СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения "Судомоделирование"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Судомоделирование» (далее по тексту – Рабочая программа) по содержанию и тематической направленности является спортивно-технической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – кружковой, по времени реализации одногодичной.

Новизна заключается в ее прикладном характере и направленности на развитие творческих способностей учащихся на основе междисциплинарных связей, расширяет их кругозор, в широком использовании практико - ориетированного подхода, учащиеся большую часть времени проводят в мастерских. Способствует творческому развитию, самостоятельности мышления, является как обучающей, так и развивающей,

Актуальность программы заключается в том, что живя в век техники, в окружении различных машин, механизмов, приборов, аппаратуры, есть необходимость в развитии способности младших школьников к познанию мира техники и мотивации к техническому творчеству. В последние годы интерес к техническим видам творчества и профессиям резко снизился, что повлекло за собой дефицит технических кадров: конструкторов, инженеров и т.д. Поэтому актуальность образовательной программы «Судомоделирование» заключается в том, что она направлена на решение наиболее острой и социально–значимой проблемы: воспитание будущих профессиональных кадров.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения "Судомоделирование"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Судомоделирование» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАУ ДО «СЮТ» Моргаушского района Чувашской Республики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Судомоделирование» (далее по тексту – Рабочая программа) по содержанию и тематической направленности является спортивно-технической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – кружковой, по времени реализации одногодичной.

Новизна заключается в ее прикладном характере и направленности на развитие творческих способностей учащихся на основе междисциплинарных связей, расширяет их кругозор, в широком использовании практико - ориетированного подхода, учащиеся большую часть времени проводят в мастерских. Способствует творческому развитию, самостоятельности мышления, является как обучающей, так и развивающей,

Актуальность программы заключается в том, что живя в век техники, в окружении различных машин, механизмов, приборов, аппаратуры, есть необходимость в развитии способности младших школьников к познанию мира техники и мотивации к техническому творчеству. В последние годы интерес к техническим видам творчества и профессиям резко снизился, что повлекло за собой дефицит технических кадров: конструкторов, инженеров и т.д. Поэтому актуальность образовательной программы «Судомоделирование» заключается в том, что она направлена на решение наиболее острой и социально–значимой проблемы: воспитание будущих профессиональных кадров.


Педагогическая целесообразность программы «Судомоделирование» заключается не только в профессиональной ориентации, но и в учете образовательных потребностей подростков и его семьи, в предоставлении возможности учащимся получать знания и практический опыт в личностно- значимой для них деятельности, формировании компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной деятельности.


Цель программы – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами судомоделирования.


Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Задачи:

Обучающие:

- дать подросткам первоначальные знания, умения в области судостроения;

- научить пользоваться инструментами и чертежами, соблюдая технику безопасности;

- дать основы работы с деревом, металлом, картоном и т.д.;

- научить изготовлению и запуску простейших плавающих моделей;

- научить читать теоретический чертеж, разбираться в нем самостоятельно.


Развивающие:

- повышение культурного уровня подростка;

- расширение кругозора, знакомства с историей Российского флота, развитие интереса у подростков к истории России;

- обеспечение содержательной деятельностью подростков во внешкольное время;

- развитие коммуникативных способностей детей в процессе обучения;

- укрепление связей и отношений между подростками различных сословий;

- ознакомление юношей с основными понятиями технического моделирования;

- создание условий для творческой работы;

- развитие интереса у подростков к истории России


Воспитательные:

- воспитание ответственности, любви к своему Отечеству - Великой Морской державе;

- привитие чувства вкуса, воспитание аккуратности, дисциплины, прилежания в работе;

- желание и умение сделать свой быт и быт окружающих более красивым и совершенным;

- чувство уважения к окружающим тебя людям;

- бережное отношение к результатам своего и чужого труда;

- воспитание чувства сотрудничества.


Рабочая программа «Судомоделирование» предназначена для детей 10-13 лет.

Режим занятий: программой предусмотрено следующее количество часов на освоение программы всего образовательного цикла: 2 раза в неделю по 3 часа (192 часа в год)


Форма организации работы кружка – групповая и индивидуальная, в зависимости от уровня знаний и умений ребят.


В основу программы «Судомоделирование» положены следующие принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбор ребятами вида деятельности по интересу;

- доступность программы (построение от простого к сложному);

- наглядность в обучении, демонстрация работ.



Методы:

- словесные (объяснение, беседа, лекция);

- наглядные (плакаты, чертежи, модели);

- практические (демонстрация готовых моделей, их изготовление).



Содержание программы нацелено на создание условий для самореализации личности ребёнка, выявления и развития творческих способностей, а также достижения высоких спортивных результатов в соревнованиях по судомодельному спорту.


Результаты обучения по данному курсу анализируются каждые полгода. Курс обучения предполагает промежуточный контроль уровня освоения программы на основе выполнения определенных операций, оценка выполненных конструкций, тестовых заданий; участия в конкурсах и соревнованиях.


Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы и способы определения их результативности:

В конце обучения учащиеся будут:

Знать:

1. Историю возникновения и развития судомоделизма.

2. Основные вехи славного героического прошлого Военно-морского флота России.

3. Классификацию кораблей, судов и моделей.

4. Устройства, т.е. составные части модели яхты и катамарана.

5. Общее устройство корабля, судна, моделей.

6. Теоретический чертеж моделей.

7. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении моделей.

8. Какие типы парусного вооружения используются на маломерных судах.

9. Как изготавливаются паруса в условиях мастерской.

10. Какие красители, лаки и растворители используются в судомоделизме.

11. Способы и приемы установки парусного вооружении

12. Технику безопасности при работе с инструментами.


Уметь:

1. Работать с литературой по судомоделизму.

2. Работать с инструментами: лобзик, нож, наждачная бумага, напильник, паяльник и т.д.)

3. Уметь по силуэтам определять типы судов.

4. Уметь работать с парусами.

5. Уметь работать с красителями, лаками и растворителями.

6. Изготавливать простейшие модели яхты и катамарана.

7. Уметь правильно изготавливать дельные вещи модели.

8. Анализировать собственные работы

9. Самостоятельно работать с несложными чертежами.

10. Переносить чертеж на заготовку.

11. Научить сверстников изготавливать модели яхты и катамарана.


У учащихся будет сформирован интерес к техническим видам творчества, к устройству кораблей, судов, стремление разобраться в их конструкции, аккуратность, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Будут развиты коммуникативные навыки, умение работать в команде.


Проверка знаний, умений навыков учащихся проводится на занятиях по закреплению изученного, на итоговых занятиях в форме тестовых заданий.


Формой подведения итогов реализации Рабочей программы «Судомоделирование» является участие в выставках, конкурсах и соревнованиях различного уровня.














Учебно-тематический план





НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ



ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Вводное занятие


3


3


-

2

Простейшая бумажная модель катамарана

12

3

9

3

Бумажная модель шхуны русская ладья

20

6

14

4

Простейшая бумажная модель яхты


27

6

21

5

Контурная модель подводной лодки EL-400

34

-

34

6

Изготовление модель-копии гражданского судна EH-400



42

6

36

7

Изготовление военного судна EK-400



из картона и бумаги.


45

6

39

8

Подготовка модели к соревнованиям.

Участие в соревнованиях.






6

3

3

9

Заключительное занятие. Промежуточная аттестация.

3

-

3


ИТОГО

192

33

159


Содержание программы



1водное занятие.

Ознакомление с историей судомоделизма, его традициями, программой обучения, расписанием проведения занятий. Техника безопасности при работе в судомодельной лаборатории.


2. Простейшая бумажная модель катамарана.

Классификация моделей судов. Их назначение. Классификация кораблей. Разделение на военные, гражданские, подводные. Изготовление простейшей бумажной модели катамарана.



3. Бумажная модель шхуны русская ладья

Материалы, применяемые в судомоделизме, их свойства и способы обработки. Рассмотрение простейших технических расчетов, необходимых при разработке и изготовлении моделей. Изготовление модели шхуны.


4. Простейшая бумажная модель яхты.

Материалы, применяемые в судомоделизме, их свойства и способы обработки. Рассмотрение простейших технических расчетов, необходимых при разработке и изготовлении моделей. Изготовление модели яхты.


5. Контурная модель подводной лодки EL-400

Инструменты, применяемые в судомоделизме. Техника безопасности при работе с инструментами. Изготовление модели подводной лодки EL-400.



6. Изготовление модель-копии гражданского судна EH-400

Архитектурно-конструктивные типы судов. Форма основного корпуса.

Изготовление контурной модели гражданского судна EH-400.


7. Изготовление военного судна EK-400.

Форма основного корпуса. Расположение и форма бортов и транца. Плавучесть, устойчивость, непотопляемость, управляемость и ходкость модели. Изготовление военного судна.


8. Подготовка модели к соревнованиям. Участие в соревнованиях.

Инструктаж по технике безопасности. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Правила проведения соревнований по судомодельному спорту. Подготовка модели к соревнованиям. Участие в соревнованиях.


9. Заключительное занятие. Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация. Участие в выставке технического творчества школьников.

Подведение итогов работы каждого обучающегося и всего коллектива за прошедший учебный год.




















Методическое обеспечение образовательной программы


В процессе реализации образовательной программы используются следующие методы обучения:

вербальные–объяснение, инструктаж, рассказ, беседа;

визуальные–демонстрация репродукций, фотографий, рисунков, эскизов, чертежей, образцов; демонстрация приемов, операций и способов деятельности; просмотр видеофильмов; практические– политехнические (измерительные, вычислительные, графические, технологические), общие(организаторские, внимание, мышление, воображение), специальные (работа со специальными инструментами, сборка, отделка) и т.д.

Наиболее часто при реализации данной программы используются разнообразные приемы учебной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский),методы управления учебной деятельности (алгоритм, самообучение), виды активизации(тесты, самостоятельное формулирование определений, поиск новых определений и способов деятельности, установление правильных последовательностей, подбор недостающих слов ит.д.),

Методы активизации (различные формы проведения занятий: групповая, звеньевая, бригадная, индивидуальная, соревнования; турниры знатоков, викторины).



Условия реализации образовательной программы

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в ходе реализации образовательной программы является учебное занятие.

Наполняемость группы 13– 15 человек.

Режим занятий:2занятия в неделю по3часа;

Группа формируется из учащихся разных возрастов.


Материально – техническое обеспечение

Мебель: рабочие столы, верстаки, табуреты.

Аппаратура: видео и аудиоаппаратура.

Материал : дерево, пластик, фанера, металл; клей ПВА; краски: гуашевые, водоэмульсионные, эмалевые.

Топливо: дизельное, калильное.

Оборудование и инструмент: рубанки малые, ножовки по дереву, молотки, киянки, лобзики с пилками, стамески плоские от 6 до 20 мм, стамески полукруглые от6до20мм, долота, ножи (прямые и специальные), плоскогубцы, кругло губцы, кусачки, отвертки (набор), дрель ручная, электродрель, паяльник электрический или простой, наборы напильников, над филей, ножницы для бумаги и по металлу, сверла по металлу диаметромот1до10мм, ножовки по металлу, линейки металлические(150,500мми 1м),линейки ученические (250мм), набор лекал (комплект), угольники металлические (слесарные и столярные), штангенциркуль, штангенрейсмус, тиски настольные и ручные, резьбомер, метчики и плашки (М2,5;М3;М3,5;М4-комплект), зубило, кернер, пробойник, точильные камни.

Дидактические материалы


1.Схема сборки набора корпуса на стапельной доске.

2. Плакат с эскизами«Узлы и петли».

3. Наглядные пособия–готовые модели и надстройки различных судов.

4.Литература:

-Аристов Г. И. «Модель броненосца «Потемкин». – М.:ДОСААФ,1957.

-Лучининов С. Т. «Модели исторических реликвий». – М.: «МАЛЫШ»,1970

-КочергинА.В.Приспособлениядляизготовлениядеталейморскихмоделей.–М.: ДОСААФ,1959

-Лясников В.В., Бабкин И.А. «Правила соревнований по судомодельному спорту». – М.: «Патриот»,1991

-Целовальников А.С. «Справочник судомоделиста». – М.: ДОСААФ,1983

-Периодические издания (журналы):

«Юнга» гл. ред. Шереметьев Б. Е.

«Моделист-конструктор»гл. ред. Столяров Ю.С.

«Морская коллекция»- приложение к журналу «Моделист-конструктор»


Список литературы


Для педагога

1.ВеселовскийА. И. и др. «Морской моделизм». – М, ДОСААФ,1973.

2.ГуровичА.Н.Судовыеустройстваивнутреннееоборудованиесудов.–Л.,«Судостроение», 1970.

3.ЗуевВ. П.и др. «Модельные двигатели». – М.,«Просвещение», 1973.

4.ИржиКалинаДвигателидляспортивногомоделизма (перевод с чешского) – М.: ДОСААФ,1988.

5.КатцерС. «Флот на ладони» (перевод с польского) – Л.:«Судостроение», 1980.

6.Кругликов Г. И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. «Основы технического творчества: Книга для учителя». – М.: «Народное образование»,1996.

7. Методические рекомендации по составлению образовательных программ Учебных заведений./Под редакцией Л.Е.Курнешовой. – М.,1995.

8.ОсиновГ. П. «Юные корабелы». – М.: Досааф, 1976.

9.Павлов А. Н. «Постройка моделей судов». – М.,ДОСААФ,1962.

10.ПитюковВ.Ю.Основныепедагогическиетехнологии–М.,«Гном-Пресс»,1999.

11.Сборник программно-методических материалов по дополнительному образованию детей./Под ред. Курашкин А.И., Пустовалова А. И. – М.: ЦГЛ,2004.

12.Справочникпотехническомутруду/Под. ред. А.Н.Ростовцеваидр. – М.:«Просвещение»,1996.

13.Техническое творчество школьников. / Сост. Михайлов А. А. – М.,«Просвещение»,1969.

14.ФридЕ.Г.Устройствосудна.–Л., «Судостроение», 1970.

13.ХотунцевЮ.Л.,СимоненкоВ.Д. «Технология. Трудовое обучение». – М.,«Просвещение»,2000.

14.ЩетановБ. В. «Судомодельный кружок». – М.,«Просвещение», 1977.


Для обучающихся

1. Белавин Н.И., Осипов С.А., Осипов Ю.М. «Боевые катера». – М.,Воениздат,1971.

2. Глуховцев С., Захаров С. «Простейшие самоходные моторные модели». – М., ДОСААФ,1960.

3. Грищук П.А. «Военно-морской словарь для юношества». – М.:«Патриот»,1996.

4. Карпинский А., Смолис С. «Модели судов из картона». – Л.:«Судостроение»,1989.

5. Катин Л.Н. «Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов». – М.,ДОСААФ, 1969.

6. Лучининов С.Т. «Юный моделист-кораблестроитель». – Л.,«Судопрогиз»,1963.

7.МихайловМ.А. «Модели современных военных кораблей». – М.,ДОСААФ,1972.

8.ПленкинаЮ. А.Суда и судоходство будущего (перевод с немецкого)– Л.:«Судостроение»,1981.

9.СкрягинЛ. Н. «Морские узлы». – М.: «ТРАНСПОРТ»,1994.

10.Целовальников А.С. «Справочник судомоделиста». – М.:ДОСААФ,1983.

11.ШатохинВ.Н.ВооруженныесилыРФ–защитники нашего отечества. – М.:«Армпресс»,2001.