СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по логоритмике для детей дошкольников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и взрослым.

Просмотр содержимого документа
«Программа по логоритмике для детей дошкольников.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Петролеум+» г. Перми



РАССМОТРЕНО



ПРИНЯТО

педагогическим советом


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ «СОШ « Петролеум +» г. Перми

___________________А.В. Исаков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДОУ

Воскресная школа для будущих первоклассников «Петролеум+»

«Логоритмика»





Программу составили:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Егорова С.И.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Шошина Л.А.






2022 - 2023 учебный год








Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Календарно-тематическое планирование

  3. Ресурсное обеспечение реализации программы

  4. Список литературы



стр. 3

стр. 5

стр. 7

стр. 7






























Пояснительная записка




С каждым годом, по наблюдению педагогов, в школе растёт количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частых общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Известно, что ребёнок развивается в движении. Учёные коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влиянием логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязность речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Благодаря чему у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Цель курса: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и взрослым.


Задачи:

1. Оздоровительные:

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.

2. Образовательные:

- развивать пространственные представления;

- развивать переключаемость и координацию движений;

- развивать чувство ритма;

- развивать воображение;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

3. Воспитательные:

- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм, дисциплину);

- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

4. Коррекционные:

- развивать мелкую моторику и тонкие движения пальцев рук;

- развивать общую моторику, соответствующую возрастным особенностям детей;

- вырабатывать чёткие координационные движения во взаимосвязи с речью;


Методы обучения на занятиях по логоритмике

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приёмы подбираются с учётом степени усвоения двигательного, речевого материала и общего развития ребёнка.


Словесные:

Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.


Практические:

- игровой метод – применяется при разучивании новых упражнений;

- соревновательный – применяется для совершенствования уже отработанных упражнений.



Срок реализации: 1 год


Целевая группа: дошкольники 6-7-летнего возраста.


Планируемые результаты

  • Сформированность знаний по лексическим темам.

  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

Содержание курса


Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

  • Артикуляционные упражнения

  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

  • Упражнения – чистоговорки

  • Пение песен

  • Пальчиковые игры и сказки.

  • Коммуникативные игры

  • Подвижные игры


Структура логоритмических занятий:

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.


1. Вводная часть: 3-5 минут.

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

  • - упражнения на ориентировку в пространстве;

  • - упражнения на развитие координации движений.

2. Основная часть: от 10 до 15 минут.

  • - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

  • - упражнения на развитие внимания, памяти;

  • - упражнения на развитие чувства темпа, ритма;

  • - упражнения на развитие координации речи с движением;

  • - слушание музыки для снятия напряжения;

  • - игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

3. Заключительная часть от 5 до 7 минут.

  • - упражнения на восстановления дыхания;

  • - спокойные виды ходьбы;

  • - упражнения на релаксацию.


Календарно-тематический план (28 часов)


п/п




Тема занятия

Задачи занятия

Кол-во часов

Здравствуйте, дети!

Познакомить с курсом «Логоритмика»

Учить детей шагать ритмично, высоко поднимая колени, сохраняя правильную осанку. Координировать движения рук и ног. Двигаться в соответствии с музыкой.

1

Летняя симфония: деревья, ягоды, грибы

Учить детей выполнять движения в соответствии с музыкой и пением. Начинать движения после короткого вступления. Выполнять движения ритмично, в заданном темпе.

1

Путешествие кленового листочка: признаки осени

Развивать общую мелкую артикуляционную и мимическую моторику.

Координировать движения рук и ног. Двигаться в соответствии с музыкой.

Совершенствовать грамматический строй речи. Передавать заданные образы эмоционально.

1

Сказка «Чиполлино и его друзья»: овощи, фрукты

Формировать слоговую структуру слова. Учить детей декламации. Учить ходить по кругу в темпе музыки, сужать и расширять круг. Выполнять ритмично, эмоционально, выразительно движения в соответствии с музыкой и текстом песенки.

1

Лягушка-путешественница: перелетные птицы

Учить детей чисто произносить свистящие звуки. Петь слаженно, лёгким звуком, чисто интонировать мелодию песенки, петь выразительно, эмоционально.

1

Лягушка-путешественница: такие разные дома

Учить детей начинать пение одновременно, после небольшого вступления, сопровождать пение движениями пальцев. Работать над дикцией и артикуляцией. Своевременно брать дыхание и растягивать его до конца музыкальной фразы. Чисто интонировать мелодию.

1

Мы не можем друг без друга: домашние животные

Учить детей сопровождать пение движениями рук. Чисто интонировать мелодию, внятно произносить звуки в словах, растягивать дыхание до конца музыкальной фразы.

1

На лесной полянке: дикие животные

Развивать у детей зрительное восприятие, координацию движений. Учить внятно проговаривать слова. Выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни. Начинать движение после вступления.

1

В пещере Людоеда: посуда, продукты

Учить детей выразительно передавать содержание песни. Начинать движение после вступления. Точно петь звуки в словах. Развивать чувство ритма.

1

В пещере Людоеда: продукты питания

Автоматизировать звуки в пении, чётко их произносить, правильно петь окончания. Сопровождать пение движениями рук.

1

Солнечный луч в ноябре: признаки поздней осени

Учить детей слушать музыкальное вступление и начинать движение сразу после него. Заканчивать движения вместе с окончанием музыки. Координировать движения рук и ног. Ритмично и чётко выполнять шаг, обходить ориентиры, соблюдать дистанцию.

1

Путешествие по зимнему лесу: признаки зимы

Учить детей удерживать равновесие в шаге, высоко подниматься на носки, шагать на пятках. Выполнять движения в соответствии с музыкой и пением.

Развивать у детей умение удерживать равновесие на одной ноге.

1

Волшебное кольцо: игрушки

Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Чётко произносить слова.

1

Новогодняя сказка: о чем грустит Домовенок

Учить детей выполнять движения в соответствии с пением, музыкой. Начинать движения после короткого вступления. Чётко выполнять движения в соответствии с музыкой и пением. Работать над мимикой лица (образ Домовенка).

1

Два Мороза: зимние забавы

Учить детей петь слаженно, чисто интонируя, в заданном темпе, начинать пение сразу после вступления. Работать над дикцией и артикуляцией. Сопровождать пение движениями рук.

1

Сказка «Гадкий утенок»: домашние птицы

Учить детей сопровождать пение движениями пальцев рук. Петь слаженно, в заданном темпе. Чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию.

1

Птичья кладовая: зимующие птицы

Развивать у детей длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Учить выделять в речи собственные имена существительные.

1

Эти забавные животные: животные жарких стран

Укреплять артикуляцию. Работать над гласными звуками. Учить различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения, чисто интонировать мелодию, петь напевно, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.

1

Марья-искусница: ткани, одежда

Учить детей переключать слуховое внимание, развивать речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Развивать у детей логическое мышление, дикцию и артикуляцию.

Учить подбирать слова, обозначающие признаки предметов.

1

Сказка старого башмака: обувь

Развивать у детей ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

1

Карта путешествий: День защитника Отечества

Развивать у детей длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение. Развивать у детей наблюдательность, ориентировку в пространстве.

1

Что всего дороже: семья

Учить детей двигаться в одном темпе, ритмично. Начинать движение после вступления.

Учить детей бодро и чётко шагать. Выполнять движения ритмично, координировать движения рук и ног, обходить ориентиры. Начинать движение после короткого выступления. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и двигательных реакций.

1

Задушевный разговор: мамин праздник

Развивать у детей двигательную, образно-действенную память, учить действовать по подражанию. Чётко произносить слова в песне, выполнять движения в соответствии с текстом, музыкой.

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

1

Сказка «Мамы всякие важны»: профессии наших мам

Развивать у детей логическое мышление, ладовый слух, диалогическую речь. Учить четко петь звуки в словах и точно передавать голосом мелодию песню.

Учить детей чисто интонировать мелодию песенки. Работать над чёткой дикцией и артикуляцией.

1

Вчера и сегодня: транспорт

Активизировать слуховое внимание, развивать быстроту и последовательность действий. Учить бодрому, чёткому, ритмичному шагу, быстрой реакции на окончание.

Развивать у детей умение слышать ускорение и замедление в музыке. Быстро реагировать на изменение темпа сменой движений. Координировать движения рук и ног.

1

Путешествие капельки: признаки весны

Учить выполнять движения соответственно спокойному, чёткому характеру музыки.

Развивать у детей координацию. Учить выполнять ритмичный шаг с высоким подъёмом ног, сочетать движения с чтением стихотворения, различать музыкальные фразы.

1

Дважды два четыре: школа

Учить детей чётко произносить слова, выполнять движения в соответствии с ними, двигаться парами. Начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой.

Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и пением: ходить хороводным шагом по кругу, сужать и расширять круг.

1

Карнавал звуков: признаки лета

Учить детей мягкому произношению звука р. Закреплять звуки в свободной речи. Петь песню в соответствии с ласковым характером мелодии. Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им менять движения.

1


Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально-техническое:

  1. Ноутбук и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к занятиям.

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

  4. Колонки

  5. Ковер

  6. Шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.




Список литературы

  1. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

  2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников/ Г.И. Анисимова.- Ярославль: Академия развития, 2005.-96 с.

  3. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с.

  4. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.

  5. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: Каро, 2005.

  6. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

  7. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.

  8. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004.

  9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.

  10. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.

  11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  14. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

  15. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

  16. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  17. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  18. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994.

  19. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.