциации существенных и несущественных условий;

- математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, умений различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы;

- освоение начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений; проявлять математическую готовность к продолжению образования;

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающие занятия в курсе предмета «Математика» проводятся с целью разъяснения наиболее важных вопросов в курсе предмета.

Программа курса коррекционно-развивающих занятий по предмету «Математика» для 4а класса в соответствии с Учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат» и с календарным графиком учреждения на 2020-2021 учебный год составлена на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия.


Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Предметные результаты освоения программы курса

Числа и величины

Выпускник научится:

• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

• читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).


Выпускник получит возможность научиться:

• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.


Арифметические действия

Выпускник научится:

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).


Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).


Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

• устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

• решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться:

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи.



Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.


Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.


Геометрические величины

Выпускник научится:

• измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.


Работа с информацией

Выпускник научится:

• читать несложные готовые таблицы;

• заполнять несложные готовые таблицы;

• читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться:

• читать несложные готовые круговые диаграммы;

• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если… то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

  1. Числа и величины

Натуральные и дробные числа.

Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу.

Величины и их измерение.

Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

  1. Арифметические действия

Действия над числами и величинами.

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

Способы деления с остатком. Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Элементы алгебры.

 Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной.

Текстовые задачи

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

  1. Геометрические фигуры

Разбивка и составление фигур. Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

  1. Геометрические величины

Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Объем тел и вместимость сосудов. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

  1. Работа с данными

Таблица как средство описания характеристик предметов.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Построение простейших круговых диаграмм.

Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.


Формы организации коррекционно-развивающих занятий

Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию взаимного контроля и самопроверки.































4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающих занятий по математике в 4а классе

на 34 часа (1 час в неделю по учебному плану)

на 2020 – 2021 учебный год

п/п

урока п/п в разделе

Тема урока

Сроки проведения

по плану

по факту

1

1

Решение арифметических задач

01.09. 2020 – 04.09. 2020


2

2

Когда известен результат кратного сравнения

7.09. 2020 – 11.09. 2020


3

3

Алгоритм умножения столбиком

14.09. 2020 – 18.09. 2020


4

4

Когда трех классов для записи числа недостаточно

21.09. 2020 – 25.09. 2020


5

5

Зависимость между величинами

28.09.2020 – 02.10. 2020


6

6

Цена товара

05.10 .2020 – 09.10. 2020


7

7

Деление нацело и деление с остатком

12.10. 2020 – 16.10. 2020


8

8

Когда делимое меньше делителя

19.10. 2020 – 23.10. 2020


9

9

Запись деления с остатком столбиком

26.10. 2020 – 29.10. 2020


10

10

Вычисления с помощью калькулятора

09.11. 2020 – 13.11. 2020


11

11

Длина пути в единицу времени, или скорость

16.11. 2020 – 20.11. 2020



12

12

Литр. Сколько литров?

23.11. 2020 -27.11. 2020


13

13

Кубический дециметр и кубический сантиметр

30.11. 2020 -04.12. 2020


14

14

Решение задач изученных видов

07.12. 2020 -11.12. 2020


15

15

Подготовка к контрольной работе

14.12. 2020 -18.12. 2020


16

16

Отрезки, соединяющие вершины многоугольников

21.12. 2020 - 25.12. 2020


17

17

Записываем числовые последовательности

13.01.2021 - 15.01.2021


18

18

Деление на однозначное число столбиком

18.01. 2021 - 22.01. 2021


19

19

Алгоритм деления столбиком

25.01. 2021 - 29.01. 2021


20

20

Умножение величины на число и числа на величину

01.02. 2021 -05.02. 2021


21

21

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

08.02. 2021 -12.02. 2021


22

22

Когда время движения одинаковое

15.02. 2021 -19.02. 2021


23

23

Движение в противоположных направлениях

22.02. 2021 -26.02. 2021


24

24

Когда объем выполненной работы одинаковый

01.03. 2021 -05.03. 2021


25

25

Работа нескольких объектов

09.03. 2021 -12.03. 2021


26

26

Подготовка к самостоятельной работе. Цена набора товаров

15.03. 2021 -19.03. 2021


27

27

Как в математике применяют союзы «и», «или»

29.03. 2021 -02.04. 2021


28

28

Учимся решать логические задачи

05.04. 2021 -09.04. 2021


29

29

Площадь и объем

12.04. 2021 -16.04. 2021


30

30

Геометрические фигуры и тела

19.04. 2021 -23.04. 2021


31

31

Учимся решать задачи с помощью уравнения

26.04. 2021 -30.04. 2021



32

32

Алгоритм вычисления столбиком

04.05. 2021-07.05. 2021


33

33

Подготовка к итоговой контрольной работе

11.05. 2021 -14.05. 2021


34

34

Числовые последовательности

17.05. 2021 -21.05. 2021





Рассмотрено на заседании МО

Протокол от «____» _________ 20___г. №____

Руководитель МО

_____________/_________________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/________________/

«____»_______20___г.


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ


________________________________________________________

наименование программы


учитель_____________________________________

(ФИО учителя)



Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия































































































23