СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
Рассмотрено на заседании МС _____________________________ Протокол № 1 от 30.08.19 Руководитель МС ____________________________ |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ________ И.А. Долба Приказ № 361 от 30.08.19 | |
Рассмотрено на заседании ПС Протокол № 1 от 30.08.19 Секретарь ПС ______________ | Согласовано на заседании УС ____________________________ Протокол № 1 от 27.08.19 Председатель УС _____________ |
|
Программа
«Одаренные дети»
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы 3
I Пояснительная записка 6
Обоснование программы 6
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 6
Проблемы одаренных детей 7
Педагогические затруднения в работе с одаренными детьми 10
Суть программы 10
Цель программы 11
Задачи программы 11
Целевая группа 11
Правовое обеспечение 12
Механизм реализации 12
II Содержание программы 12
2.1. Концептуальные основы 12
2.2. Уточнение понятий 14
2.3. Принципы выявления одаренных детей 16
III Основные направления реализации программы 19
3.1. Формы обучения одаренных детей 20
3.2. Программы для интеллектуально одаренных детей 22
3.3. Предполагаемые методы обучения одаренных детей 25
3.4. Педагог и одаренные дети 28
IV. Основные мероприятия по реализации программы 30
V. Ожидаемый результат от реализации программы 33
VI. Критерии эффективности реализации программы 34
Литература 35
Информационная карта программы
1 | Название программы | «Одаренные дети» Программа работы с одаренными детьми и детьми, имеющими высокие учебные возможности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №34» г. Нижневартовска |
2 | Автор программы | Бондаренко Наталья Михайловна методист |
3 | Руководитель программы | Долба Ирина Александровна, директор МБОУ «СШ №34» |
4 | Название и полный адрес учреждения, организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №34». 628617, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Пермская, дом 19 |
5 | Телефон, факс, электронный адрес | Телефон: (3466) 46-51-22, тел./факс (3466) 46-51-34, электронная почта: school34nv@yandex.ru |
6 | Цель и основные задачи программы | Цель: создание на общешкольном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения; развитие интеллектуальных ресурсов школы через реализацию мер по формированию работы с одаренными детьми. Основные задачи: создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, а также развития в соответствии с их способностями; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и стимулирования их творческой деятельности, а также развитие качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений у детей; внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми; создание системы диагностической и мониторинговой службы для выявления одаренных детей; создание системы педагогической поддержки одаренных детей в процессе обучения и воспитания; ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми; организация специальной подготовки педагогических кадров для работы одаренными детьми. |
7 | Краткое содержание программы | I. В программе определены ценностные приоритеты, в соответствии с которыми сформирована цель и поставлены задачи. II. Четко обозначено содержание проблемы и дано обоснование необходимости ее решения. Определены опорные понятия, виды, признаки одаренности, а также особенности развития одаренных детей и их проблемы. III. Определены принципы и методы выявления одаренных детей. IV. Основные направления реализации программы содержат: описание форм обучения одаренных детей; характеристику программ для интеллектуально одаренных детей; стратегии обучения одаренных детей; дидактическую систему образования одаренных детей; организацию образовательной деятельности одаренных детей (методы, принципы, подходы к обучению. V. План мероприятий по реализации программы содержит: диагностику детской одаренности; организацию образовательной деятельности одаренных детей; повышение профессионального мастерства педагогических работников; систему поддержки одаренных детей; ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми. VI. Обеспечение социальной защиты и поддержки одаренных детей. |
8 | Механизм реализации программы | Системный и комплексный подход к реализации программы осуществляется через блоки: • образовательный; • воспитательный; • психолого-педагогический; • информационно-просветительский; • социально-педагогический. |
9 | Место проведения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №34». |
10 | Срок реализации программы | Долгосрочная. Реализуется в рамках Программы развития МБОУ «СШ №34» в период с 2019 по 2023 годы. |
11 | Целевая группа | Программа рассчитана на: • одаренных детей; • обучающихся, имеющих высокие учебные возможности. |
12 | Форма реализации | Сопровождение учебно-воспитательного процесса. |
13 | Ожидаемые результаты и их социально-экономическая эффективность | • Создание внутришкольной системы по работе с одаренными детьми; • поднятие статуса таланта, образованности и культуры в целом, а также престижа человека, обладающего этими качествами; • совершенствование системы работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся; • повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одаренными детьми; • укрепление материально-технического оснащения учебной базы школы. |
Пояснительная записка.
1.1. Обоснование программы.
Развитие детской одаренности стало одним из приоритетных направлений образовательной политики РФ. Поэтому развитие и социализация одаренных детей становится важнейшей задачей государства и общества в целом. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года (с изменениями на 28.09.2018г.)», в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи».
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем детстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, округа и государства в целом.
В системе работы школы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей обучающихся. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В школе реализуются: программа развивающего обучения, пропедевтические и элективные курсы по различным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей обучающихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Формируется система работы с обучающимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность. Традиционно проводятся предметные олимпиады. В течение всего учебного года работает научное общество учащихся «Интеллектуал». Проводятся: Декады науки, интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, ежегодные выставки детского творчества, конкурсы. В учебном процессе используются современные педагогические технологии.
Программа «Одаренные дети» является подпрограммой Программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 34», рассчитана на четыре года, и заканчивает свое действие в июне 2023года.
1.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
«Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления». Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Жизнь постоянно показывает, что наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т.д.) существует и более широкая - общая умственная одаренность, сказывающаяся всюду, где требуются достоинства ума.
В условиях общеобразовательной школы различия между обучающимися именно в умственном отношении выступают на первый план. Уходят в прошлые времена, когда школа была ориентирована на «среднего» ученика.
Теперь, на современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта -актуальнейшая задача школы.
Поэтому одной из основных задач школы является создание системы в работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный уровень.
«Интеллект» - это ничто иное, как целостная характеристика умственных возможностей. Это особый уровень и своеобразие познавательных и творческих возможностей.
Стоит заметить, что умственная одаренность не сводится к интеллекту: одаренность -это и особый склад личности. Необходимо отметить важную сторону одаренности. Отмечены более специальные виды одаренности, как то философско-теоретические занятия, общественная деятельность, техника и т.д.
Умственная одаренность - это всегда сочетание более общих и более частных умственных качеств.
Наука психология обращает внимание учителей на три категории одаренных в умственном отношении детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренностью (математика или другие области науки).
Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (хотя они каких бы то ни было успехов в учении, не достигают). Это так называемая «скрытая одаренность».
Однако следует взять во внимание, что одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности в сравнении с ребенком, для которого не были созданы такие условия.
Организуя учебную деятельность обучающихся, перед учителем стоит существенная задача - увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является преходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться и развиться.
Каждому ребенку предстоит свой путь к зрелости, в ходе которого многое может перемениться под влиянием обстоятельств, внутренних и внешних.
Важно, чтобы школьный период этого пути был благоприятным для развития каждого ребенка, имеющего способности, близкие к понятию «одаренности». Поскольку одаренный ребенок изначально имеет не только высокий уровень, но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.
1.2.1. Проблемы одаренных детей.
Как показывают многочисленные практические и экспериментальные исследования, нельзя предсказать достижения высокоодаренного ребенка или подростка в будущем по уровню развития его интеллекта или любых других способностей. Высокой связи уровня развития интеллекта в школьном возрасте и достижений не существует. Иначе говоря, сама по себе высокая одаренность ребенка или подростка ни в какой мере не предсказывает столь же высоких его достижений в будущем.
Более того, как показывают многочисленные исследования, (по разным исследованиям от 2 до 3%) лишь небольшая часть одаренных детей, вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне. К сожалению, бытовое представление о том, что "вундеркинды" редко оправдывают надежды, гораздо ближе к истине, чем этого хотелось.
Почему же одаренные дети так редко и трудно реализуют свои повышенные возможности в зрелой, профессиональной деятельности?
1. Одаренные дети и подростки не имеют достаточного опыта преодоления
трудностей, прежде всего в познавательной сфере, практически никогда не встречаясь с
серьезными препятствиями во время обучения. Учителя этому часто радуются, хотя
именно здесь причина их будущих неудач (не в школе, а в жизни). Познание у этих детей
чаще всего происходит в условиях комфорта (хотя и развивающего), в ходе которого
развивается ум, способности ребенка, но недостаточно тренируется его способность
преодолевать неудачи.
Правда, в социальной сфере дискомфорт у этого контингента детей и подростков есть, и иногда очень значительный, но он носит разрушающий характер. Жизнь этих детей (прежде всего, высоко одаренных) такова, что они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать. Недостатки волевой регуляции встречаются у одаренных детей в подавляющем - большинстве случаев.
Следует отметить, что те или иные проблемы с формированием волевых привычек есть у большинства детей. Однако у одаренных детей это усугубляется особой ситуацией развития, в которой основной их деятельностью является любимый ими, практически не требующий у них волевой регуляции умственный труд. Навыки само регуляции — это первая и, пожалуй, главная проблема одаренных детей.
2. Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во
многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть, вполне разделяет
школа, также направленная, прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к
знаниям, накопленным человечеством. Не стоит удивляться, что способность одаренного
ребенка к глубокому, прочному, качественному усвоению знаний именно в школе
встречается с восторженным отношением.
В силу этого некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. По данным ряда психологов, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям профессиональной самореализации. Таким образом, вторая проблема особо одаренных детей - креативность.
3. Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития,
выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих
исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной
рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.
В целом, видимо, можно говорить о социальной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, эти дети заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска. Социальные связи - это третья проблема одаренных детей.
4. И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.
Таким образом, в целом значительная часть этих учащихся испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что, в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний.
Лишь небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагающиеся на них надежды, в достаточной степени реализует себя в творческой профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустной шутке, что у одаренных детей все их будущее - в прошлом.
Наш собственный опыт работы с одаренными детьми в течение ряда десятилетий показывает, что у большинства одаренных детей нет способности, а иногда даже развитой способностей в самоактуализации, что связано со спецификой их развития. Если максимально упростить ситуацию, речь идет о том, что высокие цели, которые ставят перед собой одаренные люди, требуют особых личностно-познавательных качеств, которых у них недостаточно сформированы. Остановимся только на самых очевидных проявлениях такого рода неумения самореализации:
отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности, когда нет обратной связи и нет гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характеризует, прежде всего, как раз творческую ситуацию);
неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные кризисные ситуации;
невозможность преодоления собственных, показавших свою индивидуальную эффективность, стереотипов деятельности, в частности, стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности. Особенно заметно это явление у бывших вундеркиндов, очень рано демонстрирующих чудеса обучения и самообучения. В целом главную проблему можно охарактеризовать как недостаточную толерантность к стрессу. Этот стресс может носить любой характер - от внутреннего — (борьба мотивов, трудности общения) до социального и непосредственно физического.
Таким образом, задача работы с одаренными детьми, в конечном итоге, формулируется следующим образом: формирование и развитие их способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является центральной при работе с особо одаренными детьми. Все остальные задачи в той или иной мере из нее вытекают.
Если принять эту задачу как главную, то основная проблема работы с особо одаренными детьми заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего, проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе это задача психолого-педагогической работы с каждым ребенком, но только для одаренных детей эта проблема выносится на передний план работы, становится главным условием эффективности работы школы.
1.2.2. Педагогические затруднения в работе с одаренными детьми.
В практической деятельности педагогический коллектив встречается со следующими психолого-педагогическими проблемами, возникающими в работе с одаренными детьми:
диагностика одаренности с целью максимальной самореализации каждого ребенка, обеспечение ему индивидуальной траектории развития на всех этапах через дифференциацию и индивидуализацию обучения;
повышение креативности (расширение творческого потенциала) учащихся;
многопрофильность и разноуровневость обучения одаренных детей;
активизация нравственно-волевой мотивации учения;
развитие потребности и способности личности одаренного ребенка к саморазвитию и к самореализации.
Кроме того, выделяются проблемы не только диагностики, обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
владение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
психологическая и педагогическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентиры и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те формы и методы образовательного процесса, которые обеспечивают «индивидуальный» характер обучения и развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Данное положение возможно при:
единстве школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
дифференциации и индивидуализации обучения на базе высокой теоретической подготовки в области базовых наук с учетом интересов и особенностей личности учащихся.
1.3. Суть программы.
Данная программа представляет собой определенную систему педагогических мер
комплексного характера, позволяющих создать благоприятную образовательно-развивающую среду для одаренных детей и детей, имеющих высокие учебные возможности.
Система педагогических мер, представленных в программе, рассматривается как особый способ ориентации образовательного пространства, обеспечивающий личностно-ориентированный, дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении одаренных детей.
Система педагогических мер представляет собой комплексные действия педагогического коллектива по следующим направлениям:
осуществление диагностики способностей и наклонностей одаренных детей и детей, имеющих высокие учебные возможности;
осуществление образовательной деятельности;
организация дополнительного образования;
организация внеклассной и досуговой работы;
осуществление психолого-педагогического сопровождения;
• осуществление социальной поддержки.
Система педагогических мер, предусмотренных программой, связана с процессом самовоспитания - осознанной и самостоятельной деятельности ребенка, подростка по совершенствованию своей личности. Педагогическое воздействие предполагает взаимосвязь четырех основных процессов:
специально организованного образовательного пространства, воздействующего на личность ребенка;
развития и саморазвития;
самовоспитания;
социализации.
Программа носит постоянно действующий характер и гармонично вливается в учебно-воспитательный процесс. Программа охватывает все ступени школьного возраста. В работе по реализации программы включены все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги и родители.
1.4. Цель программы.
Цель программы- создание на общешкольном уровне системы выявления, развития и
поддержки одаренных детей; обеспечение условий для их личностной социальной самореализации и профессионального самоопределения; развитие интеллектуальных ресурсов школы через реализацию мер по формированию работы с одаренными детьми.
1.5. Задачи программы.
Разработка технологий выявления и отбора одаренных детей в процессе обучения и проведения традиционных конкурсов, предметных олимпиад и т.п.
Разработка программы информационного обмена по проблемам одаренности.
Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, а также развития в соответствии с их способностями.
Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и стимулирования их творческой деятельности, а также развитие качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений у детей.
Внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми.
Проведение исследований по проблеме выявления и обучения одаренных дошкольников.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми:
совершенствование материально-технической базы;
формирование научного, программно-методического и информационного обеспечения;
совершенствование профессионального мастерства педагогических работников через систему курсов повышения квалификации и аттестации.
1.6. Целевая группа.
Программа рассчитана на учащихся трех ступеней обучения, а именно на:
одаренных детей;
детей с признаками одаренности;
детей, имеющих высокие учебные возможности,
педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.7. Правовое обеспечение.
При создании программы руководствовались:
Международными актами в области защиты прав детства - «Конвенция о правах ребенка».
Закон РФ «Об Образовании»;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети»;
Региональный уровень - Целевая программа «Одаренные дети Югры»;
СанПиН;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 гг.».
Механизм реализации.
Системный и комплексный подход к реализации программы «Одаренные дети» осуществляется через блоки:
образовательный,
воспитательный (внеклассная и досуговая деятельность),
психолого-педагогический,
информационно-просветительский,
социально-педагогический,
детского творчества,
диагностический.
П. Содержание программы.
2.1. Концептуальные основы.
Педагогический коллектив школы понимает, что на современном этапе необходима радикальная перестройка системы обучения, с тем, чтобы одаренный ребенок мог свободно проявлять свои особенности в силу своего дарования как уникальная личность.
В связи с четко наметившейся современной тенденцией обучать одаренных детей в классах вместе со всеми остальными детьми, на учителя-предметника ложится ответственейшая задача строить обучение таким образом, чтобы каждый ребенок в классе познавал новое согласно своему индивидуальному стилю мышления. При подаче нового материала учитель должен учитывать тип высшей нервной деятельности учащегося, особенности его восприятия, мышления, памяти. Все это невозможно без хорошо отлаженной диагностической и мониторинговой службы, которая призвана помочь учителю в организации грамотного научно-обоснованного контроля за развитием когнитивных способностей учащихся, за уровнем их обученности. Методическое мастерство учителя призвано способствовать развитию детской одаренности. Обучение одаренных предъявляет особые требования к личности и профессионализму педагогов. Обучать одаренных детей могут учителя, хорошо знающие свой предмет и программу обучения, имеющие успешный опыт работы с детьми разных способностей к обучению, люди, отличающиеся эмоциональной стабильностью, положительной «Я - концепцией», целеустремленностью и творческим началом. Учителя должны быть знакомы с концептуальными моделями, использующимися в работе с одаренными детьми; знать требования, которым должны отвечать индивидуальные программы для одаренных детей; знать те основные способности и умения одаренных детей, которые подлежат развитию в процессе обучения и воспитания.
Педагогический коллектив определяет для себя шесть основных сфер детской одаренности, а именно:
интеллектуальную;
академическую;
творческую;
лидерскую;
художественную;
психомоторную (спортивную).
Потому, что в процессе развития интеллекта существует взаимосвязь всех психических функций человека, и одаренный человек может достичь полноценной реализации только через интеграцию восприятия, мышления, эмоций и других функций.
Образовательное учреждение подходит к решению проблем в рамках темы «Одаренности», исходя из нескольких версий изменения учебного процесса в школе, ориентированной на развитие одаренности:
изменение содержания образования в основе - идеи гуманитаризации;
изменение в технологиях, методах, в основе - идеи дифференциации, индивидуализации;
изменение способов учебной работы, в основе - идеи интеллектуально-ориентированных учебных систем (развивающая система Л. В. Занкова, В.В.Эльконина-Давыдова).
Не отвергая предыдущих версий инновационных преобразований, в образовательной практике работы с одаренными детьми, мы склонны больше делать ставку на самоуправляющие (психогенные) факторы развития одаренной личности, использование внутренней активности личности, нравственно-волевой мотивации, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, речь может идти о формировании такой образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей, то есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» необходимо перейти к поиску ответа на вопрос: «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». К таким условиям мы относим в первую очередь реализацию индивидуальных способностей учащихся.
Само воспитание способностей, само раскрытие их является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. «Вся эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается ее в состоянии стимулировать и направлять. В этом главное», - писал СЛ. Рубинштейн. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.
С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей - как реализацию индивидуальности. Невозможно по желанию педагога сделать ребенка способным или развить его уже имеющиеся способности, какие бы совершенные педагогические приемы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию.
2.2. Уточнение понятий.
Мы вынуждены констатировать тот факт, что само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении.
Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике оказывается все сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во-вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.
В рабочей концепции одаренности дано такое определение: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Известный специалист в области детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых обычно принято называть одаренными: дети с высокими результатами тестирования, дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые»,
Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.
Одной из моделей детской одарённости может быть модель, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. По этой модели понятие одарённости раскрывается через понятие способностей. Под одарённостью понимается высокий уровень развития способностей ребёнка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. В этом случае оценка способностей ребёнка даёт возможность выявить наличие одарённости и степень её выраженности.
Но чаще всего одаренными детьми называют:
детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. - их чаще называют талантливыми);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Виды одаренности
По широте проявлений | По степени сформированности | По форме проявления | По возрастному развитию |
Общая (умственная) | Актуальность | Скрытая | Ранняя |
Специальная | Потенциальная | Явная | Поздняя |
Признаки одаренности
Инструментальный аспект (способы действия) («могу») | Мотивационный аспект (отношение к действительности и своей деятельности)(«хочу») |
Наличие стратегий деятельности: - быстрое усвоение; изобретение новых способов; - выдвижение новых целей | Повышенная изобретательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) |
Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе | Высокая критичность к результатам собственного труда, стремление к совершенству |
Сформированность индивидуального своеобразного стиля деятельности выражающегося в сохранности «делать все по-своему» | Повышенная познавательная активность и потребность, проявляющаяся в любознательности, а также готовности выходить за пределы требований |
Особый тип обучаемости (проявляется как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений) | Ярко выраженный интерес к определенным сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело |
| Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов |
Особенности развития одаренности детей
Особенности развития познавательной сферы | Особенности психосоциального развития |
1. Любопытство - любознательность - 2. Сверхчувствительность к проблемам 3. Склонность к задачам дивергентного 4. Оригинальность мышления 5. Гибкость мышления (способность 6. Легкость генерирования идей. 7. Легкость ассоциирования. 8. Способность к прогнозированию. 9. Высокая концентрация внимания. 10. Отличная память. 11. Способность к оценке. 12. Интересы и склонности. | 1. Самоактуализация (стремление 2. Перфекционизм (стремление доводить 3. Социальная автономность. 4. Эгоцентризм. 5. Лидерство. 6. Соревновательность. 7. Повышенная уязвительность |
Общие особенности одаренных детей:
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
В связи с данными психологическими особенностями одаренных детей необходимо планировать изменение образовательных подходов к их обучению и воспитанию, предусматривающее качественное отличие содержания, форм организации и методов обучения.
Разработка критериев для оценки качества учебного процесса в школе (программы, учебники, пособия, методы обучения) не только по объему и содержанию учебного материала, но и по характеру учебной деятельности: наблюдения, анализ и обобщение фактов, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое предвидение, экспериментальная проверка теоретических выводов.
Разработка содержания и методов обучения с ориентацией на приобретение учеником достаточного опыта творческой деятельности, включающей такие элементы, как:
понимание не только как способность осмысленно воспроизвести научный материал, но и как постижение внутреннего скрытого механизма явлений, их причинной связи, а также предвидение хода их развития;
способность увидеть и поставить проблему при осмыслении и анализе фактов;
продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснить явление) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как сделать?) задач;
решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой и смысловой (семантической) аналогии;
трансформация образов, символических выражений и идей, а также их интерпретация.
2.3. Принципы выявления одаренных детей.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания.
Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявил себя в детстве как одаренный ребенок.
Учитывая вышесказанное, в работе по выявлению одаренных детей школа руководствуется следующими принципами:
Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
Длительность наблюдения (развернутость во времени) за поведением ребенка в разных ситуациях;
Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют склонностям и интересам;
Использование тренинговых методов;
Подключения к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области;
Оценка признаков одаренности с учетом зоны ближайшего развития;
Анализ продуктов деятельности одаренного ребенка, наблюдение, беседа, оценка учителей, родителей, естественный эксперимент.
Переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
В современной практике работы школ особую сложность представляет диагностика одаренности детей. Для того, чтобы понять к какому когнитивному стилю, к какому типу из всего бесконечного разнообразия личностей принадлежит данный, живой, настоящий, по своему уникальный ребенок, необходимо уметь определить степень развития у него, если не всех, то хотя бы основных, наиважнейших, ключевых психических и физиологических особенностей. Сложность заключается в определении его интеллектуальных особенностей, наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств, которые не «дотягивают» до верхней планки или нормы, которые выше этой планки, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них.
Для отслеживания интеллектуального роста ученика выбраны следующие методики:
( Электронная программа МатросСофт)
- тест «Изучение частей (корректурная проба)»;
- тест «Дизъюнктивное время реакций» SBrown;
- тест «Структура интеллекта» метод тождественных рядов, субтест №9 Амтхауэр;
-тест «Простые аналогии»;
- тест «Числовые ряды» культурно-свободный тест интеллекта C.F. 2ACattell.
Выбранные тесты позволяют нам отследить:
природную составляющую интеллекта;
сформированность комплекса основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
качество работы с абстрактным материалом;
природные возможности памяти;
приобретенные навыки владения приемами опосредованного запоминания;
умение контролировать свои действия в соответствии с полученной задачей;
Арсенал диагностического инструментария в образовательных учреждениях пока беден. Определить различные виды одаренности представляется делом сложным. Однако практические наработки и использование результатов научных исследований в области диагностики дают нам возможность организовывать исследовательскую работу в этом направлении.
Одним из требований к проведению исследовательской работы является необходимость соблюдения комплекса мероприятий:
Своевременное применение различных видов тестирования.
Оценки способностей по успеваемости.
Участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности).
Заключение психолога.
Заключение экспертов в определенной деятельности.
Участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности)
Самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц).
Наблюдение родителей.
При выявлении одаренных учащихся имеют место три фазы: 1, 2 фазы - исследование учащихся, сбор данных;
3 фаза - обработка результатов, подведение итогов, заключение о включении одаренного учащегося в ту или иную программу.
На основе диагностических исследований организуется вся работа с одаренными детьми или с детьми с признаками одаренности (способными)
Диагностика способностей обучающихся |
Адекватное содержание программы обучения |
Задания высокого уровня
Учет затрат
времени
времени
Побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя |
Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Для развития у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности, создание условий для их самоопределения и самореализации в школе работает научное общество учащихся «Интеллектуал». Научное общество «Интеллектуал» реализует следующие задачи:
углубленное изучение отдельных школьных дисциплин;
подготовка к выбору будущей профессии;
развивать навыки научно-исследовательской и проектной работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
овладение навыками обращения с необходимыми для исследовательской и проектной работы приборами и компьютерным оборудованием.
III. Основные направления реализации программы.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое и организационное обеспечение.
Предусматривается поддержка всех структурных подразделений и отдельных педагогов, работающих с одаренными детьми.
Диагностика детской одаренности.
Подбор и систематизация диагностического инструментария для выявления одаренных детей и детей с признаками одаренности. Предполагается формирование банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Организация образовательной деятельности одаренных детей.
Предусматриваются мероприятия по внедрению программ повышенного уровня сложности, внедрение развивающего обучения, реализация принципов личностно-ориентированного обучения, дифференцированного, проектного, эвристического, профильного, элективного обучения.
Предполагается внедрение инновационных моделей обучения для одаренных детей.
Планируется развитие научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного и городского научного общества.
Расширение системы дополнительного образования в рамках бесплатных и платных дополнительных образовательных услуг.
• Внедрение системы обучения по индивидуальным образовательным программам.
Повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Создание образовательных программ нового поколения в области переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Планируется разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми для педагогов, родителей, проведение конкурса образовательных программ, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий.
Система повышения уровня квалификации педагогических работников, способных работать с одаренными детьми и распространение их передового опыта.
Развитие образовательного учреждения.
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы работы с одаренными детьми.
Осуществление адресной поддержки учителей, работающих с одаренными детьми через систему морального и материального стимулирования.
3.1. Формы обучения одаренных детей.
Обучение одаренных детей в условиях массовой школы, какой и является наша школа, должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Индивидуализация обучения может осуществляться через:
индивидуальный учебный план;
индивидуальные программы по отдельным учебным предметам.
Данная форма обучения предполагает использование современных информационных технологий (в том числе и дистанционное обучение), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения может сыграть наставник.
Это может быть высококвалифицированный специалист, готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком.
Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.
Значение работы наставника в основе своей заключается в состыковке индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Следует помнить, что только одна индивидуализация обучения (работа по индивидуальным программам в одной предметной области) не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее.
Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.
Занятия по свободному выбору– факультативные, в особенности организация
малых групп – в большей степени, чем работа в классе, позволяет реализовать
дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это
дает возможность учитывать различные потребности и способности одаренных детей.
Достаточно перспективно начинать дифференциацию образовательного процесса со старшего подросткового возраста (после 8 класса) на основе специализации обучения одаренных школьников.
Данная форма предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового возраста сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний.
Создание исследовательских секций или объединений.
В данной форме работы содержатся большие неиспользованные возможности, предоставляющие учащимся не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает формализм. «Те, кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.
Творческие исследовательские объединения могут быть:
классные;
межклассные;
межвозрастные.
Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях школы, но, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития.
Принципы обучения одаренных детей.
• Широкие вопросы, темы или проблемы, рассматриваемые на основе учебного материала; применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
развитие умения самостоятельно работать;
развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
развитие базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями и исследовательскими умениями;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей,,
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
установка: на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
В конечном итоге образование одаренных учащихся должно обеспечить баланс между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира. Эти принципы помогают целенаправленно, обоснованно создавать специальные программы, внося изменения во все их компоненты.
Стратегии обучения одаренных детей.
Ускорение – эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития.
Углубление – эта стратегия эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
Предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин и областей знания.
Обогащение – данная стратегия ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей.
Проблематизация– данная стратегия предполагает стимулирование личностного развития учащихся.
Особое внимание уделяется использованию оригинальных объяснений, пересмотру имеющихся сведений, поиску новых смыслов и альтернативных интерпретаций идей, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знания.
Каждая из названных стратегий позволяет в разной степени учесть требования к учебным программам для одаренных детей.
Следует учитывать очень важный момент при организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в массовой школе, которой является МОСШ №13. Необходимо в обязательном порядке учитывать специфику одаренных детей, иначе они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.
Поэтому проблема дифференциации обучения остается актуальной, тем более для одаренных детей.
Школа принимает для себя оба вида дифференциации:
дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (отдельные классы);
дифференциация на основе смешанного обучения (разноуровневое обучение, индивидуальные образовательные программы, кураторство).
Отдавая предпочтение смешанному виду обучения одаренных детей, школе необходимо постоянно работать над повышением качества образовательного процесса, повышением квалификации педагогов, внедрять развивающие и личностно-ориентированные методы обучения, что и является залогом достаточно успешного обучения одаренных детей.
3.2. Программы для интеллектуально одаренных детей.
При создании оптимальных условий для обучения детей с высокими учебными возможностями в школе общеобразовательного тира, т.е. в массовой школе необходимо рассматривать возможность создания отдельных классов. Хотя до сих пор такой шаг является предметом самых острых дискуссий.
Создание подобного рода классов дает возможность подбирать и использовать учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью.
Учителям школы следует не забывать, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду по решению актуальных проблем современной цивилизации.
Школе при выборе программ обучения для интеллектуально одаренных детей необходимо учитывать следующее:
Программы должны включать изучение широких тем и проблем, что позволит учителям учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему.
Программы должны давать возможность использования в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности.
Предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы.
Поддерживать и развивать самостоятельность в учении.
Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки с учетом индивидуальных способов деятельности учащихся.
Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации.
Обучать детей оценивать свои результаты, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества.
Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Психологические рекомендации по составлению учебных и индивидуальных программ для работы с одаренными детьми и детьми, имеющими признаки одаренности и высокие учебные возможности.
1. Необходимо, чтобы образовательные программы предусматривали степень и меру самораскрытия одаренных учащихся. Границы успехов и достижений для каждого из них могут меняться в разные периоды времени. Самораскрытие должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей.
2. Второй целью является удовлетворение потребностей в новой информации. Одаренный учащийся должен быть широко информирован. Ведь его характеризуют неуемное любопытство и самостоятельность в учении.
3. Третья цель программы для одаренных детей – коммуникативная адаптация. Одаренные дети перенасыщены вербальными символами, концепциями, проектами, обобщениями, гипотезами, обладают способностью манипулировать ими. Они могут усовершенствовать свои умения общения, выражая свои представления, умозаключения в письменной или устной форме, Одним из продуктивных результатов коммуникативной адаптации являются творческие литературные работы, рефераты и т.д.
4. Четвертой целью программы для одаренных школьников является помощь им в самовыражении (их творческая направленность).
Дидактическая система образования одаренных учащихся.
Содержание образования
Индивидуальный компонент
Выбор предметов и уровень их изучения на основе индивидуальных учебных планов в системе дополнительного образования.
Базовое
образование
Предметы учебного плана, направленные на развитие личности. Элективные курсы.
Школьный компонент
Углубленные курсы по выбранному профилю, дополняемые спецкурсами и предметными факультативами.
Профильный компонент
Технология образования
традиционные | развивающие | личностно-ориентированные |
ориентированные на познание основ наук | нацеленные на всестороннее развитие личности ребенка и обеспечение высокого уровня учебных достижений, а также на формирование общей высокой компетентности | направленные на более полное удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование их общих и специфических способностей |
Ф
Внеурочная развивающая деятельность (кружки, секции, клубы по интересам, объединения, студии)
Исследовательская, проектная деятельность в лабораториях, обществах, студиях, мастерских, группах
Спецкурсы, семинары, практикумы, факультативы, консультации, элективные курсы в системе дополнительного образования, курсыдовузовской подготовки
Урок (традиционный, модульный, практикум, игра, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, лаборатория, исследования и т.д.)
Организация образовательной деятельности одаренных детей.
В современной педагогике и образовательной практике обучение одаренных детей все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача.
Отличительной чертой проблемы обучения одаренных детей является то, что данная проблема не может быть решена в отдельных случаях. Необходим комплексный, системный, программно-целевой подход.
3.3. Предполагаемые методы обучения одаренных детей.
1) Дифференцированное обучение.
Дифференцированное обучение предполагает способы разделения обучения в соответствии с наиболее важными особенностями учащихся.
Дифференциация призвана учитывать не столько индивидуальные, сколько общие особенности, наиболее характерные для часто встречающихся типов групп учащихся.
Виды дифференциации:
по уровню учебной успешности (академическая одаренность);
по специальным способностям (обучение талантливых детей);
по общим способностям (коэффициент интеллекта, общая креативность, комплексная оценка уровней развития и взаимного сочетания мотивации, интеллекта и креативности).
Формы дифференциации:
жесткая (селективная);
гибкая (элективная);
переходная.
Формы дифференциации можно реализовать при использовании разных методик и способов на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности.
2) Личностно-ориентированное обучение.
Под личностно-ориентированным обучением следует понимать обучение, в результате которого формируется профессиональная направленность, в результате которой происходит первоначальное профессиональное становление учащегося с необходимым набором личностных качеств.
Перед педагогами школы стоит задача: оставаться на прежних позициях, выполнять ранее принятые образовательные цели и обучать собственно предмету или скорректировать цели обучения и попытаться организовать учебный процесс так, чтобы на основе усвоения определенного количества предметных знаний и обладания предметными умениями, учащийся строил свою личность, формируя различные, важные для выбранной профессии качества как фундамент профессиональных, в том числе предметных знаний и умений.
Общие цели личностно-ориентированного обучения – это формирование культуросообразных профессионально значимых ориентиров и качеств, учащихся как фундамента опыта их личности в приобретении профессии.
Существенным при переходе к личностно-ориентированному обучению является открытое предъявление учащимся целей для индивидуального осмысления, конкретизации и принятия их «для себя».
3) Проблемное обучение.
Проблемное обучение позволяет усилить творческую активность учащихся, с учетом интеллектуального подхода.
Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем.
4)Эвристическое обучение.
Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, ориентируя учителя и ученика на достижение не известного им заранее результата.
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, не предполагает наличия у них предварительных умений действия по образцу.
Эвристическое обучение имеет отличительную черту: это развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Содержание образования является вариативным и развивается в ходе деятельности самого ученика.
Принципы эвристического обучения
Принцип личностного целеполагания
(образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом личных целей)
данный принцип предусматривает необходимость осознания целей творческой работы, как учеником, так и учителем и опирается на глубинное качество человека –способность постановки целей своей деятельности.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории
(ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов)
Творчество учащихся возможно лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности.
Принцип метапредметных основ содержания образования
(основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками)
Метапредметный уровень познания предлагают выход за рамки обычных учебных предметов.
Принцип продуктивного обучения
(обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками собственного образовательного продукта)
Принцип ситуативности обучения
(образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении)
Учитель создает или использует возникшую эвристическую образовательную ситуацию, с целью – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания фундаментальных образовательных объектов и решения, связанных с ним проблем.
Принцип образовательной рефлексии
(образовательный процесс строится с учетом осознания способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей)
Соблюдение данного принципа необходимое условие для того, чтобы ученик (и учитель) видел схему организации собственной образовательной деятельности, конструировал ее в соответствии со своими целями и программами.
При эвристическом методе обучения мало формировать знания, умения и навыки учащихся. Наиболее важно организовать учебную деятельность учащихся (изучение, усвоение, познание).
5)Развивающее обучение.
Развивающее обучение нацелено на всестороннее развитие ученика.
В учебный процесс привносится личностное, деятельное начало. Развивающее обучение предполагает усвоение учениками сообщаемых им знаний в процессе специально организованной разносторонней практической и теоретической деятельности.
Подходы к обучению и развитию одаренных детей.
а) дидактический, когда развивающее обучение строится в направлении расширения и углубления учебного материала в соответствии с логикой учебных предметов, соответствующих данному типу одаренности;
6) дидактико-психологический, сочетающий высокий уровень предметного обучения с
диагностической и коррекционной психологической помощью, а также
психологическими уроками развития способностей и личности учащегося;
в) психолого-дидактический, для которого характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования в качестве исходного основания для построения учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом.
При этом используется:
проблемно-развивающий метод (когда предметное обучение реализуется в соответствии с принципами проблемного обучения);
блочно-модульный метод (ориентирован на индивидуальные программы и индивидуальный темп их прохождения);
гуманитарно-личностный метод (в качестве исходной основы для обучения используются закономерности развития личности, как психологического основания позитивной «Я – концепции» и лидерских качеств);
методы развивающего образования (для учебно-воспитательного процесса создаются условия, способствующие проявлению и развитию творческих возможностей в общем и дополнительном образовании).
В процессе обучения и развития определяются следующие цели проектирования образовательной среды:
передача учащимся знаний – умений – навыков, соответствующих их интересам и склонностям (традиционная цель обучения) формирование общепредметных ЗУН.
развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности (учебной, профессиональной, математической, технической, художественной, спортивной и т.д.). Формирование предметно-специальных ЗУН.
развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная, допрофессиональная). Цель развивающего образования.
создание образовательных условий, необходимых учащимся для проявления их склонностей, интересов, способностей в разных сферах деятельности человека, т.е. формирование субъекта своего социального развития (физического, интеллектуального, личностного, социального). Цель развивающего образования.
Учитывая данные цели обучения необходимо работать над раскрытием творческой природы учащихся.
Одаренность, как образовательная проблема, и развитие творческой природы учащихся требует тотального участия практического психолога.
Функции практического психолога.
Функции практического психолога, работающего с одаренными детьми, не должны ограничиваться, только психодиагностической, а должны включать в себя еще и:
психологическое сопровождение и поддержку детей, обучающихся по программам повышенного уровня сложности;
психологическую экспертизу, психологический мониторинг и сопровождение инновационных программ, а также образовательных технологий, применяемых при работе с одаренными детьми;
участие в проектировании и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся;
участие в психологической подготовке педагогов и руководителей, работающих с одаренными детьми.
3.4. Педагог и одаренные дети.
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренных детей, является, несомненно, учитель (педагог).
При работе с одаренными детьми, к профессиональной и личностной подготовке учителя предъявляются особые требования.
На смену традиционным технологиям приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом.
Поэтому кроме предметной, подготовка учителя должна включать в себя:
• представление о том, что такое одаренность и особенности развития одаренных детей;
понимание того, что представляет собой развивающее образование, в чем отличие от традиционных форм обучения и воспитания и даже от того, что такое развивающее обучение;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различной образовательной среды;
знание о том, что такое образовательная среда, ее разновидности (семейная, школьная, внешкольная дополнительная и стихийная), кто является ее субъектами, каковы типы образовательной среды (догматическая, творческая и т.д.) и типы взаимодействия между ее субъектами (авторитарный, демократический, гуманистический и т.д.);
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого – умение выделить психологические и дидактические цели;
умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (учащиеся, родители, коллеги, руководство);
умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому: чему учить, как учить, зачем учить?
Одним из основных психологических принципов работы с одаренными детьми (ровно, как и с трудными) является принцип «принятия другого». Согласно данному принципу, учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями.
В работе с одаренными детьми учителю важно не только осознать, но и изменить собственные стереотипы восприятия, мышления и поведения.
Одаренные дети, как известно, очень часто представляют собой или своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны, опасны и для ребенка и для самого учителя.
Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что вследствие своей продвинутое, например, в интеллектуальном развитии, одаренные дети, осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов учительского сознания в том-то и заключается, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.
Для учителей, работающих с одаренными детьми важно быть подготовленными и специально ориентированными на развитие таких «субъект – субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными
детьми.
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные психолого-
педагогические и методические знания, умения и навыки;
основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом
активного усвоения психологии педагогики одаренности (знания об одаренности, ее
видах, психологических основах, критериях и принципах выявления, знания о
психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном
развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для
работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными
детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения
одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления
одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики
и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности
учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-
педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов
семьи);
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
не столько успешно, реализовывать традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни
развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; высокая и
адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают
эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что, делает человека
педагогом, - «желанию жить в ученике».
IV. Основные мероприятия по реализации программы.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |||||
1 этап – 2019-2020 уч. Год – разработка и реализация Программы «Одаренные дети» | ||||||||
1 | Подбор педагогических кадров для работы с категорией «одаренные дети». Мотивирование учителей, аттестующихся на высшую квалификационную категорию на работу с одаренными детьми. | Июнь | Директор школы, зам. дир. по BP | |||||
2 | Разработка локальных актов, отражающих работу с одаренными детьми. | Июнь | Методист, зам. дир. по ВР | |||||
3 | Создание программы по работе с одаренными детьми (с учетом направлений). | Июнь, сентябрь | Методист, педагог-психолог, зам. дир. по ВР | |||||
4 | Разработка перспективного плана повышения квалификации работников ОУ в части работы с одаренными детьми. | Август | Методист, педагог-психолог | |||||
5 | Создание банка данных учебно-методических пособий для работы с одаренными детьми. | В течение года | Методист, библиотекарь | |||||
6 | Использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время как современного метода повышения качества образования, направленного на развитие интеллектуальных возможностей ребенка. | В течение года | педагоги | |||||
7 | Создание НОУ. Ежегодное проведение внутришкольных НПК, мотивируя победителей на участие в городских и окружных конференциях | декабрь, в течение года | Руководители МО, методист | |||||
8 | Выделение часов из школьного компонента на индивидуально-групповую работу с одаренными детьми. | август-сентябрь | Зам. дир. по ВР | |||||
9 | Разработка системы стимулирования труда учителя, работающего с одаренными детьми; системы поощрения труда обучающихся, ставших победителями городских, окружных, всероссийских олимпиад, НПК, конкурсов и т.д. | сентябрь | Директор школы, гл. бухгалтер, зам. директора, председатель ПК | |||||
10 | Выстраивание системы взаимодействия психолога и учителя, работающего с одаренными детьми; психолога и родителей одаренных детей. Привести в систему работу школьных психологов по отбору, отслеживанию развития одаренных детей. | В течение года | Директор школы, зам. дир. по ВР, педагог-психолог | |||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |||||
2 этап – 2020-2021уч. годы – апробация Программы «Одаренные дети» | ||||||||
1 | Проведение мониторинга состояния проблемы развития детской одаренности в образовательном учреждении. | В течение года | Методист, педагог-психолог | |||||
2 | Разработка учебно-методического пособия «Организация работы с одаренными детьми». | В течение года | Методист, педагог-психолог, руководители МО, педагоги | |||||
3 | Реализация специальных интегрированных курсов (включаемых в учебный план). | В течение года | педагоги | |||||
4 | Реализация подпрограмм, направленных на развитие детской одаренности. | В течение года | педагоги | |||||
5 | Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся. | В течение года | педагоги | |||||
6 | Расширение сети элективных курсов (как в рамках учебного плана, так и за его пределами) с учетом запросов обучающихся и родителей. | В течение года | Зам. дир. по ВР, методист, педагоги | |||||
7 | Расширение системы дополнительного образования в рамках реализации программы «Одаренные дети». | В течение года | Зам. дир. по BP | |||||
8 | Осуществление психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся и педагогам, работающим с одаренными детьми, а так же родителям одаренных детей. | В течение года | Педагог-психолог, педагоги, социальный педагог | |||||
9 | Участие учащихся в городских, окружных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях | В течение года | Руководитель НОУ, методист, педагоги | |||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |||||
3 этап – 2021-2022уч. годы – обобщение и распространение опыта | ||||||||
1 | Участие обучающихся в городских, окружных, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях | в течение года | Руководитель НОУ, методист, педагоги | |||||
2 | Издание учебно-методического пособия «Организация работы с одаренными детьми». | в течение года | Методист, педагог-психолог, руководители МО,педагоги | |||||
3 | Проведение научно-практической конференции «Одаренный ребенок в современном социально-культурном пространстве» | В течение года | Методист, педагог-психолог, руководители МО,педагоги | |||||
4 | Издание сборника научно-исследовательских работ обучающихся. | 2022 год | Руководитель НОУ, методист, педагог-психолог, руководители МО, педагоги | |||||
5 | Проведение семинара для педагогов, работающих с одаренными детьми. | Весна 2022г. | Методист, руководители МО, педагоги | |||||
4 этап - 2022-2023уч.год | ||||||||
1 | Участие учащихся в городских, окружных, всероссийских дистанционных конкурсах и проектах: конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»; всероссийский игровой конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, графика»; участие учащихся в конкурсе «Школа будущего»; участие учащихся в конкурсе «Золотое руно»; участие во всероссийской игре –конкурсе «Кенгуру»(мониторинг выпускников по математике в 4кл., 9кл.); участие в городском конкурсе сочинений, конкурсах чтецов «Русская весна», «Маленькая муза»; участие конкурс художественной декламации «Во весь голос»; участие во всероссийской игре –конкурсе по математике «Кенгуру»; участие в городских олимпиадах «Юниор»; организация работы с одаренными учащимися по программе «СИРС»; участие учащихся в дистанционных конкурсах, олимпиадах (УрФО, «Эйдос», проект «ЭМУ»). | В течение года | Методист, руководители МО, педагоги | |||||
2 | Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся: организация работы научного общества обучающихся «Интеллектуал»; организация проведения научно-практических конференций (внутришкольный уровень); защита социальных проектов (внутришкольный уровень); защита научно-исследовательских проектов; участие в научно-исследовательских конференциях, фестивалях. | В течение года | Руководитель НОУ «Интеллектуал»; педагоги, педагог-психолог | |||||
3 | Методическая учеба с учителями-предметниками по разработке индивидуальных программ по подготовке обучающихся к олимпиадам. | В течение года | Методист, руководители МО, педагоги, педагог-психолог | |||||
4 | Дл Формирование информационной базы о талантливых и одаренных детях детях школьного возраста. | В течение года | Методист, руководители МО, педагоги, педагог-психолог | |||||
5 | Создание системы мониторинга адаптации одарённых детей в социуме после окончания школы и реализации их жизненных планов. | В течение года | Методист, руководители МО, Классные руководители., педагог-психолог | |||||
6 | Организация психолого-педагогического сопровождения. | В течение года | Психологическая служба |
V. Ожидаемый результат от реализации программы.
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному явлению детской одаренности: от определения природы этого феномена до характеристики современных образовательных технологий в выявлении и поддержки одаренных детей, управления этой деятельностью.
В итоге реализации Программы будут созданы условия для воспитания и обучения одаренных детей:
Разработка концепции психологии и педагогики одаренности в условиях массовой школы.
Выявление и обучение одаренных и талантливых детей и подростков.
Формирование банка данных образовательного учреждения, работающего с одаренными детьми.
Подготовка программ и методических рекомендаций для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для работы с одаренными детьми.
Создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми.
Налаживание контактов с высшими учебными заведениями, межрегиональных контактов одаренных детей.
Организация мониторинга вопроса работы с одаренными детьми.
Функционирование комплексной системы поддержки развития одаренных детей.
Расширение системы дополнительного образования с целью удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей.
Совершенствование работы по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся.
Совершенствование системы развивающего дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Организация постоянно действующего семинара по широкому освещению проблем и направлений в работе с одаренными детьми.
Поднятие статуса таланта, образованности и культуры в целом, а также престижа человека, обладающего этими качествами.
VI. Критерии эффективности реализации программы.
В результате от реализации Программы будет:
Увеличено число одаренных детей, которым оказывается психолого-педагогическая поддержка.
Создана система работы с одаренными детьми, что позволит повысить творческий потенциал подрастающего поколения.
Разработана концепция психолого-педагогических основ одаренности, выявления и обучения одаренных и талантливых детей и подростков.
Сформирован банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Подготовлены программно-методические документы и пособия для учителей, работающих с одаренными детьми и их родителями.
Укреплена материально-техническая база по организации работы с одаренными детьми.
Сформированность поля самореализации личности: характер, объем, направления видов деятельности, предоставляющих учащимся возможность выбора, инициативы и творческой самостоятельности.
ЛИТЕРАТУРА1. А.И. Доровской. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210 с.
2. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития.: Научно методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.
3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
4. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - №4. - с.73.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Способности. Темперамент. / Ю. Гиппенрейтер //
6.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2005. - с. 244-266.
7. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. - 2003. №8. - с.13-18.
8. Гусев Ю.А. Типология вундеркиндов // Праблемывыхавання. - 2003. - 2. - с.36-42.
9. Дошкольное учреждение - семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей /Авт. - сост.: Е.А. Панько, Т.В. Поздеева. - Мозырь. - ООО ИД "Белый Ветер", 2004. - 116с.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - Спб.: Питер, 2001. - 464с.
11. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.
12. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. - с. 29-33.
13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1992.
14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.М., 1972.
15. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000. - 336с.
16. Одаренный ребенок и семья / Сост. Куровская С. Н.; Под ред. Тарантей В.П. - Мозырь: Белый Ветер, 2006. - 116с.
17. Проблемы воспитания одаренного ребенка // Дошкольное образование. - 2005. - №10.
18. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М.
19. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. /Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн.3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 631с.
20. Путляева, Л. О задатках и способностях / Л. Путляева // Дошкольное воспитание, 2006, №4. - 2006. - С.43-45
21. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Издат. центр "Академия", 2000. - 232с.
22. Сивашинская Е.Ф. Детская одаренность и раннее обучение // Пачатковаенавучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. - 2005. - №5. - с.41-47.
23. Чехонина О. Дети с опережающим психическим развитием: Одаренные дети в семье: советы психолога // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с.12
7