Рабочая программа
коррекционных занятий по математике в 9б (ОВЗ)
34 часа
Автор программы
Учитель математики
Яшкова Г.Ф.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
Данный курс предназначен для учащихся 9б (ОВЗ).
Программа рассчитана на 34 часа.
Цель коррекционных занятий по математике в 9б (ОВЗ)- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий по математике.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Содержание занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия по математике проводятся с учащимися по мере выявления учителем, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При обучении учитываются следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
- особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Продолжительность занятий по математике с одним учеником или группой не превышает 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий по математике необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке математики, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью использую систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий по математике необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают:
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач);
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребенка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Тематическое планирование коррекционных занятий по математике в 9 б классе
на 1 полугодие 2016-2017 уч. года.
Учитель:Яшкова Г.Ф.
№ | тема | Дата | корректировка | замечания |
1 | Развитие памяти и внимания. Повторение и решение задач курса алгебры 8 класса. | | | |
2 | Развитие умения работать по алгоритму. Решение алгебраических уравнений. | | | |
3 | Развитие умения работать по алгоритму. Решение алгебраических уравнений. | | | |
4 | Развитие логического мышления. Решение систем нелинейных уравнений. | | | |
5 | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки. Векторы. Действия над векторами. | | | |
6 | Развитие умения обобщать. Решение систем нелинейных уравнений. | | | |
7 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Решение задач по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений». | | | |
8 | Развитие памяти и внимания. Свойства действий со степенями. | | | |
9 | Развитие умения применять аналогию. Степени и корни. | | | |
10 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Решение задач по теме «Степень с рациональным показателем» | | | |
11 | Развитие логического мышления. Степенная функция. | | | |
12 | Развитие логического мышления. Степенная функция. | | | |
13 | Развитие памяти и внимания. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки. Построение графиков функций. | | | |
14 | Развитие умения анализировать, сопоставлять. Решение уравнений и неравенств, содержащих степень. | | | |
15 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Решение уравнений и неравенств, содержащих степень. | | | |
16 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Решение задач по теме «Степенная функция» | | | |
17 | Развитие памяти и внимания. Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. | | | |
2 полугодие
№ | тема | дата | корректировка | замечания |
1 | Развитие умения работать по алгоритму. Решение задач по теме «Степенная функция». | | | |
2 | Развитие памяти и внимания. Правильные многоугольники. | | | |
3 | Развитие памяти и внимания. Элементы тригонометрии | | | |
4 | Развитие логического мышления. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | | |
5 | Развитие умения работать по алгоритму. Арифметическая прогрессия. | | | |
6 | Развитие умения работать по алгоритму. Геометрическая прогрессия. | | | |
7 | Развитие умения работать по алгоритму. Решение задач по теме «Прогрессии» | | | |
8 | Развитие умения работать по алгоритму. Решение задач по теме «Прогрессии» | | | |
9 | Развитие памяти и внимания. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки. Решение задач по теме «Движения». | | | |
10 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Повторение. Решение задач по теме «Алгебраические выражения» | | | |
11 | Развитие умения работать по алгоритму. Повторение. Решение задач по теме «Уравнения и системы уравнений» | | | |
12 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Повторение. Решение задач по теме «Уравнения и системы уравнений» | | | |
13 | Развитие умения работать по алгоритму. Повторение. Решение задач по теме «Неравенства» | | | |
14 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Повторение. Решение задач по теме «Неравенства» | | | |
15 | Развитие памяти и внимания. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки. Повторение. Решение задач по теме «Функции и графики» | | | |
16 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Повторение. Решение задач по теме «Функции и графики» | | | |
17 | Повторение. Решение задач по теме «Решение текстовых задач» | | | |
18 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Повторение. Решение задач по теме «Решение текстовых задач» | | | |
| | | | |