Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества и спорта «Импульс»
Рассмотрена за заседании Совета УТВЕРЖДАЮ:
МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс» Директор
«___»_____________20___года МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»
А.Я.Юртумбаева
Приказ от «___»________20__ г.№
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Вокруг света»
для детей 13-15 лет
срок реализации программы: 2 года
автор-составитель:
Рыжикова Татьяна Зиновьевна,
педагог дополнительного образования
МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»
с. Архангельское-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности. Кружок « Вокруг света» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие в кружке « Вокруг света» позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа кружка составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2015 г. и с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа кружка «« Вокруг света» » предполагает углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий кружка: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи географического кружка « Вокруг света» :
- знакомство с историей развития географии;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию
Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Вокруг света» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Сроки реализации программ. Программа кружка « Вокруг света» рассчитана на 2 года обучения, 144 часа, занятия в неделю по 2 часа.
Возраст учащихся: 13 - 15 лет.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. | Раздел | Кол-во часов | в том числе | Приме-чание |
теор. | практ. | выезд. |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - | |
2 | Земля во вселенной | 38 | 16 | 22 | - | |
3 | Природа и население России | 50 | 23 | 27 | - | |
4 | Хозяйство и районы России | 50 | 20 | 30 | - | |
5 | Итоговые занятия | 4 | - | 4 | - | |
ИТОГО: | 144 | 60 | 84 | - | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
5. Итоговые занятия Практика. Защита творческих работ.
Мониторинг. Награждение.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ темы | Название раздела | Вид контроля | Форма |
1 | Вводное занятие | групповой | устный зачет |
2 | Земля во вселенной | персональный групповой | мониторинг обученности работа по карте решение практических задач игра |
3 | Природа и население России | персональный групповой | творческий отчёте работа по карте решение практических задач игра |
4 | Хозяйство и районы России | персональный групповой | выпуск мини-газет решение практических задач |
5 | Итоговые занятия | групповой | защита творческих работ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Географический кружок « Вокруг света» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат – схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.
Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п./п. | Название методического материала | Форма методического материала | Раздел и тема программы | Содержание материала | Целевое назначение материала | Методика применения материала |
1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. | Мультимедийная, плакат - схема | Вводное занятие | Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами и содержанием кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих кружок, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием кружка, с правилами работы в кружке и безопасностью труда. | Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе в географическом кружке «Готовимся к олимпиаде по географии». |
2 | В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков География от урока к экзамену А.С. Наумов Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Земля во вселенной | Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
3 | География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Природа и население России | Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Сборник лекций интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
4 | Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Хозяйство и районы России | Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России». |
5 | Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Мультимедийная презентация, плакат- схема | Итоговое занятие | Формы и подходы к подведению итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Вспомогательный материал при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Материал выступает в роли вспомогательного при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЪЕДИНЕНИЯ « Вокруг света»
Дата | № п./п. | Название раздела и темы | Всего часов | в том числе | Примечание |
теор. | практ. | выезд. |
1. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - | |
| 1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Игры. | 2 | 1 | 1 | - | |
2. Земля во вселенной | 38 | 16 | 22 | - | |
| 2 | Солнечная система. Решение практических задач . | 2 | 1 | 1 | - | |
| 3 | Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач . | 2 | 1 | 1 | - | |
| 4 | План и карта. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 5 | Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте. | 2 | - | 2 | - | |
| 6 | Великие географические открытия. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 7 | Материки и океаны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 8 | Внутреннее строение Земли. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 9 | Рельеф Земли. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 10 | Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 11 | Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной-Брейн-ринг. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 12 | Население мира. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 13 | Решение задач школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии. | 2 | - | 2 | - | |
| 14 | Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 15 | Материки, океаны, страны. Европа. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 16 | Материки, океаны, страны. Азия. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 17 | Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 18 | Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 19 | Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. Конкурс | 2 | 1 | 1 | - | |
| 20 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела «Земля во вселенной». | 2 | - | 2 | - | |
3. Природа и население России. | 50 | 23 | 27 | - | |
| 21 | Пространство России. Границы. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 22 | Часовые пояса. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 23 | Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий. | 2 | - | 2 | - | |
| 24 | История исследования. Защита творческих Робот. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 25 | Источники географической информации. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 26 | Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Работа по карте.. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 27 | Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 28 | Богатство недр России. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 29 | Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 30 | Климат. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 31 | Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 32 | Внутренние воды России. Реки. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 33 | Внутренние воды России. Озёра. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 34 | Внутренние воды России. Болота. Ледники. Творческий отчёт. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 35 | Почвы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 36 | Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 37 | Природно – хозяйственные зоны. Северная и таёжная зоны. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 38 | Природно – хозяйственные зоны. Смешанные лесе, лесостепи, степи и пустыни. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 39 | Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 40 | Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 41 | Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 42 | Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 43 | Население России. Естественное движение и миграция. Творческая робота.. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 44 | Плотность населения. Города миллионеры. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 45 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Природа и население России». | 2 | - | 2 | - | |
4. Хозяйство и районы России. | 50 | 20 | 30 | - | |
| 46 | Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 47 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 48 | Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | |
| 49 | Отрасли и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 50 | Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 51 | Топливно – энергетический комплекс. Игра. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 52 | Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 53 | Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 54 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Хозяйство». | 2 | - | 2 | - | |
| 55 | Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 56 | Центральная Россия. Состав территории. ГП, его изменение в различные периоды. Население. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 57 | Центрально - Чернозёмный район. Природные ресурсы, хозяйство. Территориальная структура и города района. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 58 | Волго-Вятский район. Народы, их историко-культурные особенности. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 59 | Северо-Западный район. ГП и природа. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 60 | Калининградская область. Европейский Север. ГП, особенности природы. Этапы освоения и заселения Европейского Севера. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 61 | Поволжье. ГП и природа. Население и хозяйство Поволжья. Занятия по тестам | 2 | 1 | 1 | - | |
| 62 | Северный Кавказ. Особенности ГП, природные условия. История присоединения к России и заселения русскими. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 63 | Урал как природный и как экономический район. Особенности ГП и природы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 64 | Азиатская часть России. Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 65 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 66 | Западная Сибирь. Особенности природы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 67 | Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | |
| 68 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | |
| 69 | Байкал – жемчужина России. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | |
| 70 | Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | |
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 4 | - | 4 | - | |
| 71 | Творческие отчеты | 2 | - | 2 | - | |
| 72 | Мониторинг. Награждение | 2 | - | 2 | - | |
ИТОГО: | 144 | 60 | 84 | - | |