МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКИЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа по внеурочной деятельности для 2 класса
«Светофор мой друг»
социальное направление
Благовещенск, 2020
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения».
Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Распоряжение Правительства РФ от 7 октября 2012 г. №1995- р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»».
Назначение программы. Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления составлена на основе авторской программы Грицюк С.Н. «По радуге дорожной безопасности», Майкоп , 2016г. Соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно, определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Цель программы: формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Задачи программы:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитывающие:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Форма и режим занятий:
Форма занятий - групповая
Возраст детей – 8-9 лет
Режим занятий – 1 час в неделю
Структура курса:
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | Улица, движение пешеходов и их обязанности | 11 |
2 | Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. | 8 |
3 | Дорога. Правила поведения на дороге | 3 |
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы такие УУД как:
Личностные УУД:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные УУД:
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД:
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные УУД:
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно-методический план 2 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теорет. | Практ. |
| Повторение изученного материала. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | 2 | 1 | 1 |
| Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Улица, движение пешеходов и их обязанности |
| Улица полна неожиданностей. | 2 | 1 | 1 |
| Транспорт. | 2 | 1 | 1 |
| Правила поведения на улице. | 2 | 1 | 1 |
| Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах | 2 | 1 | 1 |
Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. |
| Сигналы светофора. | 2 | 1 | 1 |
| Это должны знать все. | 2 | 1 | 1 |
| Мы пассажиры. | 2 | 1 | 1 |
| Дорожные знаки. Сигналы светофора. | 2 | 1 | 1 |
Дорога. Правила поведения на дороге |
| Весенние дороги | 2 | 1 | 1 |
| Инструктаж перед летними школьными каникулами. | 1 | 1 | |
| Итого | 22 | 12 | 10 |
Содержание программы
2 класс
Тема 1. Повторение изученного в 1 классе – 2 часа
Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма.
Тема 2. Вводное занятие - 1 часа.
Составление расписания. Краткий обзор материала, изучаемого на занятиях; требования.
Тема 3. Улица полна неожиданностей – 2 часа.
Как правильно переходить дорогу. Разбор конкретного маршрута.
Тема 4.Транспорт – 2 часа.
Какой транспорт ходит в нашем городе? Остановки маршрутного транспорта в микрорайоне. Схематическое изображение микрорайона.
Тема 5. Правила поведения на улице – 2 часа.
Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице - залог безопасности движения
Тема 6. Особенности движения транспорта и пешеходов на осенних и зимних улицах – 2 часа. Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов. Опасность зонтов, капюшонов.
Тема 7. Сигналы светофора - 2 часа.
Назначение светофора, значение сигнала светофора. Пешеходный светофор.
Тема 8. Это должны знать все – 2 часа.
Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю
Тема 9. Мы пассажира – 2 часа.
Где разрешается ожидать общественный транспорт. Как надо обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта.
Тема 10. Дорожные знаки – 2 часа.
Рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение. Рассказать о других дорожных знаках. Тему можно раскрыть в форме игры, викторины или конкурса рисунков.
Тема 11. Весенние дороги – 2 часа.
Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение ( тающий снег, гололед, туман, дождь). Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах.
Тема 12. Инструктаж перед летними школьными каникулами – 1 час.
Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах.
Информационно – методическое обеспечение
Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия – Волгоград: Учитель, 2011.
Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2000.
Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога». http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
Предполагаемая результативность курса изучения программы учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
Знать:
специфику дорожной разметки;
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
Уметь:
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.