Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области
«Сланцевская школа-интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»
| Приложение к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОУО |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Трудовичок»
/социальное направление/
1д-4 классы
Разработана Волковой И. В.,
учителем начальных классов,
г. Сланцы
2019 г.
Планируемые результаты освоения КУРСА
Личностные результаты:
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание программы курса
«Самообслуживание»
Самообслуживание – метод организации воспитательного коллектива. Позволяет обеспечить создание наиболее благоприятных условий жизни школы и формирование у обучающихся коллективной хозяйской заботы о сохранении и умножении общественного достояния, путём вовлечения всей массы детей в систематическую трудовую деятельность. Самообслуживание способствует формированию ряда важных нравственных качеств личности: заботы об общем благе, о сохранении и умножении общественного достояния, хозяйского, рачительного отношения к делу, заботливости в отношении товарищей, старших и малышей. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:
дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей.
уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок.
изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, выставок, коллекций.
Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей.
Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
«Сельскохозяйственный труд»
Сельскохозяйственный труд призван оказывать положительное влияние на физическое воспитание обучающихся начальной школы. Решению этой задачи способствует труд на свежем воздухе, равномерное чередование физических и умственных нагрузок, сочетание сельскохозяйственного труда с оздоровительной работой.
Огромно влияние сельскохозяйственного труда на эстетические чувства детей младшего школьного возраста. Ощущение гармонии, красоты может вызвать абсолютно все, с чем они соприкасаются в процессе сельскохозяйственного труда. Прежде всего это сами растения. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:
Выращивание цветочно-декоративных растений.
Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); внесение в почву удобрений.
Охрана зеленых насаждений.
«Трудовые операции»
Трудовые операции позволяют вовлечь детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:
Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян и природного материала.
Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой.
Уход за памятниками.
Изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
«Работа с бумагой и картоном»
Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
Беседа «Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки».
Организация мастерской Деда Мороза
Операция «Книжка заболела».
«Охрана природы»
Беседа «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!».
Рейд «Скорая зелёная помощь»
Операция «Наши зелёные друзья».
«Мир профессий».
Мир профессий – ознакомление обучающихся с наиболее распространенными профессиями, а также профессиями, изучаемыми в ходе профессионально- трудового обучения: швеи, цветовода, столяра, плотника, токаря, изучение изделий, выполняемых рабочими данных профессий. Данный раздел включает в себя следующие аспекты:
Ознакомление обучающихся с различными профессиями;
Экскурсии в школьные мастерские
Уборка рабочих мест
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 (1д) КЛАСС
(33 ч в год / 1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Кто такой дежурный. | 1 | Вводн.зан |
2 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски. | 1 | Практ. |
3 | Организация своего рабочего места (дома). | 1 | Практ. |
4 | Самообслуживание дома. | 1 | Беседа |
5 | Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения». | 1 | Мастер-класс |
6 | Сбор природного материала | 1 | Экскурс. |
7 | Правила хранения природного материала | 1 | Беседа |
8 | Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора. | 1 | Практ. |
9 | Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д. | 1 | Практ. |
10 | Помощь родителям. | 1 | Инсценир. |
11 | Практикум-дежурство по классу. | 1 | Практ. |
12 | Поздравительная открытка к «Дню матери». | 1 | Мастер-класс |
13 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) | 1 | Практ. |
14 | Размножение комнатных растений | 1 | Практ. |
15 | Самообслуживание дома. Помощь родителям. | 1 | Сказкотер. |
16 | Изготовление кормушек. | 1 | Мастерская |
17 | Вывешивание кормушек. | 1 | Экскурс. |
18 | Правила подкормки птиц. | 1 | Беседа |
19 | Помощь книжкам | 1 | Практ. |
20 | Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий | 1 | Практ. |
21 | Изготовление дидактического материала | 1 | Практ. |
22 | Влажная уборка классной комнаты | 1 | Практ. |
23 | Операция «Чистый портфель» | 1 | Практ. |
24 | Изготовление дидактического материала | 1 | Игра |
25 | Проращивание овощных культур. | 1 | Практ. |
26 | Пересадка комнатных растений. | 1 | Практ. |
27 | Удаление мусора с клумб, рыхление почвы | 1 | Экск. |
28 | Практикум-дежурство по классу. | 1 | Практ. |
29 | Организация своего рабочего места. | 1 | Мастер-класс |
30 | Поздравительная открытка к 9 мая. | 1 | Мастер-класс |
31 | Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора. | 1 | Рейд |
32 | Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 | Практ. |
33 | Чему мы научились? | 1 | Обобщ. |
1 КЛАСС
(34 ч в год / 1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы) | 1 | Вводн.зан. |
2 | Уборка школьного двора | 1 | Экск. |
3 | Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников | 1 | Практ. |
4 | Практикум-дежурство по классу | 1 | Практ. |
5 | Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения» | 1 | Мастер-класс |
6 | Самообслуживание дома. Помощь родителям. | 1 | Беседа |
7 | Удаление мусора с клумб, рыхление почвы | 1 | Экскурс. |
8 | Влажная уборка классной комнаты | 1 | Беседа |
9 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Практ. |
10 | Организация своего рабочего места (дома). | 1 | Практ. |
11 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски | 1 | Инсценир. |
12 | Поздравительная открытка к «Дню матери» | 1 | Практ. |
13 | Сухая чистка одежды щеткой | 1 | Мастер-класс |
14 | Изготовление кормушек | 1 | Практ. |
15 | Вывешивание кормушек, подкормка птиц | 1 | Практ. |
16 | Мытье стен и дверей классной комнаты | 1 | Сказкотер. |
17 | Изготовление наглядного материала. | 1 | Мастерская |
18 | Работа с книжным фондом | 1 | Экскурс. |
19 | Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) | 1 | Беседа |
20 | Поздравительная открытка к 23 февраля | 1 | Практ. |
21 | Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий | 1 | Практ. |
22 | Посадка лука на зелень | 1 | Практ. |
23 | Подкормка зимующих птиц | 1 | Практ. |
24 | Поздравительная открытка к 8 марта | 1 | Практ. |
25 | Пересадка и размножение комнатных растений | 1 | Мастерская |
26 | Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников | 1 | Практ. |
27 | Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе | 1 | Практ. |
28 | Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате | 1 | Мастер-класс |
29 | Посев цветочно-декоративных растений | 1 | Практ. |
30 | Уборка школьного двора | 1 | Мастер-класс |
31 | Уход за цветочно-декоративными растениями | 1 | Мастер-класс |
32 | Поздравительная открытка к 9 мая | 1 | Практ. |
33 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Практ. |
34 | Чему мы научились? | 1 | Обобщ. |
2 КЛАСС
(34 ч в год / 1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Заготовка семян древесных и кустарниковых пород | 1 | Вводн.зан. |
2 | Перекопка почвы, разравнивание почвы на школьной клумбе | 1 | Экск. |
3 | Посадка и посев цветочных растений | 1 | Практ. |
4 | Работа по благоустройству школьного двора | 1 | Практ. |
5 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски | 1 | Практ. |
6 | Самообслуживание дома. Помощь родителям | 1 | Беседа |
7 | Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор) | 1 | Экскурс. Практ. |
8 | Изготовление поделок к «Дню старшего поколения» | 1 | Мастерская |
9 | Уход за растениями. | 1 | Видео-урок |
10 | Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья) | 1 | Практ. |
11 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
12 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
13 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Мастер-класс |
14 | Работа по очистке школьной территории от снега | 1 | Практ. |
15 | Изготовление поделок к Новому году | 1 | Практ. |
16 | 1 | Сказкотер. |
17 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Мастерская |
18 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски | 1 | Практ. |
19 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Беседа |
20 | Подкормка зимующих птиц | 1 | Экск. |
21 | Изготовление поделок к 23 февраля | 1 | Мастерская |
22 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Практ. |
23 | Изготовление поделок к 8 марта | 1 | Мастерская |
24 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
25 | Проращивание лука | 1 | Практ. |
26 | Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе | 1 | Практ. |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
28 | Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке | 1 | Мастер-класс |
29 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Практ. |
30 | Подготовка поздравления к 9 мая | 1 | Мастерская |
31 | Посев цветочных растений | 1 | Мастер-класс |
32 | Операция «Чистый двор» | 1 | Практ. |
33 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
34 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Обобщ. |
3 КЛАСС
(34 ч в год / 1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Ознакомление с планом работы. Заготовка природного материала, сбор гербария из листьев. | 1 | Вводн.зан., экск.на природу |
2 | Ознакомление с миром профессий | 1 | Видео-урок |
3 | Изучение профессий: плотник, столяр, токарь | 1 | Беседа |
4 | Экскурсия в столярную мастерскую | 1 | Экск. |
5 | Уборка рабочих мест | 1 | Практ. |
6 | Самообслуживание дома. Помощь родителям | 1 | Беседа |
7 | Ознакомление с профессией швеи | 1 | Беседа. |
8 | Экскурсия в швейную мастерскую | 1 | Мастерская |
9 | Уход за растениями. Ознакомление с профессией цветовода | 1 | Видео-урок |
10 | Экскурсия в кабинет биологии | 1 | Экск. |
11 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Практ. |
12 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
13 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Мастер-класс |
14 | Работа по очистке школьной территории от снега | 1 | Практ. |
15 | Изготовление поделок к Новому году | 1 | Практ. |
16 | 1 | Сказкотер. |
17 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Мастерская |
18 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски | 1 | Практ. |
19 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Беседа |
20 | Подкормка зимующих птиц | 1 | Экск. |
21 | Изготовление поделок к 23 февраля | 1 | Мастерская |
22 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Практ. |
23 | Изготовление поделок к 8 марта | 1 | Мастерская |
24 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
25 | Проращивание растений | 1 | Практ. |
26 | Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе | 1 | Практ. |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
28 | Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке | 1 | Мастер-класс |
29 | Мелкий ремонт мебели. | 1 | Практ. |
30 | Подготовка поздравления к 9 мая | 1 | Мастерская |
31 | Посев цветочных растений | 1 | Мастер-класс |
32 | Операция «Чистый двор» | 1 | Практ. |
33 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
34 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Обобщ. |
4 КЛАСС
(34 ч в год / 1 ч в неделю)
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Ознакомление с планом работы. Заготовка природного материала, сбор гербария из листьев. | 1 | Вводн.зан., экск.на природу |
2 | Ознакомление с миром профессий | 1 | Видео-урок |
3 | Изучение профессий: плотник, столяр, токарь | 1 | Беседа |
4 | Экскурсия в столярную мастерскую | 1 | Экск. |
5 | Уборка рабочих мест | 1 | Практ. |
6 | Самообслуживание дома. Помощь родителям | 1 | Беседа |
7 | Ознакомление с профессией швеи | 1 | Беседа. |
8 | Экскурсия в швейную мастерскую | 1 | Мастерская |
9 | Уход за растениями. Ознакомление с профессией цветовода | 1 | Видео-урок |
10 | Экскурсия в кабинет биологии | 1 | Экск. |
11 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Практ. |
12 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
13 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Мастер-класс |
14 | Работа по очистке школьной территории от снега | 1 | Практ. |
15 | Изготовление поделок к Новому году | 1 | Практ. |
16 | 1 | Сказкотер. |
17 | Мелкий ремонт мебели | 1 | Мастерская |
18 | Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски | 1 | Практ. |
19 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Беседа |
20 | Подкормка зимующих птиц | 1 | Экск. |
21 | Изготовление поделок к 23 февраля | 1 | Мастерская |
22 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Практ. |
23 | Изготовление поделок к 8 марта | 1 | Мастерская |
24 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
25 | Проращивание растений | 1 | Практ. |
26 | Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе | 1 | Практ. |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 | Практ. |
28 | Перекопка и разравнивание почвы на пришкольном участке | 1 | Мастер-класс |
29 | Мелкий ремонт мебели. | 1 | Практ. |
30 | Подготовка поздравления к 9 мая | 1 | Мастерская |
31 | Посев цветочных растений | 1 | Мастер-класс |
32 | Операция «Чистый двор» | 1 | Практ. |
33 | Генеральная уборка класса | 1 | Практ. |
34 | Мелкий ремонт учебников и книг | 1 | Обобщ. |