Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Петролеум+» г. Перми
РАССМОТРЕНО | | ПРИНЯТО педагогическим советом | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ « Петролеум +» г. Перми |
___________________А.В. Исаков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДОУ
Воскресная школа для будущих первоклассников «Петролеум+»
«Логоритмика»
Программу составили:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Егорова С.И.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шошина Л.А.
Содержание Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование Ресурсное обеспечение реализации программы Список литературы | стр. 3 стр. 5 стр. 7 стр. 7 | Пояснительная записка | |
| |
С каждым годом, по наблюдению педагогов, в школе растёт количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частых общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Известно, что ребёнок развивается в движении. Учёные коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влиянием логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязность речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Благодаря чему у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Цель курса: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и взрослым.
Задачи:
1. Оздоровительные:
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развитие дыхания.
2. Образовательные:
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать чувство ритма;
- развивать воображение;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
3. Воспитательные:
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм, дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
4. Коррекционные:
- развивать мелкую моторику и тонкие движения пальцев рук;
- развивать общую моторику, соответствующую возрастным особенностям детей;
- вырабатывать чёткие координационные движения во взаимосвязи с речью;
Методы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приёмы подбираются с учётом степени усвоения двигательного, речевого материала и общего развития ребёнка.
Словесные:
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.
Практические:
- игровой метод – применяется при разучивании новых упражнений;
- соревновательный – применяется для совершенствования уже отработанных упражнений.
Срок реализации: 1 год
Целевая группа: дошкольники 6-7-летнего возраста.
Планируемые результаты
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
Содержание курса
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Артикуляционные упражнения
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Упражнения – чистоговорки
Пение песен
Пальчиковые игры и сказки.
Коммуникативные игры
Подвижные игры
Структура логоритмических занятий:
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.
1. Вводная часть: 3-5 минут.
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений.
2. Основная часть: от 10 до 15 минут.
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Заключительная часть от 5 до 7 минут.
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
Календарно-тематический план (28 часов)
№ п/п | | | |
Тема занятия | Задачи занятия | Кол-во часов |
| Здравствуйте, дети! | Познакомить с курсом «Логоритмика» Учить детей шагать ритмично, высоко поднимая колени, сохраняя правильную осанку. Координировать движения рук и ног. Двигаться в соответствии с музыкой. | 1 |
| Летняя симфония: деревья, ягоды, грибы | Учить детей выполнять движения в соответствии с музыкой и пением. Начинать движения после короткого вступления. Выполнять движения ритмично, в заданном темпе. | 1 |
| Путешествие кленового листочка: признаки осени | Развивать общую мелкую артикуляционную и мимическую моторику. Координировать движения рук и ног. Двигаться в соответствии с музыкой. Совершенствовать грамматический строй речи. Передавать заданные образы эмоционально. | 1 |
| Сказка «Чиполлино и его друзья»: овощи, фрукты | Формировать слоговую структуру слова. Учить детей декламации. Учить ходить по кругу в темпе музыки, сужать и расширять круг. Выполнять ритмично, эмоционально, выразительно движения в соответствии с музыкой и текстом песенки. | 1 |
| Лягушка-путешественница: перелетные птицы | Учить детей чисто произносить свистящие звуки. Петь слаженно, лёгким звуком, чисто интонировать мелодию песенки, петь выразительно, эмоционально. | 1 |
| Лягушка-путешественница: такие разные дома | Учить детей начинать пение одновременно, после небольшого вступления, сопровождать пение движениями пальцев. Работать над дикцией и артикуляцией. Своевременно брать дыхание и растягивать его до конца музыкальной фразы. Чисто интонировать мелодию. | 1 |
| Мы не можем друг без друга: домашние животные | Учить детей сопровождать пение движениями рук. Чисто интонировать мелодию, внятно произносить звуки в словах, растягивать дыхание до конца музыкальной фразы. | 1 |
| На лесной полянке: дикие животные | Развивать у детей зрительное восприятие, координацию движений. Учить внятно проговаривать слова. Выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни. Начинать движение после вступления. | 1 |
| В пещере Людоеда: посуда, продукты | Учить детей выразительно передавать содержание песни. Начинать движение после вступления. Точно петь звуки в словах. Развивать чувство ритма. | 1 |
| В пещере Людоеда: продукты питания | Автоматизировать звуки в пении, чётко их произносить, правильно петь окончания. Сопровождать пение движениями рук. | 1 |
| Солнечный луч в ноябре: признаки поздней осени | Учить детей слушать музыкальное вступление и начинать движение сразу после него. Заканчивать движения вместе с окончанием музыки. Координировать движения рук и ног. Ритмично и чётко выполнять шаг, обходить ориентиры, соблюдать дистанцию. | 1 |
| Путешествие по зимнему лесу: признаки зимы | Учить детей удерживать равновесие в шаге, высоко подниматься на носки, шагать на пятках. Выполнять движения в соответствии с музыкой и пением. Развивать у детей умение удерживать равновесие на одной ноге. | 1 |
| Волшебное кольцо: игрушки | Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Чётко произносить слова. | 1 |
| Новогодняя сказка: о чем грустит Домовенок | Учить детей выполнять движения в соответствии с пением, музыкой. Начинать движения после короткого вступления. Чётко выполнять движения в соответствии с музыкой и пением. Работать над мимикой лица (образ Домовенка). | 1 |
| Два Мороза: зимние забавы | Учить детей петь слаженно, чисто интонируя, в заданном темпе, начинать пение сразу после вступления. Работать над дикцией и артикуляцией. Сопровождать пение движениями рук. | 1 |
| Сказка «Гадкий утенок»: домашние птицы | Учить детей сопровождать пение движениями пальцев рук. Петь слаженно, в заданном темпе. Чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию. | 1 |
| Птичья кладовая: зимующие птицы | Развивать у детей длительность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал. Учить выделять в речи собственные имена существительные. | 1 |
| Эти забавные животные: животные жарких стран | Укреплять артикуляцию. Работать над гласными звуками. Учить различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения, чисто интонировать мелодию, петь напевно, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы. | 1 |
| Марья-искусница: ткани, одежда | Учить детей переключать слуховое внимание, развивать речевой слух и быстроту двигательной реакции. Развивать у детей логическое мышление, дикцию и артикуляцию. Учить подбирать слова, обозначающие признаки предметов. | 1 |
| Сказка старого башмака: обувь | Развивать у детей ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок. | 1 |
| Карта путешествий: День защитника Отечества | Развивать у детей длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение. Развивать у детей наблюдательность, ориентировку в пространстве. | 1 |
| Что всего дороже: семья | Учить детей двигаться в одном темпе, ритмично. Начинать движение после вступления. Учить детей бодро и чётко шагать. Выполнять движения ритмично, координировать движения рук и ног, обходить ориентиры. Начинать движение после короткого выступления. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и двигательных реакций. | 1 |
| Задушевный разговор: мамин праздник | Развивать у детей двигательную, образно-действенную память, учить действовать по подражанию. Чётко произносить слова в песне, выполнять движения в соответствии с текстом, музыкой. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. | 1 |
| Сказка «Мамы всякие важны»: профессии наших мам | Развивать у детей логическое мышление, ладовый слух, диалогическую речь. Учить четко петь звуки в словах и точно передавать голосом мелодию песню. Учить детей чисто интонировать мелодию песенки. Работать над чёткой дикцией и артикуляцией. | 1 |
| Вчера и сегодня: транспорт | Активизировать слуховое внимание, развивать быстроту и последовательность действий. Учить бодрому, чёткому, ритмичному шагу, быстрой реакции на окончание. Развивать у детей умение слышать ускорение и замедление в музыке. Быстро реагировать на изменение темпа сменой движений. Координировать движения рук и ног. | 1 |
| Путешествие капельки: признаки весны | Учить выполнять движения соответственно спокойному, чёткому характеру музыки. Развивать у детей координацию. Учить выполнять ритмичный шаг с высоким подъёмом ног, сочетать движения с чтением стихотворения, различать музыкальные фразы. | 1 |
| Дважды два четыре: школа | Учить детей чётко произносить слова, выполнять движения в соответствии с ними, двигаться парами. Начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой. Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и пением: ходить хороводным шагом по кругу, сужать и расширять круг. | 1 |
| Карнавал звуков: признаки лета | Учить детей мягкому произношению звука р. Закреплять звуки в свободной речи. Петь песню в соответствии с ласковым характером мелодии. Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им менять движения. | 1 |
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое:
Ноутбук и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к занятиям.
Мультимедиапроектор
Экран
Колонки
Ковер
Шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.
Список литературы
Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников/ Г.И. Анисимова.- Ярославль: Академия развития, 2005.-96 с.
Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1967.-445 с.
Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: КАРО, 2005 .- 176 с.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: Каро, 2005.
Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М.2003.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2004.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2007.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.