Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
Рассмотрено на МО учителей филологии протокол № 5 от 30. 05.19 | Приложение 1 к ООП ООО МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ 8 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
Стенниковой Юлии Владимировны
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 68, В НЕДЕЛЮ 2
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
п. Сибирский
2019 г.
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и следующими нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 20.07.2017 г.).;
5. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);
Учебник: Коровина В.Я., В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2015.
1 Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
2. Содержание программы
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы xvшвека.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы xix века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы xx века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
3. Календарно-тематическое планирование для 8 класса
№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности при изучении | Кол – во часов на изучение | Дата проведения | Коррекция |
план | факт |
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому | Определять основные идейно – нравственные проблемы. | 1 | | | |
| Лирические и исторические песни «В темном лесе...» | Комментировать текст. | 1 | | | |
| Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | 1 | | | |
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | Анализировать тексты. | 1 | | | |
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события | Анализировать произведения. Находить цитатные примеры из эпоса. | 1 | | | |
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. | Понимать смысл произведений. | 1 | | | |
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. | Понимать смысл произведений. | 1 | | | |
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Образы героев. | Давать характеристику героям произведения. | 1 | | | |
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | Правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. Обобщить и синтезировать полученные знания. | 1 | | | |
| Сочинение по произведению Фонвизина «Недоросль» | Написать сочинение. | 1 | | | |
| И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. «Обоз», историческая основа. | Выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения. | 1 | | | |
| Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | Сопоставлять и анализировать текст. | 1 | | | |
| А. С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «Я помню чудное мгновенье». | Выполнять устное рецензирование выразительного чтения. | 1 | | | |
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | | 1 | | | |
| А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении | Анализировать текста, аргументировать свою точку зрения. | 1 | | | |
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. | Обобщать и систематизировать полученные знания. Закрепить умения и навыки. | 1 | | | |
| Гринев: Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | Определять значение картин русского быта для понимания характеров и идеи поэмы. | 1 | | | |
| Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | Сопоставлять литературных героев. | 1 | | | |
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина | Комментировать чтение | 1 | | | |
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | Выявлять характерные художественные приемы повествования. | 1 | | | |
| Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Анализировать эпизоды. | 1 | | | |
| Семья и семейные ценности. | | 1 | | | |
| Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | 1 | | | |
| М.Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | 1 | | | |
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | Определять авторское отношение героя. | 1 | | | |
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода. | | 1 | | | |
| Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | Понимать смысл произведения, видеть главное. | 1 | | | |
| Н.В.Гоголь. Отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | Прокомментировать текст, выявлять художественные особенности поэмы. | 1 | | | |
| Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки по определению проблем в тексте | 1 | | | |
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» | Строить монологическое высказывание, анализировать текст. | 1 | | | |
| Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор» | Характеризовать средства выразительности в тексте. | 1 | | | |
| Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В Гоголя «Ревизор» | Анализировать произведения, работать со словом, характеризовать героев. | 1 | | | |
| Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» | Прокомментировать эпизоды, сопоставить эпизоды. | 1 | | | |
| Мечта и реальность в повести «Шинель». | Пересказать и прорецензировать главы от лица одного из персонажей. | 1 | | | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | Проанализировать произведения | 1 | | | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | Читать по ролям. | 1 | | | |
| Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | Сделать словарную работу, проанализировать текст. | 1 | | | |
| Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Проанализировать текст. | 1 | | | |
| Л. Н. Толстой. «После бала» | Выполнить презентацию по данной теме. | 1 | | | |
| Л. Н. Толстой. «После бала» | Выявлять особенности повествования Л.Н. Толстого. | 1 | | | |
| Нравственные проблемы рассказа Л. Н. Толстого «После бала» | Анализировать текст. Выявлять художественные средства. | 1 | | | |
| Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | Анализировать текст. Определять языковые и композиционные особенности стихотворения. | 1 | | | |
| А.П.Чехов «О любви» | Анализировать текст. | 1 | | | |
| И. А. Бунин. «Кавказ» | Определять тему и идею романтических рассказов. | 1 | | | |
| Изложение по рассказу И.Бунина. | Определять языковые и композиционные особенности текста. | 1 | | | |
| . А. И. Куприн. «Куст сирени». | | 1 | | | |
| Сочинение по произведениям русских писателей И. Бунина и А. Куприна. | Определять лексический состав произведения. | 1 | | | |
| А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве «Россия». Образ России | Выявлять особенности стихотворения. | 1 | | | |
| С.А. Есенин. «Пугачев | Определять языковые и композиционные особенности текста. | 1 | | | |
| И.С.Шмелёв «Как я стал писателем» | Владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. | 1 | | | |
| М.А.Осоргин "Пенсне" | Аргументировать свои ответы по алгоритму. | 1 | | | |
| Журнал «Сатирикон». | Анализировать текст. Составить тезисные планы. | 1 | | | |
| Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни» | Определять идейно – тематическое своеобразие произведений. | 1 | | | |
| А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». | Характеризовать проблемы в поэме. | 1 | | | |
| А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» | Выделять лексические особенности поэмы. | 1 | | | |
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне.М.Исаковский | Строить монологическое высказывание. | 1 | | | |
| Творчество Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л.Ошанина | Анализировать текст, используя различные речевые средства. | 1 | | | |
| В. П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». | Составить план пересказа. | 1 | | | |
| В. П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». | Выразительно читать монологи и анализировать их. | 1 | | | |
| Сочинение на тему «Великая Отечественная война в литературе XX века» | Определять особенности пейзажной лирики. | 1 | | | |
| Русские поэты о Родине, о родной природе. | Выявлять характерные особенности лирики поэтов. | 1 | | | |
| Поэты Русского зарубежья о Родине. | Анализировать тексты. | 1 | | | |
| У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» | Определять жанрово – композиционные особенности лирики. | 1 | | | |
| Сонеты У. Шекспира. | Выразительно читать и анализировать текст. | 1 | | | |
| Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | Определять идейно – художественное своеобразие текста. | 1 | | | |
| Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | Определять идейно – художественное своеобразие текста. | 1 | | | |
| В. Скотт «Айвенго» | Определять идейно – художественное своеобразие текста. | 1 | | | |
| Итоги года и задание на лето. | Систематизировать и обобщить теоретический материал. | 1 | | | |