СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по «Спортивным играм» в 7-8 классе
Разработал:
учитель физической культуры
Левшаков К.В.
Кардымово, 2017
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» для 7-8 класса разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Закон об образовании от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ
Федеральный государственный стандарт Приказ МОиН № 373 от 06.10.2009г. регистрация Минюст № 17785 от 22.12.2009
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Приказ МОиН №1241 от 26.11.2010г., зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный №19707 Приказ МОиН №2357 от 22.09.2011г., зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный №22540 Приказ МОиН №1060 от 18.12.2012г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» начало действия документа - 21.02.2015
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296
Инструктивно-методическое письмо КО СПб №03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.14
Письмо КО СПб №03-20-3717/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности» от15.09.14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия по спортивным играм. Реализация данной программы происходит за счёт разнообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни становлении познавательной мотивации и способностей. Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в дом-школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Цель и задачи проведения занятий «Спортивными играми» в дом-школе - здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование учащихся и содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
контроль дыхания при выполнении физических упражненийобучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
формирование у обучающихся культуры здоровья.
В своих целях и задачах программа для обучающихся соотносится с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.
Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и для каждого класса составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения физических упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений навыки не только закрепляются, но и продолжают совершенствоваться. Концентричность в построении программы позволяет обеспечивать последовательность и преемственность в обучении.
Материал программы позволяет значительную часть занятий проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.
Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.
Структура и содержание учебной программы. Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам: основы знаний, спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение обучающимися теоретических знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и основную медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения материала (поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.
Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и непрерывность развития у обучающихся основных физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей и физической подготовленности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1. Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости).
5. Обучение основным приемам техники игры.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Теория
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Знакомство с планом работы группы. Правила поведения и меры безопасности на спортивной площадке и в спортивном зале.
Спорт и здоровье. Соблюдение личной гигиены. Распорядок дня.
Раздел 2. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Строевые упражнения
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
З. Дыхательная гимнастика
4. Корригирующая гимнастика
5. Оздоровительная гимнастика
6. Оздоровительный бег
7. Упражнения на развитие общей выносливости, ловкости, силы и быстроты.
Раздел 3. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1. Упражнения на ловкость
2. Упражнения на координацию движений
З. Упражнения на гибкость
4. Различные виды бега, челночный бег
Соревнования
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
1.Соревнования по ОФП
2.Соревнования по СФП
З.Соревнования — эстафеты
4.Соревнования "Веселые старты"
Раздел 4. Двухсторонние игры
Теория.
Техника безопасности на занятиях
Практические занятия:
Игры между группами
Перечень контрольных испытаний/работ
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Учащиеся 7-8 классов
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 1 год
34 часа
1 раз в неделю по 45 минут
Во внеурочной деятельности по физической культуре используются следующие педагогические технологии:
1. Здоровье сберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
2. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими членами коллектива)
3. Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения)
4. Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых)
5. Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения)
6. Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо:
- спортивная площадка
- спортивный зал
- оборудование:
- шведская стенка
- гимнастическая скамейка
- гимнастический мат
- инвентарь:
- скакалки
- кегли
- кубики
- обручи (большой, малый)
- малые мячи, набивные мячи, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи
- конусы
- гимнастическая палка
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
знание и соблюдение правил игр;
знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;
отсутствие вредных привычек.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - умение выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. | - определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий во время занятия; - учиться работать по определенному алгоритму. | - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | - умение оформлять свои мысли в устной форме - слушать и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
- участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы;
- открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема раздела/урока |
1 | Техника безопасности, правила поведения в спортивном зале. Народные игры. |
2 | Терминология, Снаряды и их устройство. Личная гигиена |
3 | Упражнения на развитие быстроты, игровые эстафеты. |
4 | Упражнения на развитие ловкости. Соревнование. |
5 | Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. |
6 | Гигиена и самоконтроль. Открытый урок. |
7 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты |
8 | Упражнения на развитие быстроты. Соревнование. |
9 | Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. |
10 | Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. |
11 | Режим дня. Культурно массовая работа. |
12 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты |
13 | Контрольные упражнения. |
14 | Упражнения на развитие быстроты. Соревнование. |
15 | Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. |
16 | Упражнения на развитие силы. Соревнование. |
17 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты |
18 | Гигиена и самоконтроль. Открытый урок. |
19 | Упражнения на развитие быстроты. Игровые эстафеты. |
20 | Упражнения на развитие ловкости и силы. |
21 | Упражнения на развитие выносливости и быстроты. |
22 | Упражнения на развитие ловкости и силы. |
23 | Режим дня. Открытый урок. |
24 | Упражнения на развитие выносливости и быстроты. |
25 | Упражнения на развитие ловкости и силы. |
26 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты |
27 | Упражнения на развитие быстроты и ловкости. |
28 | Личная гигиена. Открытый урок. |
29 | Упражнения на развитие силы и выносливости. |
30 | Упражнения на развитие быстроты. Игровые эстафеты. |
31 | Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. |
32 | Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. |
33 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты |
34 | Контрольные упражнения. Открытый урок. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кузнецов А. А., Рыжаков М. В., А. Кондаков А. М. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания, 1 - 11 классы. – М.: Просвещение, 2008
Лях В.И., Физическая культура. Тестовый контроль. – М.: Просвещение, 2009
Научно-методический журнал “Физическая культура в школе”. – М.: Школьная пресса, 2003-2012
Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2011
Уточкин А., Коваленко Н., Бондаренкова Г. Физическая культура в школе. Поурочные планы. – М.: Учитель, 2005
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003г.
Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007г.
Лях В.И. Мой друг физкультура. – М.: Просвещение, 2006г.