СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "ТРУДОВИЧОК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Данная разработка ориентирована на обучающихся с умственной отсталостью 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "ТРУДОВИЧОК"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ленинградской области

«Сланцевская школа-интернат,

реализующая адаптированные образовательные программы»


Приложение

к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Трудовичок»

/социальное направление/

1д-4 классы





Разработана Волковой И. В.,

учителем начальных классов,












г. Сланцы

2019 г.



  1. Планируемые результаты освоения КУРСА


Личностные результаты:

  • индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,

  • социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

  • принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Предметные результаты:

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

  • приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


  1. Содержание программы курса


«Самообслуживание»

Самообслуживание – метод организации воспитательного коллектива. Позволяет обеспечить создание наиболее благоприятных условий жизни школы и формирование у обучающихся коллективной хозяйской заботы о сохранении и умножении общественного достояния, путём вовлечения всей массы детей в систематическую трудовую деятельность. Самообслуживание способствует формированию ряда важных нравственных качеств личности: заботы об общем благе, о сохранении и умножении общественного достояния, хозяйского, рачительного отношения к делу, заботливости в отношении товарищей, старших и малышей. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:

  • дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей.

  • уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок.

  • изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, выставок, коллекций.

  • Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей.

  • Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

«Сельскохозяйственный труд»

Сельскохозяйственный труд призван оказывать положитель­ное влияние на физическое воспитание обучающихся начальной школы. Решению этой задачи способствует труд на свежем воздухе, равномерное чередование физических и умственных нагрузок, сочетание сельскохозяйственного труда с оздоровительной работой.

Огромно влияние сельскохозяйственного труда на эстетические чувства детей младшего школьного возраста. Ощущение гармонии, красоты может вызвать абсолютно все, с чем они соприкасаются в процессе сельскохозяйственного труда. Прежде всего это сами растения. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:

  • Выращивание цветочно-декоративных растений.

  • Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); внесение в почву удобрений.

  • Охрана зеленых насаждений.

«Трудовые операции»


Трудовые операции позволяют вовлечь детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:


  • Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян и природного материала.

  • Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой.

  • Уход за памятниками.

  • Изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.


«Работа с бумагой и картоном»


Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.


  • Беседа «Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки».

  • Организация мастерской Деда Мороза

  • Операция «Книжка заболела».


«Охрана природы»


  • Беседа «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!».

  • Рейд «Скорая зелёная помощь»

  • Операция «Наши зелёные друзья».

«Мир профессий».

Мир профессий – ознакомление обучающихся с наиболее распространенными профессиями, а также профессиями, изучаемыми в ходе профессионально- трудового обучения: швеи, цветовода, столяра, плотника, токаря, изучение изделий, выполняемых рабочими данных профессий. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:

  • Ознакомление обучающихся с различными профессиями;

  • Экскурсии в школьные мастерские

  • Уборка рабочих мест




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 (1д) КЛАСС

(33 ч в год / 1 ч в неделю)



Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1

Кто такой дежурный.

1

Вводн.зан

2

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски.

1

Практ.

3

Организация своего рабочего места (дома).

1

Практ.

4

Самообслуживание дома.

1

Беседа

5

Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения».

1

Мастер-класс

6

Сбор природного материала

1

Экскурс.

7

Правила хранения природного материала

1

Беседа

8

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

1

Практ.

9

Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д.

1

Практ.

10

Помощь родителям.

1

Инсценир.

11

Практикум-дежурство по классу.

1

Практ.

12

Поздравительная открытка к «Дню матери».

1

Мастер-класс

13

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

1

Практ.

14

Размножение комнатных растений

1

Практ.

15

Самообслуживание дома. Помощь родителям.

1

Сказкотер.

16

Изготовление кормушек.

1

Мастерская

17

Вывешивание кормушек.

1

Экскурс.

18

Правила подкормки птиц.

1

Беседа

19

Помощь книжкам

1

Практ.

20

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

1

Практ.

21

Изготовление дидактического материала

1

Практ.

22

Влажная уборка классной комнаты

1

Практ.

23

Операция «Чистый портфель»

1

Практ.

24

Изготовление дидактического материала

1

Игра

25

Проращивание овощных культур.

1

Практ.

26

Пересадка комнатных растений.

1

Практ.

27

Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

1

Экск.

28

Практикум-дежурство по классу.

1

Практ.

29

Организация своего рабочего места.

1

Мастер-класс

30

Поздравительная открытка к 9 мая.

1

Мастер-класс

31

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.

1

Рейд

32

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1

Практ.

33

Чему мы научились?

1

Обобщ.


1 КЛАСС

(34 ч в год / 1 ч в неделю)


Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1

Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)

1

Вводн.зан.

2

Уборка школьного двора

1

Экск.

3

Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

1

Практ.

4

Практикум-дежурство по классу

1

Практ.

5

Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения»

1

Мастер-класс

6

Самообслуживание дома. Помощь родителям.

1

Беседа

7

Удаление мусора с клумб, рыхление почвы

1

Экскурс.

8

Влажная уборка классной комнаты

1

Беседа

9

Уход за комнатными растениями.

1

Практ.

10

Организация своего рабочего места (дома).

1

Практ.

11

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1

Инсценир.

12

Поздравительная открытка к «Дню матери»

1

Практ.

13

Сухая чистка одежды щеткой

1

Мастер-класс

14

Изготовление кормушек

1

Практ.

15

Вывешивание кормушек, подкормка птиц

1

Практ.

16

Мытье стен и дверей классной комнаты

1

Сказкотер.

17

Изготовление наглядного материала.

1

Мастерская

18

Работа с книжным фондом

1

Экскурс.

19

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

1

Беседа

20

Поздравительная открытка к 23 февраля

1

Практ.

21

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий

1

Практ.

22

Посадка лука на зелень

1

Практ.

23

Подкормка зимующих птиц

1

Практ.

24

Поздравительная открытка к 8 марта

1

Практ.

25

Пересадка и размножение комнатных растений

1

Мастерская

26

Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников

1

Практ.

27

Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

1

Практ.

28

Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате

1

Мастер-класс

29

Посев цветочно-декоративных растений

1

Практ.

30

Уборка школьного двора

1

Мастер-класс

31

Уход за цветочно-декоративными растениями

1

Мастер-класс

32

Поздравительная открытка к 9 мая

1

Практ.

33

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Практ.

34

Чему мы научились?

1

Обобщ.



2 КЛАСС

(34 ч в год / 1 ч в неделю)



Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1

Заготовка семян древесных и кустарниковых пород

1

Вводн.зан.

2

Перекопка почвы, разравнивание почвы на школьной клумбе

1

Экск.

3

Посадка и посев цветочных растений

1

Практ.

4

Работа по благоустройству школьного двора

1

Практ.

5

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1

Практ.

6

Самообслуживание дома. Помощь родителям

1

Беседа

7

Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)

1

Экскурс.

Практ.

8

Изготовление поделок к «Дню старшего поколения»

1

Мастерская

9

Уход за растениями.

1

Видео-урок

10

Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья)

1

Практ.

11

Генеральная уборка класса

1

Практ.

12

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

13

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Мастер-класс

14

Работа по очистке школьной территории от снега

1

Практ.

15

Изготовление поделок к Новому году


1

Практ.

16

1

Сказкотер.

17

Мелкий ремонт мебели

1

Мастерская

18

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1

Практ.

19

Уход за комнатными растениями.

1

Беседа

20

Подкормка зимующих птиц

1

Экск.

21

Изготовление поделок к 23 февраля

1

Мастерская

22

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Практ.

23

Изготовление поделок к 8 марта

1

Мастерская

24

Генеральная уборка класса

1

Практ.

25

Проращивание лука

1

Практ.

26

Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

1

Практ.

27

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

28

Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке

1

Мастер-класс

29

Мелкий ремонт мебели

1

Практ.

30

Подготовка поздравления к 9 мая

1

Мастерская

31

Посев цветочных растений

1

Мастер-класс

32

Операция «Чистый двор»

1

Практ.

33

Генеральная уборка класса

1

Практ.

34

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Обобщ.

3 КЛАСС

(34 ч в год / 1 ч в неделю)



Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1

Ознакомление с планом работы. Заготовка природного материала, сбор гербария из листьев.

1

Вводн.зан., экск.на природу

2

Ознакомление с миром профессий

1

Видео-урок

3

Изучение профессий: плотник, столяр, токарь

1

Беседа

4

Экскурсия в столярную мастерскую

1

Экск.

5

Уборка рабочих мест

1

Практ.

6

Самообслуживание дома. Помощь родителям

1

Беседа

7

Ознакомление с профессией швеи

1

Беседа.

8

Экскурсия в швейную мастерскую

1

Мастерская

9

Уход за растениями. Ознакомление с профессией цветовода

1

Видео-урок

10

Экскурсия в кабинет биологии

1

Экск.

11

Мелкий ремонт мебели

1

Практ.

12

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

13

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Мастер-класс

14

Работа по очистке школьной территории от снега

1

Практ.

15

Изготовление поделок к Новому году


1

Практ.

16

1

Сказкотер.

17

Мелкий ремонт мебели

1

Мастерская

18

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1

Практ.

19

Уход за комнатными растениями.

1

Беседа

20

Подкормка зимующих птиц

1

Экск.

21

Изготовление поделок к 23 февраля

1

Мастерская

22

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Практ.

23

Изготовление поделок к 8 марта

1

Мастерская

24

Генеральная уборка класса

1

Практ.

25

Проращивание растений

1

Практ.

26

Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

1

Практ.

27

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

28

Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке

1

Мастер-класс

29

Мелкий ремонт мебели.

1

Практ.

30

Подготовка поздравления к 9 мая

1

Мастерская

31

Посев цветочных растений

1

Мастер-класс

32

Операция «Чистый двор»

1

Практ.

33

Генеральная уборка класса

1

Практ.

34

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Обобщ.





4 КЛАСС

(34 ч в год / 1 ч в неделю)



Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

1

Ознакомление с планом работы. Заготовка природного материала, сбор гербария из листьев.

1

Вводн.зан., экск.на природу

2

Ознакомление с миром профессий

1

Видео-урок

3

Изучение профессий: плотник, столяр, токарь

1

Беседа

4

Экскурсия в столярную мастерскую

1

Экск.

5

Уборка рабочих мест

1

Практ.

6

Самообслуживание дома. Помощь родителям

1

Беседа

7

Ознакомление с профессией швеи

1

Беседа.

8

Экскурсия в швейную мастерскую

1

Мастерская

9

Уход за растениями. Ознакомление с профессией цветовода

1

Видео-урок

10

Экскурсия в кабинет биологии

1

Экск.

11

Мелкий ремонт мебели

1

Практ.

12

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

13

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Мастер-класс

14

Работа по очистке школьной территории от снега

1

Практ.

15

Изготовление поделок к Новому году


1

Практ.

16

1

Сказкотер.

17

Мелкий ремонт мебели

1

Мастерская

18

Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски

1

Практ.

19

Уход за комнатными растениями.

1

Беседа

20

Подкормка зимующих птиц

1

Экск.

21

Изготовление поделок к 23 февраля

1

Мастерская

22

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Практ.

23

Изготовление поделок к 8 марта

1

Мастерская

24

Генеральная уборка класса

1

Практ.

25

Проращивание растений

1

Практ.

26

Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе

1

Практ.

27

Уход за комнатными растениями

1

Практ.

28

Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке

1

Мастер-класс

29

Мелкий ремонт мебели.

1

Практ.

30

Подготовка поздравления к 9 мая

1

Мастерская

31

Посев цветочных растений

1

Мастер-класс

32

Операция «Чистый двор»

1

Практ.

33

Генеральная уборка класса

1

Практ.

34

Мелкий ремонт учебников и книг

1

Обобщ.