СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Правил дорожного движения (1-9 классы).

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей школьников Правилам дорожного движения и безопасному движению на дорогах является обязательным.

Просмотр содержимого документа
«Программа Правил дорожного движения (1-9 классы).»

«Утверждаю»

Директор

МОАУ «Школа №40 г. Орска»

______________________ Ю.Н. Подпорина

«01» сентября 2023 г.








МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Оренбургской области


Муниципальное учреждение

Администрация г. Орска Оренбургская область г. Орск,

находится в ведении управления образования администрации

г. Орска и является автономным учреждением муниципального уровня


МОАУ «Школа №40 г. Орска»



Программа правил дорожного движения.

(1 – 9 классы).























Орск, 2023 г.

Пояснительная записка.

В условиях интенсивного движения увеличивается число несчастных случаев на дорогах с участием детей. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий является недисциплинированность обучающихся, незнание ими ПДД или несоблюдение их. Анализ ДТП показывает, что дети не обладают важными навыками безопасного поведения в транспортной среде, не могут верно оценить и предвидеть развитие дорожной ситуации, последствия нарушения правил поведения на дорогах. Увеличение ДТП на дорогах с участием несовершеннолетних требует новых форм обучения детей правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Уроки по правилам дорожного движения и основам безопасного поведения проводятся с 1 по 9 класс. Объем и сложность программы учитывают возраст и развитие детей, увеличиваются от класса к классу.

Обучение детей школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12. 1995 г., №198-ФЗ.

Дорожно-транспортный травматизм в городе является самым распространенным видом детского травматизма. По данным городского медицинского методического центра ежегодно из общего количества детей, получивших различные травмы не совместимые с жизнью, по причине дорожно-транспортных травм умирает 30 - 35% детей.

Решение проблемы снижения роста ДДТТ возможно при проведении в учебно-воспитательной работе мероприятий, способствующих закреплению навыков безопасного нахождения на дорогах. В данном вопросе должны принимать участие работники образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родители и сотрудники ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только ПДД, но и безопасному поведению на дорогах. Этой позиции придерживаются Главное управление ОГИБДД МУ МВД России «Орское».

Анализ учебных программ показал, что проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется достаточно внимания как в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир» в 1-4 классах, так и в основной школе в ходе проведения уроков основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах.

В целях снижения числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, Министерство образования области рекомендует следующее:

  1. В 1-4 классах в рамках предмета «Окружающий мир» должно отводиться на изучение ПДД 20 часов в год.

  2. В 1-4 классах в рамках предмета «Формирование безопасной среды» следует организовать обучение ПДД за счет регионального компонента в количестве 9 часов в год. Если предмет «Формирование безопасной среды» не преподаётся, то необходимо организовать изучение ПДД за счет часов, отведенных на тематических часах общения и внеклассных мероприятиях.

  3. В рамках воспитательной работы необходимо осуществлять индивидуальную профилактическую работу с детьми-нарушителями, планировать проведение конкурсов, олимпиад, праздников и кинолекториев по безопасности в учебное и каникулярное время в рамках городских и областных массовых мероприятий.

  4. Проведение уроков ПДД следует подтверждать записями в школьных журналах, внеклассной работы – разработками, сценариями.

  5. Рассматривать вопросы предупреждения ДДТТ целесообразно не реже 1 раза в год на родительских собраниях и в рамках родительского всеобуча, а также не менее 2-ух раз на педагогических советах и совещаниях при директоре.

Программа составлена на основе учебного модуля «Дорожная безопасность» в рамках уроков «Формирование безопасной среды», «ОБЖ», «Окружающий мир», часов общения. Авторы: Сальникова Л.П., старший инспектор отдела ОАР и ПБДД, Зубкова Г.Л., зав. отделом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ОЦДНТТ. Руководители проекта: Коваленко В.В., главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Оренбургской области, Лабузов В.А., Министр образования Оренбургской области., 2010 год.

Также в программу включен модуль «Школьный отряд ЮИД», потому что опыт работы показывает большинство обучающихся не обладает необходимыми для современных условий жизни навыками безопасного поведения на дороге, не умеет оценивать дорожные ситуации, последствия нарушений правил дорожного движения. Поэтому задача педагогов и сотрудников ГИБДД – сделать всё для снижения детского дорожно-транспортного травматизма. И помочь им в этом могут юные инспекторы дорожного движения.

         Новизна программы Правил дорожного движения обусловлена тем, что в данную программу добавлены материалы вспомогательной мультимедийной учебно-методической программы «Азбука дорожной науки», предназначенная для проведения уроков в общеобразовательных учреждениях по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма. Программа составлена совместно с Государственным учреждением «Научный Центр безопасности жизнедеятельности детей» по РАО. Она соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по образовательным программам «Окружающий мир», «Формирование безопасной среды» и «ОБЖ».

Целью  программы «Азбука дорожной науки» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека через освоение знаний, овладение умениями и практическое их применение в жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-        приобретать знания о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

-        овладевать умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или, когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

-        развивать право послушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу дорожных ситуаций и оценке опасностей;

-        воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

Возраст детей.

Программа адресована обучающимся с 1 по 9 классы (7 - 16 лет).

Формы и режим занятий.

Форма организации занятий: классно-групповая в классах. Занятия в классе проводятся 1 раз в месяц, (9 часов в год).

Формы и методы занятий должны быть достаточно разнообразны: уроки, беседы, анкетирование, тестирование, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования. Необходимо применять современные интерактивные средства обучения: видеофильмы, обучающиеся компьютерные и DVD-игры, презентации, Интернет-ресурсы.

Занятия можно проводить в классах, кабинете ОБЖ, спортивных залах, спортивных площадках. Привлекаются сотрудники ГИБДД, работники служб безопасности, родители-водители, отряд ЮИД.

Способы отслеживания результативности:

  1. Педагогический мониторинг.

  2. Мониторинг образовательной деятельности детей.

  3. Контрольные задания и тесты.

  4. Оформление фотоотчётов.



Требования к уровню образованности

Начальная школа.

Обучающиеся 1-4 классов должны знать:

  1. Требования ПДД для пешеходов.

  2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.

  3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге.

  4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п. Правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги.

  5. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.


Обучающиеся 1-4 классов должны уметь:

  1. Определять места перехода через проезжую часть.

  2. Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через дорогу.

  3. Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость и расстояние до него.

  4. Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.

  5. Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть.

  6. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.

  7. Определять безопасный путь в школу и пользоваться им.

  8. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах.

Основная школа.

Обучающиеся 5-9 классов должны знать:

  1. Причины дорожного травматизма.

  2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик, дорожные знаки и разметка) и распознавать их конкретное значение.

  3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей пешеходами и велосипедистами.

  4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.

  5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.

  6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия.


Обучающиеся 5-9 классов должны уметь:

  1. Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.

  2. Оценивать дорожную ситуацию на перекрестках и переходах, при пересечении железнодорожных путей.

  3. Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.

  4. Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.

  5. Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.

  6. Применять практические умения, полученные в ходе изучения материала.


Обучающая программа «Азбука дорожной науки» по

Правилам дорожного движения

(в рамках уроков «Формирование безопасной среды», «ОБЖ», «Окружающий мир»).


Сальникова Л.П., старший инспектор отдела ОАР и ПБДД,

Зубкова Г.Л., зав. отделом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ОЦДНТТ.



1 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Город (посёлок, село), в котором мы живем.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Мы идем в школу.

Осенние дороги.

октябрь

2023 г.

1

3.

Участники дорожного движения.

Мы – пассажиры.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Что мы видим на дороге?

Зимние дороги.

декабрь

2023 г.

1

5.

Наши верные друзья.

январь

2024 г.

1

6.

Огни светофора.

февраль

2024 г.

1

7.

Знаки дорожные знать каждому положено.

март

2024 г.

1

8.

Опасности, подстерегающие на дороге.

Весенние дороги.

апрель

2024 г.

1

9.

Где можно играть?

Экскурсия по городу (посёлку, селу).

май

2024 г.

1



Тема 1. Город (посёлок, село), в котором мы живем.

Дороги нашего города (поселка, села). Домашний адрес. Местонахождение школы. Какой транспорт ходит в вашем городе (посёлке, селе)? Какие вы знаете автобусные (троллейбусные) маршруты?

Тема 2. Мы идем в школу. Осенние дороги.

Дороги вокруг школы. На каком транспорте можно доехать до школы? Остановки маршрутного транспорта рядом со школой. Схематическое изображение микрорайона со школой. Беседа с сотрудником ГИБДД «Наиболее опасные и безопасные места для движения пешеходов».

Скользкая дорога, лужи, грязь – препятствия, затрудняющие движение пешеходов транспорта. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время осенних каникул.

Тема 3. Участники дорожного движения. Мы – пассажиры.

Понятия «участник дорожного движения», «пешеход», «водитель». Правила дорожного движения – закон для всех участников дорожного движения.

Маршрутный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Где разрешается ожидать маршрутный транспорт? Правила перехода дороги в зоне остановки маршрутного транспорта. В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего транспорта? Правила посадки и высадки. Поведение в маршрутном транспорте.

Тема 4. Что мы видим на дороге? Зимние дороги.

Тротуар. Проезжая часть. Перекрёсток. Правила безопасного поведения обучающихся на дороге. Как и где нужно ходить по дорогам? Дисциплина на дороге – это безопасность движения.

Снег, гололёд - препятствия, затрудняющие движение пешеходов транспорта. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время зимних каникул.

Тема 5. Наши верные друзья.

Что поможет ребятам безопасно перейти проезжую часть («зебра», подземный пешеходный переход, светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения).

Тема 6. Огни светофора.

Назначение светофора, значение сигналов светофора. Пешеходный светофор.

Тема 7. Знаки дорожные знать каждому положено.

Знакомство со значением встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, необходимые пешеходу.

Тема 8. Опасности, подстерегающие на дороге. Весенние дороги.

Понятие «дорожная ловушка». О привычках, вредных на проезжей части.

Тающий снег, гололёд, дождь, снег, туман - препятствия, затрудняющие движение пешеходов транспорта. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время весенних каникул.

Тема 9. Где можно играть? Экскурсия по городу (посёлку, селу).

Опасность игр вблизи дорог. Места для игр и катания на санках, лыжах, самокатах, роликах и велосипедах.

Практическое закрепление знаний правил безопасного поведения пешеходов.



2 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Дорога в школу.

Опасности на дорогах осенью.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Дорожные знаки – средство регулирования дорожного движения.

Дорожные происшествия с участием детей.

октябрь

2023 г.

1

3.

Улица и дороги.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Дорожная разметка.

декабрь

2023 г.

1

5.

Обязанности пешеходов.

Опасности на дорогах зимой.

январь

2024 г.

1

6.

Виды транспорта.

Дорожные ситуации – «ловушки» закрытого обзора.

февраль

2024 г.

1

7.

Обязанности пассажиров.

Опасности на дорогах весной.

март

2024 г.

1

8.

Перекрёстки и их виды.

апрель

2024 г.

1

9.

История светофора.

Способы регулирования дорожного движения.

май

2024 г.

1



Тема 1. Дорога в школу. Опасности на дорогах осенью.

Схематичное изображение безопасного маршрута в школу и домой. Разбор конкретных маршрутов обучающихся в школу. Безопасные маршруты на стадион, в парк, музей, кинотеатр.

Плохая видимость в дождь и туман. Осторожность пешеходов на дорогах осенью. Капюшон, зонт как препятствия обзору дороги. Светоотражающие элементы. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время осенних каникул.

Тема 2. Дорожные знаки – средство регулирования дорожного движения. Дорожные происшествия с участием детей.

Из истории дорожных знаков. Верстовые столбы. 1909 г. – приняты первые 4 дорожных знака. Причины усложнения дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Их значение для пешеходов и водителей.

Основные причины трагедий с детьми на дорогах (нарушение правил перехода проезжей части, выход из-за препятствия, игры вблизи дороги). Разбор ДТП по материалам ГИБДД и средств массовой информации.

Тема 3. Улица и дороги.

Понятия «улица», «дорога», «дорожное движение». Происхождение слова «улица». Первые дороги. Строительство мощеных дорог. Первые дороги на Руси. Строительство первой государственной дороги при Петре I. Главные составные части современной дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса, трамвайные пути.

Тема 4. Дорожная разметка.

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на дорогах городов нашей страны. Разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией. Линии пешеходного перехода. Посадочная площадка. Осевая линия – опасное место для пешехода.

Тема 5. Обязанности пешеходов. Опасности на дорогах зимой.

Места, где запрещено переходить дорогу пешеходам. Разделительная полоса – место, не предназначенное для движения пешеходов. Правила поведения на тротуаре, на пешеходном переходе.

Плохая видимость в снегопад и пургу. Сугроб как препятствия обзору дороги. Осторожность пешеходов на дорогах зимой. Опасность катания на санках, коньках и с горок рядом с проезжей частью. Светоотражающие элементы. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время зимних каникул.

Тема 6. Виды транспорта. Дорожные ситуации – «ловушки» закрытого обзора.

Грузовые, легковые, специальные автомобили. Городской маршрутный транспорт. Сельскохозяйственные автомашины. Мотоциклы и мотороллеры. Гужевой транспорт.

Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Повороты, спуски и подъёмы дороги, мешающие обзору. Почему пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах?

Тема 7. Обязанности пассажиров. Опасности на дорогах весной.

Ожидание маршрутного транспорта. Правила посадки и высадки. Опасности перехода проезжей части в местах остановок маршрутного транспорта.

Сложная дорожная обстановка – гололёд в утреннее и вечернее время, снижение видимости во время дождя, снега, скрытые под снегом подтаявшие ямы, лужи. Осторожность пешеходов на дорогах весной. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время весенних каникул.

Тема 8. Перекрёстки и их виды.

Понятие «перекрёсток». Виды перекрёстков. Перекрёстки регулируемые и нерегулируемые. Средства регулирования перекрёстков. Правила перехода дороги по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрёстке. Что не следует делать на перекрёстке? Опасности, подстерегающие пешехода при несоблюдении правил перехода дороги на перекрёстке.

Тема 9. История светофора. Способы регулирования дорожного движения.

Значение слова «светофор». Семафор – прообраз светофора. 1868 г. – установлен первый светофор в Лондоне. 1914 г. – первые электрические светофоры в США. Недостатки первых светофоров. В 1918 г. светофор стал трёхцветным – появился жёлтый сигнал. 1924 г. – первый светофор в Москве. Светофоры Оренбургской области.

Почему сигналы светофора красного, желтого и зеленого цвета. Место сигналов светофора. Назначение светофора, виды светофоров (транспортные и пешеходные). Регулировщик. Положение и жесты регулировщика.



3 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Безопасный маршрут.

Элементы дороги.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Дорожная разметка – средство регулирования дорожного движения.

октябрь

2023 г.

1

3.

Поведение участников дорожного движения в осенний период.

Современный светофор.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Разнообразие дорог.

Перекрёстки и их виды.

декабрь

2023 г.

1

5.

Поведение участников дорожного движения в зимний период.

Дороги с одно- и двусторонним движением.

январь

2024 г.

1

6.

Группы дорожных знаков.

февраль

2024 г.

1

7.

Дорожные ситуации – «ловушки» у светофора и на пешеходном переходе.

март

2024 г.

1

8.

Поведение участников дорожного движения в весенний период.

Дорожные ситуации – «ловушки» на углу перекрёстка.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Безопасный маршрут. Элементы дороги.

Наиболее оживлённые транспортные узлы микрорайона и места расположения регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Правила поведения пешеходов. Схема маршрута от дома до школы (встречающиеся на пути следования остановки, дорожные знаки, пешеходные переходы и светофоры, посты ДПС).

Понятия «дорога», «прилегающая территория», «проезжая часть», «полоса движения», «разделительная полоса», «тротуар». Элементы дороги: проезжая часть, трамвайные пути, тротуар, ограждения, обочин, кювет, разделительная полоса. Характеристика (вид, особенности, назначение). Особенности составных частей городской и загородной дороги.

Тема 2. Дорожная разметка – средство регулирования дорожного движения.

Виды и назначение дорожной разметки. Разметка горизонтальная и вертикальная. Дорожная разметка, особенно важная для пешеходов («зебра», «осевая линия», линии, обозначающие остановки маршрутного транспорта и посадочные площадки).

Тема 3. Поведение участников дорожного движения в осенний период. Современный светофор.

Последствия несоблюдения правил поведения на опасных участках дороги для водителей и пешеходов. Видеть и быть видимым – два основных принципа для тех, кто идёт или едет по дороге в непогоду. Советы пешеходу на период ненастья. Светоотражающие приспособления.

Автоматическое управление современным светофором. Виды светофоров по назначению (транспортный и пешеходный), по расположению сигналов (горизонтальный и вертикальный), по количеству сигналов (трёх- , двух- и односекционные). Как работает светофор? Значение сигналов светофора. Последовательность включения сигналов. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время осенних каникул.

Тема 4. Разнообразие дорог. Перекрёстки и их виды.

Просёлочные дороги, шоссе, автострады и автомагистрали. Виды покрытия дорог. Различие дорог в зависимости от их покрытия. Искусственные сооружения при строительстве дорог: мост, тоннель, эстакада, путепровод. Пересечение дорог в разных уровнях. Горная дорога.

Понятие регулируемого и нерегулируемого перекрёстков. Поведение пешеходов на перекрёстках. Подача водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов. Почему нельзя пересекать центр перекрёстка?

Тема 5. Поведение участников дорожного движения в зимний период. Дороги с одно- и двусторонним движением.

Последствия несоблюдения правил поведения на опасных участках дороги для водителей и пешеходов. Видеть и быть видимым – два основных принципа для тех, кто идёт или едет по дороге в непогоду. Советы пешеходу на период ненастья. Светоотражающие приспособления. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время зимних каникул.

Дороги нашего города (посёлка, села). Особенности перехода дороги с одно- и двусторонним движением.

Тема 6. Группы дорожных знаков.

Место установки, значение групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, особых предписаний, сервиса, дополнительной информации (таблички). Номер дорожного знака. Отличительные особенности разных групп дорожных знаков (по цвету, форме и значению). Дорожные знаки для пешеходов (в каких группах, их название, номер).

Тема 7. Дорожные ситуации – «ловушки» у светофора и на пешеходном переходе.

Чем опасен транспорт, стоящий у светофора? Как перейти дорогу, если светофор уже показывает зелёный сигнал? Как избежать опасных ситуаций?

Пешеходный переход – это небезопасная зона, не защищает пешеходов от опасности. Какие опасности подстерегают пешехода на регулируемом и нерегулируемом пешеходных переходах?

Тема 8. Поведение участников дорожного движения в весенний период. Дорожные ситуации – «ловушки» на углу перекрёстка.

Пешеход не замечает опасность, потому что он не обращает внимание на те места, которые могут мешать обзору дороги. Светоотражающие приспособления. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время весенних каникул.

Опасность на углу перекрёстка. Поворот автомобиля направо при проезде перекрёстка. Как не попасть в опасные ситуации?

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Правила безопасного поведения на дороге.



4 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Обеспечение безопасности пешеходов.

Дорожные «ловушки» на осенних дорогах.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Юные инспектора движения.


октябрь

2023 г.

1

3.

Тормозной и остановочный пути транспортных средств.

ноябрь

2023 г.

1

4.

ДТП – дорожно-транспортное происшествие.

декабрь

2023 г.

1

5.

Обязанности водителя. Обязанности пассажиров. Обязанности пешеходов.


январь

2024 г.

1

6.

Движение транспортных средств.

февраль

2024 г.

1

7.

Дорожные «ловушки» на зимних и весенних дорогах.

март

2024 г.

1

8.

Виды пешеходных переходов.

апрель

2024 г.

1

9.

Виды травм при ДТП, их последствия.

май

2024 г.

1



Тема 1. Обеспечение безопасности пешеходов. Дорожные «ловушки» на осенних дорогах.

Недисциплинированность участников дорожного движения и последствия. ГИБДД – организация, контролирующая соблюдение гражданами ПДД. ЮИД – помощники ГИБДД в пропаганде Правил дорожного движения.

Дорожные «ловушки» в осеннее время года. К дорожным «ловушкам» может привести мобильный телефон или плеер. Разговор по телефону во время движения пешехода и водителя увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Светоотражающие материалы. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время осенних каникул.

Тема 2. Юные инспектора движения.

Методы и формы пропагандистской работы по безопасности дорожного движения (конкурсы, беседы, составление статей для школьной печатной газеты выступлений по школьному радио). Источники получения информации по безопасности дорожного движения.

Тема 3.Тормозной и остановочный пути транспортных средств.

Понятия «остановочный путь», «тормозной путь». Время реакции водителя и поведение пешехода. От чего зависит длина тормозного и остановочного путей автомобиля. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.

Тема 4. ДТП – дорожно-транспортное происшествие.

Понятие «дорожно-транспортное происшествие». Первое в истории ДТП. Виды ДТП. Количество ДТП (в России, Оренбургской области, г. Орске, в том числе, с участием детей). Причины ДТП. Анализ ДТП с детьми до 16 лет по категориям участников дорожного движения и основным причинам (за год).

Тема 5. Обязанности водителя. Обязанности пассажиров. Обязанности пешеходов.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности дорожного движения.

Правила поведения в маршрутном транспорте. Правила пользования маршрутным транспортом.

Правила поведения пешеходов. Соблюдение ПДД пешеходами – обеспечение их личной безопасности.

Тема 6. Движение транспортных средств.

Понятие «полоса движения». Многорядное (многополосное) движение. Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Интервал и дистанция. Обгон и перестроение. Изменение направления движения – поворот. Скорость движения транспортных средств. Ограничение скорости. Основные дорожные знаки, показывающие скорость движения транспортных средств. Одна секунда в масштабе движения транспортных средств и пешеходов.

Тема 7. Дорожные «ловушки» на зимних и весенних дорогах.

Дорожные «ловушки» в зимнее время года. Опасность игр рядом с проезжей частью на лыжах, санках, коньках. Светоотражающие материалы. Инструктаж о безопасном поведении на дороге во время зимних и весенних каникул.

Дорожные «ловушки» в весеннее время года. Лужи, дождь, снег, туман, тёмное время суток – как препятствие дорожному движению. Светоотражающие материалы.

Тема 8. Виды пешеходных переходов.

Наземные, подземные и надземные пешеходные переходы. Поведение пешеходов на регулируемом и нерегулируемом пешеходных переходах. Зелёный сигнал светофора даёт разрешение переходить дорогу, но о безопасности перехода должен позаботиться сам пешеход.

Тема 9. Виды травм при ДТП, их последствия.

Беседа с врачом о видах травм, полученных пострадавшими в ДТП, их последствия.



5 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Дороги Оренбуржья.

сентябрь

2023 г.

1

2.

История Правил дорожного движения.

октябрь

2023 г.

1

3.

Обеспечение безопасности пешеходов.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Дорожное движение.

декабрь

2023 г.

1

5.

Дорожная разметка.

январь

2024 г.

1

6.

Светофор.

февраль

2024 г.

1

7.

Велосипедист – участник дорожного движения.

март

2024 г.

1

8.

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Дороги Оренбуржья.

Дороги Оренбуржья федерального и местного значения. Путепроводы и мосты Оренбургской области. Дороги с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов.

Тема 2. История Правил дорожного движения.

Первые в Руси указы, связанные с безопасностью дорожного движения. Ответственность за нарушение правил безопасного движения по дорогам в XIII веке. «Извозчичий билет» 1784 года, подписанный санкт-петербургским градоначальником – первые ПДД в России. 1812 г. – введено правостороннее движение и номерные знаки для экипажей и требования к их технической исправности. Исчезновение устаревших Правил и развитие новых. 1940 г. – утверждены первые типовые Правила. В 1961 г. на основе женевской Конвенции о дорожном движении 1949 года введены единые для всей страны правила движения по дорогам СССР. Отличие ПДД, введённых в действие с 1 июля 1994 года от предыдущих.

Тема 3. Обеспечение безопасности пешеходов.

Увеличение интенсивности движения на дорогах. Скорость движения. Незнание или невыполнение пешеходом ПДД приводит к дорожно-транспортному происшествию.

Тема 4. Дорожное движение.

Движение правостороннее и левостороннее. Одно- и двустороннее дорожное движение. Многорядная (многополосная) проезжая часть. Дороги нашего населенного пункта (одно- и двусторонние).

Тема 5. Дорожная разметка.

Номер разметки. Виды горизонтальной разметки, предназначенные для водителей и пешеходов. Разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией разметки.

Тема 6. Светофор.

Одно- и двусторонние светофоры. Светофоры с дополнительными секциями. Светофоры для регулирования движения в определённых направлениях. Светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения трамваев. Поведение водителей и пешеходов при различных сигналах светофора.

Тема 7. Велосипедист – участник дорожного движения.

Велосипед – транспортное средство. Велосипедист – участник дорожного движения. История создания велосипеда. Значение слова «велосипед». Дорожные «ловушки» для велосипедиста. Проезд перекрёстков на велосипеде. Правила перевозки на велосипеде грузов и пассажиров. Что запрещено велосипедистам?

Тема 8. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Виды кровотечений (капиллярное, артериальное, венозное). Методы остановки кровотечений. Виды повязок.

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Выбор велосипеда. Осмотр его перед выездом. Правила движения для велосипедистов.



6 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Правила дорожного движения сегодня.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Причины ДТП.

октябрь

2023 г.

1

3.

Бытовым привычкам не место на дороге.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Знаки для пешеходов и для водителей.

декабрь

2023 г.

1

5.

Движение в темное время суток.

январь

2024 г.

1

6.

Сигналы водителей.

февраль

2024 г.

1

7.

Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

март

2024 г.

1

8.

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Правила дорожного движения сегодня.

Основные разделы действующих Правил дорожного движения. Приложения к Правилам. ПДД научно обоснованы.

Тема 2. Причины ДТП.

Рост числа транспортных средств в городе (посёлке, селе). Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Важность соблюдения пешеходами Правил дорожного движения.

Тема 3. Бытовым привычкам не место на дороге.

«Бытовые привычки», переносимые детьми на проезжую часть дороги. Дорожные ситуации – «ловушки» и как их избежать.

Тема 4. Знаки для пешеходов и для водителей.

Дорожные знаки для пешеходов и для водителей. Различия между знаками для пешеходов и для водителей с похожей символикой в центре. Значение знаков - «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

Тема 5. Движение в темное время суток.

Понятие «недостаточная видимость». Движение транспортных средств, велосипедистов и пешеходов в темное время суток. Опасности движения в темное время суток. Световозвращающие материалы на одежде, школьных портфелей, транспортных средствах.

Тема 6. Сигналы водителей.

Осветительные приборы автомобилей, их значение. Предупредительные сигналы водителей – необходимое условие безопасности дорожного движения. Подача сигнала не освобождает водителя от принятия необходимых мер предосторожности. Сигналы водителя о направлении движения рукой, в случае неисправности указателей поворота. Звуковой сигнал.

Тема 7. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Виды велосипедов. Возрастная категория на право управления велосипедом. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

Тема 8. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Виды травм (ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи, ожоги, сдавления, переломы). Первая помощь при различных видах травм.

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Одежда велосипедистов. Осмотр велосипеда перед выездом. Правила и порядок движения велосипедистов по проезжей части и дополнительные требования. Правила маневрирования.



7 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Безопасное поведение на дороге.

сентябрь

2023 г.

1

2.

Дорожные «ловушки».

октябрь

2023 г.

1

3.

Пешеходный переход.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Светофорное регулирование.

декабрь

2023 г.

1

5.

Сигналы регулировщика.

январь

2024 г.

1

6.

«Законы» безопасности на дороге.

февраль

2024 г.

1

7.

Поведение участников и очевидцев ДТП.

март

2024 г.

1

8.

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Безопасное поведение на дороге.

Транспорт – источник повышенной опасности. Недисциплинированность – причина большинства несчастных случаев с детьми на дорогах. Опасность игры на дороге и вблизи дороги. Правила перехода дороги с одно- и двусторонним движением. Пешеходный переход: регулируемый и нерегулируемый, надземный и подземный. Самостоятельность, внимательность и осторожность – правила при переходе дороги.

Тема 2. Дорожные «ловушки».

Опасные дорожные ситуации: отвлечение внимания, середина дороги, пустая дорога, угол перекрёстка, движение вдоль проезжей части. Дорожные «ловушки» закрытого обзора (на остановке, перекрёстке, пешеходном переходе, у светофора). Прочие дорожные «ловушки»: скейтборд, ролики, коньки, санки, лыжи, мобильный телефон, плеер, скутер.

Тема 3. Пешеходный переход.

Дорожные знаки и разметка, обозначающие пешеходный переход. Ширина пешеходного перехода. Опасности на пешеходном переходе. Правила перехода дороги при отсутствии пешеходного перехода. Зелёный сигнал светофора даёт разрешение переходить дорогу, но о безопасности перехода должен позаботиться сам пешеход. Подземные и надземные пешеходные переходы Оренбургской области.

Тема 4. Светофорное регулирование.

Пешеходный светофор с устройством вызывного действия. Действия пешехода при одновременной работе пешеходного и транспортного светофоров. Взаимное наблюдение водителей за пешеходами и пешеходов за транспортом – безопасность дорожного движения.

Тема 5. Сигналы регулировщика.

Сигналы регулировщика обязательны для участников дорожного движения, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. Жезл регулировщика. Правила перехода перекрёстка, регулируемого регулировщиком.

Тема 6. «Законы» безопасности на дороге.

Чем выше скорость – тем больше опасность. Чем выше опасность – тем меньше должна быть скорость и больше осторожность. Если не видишь в темное время суток – остановись или резко снижай скорость. Чувствуй дорогу, умей видеть, наблюдать и предвидеть.

Тема 7. Поведение участников и очевидцев ДТП.

Правильное поведение при ДТП, если ты участник и очевидец. Содержание медицинской сумки (аптечки). Транспортировка пострадавших.

Тема 8. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Виды и степени ожогов, обморожений. Оказание ПП при ожогах и обморожениях.

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Как разобрать и собрать велосипед. Ремонт велосипеда в пути. Порядок движения групп велосипедистов. Действия руководителя колонны велосипедистов.



8 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Ответственность за нарушение ПДД.

сентябрь

2023 г.

1

2.

На железной дороге.

октябрь

2023 г.

1

3.

Правила поведения пассажиров.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

декабрь

2023 г.

1

5.

Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.

январь

2024 г.

1

6.

Перевозка грузов.

февраль

2024 г.

1

7.

Дорожная этика.

март

2024 г.

1

8.

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Ответственность за нарушение ПДД.

ПДД – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Понятия «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» и «Уголовный кодекс РФ». Знакомство со статьями главы 12. Незнание закона не освобождает от ответственности. Примеры последствий нарушений ПДД.

Тема 2. На железной дороге.

Понятие «Железнодорожный переезд». Виды железнодорожных переездов: регулируемый и нерегулируемый, охраняемый и неохраняемый. Светофор на железнодорожном переезде, его значение для пешеходов и водителей автотранспорта. Шлагбаум и его значение. Дорожные знаки, сопутствующие железной дороге. Сигналы общей тревоги, подаваемые машинисту поезда. Правила поведения пешеходов на железной дороге. Опасность движения пешеходов вдоль железнодорожного переезда.

Тема 3. Правила поведения пассажиров.

Виды нарушений правил поведения пассажиров. Правила для пассажиров трамвая. Два типа трамвайных остановок: с посадочной площадкой и без неё. Правила перехода проезжей части с трамвайными путями. Правила для пассажиров других видов транспорта (легковой, микроавтобус, мотоцикл, мотороллер, метро). Ремни безопасности.

Тема 4. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях с кузовом-фургоном. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобилях специальных знаков.

Тема 5. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.

Обязательное пользование шлемом во время движения на мотоцикле и мотороллере. Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской. Запрещения при перевозке людей на мотоцикле и мотороллере.

Тема 6. Перевозка грузов.

Правила перевозки грузов на автомобилях, мотоциклах, мопедах и велосипедах.

Тема 7. Дорожная этика.

Понятие «этика». Правила дорожного движения – это правила поведения участников дорожного движения. Взаимное уважение, предупредительность водителей и пешеходов. Предусмотрительность. Умение прогнозировать ситуацию и избежать конфликта на дороге. Основные правила этики на дороге.

Тема 8. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Черепно-мозговые травмы – наиболее частый вид ранений при ДТП. Их виды. Тяжесть последствий. Первая помощь.

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда (скутера). Техническое обслуживание и правила пользования. Возрастная категоря на право управления. Дополнительные требования к движению мопедов.



9 класс.

№ п/п

Тема занятия (урока)

Дата проведения

Количеств часов

1.

Ответственность пешеходов, пассажиров и водителей за нарушение ПДД.

сентябрь

2023 г.

1

2.

История автомототранспорта и меры по обеспечению безопасности движения.

октябрь

2023 г.

1

3.

Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

ноябрь

2023 г.

1

4.

Оборудование автомобилей специальными сигналами.

декабрь

2023 г.

1

5.

Опасная дорога.

январь

2024 г.

1

6.

Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

февраль

2024 г.

1

7.

Профессия водителя.

март

2024 г.

1

8.

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

апрель

2024 г.

1

9.

Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

май

2024 г.

1



Тема 1. Ответственность пешеходов, пассажиров и водителей за нарушение ПДД.

Пешеходы-нарушители создают угрозу не только для себя, но и для безопасности движения транспорта, других участников дорожного движения. Ответственность пешеходов, пассажиров и водителей (статьи Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях: 12.29, 12.6, 12.1, 12.8, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.15, 12.16, 12.18, 12.19).

Тема 2. История автомототранспорта и меры по обеспечению безопасности движения.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем. Моторный экипаж Яковлева-Фрезе - начало отечественного автомобилестроения. Первые русские автоконструкторы. Современные автомобильные заводы и модели автомобилей. Роль ГИБДД в организации дорожного движения.

Тема 3. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

Номерные, опознавательные знаки надписи на транспортных средствах, обозначение буксирного троса на буксировке транспорта на сцепке. Места установки номерных знаков. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспорта.

Тема 4. Оборудование автомобилей специальными сигналами.

Специальные сигналы транспортных средств. Какие транспортные средства оборудуются спецсигналами? Их значение. Как поступить велосипедисту и водителю при приближении автомобиля с включенным специальным сигналом? Поведение пешеходов при встрече с транспортом, имеющим специальные сигналы.

Тема 5. Опасная дорога.

Виды опасностей и опасных участников на дороге: по видимости (снегопад, пурга, дождь), по состоянию дороги (влажная и скользкая дорога, гололед, выброс гравия), по форме дороги (извилистая и неровная дороги, опасный поворот, крутой спуск) по другим признакам (появление на дороге животных, перегон скота, осыпи). Дорожные знаки, обозначающие опасные участки пути. Опасности на дороге в зависимости от времени суток и времени года. Световозвращатели.

Тема 6. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

Опасность движения на скользкой дороге, в снегопад, туман, дождь и грозу. Дорожные знаки, предупреждающие об опасности.

Тема 7. Профессия водителя.

Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Экскурсия на автотранспортное предприятие.

Тема 8. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Виды переломов (открытый и закрытый). Оказание первой доврачебной помощи при переломах. Наложение шины. Транспортировка.

Тема 9. Практическое занятие на школьной площадке по БДД.

Проверка технического состояния и снаряжения велосипеда. Техническое обслуживание велосипеда (уход за велосипедом). Техника вождения велосипедом.



На сегодняшний день во всех школах созданы отряды ЮИД.

К проведению занятий в кружковом школьном объединении «Юные инспектора движения» отряда «Дорожный ас» в МОАУ «Школа №40 г. Орска» привлекаются сотрудники ГИБДД: старший инспектор ДПС Вагапов Ренат Салаватович, инспектор ДПС Левченко Александр Сергеевич, госинспектор БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» Наследов Алексей Владимирович, медицинская сестра школы Вердиборенко Юлия Викторовна, педагог-психолог Отюцкая Екатерина Александровна и социальный педагог Уракова Дамиля Сейтчановна, а также при необходимости, классные руководители 1-9 классов.

После окончания обучения воспитанники отряда сдают экзамен по ПДД и проходят тестирование по всем разделам программы Правил дорожного движения, после чего получают удостоверение инструктора ЮИД.

Цель обучения воспитанников кружкового школьного объединения ЮИД: охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, используя различные формы деятельности.

Задачи работы отряда:

- повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- создание системы оказания помощи организаторам профилактической работы по предупреждению ДДТТ;

- углубленное изучение и закрепление знаний ПДД;

- формирование практических навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- овладение техническими знаниями по устройству и эксплуатации велосипеда;

- знакомство с работой ГИБДД;

- привлечение обучающихся к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди детей и подростков.

Прогнозируемые результаты работы кружкового школьного объединения ЮИД:

- заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;

- развитие чувства ответственности и товарищества;

- воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые в городе помогают решать проблему детского дорожно-транспортного травматизма.

Программа кружка «ЮИД» в МОАУ «Школа №40 г. Орска» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребёнка в жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

- Создание уголка безопасности дорожного движения;

- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- Участие в различных конкурсах и акциях по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

В работе кружка участвуют обучающиеся 4-9 классов. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия кружка «ЮИД» в 2023-2024 учебном году в МОАУ «Школа №40 г. Орска» проводятся 2 раза в неделю (среда, пятница) по 1 часу: с 14:00 часов до 15:00 часов.

Руководитель кружка «ЮИД»: Байков С.В., учитель ОБЖ, инструктор по безопасности дорожного движения. Приказ №39/4 от 01.09. 2023 г.

Развитие личностных качеств:

- Самостоятельности в принятии правильного решения;

- Убеждённости и активности в пропаганде добросовестного выполнения ПДД, как необходимого условия сохранения своей жизни;

- Внимательности и вежливости во взаимоотношении участников дорожного движения;

- Здорового образа жизни и навыка самостоятельного совершенствования;

- В процессе подготовки детей к городским и областным конкурсам поделок и мероприятий по безопасности дорожного движения: «От «А» до «Я» знает вся моя семья!», «Безопасное колесо», «Безопасная дорога – детям!», «Дорога без опасности!».

Планируемые результаты освоения учебной программы.

Личностными результатами изучения курса «Безопасность дорожного движения» является формирование следующих умений:

- самостоятельность в принятии правильного решения;

- убеждённость и активность в пропаганде выполнения ПДД;

- внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;

- здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью руководителя кружка и самостоятельно;

- учиться совместно с руководителем кружка выявлять и формулировать учебные задачи;

- учиться планировать практическую деятельность;

- отбирать подходящие для выполнения задания материалы;

- учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций.

Познавательные УУД:

- понимать, что нужно использовать практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести информацию в устной и письменной форме до других;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение;

- договариваться друг с другом и с коллективом в целом;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

- знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;

- знать названия, назначение и возможные места установки дорожных знаков;

- определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу;

- знать значение сигналов светофора, регулировщика;

- знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах;

- определять места для безопасного перехода улиц и дорог, вход и выход из общественного транспорта;

- знать группы знаков и их назначение, назначение дорожной разметки и виды;

- знать, где разрешено кататься на велосипедах;

- знать правила безопасного поведения при движении группой и колонной по улице;

- безопасно переходить дорогу самостоятельно и с группой людей.

Воспитанники кружка «ЮИД» должны:

знать:

- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

- группы дорожных знаков и назначение знаков;

- способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

- техническое устройство велосипеда;

уметь:

- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;

- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

- управлять велосипедом.

иметь навыки:

- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

- участия в конкурсах, соревнованиях;

- образцового участника дорожного движения.

Содержание программы.

Программа обучения рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.

Тема 1.

Введение в образовательную программу кружка.

Теория:

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организация занятий (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика:

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Тема 2.

История правил дорожного движения.

Теория:

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.

Светофор. Виды светофоров: с дополнительной секцией, вертикальные и горизонтальные, пешеходные и транспортные. Значение сигналов светофора.

Дорожные «ловушки» в зоне светофора и как их избежать.

Практика:

Составление и разбор викторины по истории ПДД.

Тема 3.

Изучение правил дорожного движения.

Теория:

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Соблюдение и несоблюдение безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

ПДД для пешеходов – правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Обозначение колонн пешеходов при движении в светлое и тёмное время суток. Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги.

Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение дорожных знаков.

Ситуации–«ловушки»: отвлечение внимания, закрытого обзора, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части, в зоне остановки, на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, на углу дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Как их избежать.

Разметка проезжей части улиц и дорог. Элементы улиц и дорог. Значение дорожной разметки. Виды дорожной разметки: вертикальная и горизонтальная. Перекрёстки и их виды. Значение дорожной разметки для велосипедистов.

Сигналы регулировщика. Методы регулирования дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для водителей и пешеходов. Правила перехода улиц и дорог на регулируемых перекрёстках.

Поведение участников и очевидцев ДТП. Правильное поведение при ДТП, если ты участник, очевидец.

Остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

Ответственность за нарушение ПДД. Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает ответственность. Статьи 12.7, 12.25, 12.27, 12.29, 12.30, 19.3 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», ст. 166 и 264 «Уголовного Кодекса РФ».

Практика:

Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая дорога детства».

Встречи с инспектором ГИБДД по разбору практических вопросов.

Проведение внеклассных занятий по тематике безопасности дорожного движения: «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать», «Правила дороги совсем не опасны. Играть на дороге, ребята опасно!», «Движение – жизнь, когда по правилам!»

Помощь обучающимся начальных классов и пятых классов в составлении схемы «Безопасный путь: дом-школа-дом».

Участие в конкурсах по ПДД.

Тема 4.

Оказание первой доврачебной помощи.

Теория:

Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях. Информацию, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и её содержимое.

Раны, их виды. Оказание ПП. Вывихи и оказание первой доврачебной помощи. Виды кровотечения и оказание первой доврачебной помощи. Переломы, их виды. Оказание ПП пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударах. Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Практика:

Встречи с медицинским работником по разбору практических вопросов.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практических заданий.

Тема 5.

Фигурное вождение велосипеда.

Теория:

Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание. Виды велосипедов: дорожные, спортивные. Проверка снаряжения велосипеда и технического состояния. Как разобрать и собрать велосипед. Устранение неисправностей.

Правила маневрирования на велосипеде: действия на перекрёстке, поворот налево, направо, остановка. Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия: змейка, восьмёрка, «качели», перестановка предмета, рельсы «Желоб», ворота с подвижными стойками, скачок, коридор из коротких досок.

Практика:

Правила движение на велосипеде. Прохождение препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипедом, отработка элементов маневрирования. Сборка и разборка велосипеда, установка колёс и цепи, закрепление ручного тормоза, закрепление крыльев, выявление неисправностей. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.

Тема 6.

Вопросы страхования.

Теория:

Понятия «страхование», «страхователь», «страховой случай», «страховщик». Виды, формы отрасли страхования. Крупные страховые компании. Страховой полис. Договор по страхованию. Страхование от несчастных случаев.

Тема 7.

Традиционно-массовые мероприятия.

Практика:

Подготовка и проведение «Недели дорожной безопасности», акций: «Засветись», «Автокресло», «Водитель – ты же тоже родитель» (по плану ВР школы и по плану работы кружка ЮИД).

Подготовка и проведение игр, викторин и конкурсов в классах.

Выступления воспитанников кружка ЮИД на общешкольных линейках и руководителя отряда Байкова С.В. на общешкольных родительских собраниях по пропаганде ПДД.

Подготовка и проведение городских, областных и всероссийских конкурсов по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в течение учебного года: «Дорога без опасности!», «От «А» до «Я» знает вся моя семья!», «Безопасная дорога – детям!», «Безопасное колесо», «Правила дорожного движения глазами детей».

Методы, используемые при реализации программы.

В обучении:

- практический: работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда;

- наглядный: изучение ПДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки;

- словесный: инструктажи, беседы, разъяснения.

- работа с книгой: чтение, изучение, составление плана, поиск ответов на вопросы;

- видео: просмотр, обучение.

В воспитании:

- формирование сознания личности: рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример;

- организация деятельности и формирование общественного поведения: воспитывающая ситуация, приучения, упражнения;

- стимулирование поведения и деятельности: соревнования, поощрения.

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

1. Викторины: «Готовимся к акции «2» за ПДД», «Пешеход – отличник».

2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий).

3. Уроки творчества: составление викторин, сочинение писем водителю, пассажиру, пешеходу; стихотворений по ПДД, рисование рисунков, плакатов; выступление отряда ЮИД на общешкольных линейках, проведение минуток по профилактике несчастных случаев на дороге; игра «Да - нет» при проверке знаний правил дорожного движения.

4. Соревнования по вождению велосипеда, применение игровых моментов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП.

5. Час вопросов и ответов: встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах.

6. Составлении схемы «Безопасный путь: дом-школа-дом» в начальных классах и обучающимся пятых классов.





















Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «ЮИД» по изучению Правил дорожного движения

на 2023-2024 учебный год.

(68 часов в год – 2 часа в неделю).

№ п\п.

Наименование занятия

Теория

Практика

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Цели, задачи кружка ЮИД. Отряд ЮИД. История создания отряда. Положение об отрядах ЮИД.

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

0,5

0,5

01.09

2.

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия.

0,5

0,5

06.09

3.

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения.

0,5

0,5

08.09

4.

Решение карточек и разбор билетов по ПДД.


2

13.09, 15.09

5.

ПДД. Элементы улиц и дорог: обочина, тротуар, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, трамвайные пути, кювет, «карманы», разделительная полоса, проезжая часть.

Назначение дорожной разметки.

Перекрёсток. Виды перекрёстков. Проезд нерегулируемого перекрёстка. Проезд регулируемых перекрёстков.

0,5

0,5

20.09

6.

Велосипед, скутер, мотоцикл и мопед. Правила движения на мотосредствах.

0,5

0,5

22.09

7.

Разметка проезжей части и дорог. Виды дорожных разметок: горизонтальная и фронтальная.

0,5

0,5

27.09

8.

Дидактические игры по ПДД: «Верно-неверно», «Да - нет», «Водители», «Красный и зелёный».


1

29.09

9.

Разработка и составление плана «Зона действия отряда на территории МОАУ «Школа №40 г. Орска»».

1


04.10

10.

Экскурсия и проведение осмотра зоны Зона действия отряда на территории МОАУ «Школа №40 г. Орска».


2

06.10, 11.10

11.

Игры на моделирование дорожных ситуаций: «Поставь машину в гараж», «Зелёный огонёк», «Внимание – дети! Включите ближний свет фар!»


2

13.10,

18.10

12.

Рассмотрение вопросов городского конкурса ЮИД «Безопасное колесо».

1

1

20.10, 24.10

13.

Регулирование дорожного движения. Светофор. Сигналы светофора. Регулировщик. Сигналы регулировщика.

0,5

0,5

27.10

14.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Запрещающие знаки. Предупреждающие знаки.

1


08.11

15.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.

Знаки приоритета. Предписывающие знаки.

1


10.11

16.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.

Знаки сервиса. Знаки особых предписаний (таблички).

1


15.11

17.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.

Информационные знаки.

Изготовление макетов дорожных знаков.

0,5

0,5

17.11

18.

Рассмотрение вопросов городского конкурса ЮИД «Безопасное колесо».

1

1

22.11,

24.11

19.

Начало движения. Маневрирование. Остановочный путь транспортных средств.

0,5

0,5

29.11

20.

Равномерное и неравномерное движение. Обгон.

0,5

0,5

01.12

21.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Причины ДТП.

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

Встречный разъезд.

0,5

0,5

06.12

22.

Расположение и движение транспортных средств. Остановка, парковка и стоянка транспортных средств.

Опознавательные знаки транспортных средств.

0,5

0,5

08.12

23.

Порядок движения на перекрёстке при регулировании движения регулировщиком или сигналами светофора.

0,5

0,5

13.12

24.

Рассмотрение вопросов городского конкурса ЮИД «Безопасное колесо».

1

1

15.12, 20.12

25.

Подготовка к городскому конкурсу поделок по безопасности дорожного движения «От «А» до «Я» знает вся моя семья!».


2

22.12, 27.12

26.

Подготовка к городскому конкурсу поделок по безопасности дорожного движения «От «А» до «Я» знает вся моя семья!».


2

10.01, 12.01

27.

Основные требования при оказании первой медицинской помощи в случае возникновения ДТП. Аптечка автомобиля и её содержимое.

1


17.01

28.

Кровотечение. Виды кровотечений.

Способы наложения повязок.

1

1

19.01, 24.01

29.

Переломы, вывихи.

Правила оказания первой медицинской помощи.

Транспортировка пострадавших.

1

1

26.01, 31.01

30.

Ожоги и обморожения.

Первая помощь при ожогах и обморожениях.

1

1

02.02, 07.02

31.

Прекращение сердечной деятельности и дыхания.

Непрямой массаж сердца.

1

1

09.02,

14.02

32.

Шок. Обморок.

Оказание первой помощи.

1

1

16.02,

21.02

33.

Тепловой и солнечный удары.

Оказание первой помощи.

1

1

28.02,

01.03

34.

Фигурное вождение на велосипеде.

Тренировочные занятия.


4

06.03, 13.03, 15.03, 20.03

35.

Рассмотрение вопросов городского конкурса ЮИД «Безопасное колесо».

1

1

22.03,

03.04

36.

Движение групп детей на велосипедах по проезжей части.

Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.

0,5

0,5

05.04

37.

Страхование. Рассмотрение общих вопросов.

0,5

0,5

10.04


Рассмотрение вопросов городского конкурса ЮИД «Безопасное колесо».

1

1

17.04, 19.04

38.


Городской слёт-конкурс ЮИД «Безопасное колесо».

2

2

24.04, 26.04,

08.05, 10.05

39.

Проведение «Недели безопасности движения» в школе.


2

15.05, 17.05

40.

Решение карточек и разбор билетов по ПДД.

Встреча с инспектором ГИБДД.


2

22.05, 24.05

41.

Игры на моделирование дорожных ситуаций: «Я, шагая по улице», «Быстрее, быстрее, сейчас не до правил», «Дорожный патруль».


2

28.05,

29.05

42.

Квест-игра «Дорожные приключения».


1

30.05



Список литературы.



  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах., 1997.

  2. Атлас медицинских знаний.

  3. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. пособие. М.: Издательство «АСТ-ЛД»., 1997.

  4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. Пособие 1-4 классы. М.: ООО Издательство «АСТ-ЛД»., 1997.

  5. Газета «Добрая дорога детства»., 2005, 2006, 2008.

  6. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. I часть, - СПб., «Лики России», 2004.

  7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие., 1975.

  8. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге., 2004.

  9. Каникулы, каникулы – весёлая пора! Методическое пособие в помощь организаторам каникул в работе с детьми по безопасности дорожного движения., 2003.

  10. Книжка водителя «Советник» в бардачке. При содействии ГИБДД г. Орска., - Орск., «Бизнес Эффект», 2014.

  11. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы., 1986.

  12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Волгоград. Издательство «Учитель»., 2007.

  13. Мардерфельд В.Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». - СПб.: Просвещение, 2002.

  14. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе., 2004.

  15. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения. I часть. - СПб., «Лики России», 2004.

  16. Мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки». Производственное объединение ООО «Зарница». г. Москва 2014.

  17. Основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие./ Л.П. Оривенко, Н.Б. Кондратенко, Оренбург., 2001 г.

  18. Правила дорожного движения РФ.

  19. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы».

  20. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.

  21. Сальникова Л.П., Зубкова Г.Л. Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Министерство образования Оренбургской области., 2010.

  22. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идём по улице. Сборник материалов и метод. рекомендаций к изучению правил безопасного движения., 1997.

  23. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно­-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.

  24. Сосунова Е.М., Форштат M.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. – СПб.: ИД «МиМ». -1997.

  25. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие для 5-6 классов. - СПб: ИД «МиМ». -1998.

  26. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети – дорога – дети». - Ставрополь., 1995.

  27. Титов С.В., Шабаева Г.И. тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  28. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»., 1995.

  29. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге.

  30. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учеб. пособие для 7-8 классов., 1997.

  31. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учеб. пособие для 9-11 классов., 1997.

  32. Хавилов В.А., Калинина И.И. Методические рекомендации для образовательных учреждений Оренбургской области. Основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма., Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Оренбургской области. Главное управление образования Оренбургской области. - Оренбург, 2001.

  33. Школа светофорных наук. г. Киров., 2000.

  34. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. Учеб. пособие для 1-3 классов., 1997.