СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сопровождения семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа сопровождения семьи»

Программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка


В последнее десятилетие, в системе образования России, усилиями ученых и практиков, складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Мы выстраиваем свою работу в соответствии с принятой Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.


В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Как отмечает А.И.Захаров, “общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений ” [4].


Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Переход к рыночной экономике повлек коммерциализацию отношений “семья – общество”, вызвав рост взаимного недоверия, разобщенности и критике в сфере образования и воспитания, что явилось неблагоприятным фоном для процесса социализации детей. Все это привело к разбалансированности процессов воспитания в семье и государственных образовательных учреждениях.


Семья и ДОУ одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОУ располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.


Цели программы :

обеспечение непрерывного воспитания и образования, адекватного развития способностей семьи – детского сада – школы.

обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка в учебно-воспитательном процессе.

создание условий для полноценного адекватного развития ребенка в условиях адаптации к саду.


Задачи программы :

предупреждение возникновения проблем развития ребенка /содействие смягчению адаптации при поступлении ребенка в сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ /;

помощь родителям в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации;

развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.


Формы работы:

экскурсия по детскому саду;

организация работы родительского клуба “Школа мамы”;

издание внутрисадовской газеты “Малышок” анкетирование;

консультирование родителей.

подготовка памяток по развитию ребенка и подготовке к детскому саду.


Ожидаемые результаты программы . В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;

проводимая программа позволяет родителям настроится самим и настроить ребенка на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития;

возникают широкие возможности обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;

адаптация ребенка к новым условиям должна проходить более мягко и комфортно.


Этапы реализации программы :


1 этап – Организация и работа клуба “Школа мамы”.


В данной школе проводятся факультативные занятия с родителями детей, поступающих на будущий год в первую младшую группу детского сада.


Цели занятий:

Педагогическое и психологическое просвещение родителей.

Развитие положительного отношения родителей к ДОУ .

Формирование положительного образа сада у родителей для передачи эмоционального настроя детям.


Задачи данной школы:

Популяризация знаний о дошкольном учреждении как системе общественного воспитания.

Обучение практическим навыкам подготовки ребенка к поступлению в новый коллектив.

Развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.

Дать родителям первоначальные знания о поведении и развитии ребенка от 1года до 3 лет.

Обеспечение индивидуального подхода к каждой семье со стороны сотрудников учреждения с выработкой плана консультирования каждого родителя в отдельности.

Учет прогноза возможной адаптации малыша к посещению детского сада и на этой основе внедрение вариативного введения детей раннего возраста в группу.

Знакомство каждой семьи, приходящей для записи в детский сад, со стандартным пакетом рекомендаций по подготовке ребенка.


План работы на год.


Сроки

1 встреча

2 встреча

3 встреча

Тема ”

“Давайте познакомимся

“Физическое развитие и режим дня”. ”.

“Скоро в детский сад

Задачи



- дать родителям сведения о воспитательно-образовательных приоритетах сада;


- выявление мотивов поступления в детский сад. - дать представление о психофизическом развитии детей от 1 до 2 лет;

- познакомить с режимом дня для данного возраста;


- формировать представление о важности соблюдения режима дня.


выявление потребностей семьи .

- обратить внимание родителей на то, как они сами настроены на детский сад,


- познакомить с закономерностями развития форм общения у детей со сверстниками и с новыми взрослыми

Виды работы - -

Экскурсия по детскому саду;


- Сообщение заведующей о приоритетных направлениях в работе сада;


- Сообщение психолога : “Развитие ребенка от 1 лет до 2 лет”. (Основные линии развития)


- Анкетирование № 1. Отношение к детскому саду как к образовательной

Консультация медсестры: “Режим дня”.


(питание, сон, прогулка)


- Физическое развитие детей этого возраста.


Обмен опытом: “Как приучить ребенка к туалету и самостоятельной еде”


- Анкетирование №2 Выявление системе. - образовательных потребностей родителей.

Консультация психолога:


“Стили семейного воспитания”.


- Посещение группы и знакомство с воспитателями группы.


- Анкетирование №3 Прогноз тяжести адаптации с точки зрения родителей [5].


- Памятки по режиму дня и адаптации.

Участвуют

Дети подготовительной группы

Заведующая


Психолог



Медсестра


Воспитатель по физкультуре



Психолог



Воспитатели

В течение мая – июня все родители приглашаются на индивидуальную консультацию к психологу, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы


2 этап – Проведение игровых занятий с детьми 1,6-3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.


Цель занятий: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.


Задачи занятий:

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;

формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами центра Развития ребенка.


В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие речевой активности, восприятия, внимания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых умений и навыков.


Структура и форма занятий.


Занятие начинается с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают и др.


В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.


Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.


Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония /эмоциональное заражение/, с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.


Занятия с детьми длительностью 10-15 минут проводятся с октября по апрель включительно 1раз в неделю со всем детьми одновременно, в год 18 занятий. Основываясь опять же на особенностях развития детей, каждое занятие повторяется по несколько раз, что позволяет детям запоминать игры, упражнения, стишки, выбирать любимые игры. Активное участие в проведении занятий, принимает воспитатель – он активно может перенимать методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, наблюдает за поведенческими и эмоциональными проявлениями детей, использует игры и упражнения в своей работе.


Рекомендации по проведению занятий.

Психолог – непосредственный участник занятия, он заряжает детей своим положительным отношением к происходящему, вызывает желание принять участие в игре, показывает образцы выполнения действий;

Не нужно настаивать на активном участии всех детей в занятии.

Не следует добиваться точного действия или ответа.

В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход занятия, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.


3 этап – Анализ и констатация полученных результатов.


На данном этапе проводится оценка адаптационных листов и сравнение с прогнозом адаптации, полученным от родителей в ходе предварительного анкетирования. Полученные в течение 3 лет результаты, позволяют сделать вывод о целесообразности проведения такого вида взаимодействия с семьями будущих воспитанников.


Список литературы.

Балл Г.А. Понятие адаптации его значение для психологии личности// Вопросы психологии. – 1989. – №1

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.

ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор. 1996.

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.5 Союз, 1997.

Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// психолог в детском саду. – 2004. – № 1.

Мещерякова С.Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сборнике: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/ Под ред.М.И.Лисиной. – М.: 1974

Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска.// Вопросы психологии, 1998 г., №2, стр. 38.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца..// Вопросы психологии, 1994 г., №6, стр.16.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЕК, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие – М.: Владос, 1996.

Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.